Куррикулум по предмету «История еврейского народа»
для 5-9 классов .
Содержание:
Введение .
I. Концептуальные положения предмета.
II. Базовые цели и задачи предмета .
III. Содержание изучаемого предмета.
IV. Ключевые предметные компетенции.
- Межпредметные/Транспредметные компетенции.
- Специфические предметные компетенции и ценностные отношения.
- Субкомпетенции.
V. Методология курса и дидактические стратегии.
VI. Стратегии оценивания.
VII. Список литературы, рекомендуемой для использования в процессе преподавания предмета «История еврейского народа».
Введение.
Характерной особенностью современного этапа развития эстонского социума является значительный рост интереса широкой общественности к истории, культуре, традициям всех народов, населяющих Эстонию. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от того, сформированы ли у подрастающего поколения гражданская позиция, уважение к историко-культурному наследию всех национальностей и народов, населяющих Эстонию. Поэтому так важна роль учебного курса «История
еврейского народа» в воспитании сознательных граждан поликультурного общества Эстонии, готовых органично влиться в социальную и духовную жизнь страны.
Программа рассчитана на преподавание истории еврейского народа в общеобразовательных школах с еврейским этнокультурным компонентом в Эстонии. Значение преподавания истории определяется той ролью, которую она играет в формировании национального и культурного самосознания, что особенно важно в еврейской школе. Для еврейского народа история являлась одним из важнейших факторов национальной самоидентификации: в условиях отсутствия единства территории, языка, хозяйственной и политической деятельности на протяжении тысячелетий, именно еврейская история, осознание общности исторической судьбы способствовали формированию чувства национального единства евреев. Многие из еврейских обычаев и праздников имеют историческое происхождение и осмысление. Все вышесказанное справедливо и для современной эпохи, когда существование еврейского народа опирается на единство «национального дома» (еврейского государства) и разбросанной по всему миру еврейской диаспоры.
Столь существенная роль в национальном самосознании превращает историю в один из основных предметов цикла еврейских дисциплин: иврит и традиции. Преподавание еврейской истории не может ограничиваться только социально-политическими аспектами. Интеллектуальная история, история культуры и явлений духовной жизни являются существенной составляющей программы еврейской истории.
В то же время очень важно проследить связи культурной истории с историей политической, явлений духовной жизни с событиями социальными, как в частной, так и в общественной жизни. Особенно продуктивным в преподавании истории представляется использование материалов из области социологии и антропологии. Например, анализ формирования и развития семейных и общинных институтов напрямую связан с курсом традиции и с современными процессами развития еврейской общины. Связь политической и культурной истории задает внутренний стержень, позволяющий учащимся глубже осмыслить события современной жизни.
Не менее важным аспектом преподавания истории в еврейской школе является соотношение курсов еврейской, мировой и национальной истории. Жизнь евреев никогда не проходила изолированно от окружавших их народов; это верно и для истории евреев бывшего Советского Союза на протяжении последних двух столетий. Это придаёт значение преподаванию еврейской истории как фактору формирования национального самосознания, развития плюрализма, открытости и способности межкультурного взаимодействия
Данный Куррикулум разработан на основе Конституции Эстонии, Закона об образовании Эстонии, Закона Эстонии о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций, а также согласно «Рекомендации Rec (2001) 15 Комитета Министров Совета Европы Государствам-членам по вопросам преподавания истории в XXI веке», рекомендаций европейских институтов по вопросам ключевых компетенций в условиях непрерывного образования (2006/962/ЕС).
I.Концептуальные положения предмета.
Основной концепцией и приоритетными направлениями предмета являются формирование и развитие гражданина Эстонии и патриота Израиля на основе демократических ценностей, прав и свобод человека, формирования у учащихся индивидуальной и коллективной ответственности, стимулирование усвоения принципов и механизмов развития личности в условиях взаимодействия различных этнокультурных формирований.
