СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное пространство России в первой половине XIX века: наука и образование

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации имеются слайды с вопросами для повторения материала. Ученики проходят новую тему и готовятся к ОГЭ по истории

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство России в первой половине XIX века: наука и образование»

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания  Ответы: 1 вариант 1) 1 2) 3 3) 1 4) 2 5) 4 6) 3 2 вариант 1) 4 2) 2 3) 2 4) 1 5) 2 6) 3

Проверка домашнего задания Ответы:

1 вариант

1) 1

2) 3

3) 1

4) 2

5) 4

6) 3

2 вариант

1) 4

2) 2

3) 2

4) 1

5) 2

6) 3

Культурное пространство России в  первой половине XIX века: наука и образование

Культурное пространство России в первой половине XIX века: наука и образование

Цель: Выяснить к ак развивалась наука и образование в первой половине XIX века

Цель: Выяснить к ак развивалась наука и образование в первой половине XIX века

1802 – создано Министерство народного просвещения 1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов – университеты. Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище. 1811 – Царскосельский лицей.
  • 1802 – создано Министерство народного просвещения
  • 1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов – университеты.
  • Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
  • 1811 – Царскосельский лицей.

Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский

Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский

Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.

Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.

 Работа с документом: Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.: « Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».  Как вы понимаете слова документа? 1835 – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов. Усилилась сословность в системе образования.

Работа с документом:

Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.:

« Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».

Как вы понимаете слова документа?

  • 1835 – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов.
  • Усилилась сословность в системе образования.
 Общее:1)Потребность в образованных людях. Увеличение количества учебных заведений. Сравните систему образования при Александре I и Николае I . (стр. 16 п.4; 101 п. 4,5)  Александр I   Николай I   Александр I  Николай I  Существовала автономия университетов Отменена автономия университетов. Отсутствие жёсткого контроля за образованием. Жёсткий контроль за образованием. Высшее образование могли получать и люди недворянского происхождения. Сословность образования. Детям купцов, мещан, крестьян закрыт доступ к высшему образованию. Общее: Различия:

Общее:1)Потребность в образованных людях.

  • Увеличение количества учебных заведений.

Сравните систему образования при Александре I и Николае I . (стр. 16 п.4; 101 п. 4,5)

Александр I

Николай I

Александр I

Николай I

Существовала автономия университетов

Отменена автономия университетов.

Отсутствие жёсткого контроля за образованием.

Жёсткий контроль за образованием.

Высшее образование могли получать и люди недворянского происхождения.

Сословность образования.

Детям купцов, мещан, крестьян закрыт доступ к высшему образованию.

  • Общее:
  • Различия:
Познакомьтесь с биографией и открытиями российских ученых первой половины 19 века . 1 ряд стр. 98 заполнить таблицу «Гуманитарные науки. История» 2 ряд стр. 98-99 заполнить таблицу «Точные науки Математика. Естественные науки Физика» 3 ряд стр. 99 заполнить таблицу «Естественные науки. Химия. Медицина»

Познакомьтесь с биографией и открытиями российских ученых первой половины 19 века .

  • 1 ряд стр. 98 заполнить таблицу «Гуманитарные науки. История»
  • 2 ряд стр. 98-99 заполнить таблицу «Точные науки Математика. Естественные науки Физика»
  • 3 ряд стр. 99 заполнить таблицу «Естественные науки. Химия. Медицина»
Гуманитарные науки. История. Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826). Первый русский историк.

Гуманитарные науки. История.

Николай Михайлович Карамзин

(1766 — 1826).

Первый русский историк.

 Николай Михайлович Карамзин.    Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М.Карамзин, создавший «Историю государства Российского».  Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в1826 году.  «История Государства Российского»  есть не только создание великого писателя,  но и подвиг честного человека».  А. С. Пушкин.

Николай Михайлович Карамзин.

Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М.Карамзин, создавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в1826 году.

«История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». А. С. Пушкин.

 Т. И . Грановский (1813 – 1855).   Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы.

Т. И . Грановский (1813 – 1855).

Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы.

М. Погодин (1800 – 1855).    Обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории , процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы.

М. Погодин (1800 – 1855).

Обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории , процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы.

С.М. Соловьёв (1820 – 1879).    30 лет работал над «Историей России» (вышло 29 томов)

С.М. Соловьёв (1820 – 1879).

30 лет работал над «Историей России» (вышло 29 томов)

Точные науки. Математика. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856). Великий русский математик.

Точные науки. Математика.

Николай Иванович Лобачевский

(1792-1856).

Великий русский математик.

 Николай Иванович Лобачевский.    В 1826 году он предложил новую неевклидову систему геометрии, совершив переворот в математике. Казанский Университет, ректором которого Н.И.Лобачевский был с 1827 по 1846 гг.

Николай Иванович Лобачевский.

В 1826 году он предложил новую неевклидову систему геометрии, совершив переворот в математике.

Казанский Университет, ректором которого Н.И.Лобачевский был с 1827 по 1846 гг.

 Николай Иванович Лобачевский.    В геометрии Лобачевского, принимается следующая аксиома:  через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её.

Николай Иванович Лобачевский.

В геометрии Лобачевского, принимается следующая аксиома:

через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её.

Естественные науки. Физика. Василий Владимирович Петров (1761 - 1834). Русский физик.

Естественные науки. Физика.

Василий Владимирович Петров

(1761 - 1834).

Русский физик.

Василий Владимирович Петров.  В 1802 г. В. В. Петров открыл явление свечения, возникающего между угольными электродами, по которым проходит электрический ток, названное впоследствии вольтовой дугой (применение для сварки металлов).

Василий Владимирович Петров.

