СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кумир, герой, идеал»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится», необходимость найти себя, свое предназначение.

Почти у каждой эпохи есть свои герои и образцы для подражания. Особенно важны они для подростков.

Подросткам свойственно всматриваться в мир своего «Я», примерять к себе поступки книжных героев, и напряженно думать: «А на что я способен в такой ситуации?»

Просмотр содержимого документа
««Кумир, герой, идеал»»

Исследовательская работа ученицы 8 класса.

Тема: «Кумир, герой, идеал». Данная тема не новая, но она очень актуальна сегодня. Годы идут, сменяются поколения, меняются и интересы, появляются новые ценности. Чем же сегодня живут наши дети – мои сверстники?

Наверное, у каждого человека есть кумир. Это та личность, с которой мы берем пример, стараемся быть похожим, или же просто увлекаемся его творчеством. Кумирами могут являться самые разные люди. Но в основном это актеры, певцы и спортсмены. Кто-то может брать пример с героя книги, а для кого-то примером подражания может являться человек из своего окружения.

Почти у каждой эпохи есть свои герои и образцы для подражания. Особенно важны они для подростков.

Подросткам свойственно всматриваться в мир своего «Я», примерять к себе поступки книжных героев, и напряженно думать: «А на что я способен в такой ситуации?»

Цель моей работы: изучить, какое место в жизни подростка занимают кумиры, и какое влияние они могут оказывать на подростка.

Проводя исследование по данной теме, я хотела получить ответы на вопросы: на кого хотят быть похожи сегодняшние современные дети? Кто является их идеалом, кумиром, героем?

В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится», необходимость найти себя, свое предназначение.


Кумир или идеал?


Вот как объясняется значение слова кумир в толковом словаре В.И. Даля:


КУМИР - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.

2)Предмет бестолковой любви, слепой привязанности. 3)Кумиропоклонник, язычник, идолопоклонник.

4)Кумиропоклонничать, быть язычником;

5)Кумирослужитель . язычник; жрец.


Так же существует понятие идеал. Вот как оно объясняется в словаре Ожегова:

ИДЕАЛ, - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

Не стоит путать два этих определения, которые бывают у детей и подростков. Пусть редко, но до сих пор идеалом у мальчиков считается рыцарь (нынешний супергерой), которому хочется подражать в храбрости, благородстве. А для девочек идеалом является принцесса. Стремление к универсальному образу свойственно всем. Это часть личности.

А вот как объясняют два этих слова ученики нашей школы:

Кумир и идеал это не одно и то же, т.к кумир не всегда бывает идеальным человеком. Идеал – человек, в котором собраны самые лучшие человеческие качества

Кумир – это человек, который служит предметом восхищения. Им ты просто восхищаешься, не стараясь быть на него похожим. А идеал – это то, к чему ты стремишься.

Кумир и идеал – это одно и то же, ведь кумиром считается тот человек, который для тебя идеален.

Безусловно, каждый из ребят по-своему прав.

Иногда увлечение кумиром переходит в фанатизм.

Что такое фанатизм?


Фанатизм подразумевает одержимость идеей или неким идеалом. Фанат компенсирует недостатки положительными качествами кумира. По-другому: в кумире ему нравятся те качества, которыми он сам хотел бы обладать.


Увлечения


Есть и другой вариант фанатства – поклонение какому-либо занятию. Если подросток собирает марки, значки, и это не мешает ему учиться, с друзьями он может поговорить о чем-то кроме своего увлечения, беспокоиться не о чем. Замечательно, что у него есть хобби.


Кумир – воплощение идеала. В мире так много выдающихся личностей, жизнью которых хочется интересоваться, подражать характеру, манерам одеваться и вести себя. «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу тебе, кто ты», - современный афоризм. Звезды кино, музыки, литературы: идеал может быть среди них. Звезды кино смотрят на нас с телеэкранов, их роли нам очень нравятся. Сыгранные герои вызывают бурю эмоций, ведь свое отношение мы фокусируем именно на них. Произведения звезд музыки чаруют и завораживают. Мы наслаждаемся незабываемыми голосами певцов, и чувствуем музыку сердцем.