Основная функция учебного предмета «История еврейского народа» заключается в том, чтобы научить школьника добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей социальной среде. Поэтому в данном куррикулуме учитывается необходимость ориентации на:
формирование общих и специфических компетенций в соответствии с национальными образовательными стандартами;
достижение межпредметного сотрудничества и общекультурных компетенций;
формирование ценностно-смысловых компетенций в соответствии с требованиями демократического общества; индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Материал, составляющий содержательную часть куррикулума, способствует формированию у школьника гражданской компетенции, осознанию себя гражданином Эстонии и одновременно носителем еврейской культуры и традиции.
Системно-функциональный подход к обучению предопределил выбор линейного принципа построения курса. Линейность структуры содержания обучения в 5-9 классах обеспечивает последовательное, системное знакомство учащихся с историей и традицией еврейского народа.
Следует отметить характерную для данной программы интегральную связь изучаемого материала с проблематикой других курсов еврейского цикла. Программы по истории еврейской цивилизации и еврейской литературы взаимосвязаны: с одной стороны, литература и еврейские классические тексты дают свою трактовку исторических коллизий и проблем еврейской истории, а с другой стороны, данная программа занимается рассмотрением исторической значимости выдающихся явлений еврейской литературы, таких как Танах, Талмуд и др.
II. Базовые цели и задачи предмета .
Преподавание истории еврейского народа в школах СНГ и стран Балтии с еврейским этнокультурным компонентом преследует следующие цели:
1.Формирование исторических знаний, развитие исторического мышления (подразумевающего понимание общего хода развития исторического процесса в его разнообразии и противоречивости);
2. Развитие способности использовать исторические знания и приобретенные навыки и умения для оценки событий и персоналий истории;
3.Осмысление роли человека в истории;
4. Воспитание в учащихся мировоззренческих убеждений – идеалов гуманизма, добра, справедливости, национальной толерантности и готовности бороться за эти идеалы словом и делом;
5.Воспитание в учащихся качеств достойного представителя своего народа и гражданина страны проживания; подготовка молодого поколения к активному сознательному участию в общественной жизни, пониманию роли и места своего народа и государства проживания в мировой и европейской истории, формирование у него понимания собственной ответственности за будущее своего народа и государства проживания;
Основные задачи предмета:
•Осознание учащимися своей национальной принадлежности (самоидентификация);
•Осознание учащимися принадлежности к многонациональному народу страны – Эстонии(гражданственность);
•Формирование национального мировосприятия;
•Усвоение моральных, этических, эстетических норм своего народа, знание традиций;
•Усвоение опыта поколений и исторических уроков развития народа, его культуры, заинтересованность историей;
•Осознание неразрывности человека с природой, желание не только изучать, но и сохранять родную природу;
•Осознание взаимосвязи еврейской культуры, с культурами других народов, населяющими Эстонию;
•Осознание места и роли национальных меньшинств в жизни страны, вклада их культур в культуру Эстонии и мира.
Основные задачи обучения рассматриваются в соответствии с компетентностным подходом.
Учащийся должен знать:
- Историю своей этнической родины – Израиля.
- Происхождение своей Родины - Эстонии и историю - развития евреев Эстонии,
- Историю еврейских диаспор существовавших в разных частях мира в различные исторические периоды
Учащийся должен уметь:
- Описать и связывать специфические особенности развития евреев Эстонии в различные исторические периоды с историей страны проживания;
- выявлять специфические черты в развитии истории еврейского народа, культуры и традиций евреев Эстонии и еврейских диаспор;
- осознавать существование исторической, духовной и связи межу евреями Эстонии, Израилем и еврейскими диаспорами во всем мире;
- понимать особенности существования евреев среди разных народов и их культур в различные исторические периоды;
- осознавать необходимость духовного развития личности и его ценности для окружающих.
