МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области образовательная организация дополнительного профессионального образования «Образовательно-методический Центр» (ГБУ КО ОМЦ)
МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»
Методическая разработка интегрированного урока
по истории искусств и рисунку
Тема «Изучение народного творчества России.
Рисование берестяного туеска»
Во 2классе по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» в ДХШ

Рассмотрена на заседании _______________
______________________________________
Протокол № _____ от ______________ 2024
Председатель Елена Геннадиевна Плохушко
|
|
Разработчики:
Казанцева Мария Ивановна,
преподаватель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Александрова Екатерина Андреевна преподаватель изобразительного искусства
|
высшей квалификационной категории
Черняховск 2024
ПАСПОРТ УРОКА
«Изучение народного творчества России. Рисование туеска»
Вид ДОП
|
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
|
Название ДОП
|
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество»
|
Учебный предмет
|
Интегрированный урок по предметам «История искусств» и «Рисунок»
|
Срок обучения
|
5 лет
|
Год обучения
|
Второй
|
Возраст учащихся
|
12-13 лет
|
Место темы в структуре учебной программы
|
Рабочая программа
предметной области ПО.02 История искусств
УП.02. История изобразительного искусства Раздел: Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв.
Рабочая программа
предметной области ПО.01 Художественное творчество
УП.01. Рисунок Раздел: Линейный рисунок.
|
Тип урока
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Вид урока
|
комбинированный
|
Продолжительность
|
80 мин (2занятия по 40 мин.)
|
Характеристика группы / учащегося (кратко)
|
Общий уровень подготовки по программе: 4уч. - высокий; 4 уч.- средний; 2уч. - низкий;
Общий уровень развития: средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
|
Цель урока
|
Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением.
Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра.
|
Задачи урока
|
обучающие:
- Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России;
- Формировать интерес к народному искусству и творчеству, как к художественной ценности;
- Сформировать понятие о предметах быта, с характерными особенностями декора;
- Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов из бересты.
- Научить различным способам декоративной росписи.
- Проанализировать конструктивную основу формы и использовать ее при построении рисунка;
- Закрепить навыки компоновки в формате листа;
- Точно определить соотношение размеров (пропорции), развивая глазомер;
- берестяных изделий в традициях России;
развивающие:
- Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук;
- Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;
- Развитие умения декоративной росписи, пользуясь различными приемами.
- Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;
- Развитие у учащихся навыков рисунка простых бытовых предметов
воспитательные:
- Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;
- Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству;
- Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы;
- Поощрять у ребят желание работать самостоятельно и творчески.
|
Методы обучения
|
методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры
методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, самостоятельная работа
|
Формы работы
|
Групповая и индивидуальная.
|
Средства обучения
|
инструментальные: по количеству учащихся – бумага А .4, простой карандаши разной мягкости, ластик, зажимы для бумаги цветные карандаши;
наглядные: презентация «Берестяные туеса», оригиналы туесов, иллюстрации с изображением туесов.
технические: ноутбук, экран, мольберт, планшет, стул.
|
Межпредметные связи
|
История искусств, рисунок, композиция декоративно-прикладная, орнамент, роспись по дереву.
|
Дата проведения
|
22.05.2024г.
|
Место проведения
|
Выставочный зал в МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой».
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Для того чтобы у учащихся возник интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывалось чувство причастности к наследию прошлого и культуре своей Родины – необходимо знакомить их с культурой и традициями своего народа. Ремесла в России развивались с древнейших времен с использованием самых разных материалов и традиций. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду - природную, предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный аспект образовательного процесса в детской художественной школе - это интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию предметов изобразительного искусства, который является не только обучающим, но и развивающим детей. В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают целостное представление благодаря теоретическим урокам и практическим навыкам. Поэтапно усложняя творческие задачи на интегрированных уроках, развивается ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание, изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально-эмоциональному подходу характерному для учащихся 2 классов, которые уже готовятся к серьезной проектной деятельности.
Речь на уроке пойдет о берестяных туесах.
Берестяные туеса — это одно из самых известных произведений народного ремесла и искусства в России. Это резные изделия из бересты, которые служат украшением и практическим предметом быта. Берестяные туеса являются воплощением мастерства и красоты русского народа, а также символом национальной культуры и традиций.
История берестяных туесов насчитывает многие века. В древности береста была широко использована в России для создания различных предметов, таких как посуда, корзины, обувь и другие. Однако берестяные туеса выделяются своей особой утонченностью и красотой. Мастера вырезают из бересты узоры и орнаменты, создавая уникальные и неповторимые изделия.
Берестяные туеса могут иметь различные формы и назначение. Они могут быть предметами одежды, такими как поясные туеса или накладки на обувь, а также украшениями для различных предметов, например, книг, шкатулок или кубков.
