СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куратор - наставник в системе СПО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Роль куратора группы в реализации программы наставничества в системе СПО" для выступления на заседании МО кураторов 

Просмотр содержимого документа
«Куратор - наставник в системе СПО»

Доклад

Роль куратора в реализации программы наставничества

Преподаватель, группы Л. А. Бабина

На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательные организации является одним из актуальных вопросов образования и воспитания. Это позволяет решать актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника. Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формировать профессиональные компетенции, обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы.

Актуальность программы «Куратор - наставник» обусловлена следующими факторами:

1. Необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательной организации «Крымский медицинский колледж»;

2. необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;

3. необходимостью осознать студентами правильность профессионального выбора и наметить пути самообразования и самовоспитания профессионально значимых качеств;

4. необходимостью найти рациональные методы самостоятельной организации учёбы, свободного времени, взаимоотношений с родителями на пути становления как независимой личности;

5. потребностью медицинских учреждений Крыма в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и первичными «мягкими» навыками (soft skills);

6. потребностью в современных формах работы с обучающимися.

Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в колледже сопровождается преодолением студентами различных трудностей: им приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты не в силах справиться самостоятельно. Программа « Куратор-наставник» позволяет адресно решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями и первичными «мягкими» навыками (soft skills).

Куратор группы  выполняет роли наставника студентов, диагноста, старшего товарища. По отношению к группе  куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом. Соответственно он выполняет социально - педагогическую, научно-методическую, организационно-воспитательную, коммуникативно-рефлексивную и аналитико-диагностическую функции.

Формой работы куратора-наставника является индивидуальная работа с наставляемым студентом. Реализуется направленное воздействие наставника –  воздействие куратора, ориентированное на определенных студентов или конкретные их личностные качества, поступки. 

Приведем пример направленного воздействия куратора-наставника на студентку группы (по понятным причинам мы не указываем ее личные данные).

При поступлении в колледж в результате наблюдений куратора отмечались: слабое здоровье, повышенная тревожность, стеснительность, неуверенность в себе и как следствие - неразвитые коммуникативные навыки и сложности с адаптацией в коллективе, очень низкий уровень самооценки. Конечно же, этой студентке, как никому, требовалось направленное действие куратора как наставника. Взаимодействие куратора-наставника и наставляемой осуществлялось и ведется согласно Программе работы наставника на 2022-2023 учебный год и Программе работы наставника на текущий 2023-2024 учебный год.

Сведения об обучающемся

ФИО обучающегося

------------------------------

Специальность

Сестринское дело

Группа

-------------------------------

Телефон

-------------------------------

Причины, по которым студенту рекомендуется работать с наставником - преподавателем

Повышенная тревожность, стеснительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки.

Сведения о преподавателе-наставнике

ФИО

Бабина Людмила Андреевна

Образование (наименование ОО, год окончания, специальность, квалификация по диплому)

Высшее. Симферопольский государственный университет

им. М.В. Фрунзе, 1988г. Специальность – «Английский язык и литература». Квалификация – «Филолог. Преподаватель».

Педагогический стаж

35 лет

Место работы

Крымский медицинский колледж

Должность

преподаватель

Учебная дисциплина/ МДК

Иностранный язык в профессиональной деятельности

Кураторство

---------------------------------

Квалификационная категория

Соответствует занимаемой должности

Программа работы куратора-наставника на 2023-2024 учебный год



1. Цель, задачи и планируемые результаты работы с наставляемой:

Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки студентке для повышения низкого уровня самооценки и самоконтроля эмоционального состояния вследствие повышенной тревожности, стеснительности, неуверенности в себе и в своих коммуникативных навыках.

Задачи:

- поддерживать постоянный контакт и обратную связь с наставляемой, слушать и слышать ее проблемы;

- поддерживать мотивацию к общению в группе и взаимопомощи в обучении, поощрять успехи;

- учить любить и уважать себя, критически оценивать жизненные ситуации;

- помогать «выходить» из ситуации эмоциональной замкнутости, скованности в общении;

- развивать коммуникативные навыки и умение самостоятельно принимать решения;

- развивать уверенность в себе и умение выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты:

- выход из состояния замкнутости, стеснительности и неуверенности в себе;

- стабильное комфортное психологическое состояние в общении со студентами группы;

- выход из ситуации зажатости и неуверенности в общении с куратором ;

- стабильное посещение занятий и хорошие показатели успеваемости;

- уверенность в себе вне зависимости от жизненной ситуации;

- открытость к общению и принятие психологической поддержки наставника;

- дружеские отношения со студентами группы.