В 1802 г. В. В. Петров открыл явление свечения, возникающего между угольными электродами, по которым проходит электрический ток, названное впоследствии вольтовой дугой (применение для сварки металлов).

Естественные науки. Физика. Павел Львович Шиллинг (1786 – 1837). Российский физик.

Естественные науки. Физика.

Павел Львович Шиллинг

(1786 – 1837).

Российский физик.

 Павел Львович Шиллинг.    Устроил 21 октября 1832 года в Санкт-Петербурге первый в истории электромагнитный телеграф.

Павел Львович Шиллинг.

Устроил 21 октября 1832 года в Санкт-Петербурге первый в истории электромагнитный телеграф.

Естественные науки. Физика. Борис Семенович Якоби (1801 – 1874). Российский физик.

Естественные науки. Физика.

Борис Семенович Якоби

(1801 – 1874).

Российский физик.

 Борис Семенович Якоби.    В 1834 г. Якоби строит электродвигатель основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. Модель электродвигателя Б.С.Якоби

Борис Семенович Якоби.

В 1834 г. Якоби строит электродвигатель основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Модель электродвигателя

Б.С.Якоби

Борис Семенович Якоби.  1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику.  Гальванопластика – это способ покрывания предметов тонким металлическим слоем посредством электролиза, употребляемый для получения отпечатков, копий.   Картина, сделанная методом  гальванопластики

Борис Семенович Якоби.

1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику.

Гальванопластика – это способ покрывания предметов тонким металлическим слоем посредством электролиза, употребляемый для получения отпечатков, копий.

Картина, сделанная методом

гальванопластики

Русские изобретатели. Ефим и Мирон Черепановы

Русские изобретатели.

Ефим и Мирон Черепановы

 Ефим и Мирон Черепановы.   Создатели первой в России железной дороги с паровой тягой (1833 – 1834).

Ефим и Мирон Черепановы.

Создатели первой в России

железной дороги

с паровой тягой

(1833 – 1834).

Естественные науки. Химия. Павел Петрович Аносов (1796 – 1851). Русский химик.

Естественные науки. Химия.

Павел Петрович Аносов

(1796 – 1851).

Русский химик.

 Павел Петрович Аносов.    В начале 1840-х годов в Златоусте он получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии. Златоустовский металлургический завод, где работал П.П.Аносов

Павел Петрович Аносов.

В начале 1840-х годов в Златоусте он получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии.

Златоустовский металлургический завод,

где работал П.П.Аносов

Естественные науки. Медицина. Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881). Великий русский хирург.

Естественные науки. Медицина.

Николай Иванович Пирогов

(1810 – 1881).

Великий русский хирург.

 Николай Иванович Пирогов.    Основоположник военно-полевой хирургии.  Впервые, во время Крымской войны, в 1855 году  использовал эфирный наркоз, антисептические средства при хирургических операциях, гипсовые повязки.

Николай Иванович Пирогов.

Основоположник военно-полевой хирургии.

Впервые, во время Крымской войны, в 1855 году

использовал эфирный наркоз, антисептические

средства при хирургических операциях, гипсовые

повязки.

Естественные науки. Химия. Николай Николаевич Зинин (1812-1880). Русский химик.

Естественные науки. Химия.

Николай Николаевич Зинин

(1812-1880).

Русский химик.

 Николай Николаевич Зинин.    В 1842 году осуществил синтез анилина – вещества употребляемого в качестве основы красителя в текстильной промышленности.

Николай Николаевич Зинин.

В 1842 году осуществил синтез анилина – вещества употребляемого в качестве основы красителя в текстильной промышленности.

Естественные науки. Медицина. Алексей Матвеевич Филомафитский (1807 – 1849). Русский физиолог.

Естественные науки. Медицина.

Алексей Матвеевич

Филомафитский

(1807 – 1849).

Русский физиолог.

 Алексей Матвеевич Филомафитский.    В 1848 г. опубликовал «Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь)», описал аппаратуру для переливания крови.

Алексей Матвеевич Филомафитский.

В 1848 г. опубликовал «Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь)», описал аппаратуру для переливания крови.

Установите соответствие

Установите соответствие

Установите соответствие

Установите соответствие

Российские путешественники.  прочитайте пункт 3 на стр 99-100 и заполните пропуски

Российские путешественники.

прочитайте пункт 3 на стр 99-100 и заполните пропуски

Российские путешественники.  И.Ф.Крузенштерн(1770 – 1846) и Ю.Ф.Лисянский (1773 - 1837)

Российские путешественники.

И.Ф.Крузенштерн(1770 – 1846) и Ю.Ф.Лисянский (1773 - 1837)

Российские путешественники. Ф.Ф.Беллинсгаузен(1778 - 1852) и М.П.Лазарев (1788 - 1851)

Российские путешественники.

Ф.Ф.Беллинсгаузен(1778 - 1852) и М.П.Лазарев (1788 - 1851)

Цель: Выяснить к ак развивалась наука и образование в первой половине XIX века

Цель: Выяснить к ак развивалась наука и образование в первой половине XIX века

Продолжите фразу  сегодня я узнал…   было интересно…   было трудно…   я понял, что…   теперь я могу…   я почувствовал, что…   я научился…   у меня получилось …   я смог…   меня удивило…   мне захотелось…

Продолжите фразу

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… мне захотелось…

Домашнее задание: Параграф 15, презентации (по желанию)

Домашнее задание:

Параграф 15,

презентации (по желанию)

Какие научные и технические достижения первой половины XIX века представляются вам самыми важными? Почему?

Какие научные и технические достижения первой половины XIX века представляются вам самыми важными? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!