Широко береста применяется для изготовления детских погремушек (шенкурков), предметов бижутерии и оберегов. Мастера создают разнообразные узоры и орнаменты, которые отражают традиции и символику русской культуры, такие как цветы, животные, птицы и геометрические узоры.
Особенностью берестяных туесов является их изящность и тонкость исполнения. Мастера используют различные инструменты, такие как ножи и резцы, чтобы создать детальные и сложные узоры. Они также применяют различные методы обработки бересты, такие как горение, окрашивание и лакирование, чтобы придать изделиям яркие и насыщенные цвета.
Берестяные туеса не только служат украшением и предметами быта, но и имеют глубокий символический смысл. Они отражают дух русского народа, его представления о красоте и гармонии. Каждый узор и орнамент имеют свое значение и носят в себе историческую и культурную ценность.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно прикладное творчество».
Рисунок-основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом.
Учебный предмет «Рисунок»-это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Включает в себя ряд теоретических и практических знаний. Эти знания помогают понять и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.
Рисунок туеса (имеющего в основе своей формы цилиндр) в вертикальном положении является одной из основ постижения техники рисования: правил построения, знания элементов светотени, законов воздушной перспективы, приемов штриховки и передачи формы и объѐма предметов.
План урока
I Подготовительный этап
- Организационная часть
- Проверочная часть
- Подготовительная часть
II Основной этап
- Усвоение новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания нового материала
- Физкультминутка
- Первичное закрепление знаний и способов действий
- Контрольный
III Итогово – рефлексивный этап
IV Информационно-инструктивный этап
ПЛАН УРОКА
Разд.
|
Этап
|
Название этапа
|
Содержание этапа
(виды и формы работы)
|
Время
|
I
|
Подготовительный
|
Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу
|
1 мин.
|
1
|
Организационный
|
Проверка рабочих мест (инструментов)
|
1мин.
|
2
|
Проверочный
|
Вопросы на проверку пройденного материала
|
3 мин.
|
3
|
Подготовительный
|
Создание проблемной ситуации на уроке, стимулирование познавательного интереса к новой теме
|
2 мин.
|
II
|
Основной
|
Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, подлинников берестяных туесов.
|
15мин.
|
|
4
|
Усвоение новых знаний и способов действий
|
.Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, стимулирование познавательного интереса вопросами.
Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала.
|
15 мин.
|
5
|
Первичная проверка понимания нового материала
|
Беседа по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний
|
3 мин.
|
6
|
Физкультминутка
|
Показ упражнений с объяснением их назначения и алгоритма выполнения
|
5мин.
|
7
|
Первичное закрепление знаний и способов действий
|
Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы
|
5 мин.
|
8
|
Контрольный этап
|
Практическая работа учащихся по рисованию туеса, самостоятельному выполнению геометрического орнамента в полосе, различных его вариантов или другого декора ( на выбор ученика).
|
30 мин.
|
III
|
Итогово-рефлексивный
|
Беседа, на выявление уровня усвоения учебного материала. Вопросы на установление возможных затруднений и ошибок в работе. Вопросы на выявление мест, где в будущем могут использоваться полученные знания.
|
4мин.
|
IV
|
Информационно-инструктивный (по домашнему заданию, если требуется)
|
Формулирование домашнего задания
|
1 мин.
|
Итого
|
85мин.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разд.
|
Этап
|
Название этапа
|
Задача этапа
(результат)
|
Методы, формы, средства обуч.
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
Время
(мин.)
|
I
|
Подготовительный
|
Настроить на активную работу
|
словесный
мотивационный
|
Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу
|
Приветствуют преподавателя (гостей)
|
1
|
|
1
|
Организационный
|
Организовать рабочие места
|
указание/напоминание
|
Проверка рабочих мест (инструментов)
|
Организуют рабочие места
|
1
|
|
2
|
Проверочный
|
Проверить готовность к уроку
|
Беседа и опрос
|
1. Показываю предметы различных народных промыслов и задаю вопросы:
- С какой росписью по дереву вы уже знакомы?
- О каких новых предметах быта русского народа предыдущих веков вы узнали на уроке?
- Как еще называют туеса в разных регионах России?
|
Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.
|
2
|
|
3
|
Подготовительный
|
Подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы)
|
Создание проблемной ситуации (ситуации новизны)
|
Создаем проблемную ситуацию (ситуацию новизны) и просим ответить на вопросы:
- Почему туеса делали из бересты?
Стимулируем познавательный интерес своим рассказом и наводящим вопросом:
- Для каких целей и нужд изготавливали берестяные туеса?