А звезды литературы могут быть кумирами многих из нас. Их произведения отражают дух эпохи, ее реальность, ценности и устои. Мир книг – вселенная, которая манит читателя и поглощает в себя.

Чтобы найти ответы на заданные мною вопросы, решено было провести анкетирование.

Обучающимся была предложена анкета с целью определения наиболее популярных актеров, литературных героев, спортсменов, музыкальных исполнителей и их характеристик.

Первая анкета содержала следующие вопросы:

  1. Кто такой кумир? Кумир и идеал – одно и то же?

  2. Ваш любимый артист? Чем он привлекателен для вас?

  3. Назовите своего любимого музыкального исполнителя. Почему он привлекает вас?

  4. Ваш любимый спортсмен. Чем он вам нравится?

  5. Ваш любимый литературный герой?

  6. На кого вы хотели бы быть похожими.

  7. С кем из них вы хотели бы дружить?

Таким образом, перед учащимися была поставлена задача: ответить на вопросы и объяснить свой выбор.

В моем понимании и понимании многих школьников, кумир – это положительный идеал, к которому нужно стремиться, пытаться совершать такие же поступки, достигать таких же высот. Это должен быть человек целеустремленный, уверенный в себе, в своих силах, готовый прийти на помощь к людям, пожертвовать собой ради спасения другого.

В ходе диагностики мною были выделены наиболее популярные в школьной среде актеры, герои литературных произведений, спортсмены и музыкальные исполнители.

  • Анализ выбора любимых артистов показал, что ученики среднего звена в основном отдают предпочтение наиболее привлекательным современным кинозвездам Голливуда, ориентируясь в основном на их внешние характеристики: «симпатичный, красивый, сильный, смешной, мужественный»: Джеки Чан, Джейсон Стэтхэм, Эмма Уотсон.

В выборах предпочтений 8-9-классников в основном так же преобладают современные актеры, но критериями оценки являются уже не только «красивый и мужественный», но и когда кумиры являются общественными деятелями, занимаются благотворительностью: Арнольд Шварцнегер, Ченнинг Татум, Джонни Депп, Анджелина Джоли и Дженнифер Лоуренс.


  • Выбор спортсмена также в своем большинстве определялся внешними данными. Обучающиеся в своих анкетах указывали на привлекательность внешности героя, на популярность, успехи в своем виде спорта: Криштиану Роналду (футболист), Леонель Месси (футболист), Екатерина Гамова (волейболистка).


  • Выбор наиболее предпочитаемого музыкального исполнителя анализировался с позиции значимости таких показателей, как голос, музыка, внешность исполнителя, смысл и содержание музыкальных композиций. Кумирами подростков среди музыкантов в основном являются рок и рэп исполнители: Skillet, Noize MC, Eminem, Slipknot, Виктор Цой, Green Day.


  • Наиболее популярными героями художественных произведений являются: Гаврик из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий», Петр Гринёв – герой повести А.Пушкина «Капитанская дочка», главный герой рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни», Гарри Поттер.

Все привыкли думать, что в основном мы выбираем кумиров, по их внешности. Как выяснилось, это не так! Все чаще ученики писали, что им нравится тот или иной человек, не только потому, что он хорошо играет в кино, поет, а еще и потому, что он занимается благотворительностью.

Анджели́на Джоли́ (4 июня 1975) — американская актриса, режиссёр и сценарист, фотомодель.

Поклонники любят Анджелину Джоли не только за ее роли в кино, но и за благотворительную деятельность. Она является послом доброй воли ООН. Анджелина Джоли создала несколько благотворительных организаций.

У неё 6 детей, и 3 из них - приемные.


