Доклад
Роль куратора в реализации программы наставничества
Преподаватель, группы Л. А. Бабина
На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательные организации является одним из актуальных вопросов образования и воспитания. Это позволяет решать актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника. Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формировать профессиональные компетенции, обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы.
Актуальность программы «Куратор - наставник» обусловлена следующими факторами:
1. Необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательной организации «Крымский медицинский колледж»;
2. необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;
3. необходимостью осознать студентами правильность профессионального выбора и наметить пути самообразования и самовоспитания профессионально значимых качеств;
4. необходимостью найти рациональные методы самостоятельной организации учёбы, свободного времени, взаимоотношений с родителями на пути становления как независимой личности;
5. потребностью медицинских учреждений Крыма в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и первичными «мягкими» навыками (soft skills);
6. потребностью в современных формах работы с обучающимися.
Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в колледже сопровождается преодолением студентами различных трудностей: им приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты не в силах справиться самостоятельно. Программа « Куратор-наставник» позволяет адресно решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями и первичными «мягкими» навыками (soft skills).
Куратор группы выполняет роли наставника студентов, диагноста, старшего товарища. По отношению к группе куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом. Соответственно он выполняет социально - педагогическую, научно-методическую, организационно-воспитательную, коммуникативно-рефлексивную и аналитико-диагностическую функции.
Формой работы куратора-наставника является индивидуальная работа с наставляемым студентом. Реализуется направленное воздействие наставника – воздействие куратора, ориентированное на определенных студентов или конкретные их личностные качества, поступки.
Приведем пример направленного воздействия куратора-наставника на студентку группы (по понятным причинам мы не указываем ее личные данные).
При поступлении в колледж в результате наблюдений куратора отмечались: слабое здоровье, повышенная тревожность, стеснительность, неуверенность в себе и как следствие - неразвитые коммуникативные навыки и сложности с адаптацией в коллективе, очень низкий уровень самооценки. Конечно же, этой студентке, как никому, требовалось направленное действие куратора как наставника. Взаимодействие куратора-наставника и наставляемой осуществлялось и ведется согласно Программе работы наставника на 2022-2023 учебный год и Программе работы наставника на текущий 2023-2024 учебный год.
Сведения об обучающемся |
ФИО обучающегося | ------------------------------ |
Специальность | Сестринское дело |
Группа | ------------------------------- |
Телефон | ------------------------------- |
Причины, по которым студенту рекомендуется работать с наставником - преподавателем | Повышенная тревожность, стеснительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки. |
Сведения о преподавателе-наставнике |
ФИО | Бабина Людмила Андреевна |
Образование (наименование ОО, год окончания, специальность, квалификация по диплому) | Высшее. Симферопольский государственный университет им. М.В. Фрунзе, 1988г. Специальность – «Английский язык и литература». Квалификация – «Филолог. Преподаватель». |
Педагогический стаж | 35 лет |
Место работы | Крымский медицинский колледж |
Должность | преподаватель |
Учебная дисциплина/ МДК | Иностранный язык в профессиональной деятельности |
Кураторство | --------------------------------- |
Квалификационная категория | Соответствует занимаемой должности |
Программа работы куратора-наставника на 2023-2024 учебный год
1. Цель, задачи и планируемые результаты работы с наставляемой:
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки студентке для повышения низкого уровня самооценки и самоконтроля эмоционального состояния вследствие повышенной тревожности, стеснительности, неуверенности в себе и в своих коммуникативных навыках.
Задачи:
- поддерживать постоянный контакт и обратную связь с наставляемой, слушать и слышать ее проблемы;
- поддерживать мотивацию к общению в группе и взаимопомощи в обучении, поощрять успехи;
- учить любить и уважать себя, критически оценивать жизненные ситуации;
- помогать «выходить» из ситуации эмоциональной замкнутости, скованности в общении;
- развивать коммуникативные навыки и умение самостоятельно принимать решения;
- развивать уверенность в себе и умение выступать перед аудиторией.
Ожидаемые результаты:
- выход из состояния замкнутости, стеснительности и неуверенности в себе;
- стабильное комфортное психологическое состояние в общении со студентами группы;
- выход из ситуации зажатости и неуверенности в общении с куратором ;
- стабильное посещение занятий и хорошие показатели успеваемости;
- уверенность в себе вне зависимости от жизненной ситуации;
- открытость к общению и принятие психологической поддержки наставника;
- дружеские отношения со студентами группы.