Подводим учащихся к цели занятия и задачам, которые будет необходимо решить.
|
Размышляют, выдвигают свои версии, отвечают на вопросы,
|
3
|
II
|
Основной
|
Организовать процесс осознанного, активного освоения информации по месту возникновения, характерным особенностям и технологии берестяных туесов
|
Словесные
Наглядные практические
|
Знакомство учащихся с местом возникновения, технологией изготовления и особенностями берестяных туесов. Демонстрация подлинников и иллюстраций берестяных туесов.
|
Слушают, запоминают, отвечают на вопросы.
|
15
|
|
4
|
Усвоение новых знаний и способов действий
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание места возникновения, характерных особенностей и технологии изготовления берестяных туесов..
|
Показ презентации
|
Излагаем содержание, демонстрируем слайды, стимулируем познавательный интерес вопросами.
Основные тезисы:
- Знакомство с жизнью и бытом крестьян на Руси; (Слайды 1-11).
- Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 12).
- Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала.(Слайды 13-16).
|
Случают, запоминают
|
15
|
|
5
|
Первичная проверка понимания нового материала
|
Установить правильность и осознанность усвоения нового материала по истории возникновения, характерных берестяных туесов, выявить неверные представления, провести их коррекцию
|
Аналитическая беседа
|
Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 16).
-Из чего изготавливали туеса?
-Почему туеса изготавливали из бересты, какими она обладает свойствами?
-Для чего предназначались туеса?
-Как по другому называли туеса в разных регионах?
-На какое геометрическое тело похожа форма берестяного туеска?
|
Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, сравнивают и определяют форму и декор берестяных туесов.
|
3
|
|
6
|
Физкультминутка
|
Подготовить двигательный аппарат к продолжению обучения
|
Физическая релаксация
|
Предлагаю провести разминку. Показываю упражнения, объясняю их назначение и алгоритм выполнения:
1. На снятие напряжения с пальцев рук (2 раза)
2. На снятие напряжения в кистях и суставах рук (2 раза)
2. На устранение мышечных зажимов в области шеи (2 раза)
3. На укрепление мышц спины и ног (по 2 раза)
Подвожу итог разминки. Настраиваю на продолжение обучения
|
Выполняют упражнения. Оценивают свое физическое состояние и готовность к продолжению обучения
|
5
|
|
7
|
Первичное закрепление знаний и способов действий
|
Обеспечить первичное закрепление знаний в построении берестяного туеса, геометрического орнамента в полосе.
|
Рассказ и демонстрация этапов работы
|
Показываю приемы выполнения различных орнаментальных рисунков (Слайды 13-17)
Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы
|
Смотрят, запоминают
|
5
|
|
8
|
Контрольный
|
Убедиться в правильном, точном и полном осознанном освоении композиционных схем и приемов построения формы туеса
|
Творческая работа
|
Предлагаем выполнить самостоятельно построение туеса на основе цилиндра и приступить к геометрическому орнаменту в полосе;
Контролируем выполнение задания. Организовываем самопроверку.
|
Выполняют задание
|
25
|
III
|
9
|
Итогово - рефлексивный
|
Провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы для дальнейшего применения полученных навыков
|
Итоговая беседа
|
1. Организовываем беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентируем внимание на конечных результатах учебной деятельности. Побуждаем к саморефлексии: что нового узнали, чему научились; какие испытали трудности или допустили ошибки; почему они возникли; как их преодолели; что помогло или помешало справиться с заданием; где еще можно применить полученные знания; с кем поделитесь своим опытом; что еще необходимо узнать и чему научиться, чтобы выполнять задания еще лучше?
2. Отмечаем степень вовлеченности учащихся в работу, увлеченность выполнением задания, поощряю.
3. Намечаем перспективы дальнейшей работы по изучению росписи по дереву.
4. Мотивируем на осознанное выполнение домашнего задания
|
Формируют конечный результат своей работы на уроке. Сравнивают его с образцом.
Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения.
|
4
|
IV
|
10
|
Информационно-инструктивный
|
Обеспечить понимание цели и, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
объяснение
|
Формулируем домашнее задание
|
Участвуют в постановке домашнего задания
|
1
|
Итого
|
180
|
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Открытый интегрированный урок проводился по предметам «История искусств» и «Рисунок», для учащихся второго года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет. В группе 10учащихся.
В целом группа имеет средний уровень развития познавательных, учебных и творческих навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе мы учитывали возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, активные, любознательные.
Тема урока: «Изучение народного творчества России.
Рисование берестяного туеса»
Целью занятия: Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением.
Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра.
Задачи урока я реализовала через следующие аспекты:
обучающие:
- Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России;
- Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;
- Сформировать понятие о изделия из бересты в обиходе русского народа, как предмете быта с характерными особенностями декора;
- Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов быта;
- Научить составлять декоративные композиции научить рисовать предметы быта на основе геометрических форм, в данном случае на основе цилиндра.
развивающие:
- Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук;
- Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;
- Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;