Структура и последовательность предъявления материала:
Предлагаемая программа составлена с учетом:
1.Современного состояния исторической науки вообще и истории еврейского народа в частности;
2.Обязательного минимума содержания исторического образования в школах диаспоры (СНГ и стран Балтии) и Израиля, позволяющего избежать дублирования учебного материала и уложиться в объемы базисного учебного плана еврейских школ;
3.Возможности изучения истории еврейского народа тематическими блоками и модулями;
4. Возможности интегрированного изучения тем и сюжетов истории евреев и народов стран проживания, а также всеобщей истории;
5.Возможностей использования разнообразных методов и приемов (в том числе инновационных: эвристические методы, проблемные ситуации, ресурсы Интернета и телеуроки, работа в группах, дискуссии и т.д.);
6.Возможностей и необходимости включения регионального компонента;
7.Возможности использования методов неформального образования;
8.Возможности возвращения к изученному материалу на протяжение курса.
9.Возможности осуществления межпредметных связей курса истории с другими курсами программы (литература, традиция).
III. Содержание изучаемого предмета.
Количество часов, выделяемое на преподавание истории еврейского народа в данной программе, соответствует рекомендованнному минимуму для еврейских школ стран СНГ и Балтии .
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
К-во учебных часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее к-во в год, включая часы на проверочные работы. | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Структура учебной программы по историческим периодам и общим темам
Исторический период | Темы | Класс |
От библейской эпохи до эпохи Гаонов (начало 7 века н.э.) | 1.История еврейского народа от завоевания Страны Израиля до Вавилонского пленения 2.История еврейского народа в период Второго Храма 3.Возрождение национальной жизни после разрушения Храма | 5 класс |
От эпохи Гаонов до изгнания из Испании (1492 г.) | 1.Введение: Еврейский народ в Средние века. 2.Еврейские центры в странах ислама: Вавилон и Испания. 3.Еврейство Западной Европы и его центры | 6 класс |
От изгнания из Испании до разделов Польши (конец 18 века) | 1.Евреи в Османской (Оттоманской) империи до 18 века. 2.Евреи в Хазарии. Евреи на территории Восточной Европы в средние века. 3.Еврейский центр в Польше с середины 16 в. и до разделов. 4.Евреи Центральной и Западной Европы. | 7 класс |
От разделов Польши до Первой войны. | 1.Евреи Западной Европы с конца 18 века до Первой Мировой войны. 2.Евреи Российской империи (1772-1917 гг.). 3.Начало еврейского национального движения. 4.Первые волны еврейской иммиграции в Эрец Исраэль (1881-1914 гг.). | 8 класс |
Двадцатый век | 1.Евреи между двумя мировыми войнами (1919-39 гг.) 2.Холокост (1933-1945 гг.) 3.Государство Израиль 4.Евреи Советского Союза (1941-1991 гг.). 5.Евреи РФ (1992- | 9 класс |
Рекомендации по тематическому распределению материала.
5 класс.
Субкомпетенции | Рекомендованные 5 класс единицы содержания | Количество часов+ неформальные мероприятия |
1.Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений. 2. Использование карты как исторического источника информации. 3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей. 4. Критический анализ информации из разных исторических источников. 5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода. 6. Разработка линий времени исторических событий. 7. Анализ деятельности исторических личностей. 9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль. | 1.Связь еврейского народа со Страной Израиля. | 1 |
2. Завоевание и заселение Страны Израиля. Эпоха Судей. | 1 |
3.Исторические предпосылки возникновения первого еврейского царства. | 1+ кахут |
4. Царство Давида. | 1 |
5. Царство Шломо (Соломона). | 1 |
6. Раскол Объединенного царства. Два родственных царства | 1 |
7. Царь и пророк | 1 |
8. Гибель Израильского царства. Иудейское царство и Ассирия | 1+кахут |
9. Гибель Израильского царства. Иудейское царство и Ассирия | 1 |
10. Разрушение Храма и начало Вавилонского изгнания. | 1 |
11. Евреи в Вавилоне. | 1 |
12. От возвращения в Сион до начала эллинистического периода. | 1+кахут |
13. Восстание Маккавеев и его значение для еврейской истории. | 1 |
14. Хасмонейское царство | 1 |
15. Еврейские общины в эллинистическом мире. | 1+кахут |
16. Царство Ирода | 1 |
17. Духовная жизнь в эпоху Второго Храма: Храм и богослужение. | 1 |
18. Мудрецы Израиля: школа Шамая и школа Гилеля. Рукописи Мёртвого моря | 1+кахут |
19. Великое восстание и его последствия | 1 |
20. Духовное возрождение после катастрофы. | 1 |
21. Восстание в диаспоре и восстание Бар-Кохбы | 1+кахут |
22. От краха еврейской жизни в Иудее к ее возрождению в Галилее | 1 |
23. Таннаи и их творчество. Мидраши и Мишна. | 1 |
24. Евреи в Стране Израиля (Эрец Исраэль) в эпоху амораев. | 1+кахут |
25. Еврейская община Вавилонии и ее особенности. | 1 |
26. Духовное творчество: Иерусалимский и Вавилонский Талмуд | 1+кахут |
27-32 уроки обобщения | 4 |
33-35 уроки оценивания | 3 |
6 класс.