2. Содержание деятельности

1.

Студентка находится под сопровождением куратора-наставника с сентября 2022 года. Исходя из этого: Беседа о достижениях в учебе

на начало нового учебного года, о хороших показателях в учебе на конец года, об активности во внеаудиторных мероприятиях.

2.

Совместно с педагогом-психологом проведение социометрического опроса в группе и его анализ на предмет изменений в коммуникативных

навыках наставляемой в коллективе и задачах по их дальнейшему развитию.

3.

Консультация наставника у педагога-психолога о результатах работы психолога со студенткой и ее общем эмоциональном

состоянии; рекомендации по дальнейшей психологической поддержке наставляемой. Мониторинг состояния психологического комфорта

наставляемой в группе.

4.

Систематические беседы со студенткой об особенностях второго года обучения, концентрации на успешном его завершении и преодолении

трудностей.

5.

Экспресс – беседы «Мои проблемы. Что меня волнует?» для помощи в решении текущих проблем наставляемой

и контроля ее психолого-эмоционального состояния.

6.



7.

Работа по типу «телефона доверия» по мере необходимости для решения внезапно возникших проблем, связанных с

ослабленным здоровьем и повышенной тревожностью за успехи в учебе.


Планируемые беседы:

- Мои возможности и перспективы в профессии.

- «Верь в себя, и у тебя все получится!». Как научиться уважать себя со своими достоинствами и недостатками?

- Мой круг интересов и общения в группе.

- Мое понимание ценности человеческого общения.


8.

Привлечение к выполнению разовых поручений и просьб куратора совместно со старостой группы, а также к подготовке

организационных часов с последующим выступлением перед аудиторией.

9.

Вовлечение в совместный досуг с группой (посещение театра, выставок, экскурсий по плану работы куратора).

10.

Систематическая связь с наставляемой с целью контроля здоровья, посещения, успеваемости и психологического состояния и

взаимоотношений с группой для своевременного реагирования и коррекции неблагоприятных ситуаций.

11.

Встреча наставляемой с педагогом-психологом. Оценка психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование).

12.

Встреча наставника с педагогом-психологом. Обсуждение результатов совместной работы к концу второго года обучения в колледже

и оценка уровня социально-психологической готовности к профессиональной деятельности.


На момент подготовки доклада очевидны определенные успехи реализации программы:

1. Интеграция в учебный процесс. Отсутствие страха и психологического барьера неуверенности в себе в учебном процессе. Студентка сдает сессии без задолженностей;

2. Заметная уверенность в себе и преодоление страха выступления перед аудиторией. Студентка:

- выступила на открытом организационном часе «Надежда – это мы!» с презентацией своей семейной династии медицинских работников;

- подготовила в команде видеоролик о своем здоровом образе жизни и готова рассказать о своих увлечениях на открытом организационном часе «Быть ЗОЖником круто!»;

- неоднократно помогала куратору в проведении цикла бесед «Разговор о важном»;

- с удовольствием посещает с группой мероприятия колледжа. Посетила театр, Молодежную библиотеку;

- приняла участие в командной подготовке к соревнованиям по Cheerleading;

- проявляет творческие способности;

- нравится и умеет работать в команде.

3. Студентка находится в состоянии психологического комфорта в группе.

Согласно социометрическому исследованию во 2-м семестре 2023-2024 учебного года ни один человек в группе не выразил свое негативное отношение к ней. Она негативно воспринимает только 2-х студентов группы.

4. Отношения с группой доброжелательные, спокойные; открыта к общению. Поддерживает стабильные дружеские отношения с несколькими студентками;

5. Понижение уровня тревожности и повышение уровня уверенности в себе в стрессовой ситуации (пришлось сдавать задолженности из-за продолжительной болезни во время сессии, с чем успешно и вовремя справилась).

Вывод: пошаговая реализация программы работы куратора-наставника дает желаемый результат (при условии, что она составлена компетентно и при консультационной поддержке педагога-психолога). Наставничество как современная форма работы с обучающимися в образовательном учреждении имеет перспективы результативного направленного воздействия.

Литература

1. Морин А. Е. Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде / А. Е. Морин, А. С. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 56-58.

2. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.