СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное пространство России во второй половине 19 века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство России во второй половине 19 века.»

Культурное пространство во второй половине 19 века.

Цель урока: Создать представление о русской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода.

2. Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Тип урока: урок-повторение

Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер для учителя, проектор.

I. Организационный момент. Учитель и ученики приветствуют друг друга. На доске появляется тема урока “Художественная культура народов России второй половины XIX век”.

2. Мотивационно-целевой этап. Ученикам предлагается посмотреть видео ролик. И догадаться, о чем же пойдет речь. Учитель сообщает тему, цель урока и задачи (выводятся на слайд).

3. Объяснение нового материала.

Проверка знаний. На доске написано понятие «Культура» какие ассоциации у вас вызывает данное понятие? (оформляется в виде схемы). Один ученик вызывается к доске.

Что такое культура? Ученики отвечают на вопросы учителя

Что характерно для развитии культуры во второй половине 19 века?

Какое новое направление появляется в это время?

Что такое критический реализм? Выделите представителей критического реализма.

Сегодня наш урок будет строиться на повторении изученного материала.

Начнем мы с составления кластера: Типы учебных заведений. После выполнения идет проверка.







1.Типы учебных заведений (работа с учебником)





Начальное образование Среднее Высшее

Народные училища Классические гимназии Университеты

(Церковно-приходские, Реальные гимназии

Земские) Женские гимназии

Вывод: Несмотря на то, что можно было получить высшее образование, оно было платным и не все слои могли себе позволить обучаться платно. В основном высшее образование получали только дворяне. Крестьяне как правило получали лишь начальное образование. При этом во второй половине 19 века увеличивается кол-во грамотного населения. Так если в первой половине 19 века процент грамотных составлял – 1-2%, то уже после реформы образования во второй половине 19 века этот показатель вырос до 20 %.

Во второй половине 19 века настоящий расцвет переживала наука. Были созданы научные труды, имеющие мировое значение.

2.Заполните таблицу «Достижения российской науки» по тексту (учебник стр.39 п.3)

Фамилия ученого

Достижение













Вывод (формулируют ученики): Данные открытия имели большое значение и до сих пор остаются основой жизни человечества. Так, например, нельзя представить химию без периодической системы Д.И. Менделеева, космонавтику без трудов Циолковского, ведь его даже считают отцом космонавтики.



Вторая половина 19 века- время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки» - содружество 5 композиторов: М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина, Н.А. Римского- Корсакова.

Сообщение Ани Шутилиной «Достижения в области музыки» (продумать вывод)

Во второй половине 19 века творили не мало писателей, чьи произведения читают не только в нашей стране, но и за рубежом.

3. Подпишите портреты писателей (можно и произведения)

____________ ______________ ___________________

_________________ ________________ _________________

_______________ _______________ ______________

Вывод: Произведения русской литературы второй половины XIX века входят в золотой фонд мировой литературы. Имена Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Лескова известны и любимы во всём мире, их произведения считают высшим образцом искусства художественного слова. По словам немецкого писателя Томаса Манна, русская литература «и вправду одно из чудес духовной культуры».

Физкультминутка: Сейчас я буду называть слова. Если они будут относиться к культуре вы будете вставать, если эти слова не относятся к культуре вы будете сидеть.

Слова: Архитектура, живопись, консерватизм, критический реализм, промышленный переворот, Чайковский, либерализм.

А сейчас потянитесь и улыбнитесь соседу по парте.

Русская живопись второй половины 19 века решала те же общественные вопросы, что и литература. Ведущим также было направление критического реализма.

Таблица «Живопись» (выводятся на экран картины)

Художник

Картина











Вывод: Многие художники в своих картинах пытаются передать проблемы, существующие в данное время, также в картинах прослеживается важные исторические события: так, например, в картинах Сурикова отражены такие важные процессы, как: покорение Сибири Ермаком, Картина "Утро стрелецкой казни" посвящена казни стрельцов после неудавшегося бунта 1698 года. Появляется новое движение «передвижников»

Скульптура и архитектура второй половины 19 века. Заполнение таблицу.

Направление



Основные черты



Архитекторы,

скульпторы



Примеры





Вывод: Благодаря скульпторам и архитекторам улицы оживляются: появляются новые памятники и архитектурные здания, вокзалы, школы, рестораны, крытые рынки.

Общий вывод по культуре:

В XIX веке культура России поднялась на небывалую высоту. Заимствуя и видоизменяя лучшие западные образцы, она вступила в свой Золотой век. Достижения русских писателей, архитекторов, художников стали шедеврами мирового искусства.

4. Закрепление материала

1. Назовите художественный стиль, господствовавший в литературе и живописи второй половины XIX в?(критический реализм)

2. Назовите произведения написанные в стиле критического реализма? (“Три сестры”, “Вишнѐвый сад” А.П.Чехова; “Отцы и дети” И.С. Тургенева и т.д.) 3. Как называлось Товарищество русских художников второй половины XIX в. и почему?(Могучая кучка)

4. Кого из русских композиторов принято считать основателем “Могучей кучки”? (М.А. Балакирев)

5. Открытие памятника, работы какого скульптора считается выдающимся событием 1880 г.? (Памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин.)

5. Домашнее задание. Повторить $ 30-32

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

7. Рефлексия.

Ученики отвечают на вопросы

1. Вам понравился урок?

2. Все ли было понятно на уроке?

3. Какой раздел вам был более интересен?

4. Какой раздел вы плохо усвоили и почему (что было не понятно)?

5. Что на ваш взгляд необходимо добавить в данную тему урока?

8. Самоанализ.







































«Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века.

1. 1.Типы учебных заведений (работа с учебником)













Вывод:

1.Заполните таблицу «Достижения российской науки».

Фамилия ученого

Достижение

































Литература.

Подпишите портреты писателей.

____________ ______________ ___________________

_________________ ________________ _________________

_______________ _______________ ______________













Заполните таблицу «Основные жанры живописи».

Художник

Картина













Заполните таблицу «Архитектура второй половины XIX века».

Направление



Основные черты



Архитекторы



Примеры














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!