СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куратор проекта "Глобальные проблемы современности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Куратор проекта "Глобальные проблемы современности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»





Исследовательский проект

«Глобальные проблемы современности»







Выполнила:

ученица 9-а класса

Аксёнова Екатерина

Научный руководитель:

Титова Елена Денисовна


















2022



Паспорт проекта





  1. Название проекта

«Глобальные проблемы современности»

  1. Образовательная организация

МБОУ «РСШ №2»

  1. Состав проектной работы

Ученица 9а класса: Аксенова Екатерина

  1. Руководитель проекта

Титов Елена Денисовна

  1. Цель проекта

Выявление глобальных проблем человечества, их влияние на современного подростка, и возможные пути решения.

  1. Задачи

  • Изучение литературы и интернет источников по данной проблеме

  • Изучение методов борьбы с той или иной проблемой

  • Изучение влияния проблем на подростка

  • Создание буклета «Спасем планету вместе»

  1. Методы

1. Теоретический анализ литературы;

2. Изучение продуктов деятельности;

3. Анализ и обработка данных.    

  1. Этапы работы над проектом

- сбор материала по теме
- выделение главного и второстепенного

  1. Продукты проекта

Буклет «Глобальные проблемы современности»


Содержание

I.Введение 4

II.Основная часть 6

1. Глобальные проблемы современности 6

1.1. Понятие «глобальные проблемы человечества» 6

1.2. Источники возникновения глобальных проблем 6

1.3.Характеристика глобальных проблем современности 7

2.Практическая часть 15

2.2. Возможные пути решения 16

III.Заключение 18

IV.Источники информации 19

V.Приложение 20









I.Введение

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия.

Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возросло потребительское отношение человека к природе, желание изменить окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития, а значит, их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

Актуальность исследования. Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Для объединения различных подходов к глобальным проблемам, для осмысления полученных результатов, возникла необходимость в новой науке. Постепенно сформировалась особая область знания - глобалистика. Она призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем.

Эффективные рекомендации должны учитывать множество социальных, экономических и политических факторов. Особое значение для глобалистики имеют науки, связанные с изучением жизни (живых существ), а так же земной поверхности: комплекс биологических дисциплин, геология, геохимия, геофизика, почвоведение и др. Не случайно, именно эти науки впервые обратили внимание на многие факты отрицательных изменений, вызванных деятельностью человека.

Целью данного исследования является выявление глобальных проблем человечества, их влияние на современного подростка, и возможные пути решения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

Задачи проекта:

  • Изучение литературы и интернет источников по данной проблеме

  • Изучение методов борьбы с той или иной проблемой

  • Изучение влияния проблем на подростка

  • Создание буклета «Спасем планету вместе»

Объектом исследования: являются некоторые современные глобальные проблемы человечества

Предметом исследования: является влияние глобальных проблем на современный мир

Методологическую основу составили

  1. Обработка, анализ научных источников

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по глобалистике, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к предмету исследования.

Практическую основу исследования составили статистические показатели класса 9-а. и 7 а


II.Основная часть 1. Глобальные проблемы современности 1.1. Понятие «глобальные проблемы человечества»

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, («затем они становились региональными и глобальными, т.е. «проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Таким образом, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных.

1.2. Источники возникновения глобальных проблем

Ученые выделяют два основных источника возникновения глобальных проблем современности:

Углубление противоречий между человеком и природой, которые ведут к возникновению экологических, продовольственных, энергетических, природно-сырьевых проблем;

Расширение зоны противоречий между народами, людьми вообще, что влечет возникновения проблем войны и мира, защиты и развития духовной среды, демографического развития, борьбы с международным терроризмом, распространения опасных болезней.

1.3.Характеристика глобальных проблем современности

В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

  • во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

  • во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

  • в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

  • в-четвертых, не решаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.

Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху.

В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым является подразделение их на три группы.

Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система "общество-общество".

Вторая группа - из отношений "человек- природа", и третья - "человек - общество". В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей [3;c.122].

Каждая из групп слагается из определенного количества типов глобальных проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием "общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы". Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

  1. Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

  2. Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений.

  3. Проблема борьбы за прогрессивные формы международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара.

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как "общепланетaрные глобальные проблемы", и выделить 8 типов [7;c.43].

  1. Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

  2. Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

  3. Демографическая проблема.

  4. Продовольственная проблема.

  5. Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

  6. Проблема предупреждения энергетического кризиса.

  7. Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

  8. Освоение богатств Мирового океaна, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать "общечеловеческими" глобальными проблемами.

  1. Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

  2. Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

  3. Проблема ликвидации неграмотности и развития образования.

  4. Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде.

Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Некоторые виды современных глобальных проблем

В современном мире всё большие масштабы приобретают экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. С развитием новых технологий сюда же добавляются такие современные проблемы как: терроризм, загрязнение космоса, океана; проблемы здоровья людей, демографическая проблема. Плюс ко всему вышеперечисленному добавилась такая современная глобальная проблема – безграмотность нового поколения. Для того чтобы выявить специфику влияния глобальных проблем на жизнь человека в современном мире необходимо рассмотреть некоторые из них.