Ма́ршалл Брюс Мэ́терс (17 октября 1972), более известный под сценическим псевдонимом Эминем американский рэпер, музыкальный продюсер, композитор и актёр. Помимо сольной карьеры. Эминем является одним из самых продаваемых музыкальных артистов в мире. Он назван одним из самых великих музыкантов всех времён.

Эминем основал собственный благотворительный фонд The Marshall Mathers Foundation, который оказывает помощь детям из неблагополучных семей штата Мичиган.


Криштиа́ну Рона́лду душ Са́нтуш Аве́йру (5февраля 1985) — португальский футболист, выступающий за испанский клуб «Реал Мадрид» и сборную Португалии. Самый дорогой футболист в истории футбола. Считается одним из лучших футболистов современности.

Роналду является послом «Global Artist Ambassador». Криштиану будет бороться с детским голодом , а также пропагандировать физическую активность и здоровое питание. Мало кто знает, то португалец продал свою «Золотую Бутсу», которую получил в 2011 году. Награда ушла на аукционе за 1,5 миллиона евро. Все деньги были отданы на помощь детям палестинским детям. Ранее Криштиану продал большую часть своей спортивной обуви, а вырученные средства перечислил в фонд «Реала», который помогает 167 школам в 66 странах мира.


  • Известны факты, что у выдающихся людей есть не менее выдающиеся кумиры. Например, кумиром Марины Цветаевой был А.Блок.

Стихи к Блоку

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ,

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту…


  • Творческий путь Анны Ахматовой начался достаточно рано. Эта писательница боготворила Александра Сергеевича Пушкина. Она знала наизусть его поэтическое наследие, близко к тексту – письма. Позже Ахматова стала автором глубоких исследовательских работ о Пушкине. Детство Ахматовой пришлось на конец девятнадцатого века, и столетия, в котором жил великий поэт.


  • Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», – вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.

Тема одиночества и даже изгнанничества становится одной из любимых для него – надо полагать, не без творческого влияния Пушкина. Так, после прочтения пушкинского «Демона» Лермонтов пишет стихотворение «Мой демон», переписанные в тетрадку пушкинские поэмы  «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» дают толчок к созданию романтических поэм «Корсар», «Черкесы», «Кавказский пленник» 



Результаты второго анкетирования меня очень порадовали.

Ответы учеников на вопросы второго анкетирования:

1

Литературный персонаж, вызывающий восхищение, но поступки которого вы б никогда не повторили?

Гекльберри Фин , Лисбет Саландер, Маша (Привередница), Андрей Болконский, Дон Кихот, Анна Каренина, Печорин, Татьяна Ларина, Левша, Герасим, Остап, Геракл, Сотников, Робин Гуд(2), Барон Мюнхаузен, Дубровский, Чацкий, Саня Григорьев.

2

В ком из литературных героев вы узнаете и познаете себя?

Маша(2)(Барышня-крестьянка), Анна (Гранат, браслет), Наташа Ростова, Знайка, Ассоль, Скарлет О’Хара, Чацкий(2), Марья Троекурова, Лена Бессольцева, Мальвина, Белоснежка, Перси Джексон.

3

Литературный персонаж, чьи реплики у вас всегда на уме.

Шерлок Холмс, Маленький принц(3), Рамусов, Левша, Алиса, Васков, Карлсон, Барон Мюнхаузен, Остап Бендер, Наташа Ростова, Д’Артаньян, Дубровский, Алексей Гринев(2), Софья (Горе от ума), Саша Григорьев, Га-Ноцри.

4

Самый ненавистный и раздражающий вас литературный образ.

Профессор Керн, Дориан Грей, Баба-Яга(2), Раскольников, Троекуров(2), Молчанин(2), Шабашкин, Карабас-Барабас, Снежная Королева, Анатоль Курагин, Артемий Земляника, Простакова, Ромашка.

5

Герой, в котором вы ужасно разочаровались, дочитав произведение до конца.

Энгельс, Герасим, Нина, Евгений Онегин(3), Карабас-Барабас, Дубровский(2), Печорин(4), Барышня, Швабрин(2).

