Культурные практики в соответствии с ФОП ДО
МБДОУ детский сад «Журавушка»
Воспитатель:
Николаева Г.Ю.
Культурные практики и развитие ребенка
По требованиям Стандарта
содержание образования сводится
к освоению ребенком различных культурных практик,
а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Что такое «культурные практики» ?
Под культурными практиками
мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка
виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся
с первых дней его жизни.
Что такое «культурные практики» ?
Среди культурных практик можно выделить следующие:
- манипуляция с предметами,
- фантазирование,
- творческая деятельность,
- продуктивные виды деятельности,
- коллекционирование,
- экспериментирование,
- игра,
- поисково-исследовательская деятельность.
Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Зачем нужны культурные практики?
- Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
- Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников
- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
К основным культурным практикам дошкольников относятся:
- игра (сюжетная и с правилами),
- продуктивная деятельность,
- познавательно-исследовательская деятельность,
- чтение художественной литературы
В подготовительной группе культурные практики
дополняются практической деятельностью детей
- по самообслуживанию,
- обучением грамоте и
- элементарной математике
Они могут быть дополнены другими культурными практиками…
- практическая деятельность
- результативные физические упражнения
- коммуникативный тренинг
- простейшее музицирование,
- целенаправленное изучение основ математики,
- целенаправленное изучение основы грамоты,
- и многое другое…
Использование в образовательном пространстве детского сада культурных практик
- «Утро радостных встреч»
- «Рефлексивный круг»
- «Гость группы »
- «Музейная педагогика»
- «Финансовая грамотность»
- «Ранняя профориентация»
УТРО РАДОСТНЫХ ВСТРЕЧ
- « Утро радостных встреч» - это встреча каждый день.
- До завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели предыдущий день, делятся своими переживаниями и впечатлениями, строят планы. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.
УТРО РАДОСТНЫХ ВСТРЕЧ
- Задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
- -создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; -обеспечить условия для общения детей и взрослых; -активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- -выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- -разработать план реализации нового проекта;
- -подвести итоги проекта;
УТРО РАДОСТНЫХ ВСТРЕЧ
- - прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п); учить: – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; – делать выбор; – планировать собственную деятельность;
- - поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ
- Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, особенно с речевыми нарушениями, мыслительные возможности детей.
- Ежедневно до завтрака, по 5-10 минут. мл. и ср. возр., в подгот. к школе группе 10-20 минут
- Цель данной технологии : развитие устной связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний) .
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ
Задачи:
- сплотить детский коллектив;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
- учить обсуждать планы на день (в дальнейшем - неделю, месяц, передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.
ГОСТЬ ГРУППЫ
Является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.
Воспитанники :
- узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. это не обычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память;
- учатся слушать, слышать, задавать вопросы;
- видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т.д.) в новой роли - «воспитатель»;
- получают образец, наглядный пример социальной активности;
- испытывают гордость, что именно его мама ведет «занятие», ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка.
Родители:
- понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога;
- лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок» обстановке.
Педагоги:
- также могут поучиться чему-то у родителей, посмотреть на ситуацию по-новому.
НАПРИМЕР:
Сентябрь – знакомство с профессией врача
Ноябрь – знакомство с профессией военнослужащего
Январь – знакомство с профессией учителя
Март - знакомство с профессией кондитера
Май – знакомство с профессией пожарного
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям
- Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
- Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
- 1 этап - познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
- 2 этап- детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики
- 3 этап -дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как
- -погружение в прошлое,
- -манипулирование с музейными предметами,
- -вопросно-ответный метод,
- - сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
- -обыгрывание ситуаций,
- -мини-спектакли,
- -смена интерьеров,
- -экскурсия по выставке,
- -демонстрация экспонатов,
- -эвристическая беседа и так далее
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- - Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- -У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Цель:
Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
-Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
-понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу
реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности
- Интеллектуальные игры и развлечения
- Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры
- Тематические занятия
- Беседы
- Чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок
Создание условий по развитию финансовой грамотности
(Старшая группа)
- Игры «Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»
- Медиатека из презентаций
- Медиатека интерактивных игр
- Ребусы
- Лабиринты тематические
- Игры-путешествия
- Банковские карты
- Ненастоящие деньги
- Банкомат
- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Профориентация – это комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность к определенному роду деятельности, профессии.
Ранняя профориентация
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи для старшего дошкольного возраста:
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- расширять представления о современных профессиях;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- формировать представление о видах производственного и обслуживающего труда, о связи деятельности людей различных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками
- беседы о профессиях;
- экскурсии, виртуальные экскурсии;
- встреча с представителями разных профессий;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Ожидаемые результаты
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессионально важные качества представителей различных профессий;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека.
Организация культурных практик
- Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
- В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
- Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
На основе культурных практик у детей формируются: Привычки; Пристрастия; Сопереживания; Интересы и излюбленные занятия; Обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми; Приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт.
Процесс овладения
культурными практиками – это процесс приобретения
универсальных
культурных умений
при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности
в предметной среде