Субкомпетенции | Рекомендованные 6класс единицы содержания | Количество часов |
1.Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений. 2. Использование карты как исторического источника информации. 3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей. 4. Критический анализ информации из разных исторических источников. 5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода. 6. Разработка линий времени исторических событий. 7. Анализ деятельности исторических личностей. 9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль. | 1.Особенности еврейского Средневековья. Евреи – автономная община в чуждом окружении. | 1 |
2.Иудаизм и христианство | 1 |
3.Еврейская община в Стране Израиля в византийскую эпоху. | 1 |
4. Евреи и ислам. Положение евреев в исламском государстве («народ Книги» и законы Омара). | 1+кахут |
5. Еврейская община. | 1 |
6. Еврейский центр в Вавилонии | 1 |
7. Вавилонсий духовный центр и другие общины рассеяния другие общины рассеяния | 1 |
8.Расцвет арабской культуры и его влияние на евреев. Караимы. | 1+кахут |
9.Духовное творчество в эпоху гаонов. Саадия Гаон. | 1 |
10.Еврейский центр в Испании. "Золотой век" испанского еврейства | 1 |
11.Евреи при дворе мусульманских властителей. | 1 |
Иехуда Галеви – поэт и еврейский философ. | |
12.Раби Моше бен Маймон Рамбам: учёный, мыслитель и законовед. | 1+кахут |
13.Формирование еврейских центров в Западной Европе. | 1 |
14.Евреи в средневековом городе: положение евреев в Центральной и Западной Европе и устройство общины. | 1 |
15.Духовная жизнь еврейских общин Европы. | 1 |
16.Образование, быт и семья. | 1+кахут |
17.Евреи в эпоху крестовых походов | 1 |
18.Кровавые наветы и начало периода изгнаний. | 1 |
19.Изменение образа евреев в глазах христиан и образа христиан в глазах евреев после погромов. | 1 |
20.Евреи в христианской Испании. | 1+кахут |
21.Духовная жизнь в еврейской общине: Рамбан, Моше де Леон. | 1 |
22.Изгнание евреев с Иберийского полуострова | 1 |
23-31-уроки обобщения | 8+кахут |
32-34-уроки оценивания | 3 |
7 класс.