Глобальная функциональная неграмотность

Для начало, надо сказать, что такое функциональна грамотность.

Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.

Люди, страдающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.

В 1985 году в США подготовили аналитику, из которой выходило, что от 23 до 30 млн. американцев неграмотны полностью вообще, а от 35 до 54 млн. полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни». В 2003 году, доля граждан США, чьи навыки письма и чтения были ниже минимума, составила 43%, то есть уже 121 млн.[6; с.86]

В Германии, если верить сенатору по вопросам образования Сандре Шеерес, 7,5 миллионов человек (14% взрослого населения) можно назвать малограмотными. Только в Берлине таких людей живет 320.000.

В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускников.

В 2015 году у нас по школам собирали похожую статистику. Так, вот достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.[6, с.178]

Каковы причины функциональной неграмотности? Тут ученые расходятся во мнениях, одни утверждают, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.

Педагоги и педиатры в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату.

Всеобщая грамотность обнажила тот факт, что школьное обучение не всегда дает на выходе компетентных людей. Однако только с распространением новых каналов коммуникации проблему стало невозможно игнорировать. И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.[12]

Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из–за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям.

Терроризм и политический экстремизм

Современный терроризм вышел за рамки отдельных стран и превратился в глобальную проблему. Международный терроризм — это не столько боевики-одиночки, сколько мощные, становящиеся профессиональными структуры с большими финансами, организационным взаимодействием соответствующим техническим оснащением, способные к масштабным диверсионным операциям. Как считают некоторые специалисты, современный терроризм — это инструмент войны нетрадиционного типа, с помощью которого идет перестройка геополитической карты мира, демонтируются границы государств.

Главным объектом терактов становится гражданское мирное население. Теракты уносят жизни всех возрастов, всех национальностей и религиозных убеждений. Их особенность в большинстве случаев, состоит в том, что жертвы террора не имеют никакого отношения к его прямым целям, являются, своего рода, заложниками в руках террористов по достижению своих целей.

Глобальное потепление

Глобальное потепление будет сопровождаться увеличением осадков. В результате таяния вечных льдов и усиления атмосферных осадков уровень Мирового океана повысится к 2030 г. нa 20 см. и к концу следующего столетия - на 65 см. Прогнозируемое поднятие уровня океана на 65 см. вызывает опасную ситуацию для жизни 800 млн. человек. Ученые с озабоченностью отмечают, что выбросы химических соединений в атмосферу непреклонно ведут к уменьшению плотности озонового слоя в верхних слоях атмосферы, который выполняет функцию фильтра. Истончение этого слоя приведет к увеличению проникновения ультрафиолетового излучения на поверхность Земли.

Следствием этого является распространение раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, снижение продолжительности жизни людей, возрастание количества неполноценных детей. Так, в середине 50-х годов генетически неполноценные новорожденные составляли примерно 4 %, в настоящее время данный показатель в развитых странах достиг 10 %. Нарушение экологического равновесия имеет еще целый ряд важных последствий.[1,с. 98]

Тепловое загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия.Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество.

Загрязнение космоса

Радиоактивное загрязнение околоземного космического пространства ядерными установками на спутниках не представляет угрозы для данной среды. Однако неизбежное осаждение радиоактивных веществ из ближнего космоса в приземную атмосферу и далее на земную поверхность опасно для окружающей среды. В последнее время вероятность выпадения радионуклидов резко увеличилась в связи с ростом разрушения отработавших ядерных установок на спутниках.

Космический мусор - одной из главных проблем мировой космонавтики становится загрязнение околоземного пространства фрагментами космических аппаратов. Согласно данным очередного отчета НАСА, за первый квартал 2009 года количество мусора на околоземной орбите серьезно увеличилось.

Каждая мусоринка представляет опасность для работы космических аппаратов. Средняя скорость взаимных сближений на низких орбитах Земли - около 10 км в секунду, так что маленькая "граммулька" мусора ударяет с энергией хорошей гранаты.

2.Практическая часть 2.1. Социологический опрос Безусловно, глобальные проблемы касаются каждого человека в нашем мире и что бы узнать, как люди относятся к этой теме, было проведено анкетирование класса. Которое должно показать, какая из выше перечисленных проблем интересует людей больше, и хотели бы они помочь в решении их.

Учащимся 7 а и 9 а классов было предложено ответить на следующие вопросы.

  1. Интересуетесь ли Вы данной темой?

9 класс:да-53%, нет-47%

7 класс: да-45%, нет-55%

Из опроса видно, что большинство девятиклассников интересует данная тема. В тоже время, семиклассники показывают незаинтересованность. Возможно, это связано с тем, что девятиклассники, в силу своего возраста, понимают, что глобальные проблемы реально существуют и если не обращать на них внимания, то может произойти катастрофа.

  1. Какие глобальные проблемы Вы знаете?