2. Содержание деятельности
1. | Студентка находится под сопровождением куратора-наставника с сентября 2022 года. Исходя из этого: Беседа о достижениях в учебе на начало нового учебного года, о хороших показателях в учебе на конец года, об активности во внеаудиторных мероприятиях. |
2. | Совместно с педагогом-психологом проведение социометрического опроса в группе и его анализ на предмет изменений в коммуникативных навыках наставляемой в коллективе и задачах по их дальнейшему развитию. |
3. | Консультация наставника у педагога-психолога о результатах работы психолога со студенткой и ее общем эмоциональном состоянии; рекомендации по дальнейшей психологической поддержке наставляемой. Мониторинг состояния психологического комфорта наставляемой в группе. |
4. | Систематические беседы со студенткой об особенностях второго года обучения, концентрации на успешном его завершении и преодолении трудностей. |
5. | Экспресс – беседы «Мои проблемы. Что меня волнует?» для помощи в решении текущих проблем наставляемой и контроля ее психолого-эмоционального состояния. |
6. 7. | Работа по типу «телефона доверия» по мере необходимости для решения внезапно возникших проблем, связанных с ослабленным здоровьем и повышенной тревожностью за успехи в учебе. Планируемые беседы: - Мои возможности и перспективы в профессии. - «Верь в себя, и у тебя все получится!». Как научиться уважать себя со своими достоинствами и недостатками? - Мой круг интересов и общения в группе. - Мое понимание ценности человеческого общения. |
8. | Привлечение к выполнению разовых поручений и просьб куратора совместно со старостой группы, а также к подготовке организационных часов с последующим выступлением перед аудиторией. |
9. | Вовлечение в совместный досуг с группой (посещение театра, выставок, экскурсий по плану работы куратора). |
10. | Систематическая связь с наставляемой с целью контроля здоровья, посещения, успеваемости и психологического состояния и взаимоотношений с группой для своевременного реагирования и коррекции неблагоприятных ситуаций. |
11. | Встреча наставляемой с педагогом-психологом. Оценка психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование). |
12. | Встреча наставника с педагогом-психологом. Обсуждение результатов совместной работы к концу второго года обучения в колледже и оценка уровня социально-психологической готовности к профессиональной деятельности. |
На момент подготовки доклада очевидны определенные успехи реализации программы:
1. Интеграция в учебный процесс. Отсутствие страха и психологического барьера неуверенности в себе в учебном процессе. Студентка сдает сессии без задолженностей;
2. Заметная уверенность в себе и преодоление страха выступления перед аудиторией. Студентка:
- выступила на открытом организационном часе «Надежда – это мы!» с презентацией своей семейной династии медицинских работников;
- подготовила в команде видеоролик о своем здоровом образе жизни и готова рассказать о своих увлечениях на открытом организационном часе «Быть ЗОЖником круто!»;
- неоднократно помогала куратору в проведении цикла бесед «Разговор о важном»;
- с удовольствием посещает с группой мероприятия колледжа. Посетила театр, Молодежную библиотеку;
- приняла участие в командной подготовке к соревнованиям по Cheerleading;
- проявляет творческие способности;
- нравится и умеет работать в команде.
3. Студентка находится в состоянии психологического комфорта в группе.
Согласно социометрическому исследованию во 2-м семестре 2023-2024 учебного года ни один человек в группе не выразил свое негативное отношение к ней. Она негативно воспринимает только 2-х студентов группы.
4. Отношения с группой доброжелательные, спокойные; открыта к общению. Поддерживает стабильные дружеские отношения с несколькими студентками;
5. Понижение уровня тревожности и повышение уровня уверенности в себе в стрессовой ситуации (пришлось сдавать задолженности из-за продолжительной болезни во время сессии, с чем успешно и вовремя справилась).
Вывод: пошаговая реализация программы работы куратора-наставника дает желаемый результат (при условии, что она составлена компетентно и при консультационной поддержке педагога-психолога). Наставничество как современная форма работы с обучающимися в образовательном учреждении имеет перспективы результативного направленного воздействия.
Литература
1. Морин А. Е. Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде / А. Е. Морин, А. С. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 56-58.
2. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.