Субкомпетенции | Рекомендованные 7класс единицы содержания | Количество часов |
1.Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений. 2. Использование карты как исторического источника информации. 3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей. 4. Критический анализ информации из разных исторических источников. 5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода. 6. Разработка линий времени исторических событий. 7. Анализ деятельности исторических личностей. 9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль. | 1. Еврейская община в Османской империи. Встреча романиотской, сефардской и ашкеназской еврейских общин. | 1 |
2.Галилея – центр мессианских чаяний. Новый еврейский центр в Цфате. Развитие каббалы. | 1 |
3.Шабтай Цви – крах надежд на избавление. | 1+кахут |
4.Хазарский каганат и его роль в еврейской истории. | 1 |
5.Евреи Киевской Руси | 1 |
6.Евреи в Московии в 14 – 17 веках. | 1 |
7.Евреи в России при Петре Первом и его преемниках. | 1+кахут |
8.Место евреев в польском обществе и в экономике страны. | 1 |
9.Структура еврейской общины Польши. «Совет четырёх земель» - специфика надобщинной организации евреев Польши | 1 |
10.Духовная жизнь еврейской общины Польши. | 1 |
11.Казацкие восстания конца 16 - 17 веков и польское еврейство. | 1 |
12.Еврейская община Польши после казацких восстаний. Духовные процессы в еврейских общинах Польши. | 1+кахут |
13.Начало хасидского движения. Бешт и его деятельность. | 1 |
14.Основы учения хасидизма | 1 |
15.Превращение хасидизма в массовое движение. | 1 |
16.Виленский Гаон и его духовная деятельность. Противодействие хасидизму. | 1+кахут |
17.Евреи Европы в эпоху Возрождения. | 1 |
18.Гуманисты и евреи. | 1 |
19.Евреи Европы и Реформация. Лютер и евреи. | 1 |
20.Евреи в Праге. | 1+кахут |
21.Центры еврейской диаспоры в Западной Европе. | 1 |
22.«Новые христиане» - проблема самоидентификации. | 1 |
23.Евреи Германии в 17 веке. | 1+кахут |
24-35уроки обобщения+ оценивание | 11 |
8 класс.
Субкомпетенции | Рекомендованные 8класс единицы содержания | Количество часов |
1.Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений. 2. Использование карты как исторического источника информации. 3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей. 4. Критический анализ информации из разных исторических источников. 5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода. 6. Разработка линий времени исторических событий. 7. Анализ деятельности исторических личностей. 9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль. | 1.Евреи в Западной Европе в 18 веке. (Повторение материала 8 класса). | 1 |
2. Начало процесса интеграции евреев в западное общество («выход из гетто»). | 1 |
3. Гаскала – еврейское Просвещение. «Эдикт о терпимости» Иосифа II в Австрии. | 1+кахут |
4. Евреи и Великая Французская революция: начало эмансипации. | 1 |
5.Евреи Западной Европы в период эмансипации. | 1 |
6. Формы включения евреев в европейское общество: экономика, культура и общественную жизнь. | 1+кахут |
7. Антисемитизм в Западной Европе как политическая идеология в последней четверти 19 века. | 1 |
8. Предвестники сионизма | 1 |
9. Появление «еврейского вопроса» в России. | 1 |
10. Политика русских царей по отношению к евреям. Проблемы включения евреев в российское общество: от Александра Первого до Николая Второго. | 1 |
11. Движения еврейского Просвещения в России. | 1+кахут |
12. Духовные течения в среде евреев Восточной Европы. | 1 |
13. Погромы 1881-1882 гг. | 1 |
14. Положение еврейского народа в России в начале 20 в. | 1 |
15. Еврейская культура. Евреи в европейской культуре в конце 19 - начале 20 в. | 1+кахут |
16. Первая мировая война и еврейский народ. | 1 |
17. Изменения в жизни еврейского народа в Российской империи. Евреи на Парижской мирной конференции. | 1+кахут |
18. Еврейский ишув в Эрец Исраэль до 1882 г. | 1 |
19. Начало еврейского национального движения: палестинофильство (Хибат Цийон) в России и Румынии. | 1 |
20. Теодор Герцль и политический сионизм. | 1 |
21. Течения в сионистском движении до Первой Мировой войны. | 1 |
22. Противники сионизма. | 1+кахут |
23. Вторая алия, её проблемы и успехи. Возрождение иврита в качестве разговорного языка. | 1 |
24-32уроки обобщения | 8+кахут |
33-35уроки оценивания | 3 |
9 класс.