9 класс: загрязнение-60%

7 класс: так же отметили загрязнение

В этом вопросе были и другие ответы, кто-то, выделял глобальное потепление, рост населения. Это говорит о том, что учащиеся знают или хотя бы слышали о самых распространенных глобальных проблемах.

  1. Готовы ли Вы принимать участие в решении данных проблем?

9 класс: да-67%, нет-33%

7 класс: да-60%, нет-40%

Большинство учеников готовы принимать участие в решении проблем. Некоторые из опрошенных уже участвовали в экологических акциях.

  1. Страдаете ли Вы от загрязнения окружающей среды?

9 класс: да-60%, нет-40%

7 класс: да-50%, нет-50%

Из результатов данного опроса, можно сделать вывод, что большинство учащихся интересуются глобальными проблемами и готовы принимать участие в их решениях.

2.2. Возможные пути решения

Основные направления разрешения глобальных проблем:

  • Воспитание человека на принципах гуманизма. Формирование нового планетарного сознания.  

  • Информирование людей о глобальных проблемах;

  • Вывод международного сотрудничества на новый более высокий уровень;

  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;

  • Наблюдение и контроль за глобальными изменениями на планете. Получение объективной информации от каждой страны и от международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений;

  • четкая международная система прогнозирования;

  • концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

Пути решения экологических проблем.

  • Помочь формированию экологического сознания

  • Создать экологически чистые технологии, безотходные производства.

  • Проводить в странах экологическую политику

  • Наладить международное сотрудничество по вопросам экологической безопасности и поддержания природы.

  • Создавать и развивать национальные парки и заповедники.

Пути решения демографической проблемы

  • Необходимо провести правильную демографическую политику в странах.

  • Необходимо преодолеть отсталость развивающихся стран.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государства, регулирующая рождаемость населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. 

 Пути решение проблемы урбанизации

  • Необходимо решить экологическую проблему промышленных городов.

  • Необходимо решить городские проблемы коммуникаций и канализаций, переработки бытовых отходов

  • Запретить строительство громоздкий зданий и сооружений

Пути решения здравоохранительной проблемы.

  • Восстановить природную среду

  • Решить экологические проблемы города

  • Перейти на безотходное производство

  • Перейти на экологически чистые и натуральные продукты питания

  • Пропагандировать здоровый образ жизни среди населения

Противодействие терроризму

  • Наладить сотрудничество стран в сере международной безопасности.

  • Организовать контроль над производством и распространением взрывчатых веществ, оружия.

Борьба с функциональной неграмотностью

  • формировать у ребенка интерес к чтению

  • давать ученикам межпредметные задачи, напрямую связанные с реальной жизнью

  • учить с начальной школы основам сторителлинга, написанию интересных текстов, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения. 

  • Ввести интересные читательские дневники, например, в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров» (короткие видео о сюжете книги — без спойлеров!), путеводителей или гайдов (например, «Топ-3 причины не заходить в чужой дом на основе сказки «Маша и три медведя», презентаций.[12]

III.Заключение

Ученые дают нам печальный прогноз на ближайшее будущее:

1) Мировые проблемы следствия влияние человека.

Человечество потребляет больше, чем отдает. Следствие: человечество постепенно приближается к точкам разрушительных катастроф.

2) Развитие технологий постепенно замедляется, по сути реальных открытий либо нет, либо они происходят с длительным промежутком. Причина:

Развиваем только уже изобретенные технологии.

3) Уменьшается интеллектуальные способности человека. Причина:

огромный объем информации, в большей степени «мусорной», поступающий в

мозг,влияниеинформационнойнагрузкисцельюлишениячеловекаадекватноговосприятия реальности.

Следствие: у человека развивается оперативная память, длительная память снижается, появления информационной перегрузки и синдрома информационной усталости, снижение интеллектуальных способностей и увеличение внушаемости масс.

Какую бы отдельную проблему из системы глобальных проблем  мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут  и должны спасти общество, а также его природную среду.

В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран.

В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

IV.Источники информации
  1. Д. О. Коннов // Информационный центр международной безопасности ICIS.

  2. Дубнов А.П. Глобалистика. - 2-е изд. - Новосибирск, 2005. - 83 c.

  3. Карпович О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения:

  4. Кови С. Великие мысли : избран. цитаты о лидерстве и жизни / СтивенКови. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015 – 172 c.

  5. Коннов Д. О. Россия и Европа: вектор отношений [Электронный ресурс] /

  6. Максимова М.М., Быков О.Н., Мирский Г.И. Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 2013. - 285 с.

  7. Монография / О. Г. Карпович. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право,

  8. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 143 c.

  9. Чумаков А. Н. Философские проблемы глобализации / А. Н. Чумаков, А. Д.

  10. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 2008

  11. Ликвидация безграмотности XXI века: с чего начать? [Электронный ресурс] /дата обращения: 06.02.2022

  12. Сорокина М.А. Проблема развития детей [Электронный ресурс] /дата обращения: 06.02.2022






V.Приложение

Приложение 1








Приложение2