6

Книга, сильно повлиявшая на вас и ваше мировоззрение.

«Горбун», «Девушка со шрамом», «Привередница», «Записки маленькой гимназистки»(2), «Война и мир», «Идиот», «Искренне ваш Шурик», «Унесенные ветром», «Горе от ума», «Рамон»(2), «Однодум», «А зори здесь тихие», «Чучело», «Три товарища», «Дьюма-Ки», «Белый Клык», «Капитанская дочка», «Принцесса из собачьей будки», «Мастер и Маргарита».

7

Книга, к которой вы постоянно возвращаетесь, чтобы перечесть.

«Сказка о царе Салтане», «Девушка с татуировкой дракона», «Гранатовый браслет», «Кладовая солнца», «Записки маленькой гимназистки», «Война и мир», «Невесты Атамана», «Человек, который смеется», «Робинзон Крузо», «Муму», «Приключения Гулливера», «Судьба человека», «Шерлок Холмс», «Хоббит», «Голова профессора Доуэля», «Два капитана»(2), «Гарри Поттер».

8

Какого литературного персонажа вы бы с удовольствием сыграли в спектакле?

Лиза (Барышня крестьянка), Эркюль Пуаро, Мальвина(5), Джульетта(3), Шерлок Холмс, Долли, Чацкий, Татьяна Ларина(2), Марья Троекурова, Ассоль(3) Гермиона, Барон Мюнхаузен, Анна Каренина, Алиса(2), Шерлок Холмс, Лена Бессольцева.

9

Кого из литературных героев вы бы хотели иметь в своем окружении или в качестве друга?

Каштанку, Буратино, Наташа Ростова, Алиса, Мелани, Рет Батлер, Чацкий(2), Маленький принц(2), Гермиона, Дюймовочка, Шерлок Холмс(2), Готфрид Ленц, Карлсон, Петр Гринев.

10

Любимый сказочный персонаж, в котором вы увидели Настоящего человека.

Чипполино, Буратино(2), Белоснежка, Кот в сапогах(2), герой из книги «Белый клык», Робин Гуд(2).

11

Хоть он/она и отрицательный литературный тип, но мне нравится в нем/ней…

Печорин, Снежная королева, Элен Безухова, Скарлет О’Хара, Евгений Онегин, Раскольников, Азазелло, Воланд(2).



Наиболее популярными литературными жанрами у подростков являются фантастика и приключенческий жанр. Но, безусловно, радует то, что и классическая литература не остается в стороне.

Хотя чаще всего кумирами подростков являются актеры и певцы, литературные герои им ни в чем не уступают. Они так же красивы, благородны, мужественны и полны достоинства.



Выводы:


Подростков привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального положения. Но не всегда то, что привлекает наше внимание и интерес должно вызывать у нас стремление следовать этому. Человек обладает сознанием и определенной свободой. Можно сказать, что тот или иной певец, актер тебе нравятся, но нужно понимать, что его жизнь – это не твоя судьба.

Хотя чаще всего кумирами подростков являются актеры и певцы, литературные герои им ни в чем не уступают. Они так же красивы, благородны, мужественны и полны достоинства.

По данным опроса выявлено: большинство учеников считают, что кумир является для них примером. Это человек, который тебе нравится, которому, возможно, ты хочешь подражать.

В вопросе о кумире и идеале мнения разделились. Кто-то считает, что это совершенно разные вещи. Ведь идеал – это идеальный человек, а кумир не всегда бывает идеальным. Но некоторые считают, что это одно и то же, потому что для кого-то идеалом может являться сам кумир.

Кто-то любит своего кумира за его красоту, манеру общения. А для кого-то кумиром является человек, который, вне зависимости от своего рода деятельности, делает что-то для блага общества. А для кого-то кумиры – это его родители.

Конечно, радует то, что дети не перестали читать. Ученики восхищаются Дубровским, Анной Карениной, Петром Гриневым, перечитывают такие книги, как «Война и мир», «Два капитана» и «Судьба человека».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!