Субкомпетенции | Рекомендованные 9 класс единицы содержания | Количество часов |
1.Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений. 2. Использование карты как исторического источника информации. 3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей. 4. Критический анализ информации из разных исторических источников. 5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода. 6. Разработка линий времени исторических событий. 7. Анализ деятельности исторических личностей. 9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль. | 1.Социально-правовой статус евреев в межвоенной Европе. | 1 |
2. Еврейские политические партии и движения в Восточной Европе в межвоенный период | 1 |
3. Евреи Западной Европы в межвоенный период. | 1 |
4. Евреи США в межвоенный период. | 1 |
5. Евреи СССР в 1921-1939 гг. | 1 |
6. Еврейская культура в межвоенный период | 1 |
7. Евреи в мировой культуре. | 1+кахут |
8. Евреи подмандатной Палестины (Эрец Исраэль) между двумя мировыми войнами. | 1 |
9. Место антисемитизма в нацистской идеологии. | 1 |
10. Нацистская политика по отношению к евреям в 1933-1939 гг. | 1 |
11. Гетто | 1+кахут |
12. Начало геноцида: уничтожение евреев СССР. | 1 |
13. Реализация нацистского «окончательного решения». | 1 |
14. Еврейское Сопротивление. | 1 |
15. Реакция на Холокост в мире и значение Холокоста | 1+кахут |
16. Политическая и военная борьба за создание еврейского государства (1939-1947). | 1 |
17. Создание государства Израиль. Война за независимость. | 1 |
18. Израиль и волны алии с 1948 по 2004 г. | 1+кахут |
19. Арабо-израильский конфликт после Войны за независимость. Проблемы войны и мира на Ближнем Востоке. | 1 |
20. Развитие израильского народного хозяйства, культуры и науки. | 1+кахут |
21. Евреи СССР в период войны | 1 |
22. Государственный антисемитизм в СССР в 1948-1953 гг. | 1 |
23. Национальное пробуждение» евреев СССР. | 1+кахут |
24.Возрождение еврейской национальной жизни в РФ. | 1 |
25-32уроки обобщения | 7+кахут |
33-34уроки оценивания | 3 |
IV. Ключевые предметные компетенции .
Ключевые компетенции в самом общем и широком понимании представляют собой основанный на знаниях интеллектуальный и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека в современном обществе. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века речь идёт о пяти группах ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» (Key Competencies for Europe, Council for Cultural Cooperations a Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997).
Это:
социальная компетенция, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и развитии демократических институтов;
компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа профессиональной и социальной деятельности;
ценностно-смысловые компетенции, связанные со способностью жить в обществе, осознавать ценность бытия, своей страны, своей культуры, осознавать своё место в мире, находить общий язык с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, связанные с владением информационными технологиями и способностью критически воспринимать получаемую информацию;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией.
Изучение предмета «История еврейского народа» даёт дополнительные возможности формирования основных европейских компетенций, поскольку способствует:
формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма;
ориентации в системе эстетических ценностей, пониманию эстетической значимости шедевров русской культуры;
формированию гармоничной, творческой личности, адаптированной к условиям современной жизни.
становлению этически и интеллектуально содержательной личности, уважающей культурные ценности своего и других народов;
пониманию приоритета общечеловеческих ценностей как высшего проявления гуманизма.
Кроме того, изучение предмета развивает:
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
самостоятельную познавательную деятельность, творческие навыки;
навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;
навыки поиска и анализа информации.
Межпредметные/Транспредметные компетенции
Формирование межпредметных компетенций предполагает реализацию в процессе обучения различных межпредметных связей как важного условия эффективности образования.
Содержание предмета «История еврейского народа» находится в тесном взаимодействии с дисциплинами гуманитарного цикла с предметом иврит. Поэтому межпредметные связи на уроках «Истории еврейского народа» следует осуществлять систематически.
Межпредметный подход к изучению «Истории еврейского народа» позволяет установить не только общие для учебных дисциплин темы, но и методы обучения, которые ведут к реализации целей более высокого уровня. Формирование межпредметных компетенций требует учёта принципа последовательности в изучении общих разделов разных дисциплин.
В зависимости от дидактических целей межпредметные компетенции можно рассматривать с точки зрения общности: а) методов и приёмов обучения; б) форм подачи материала; в) формируемых умений и навыков; г) усвоенных знаний; д) воспитания творческой активности и самостоятельности в учебной деятельности и т.д.
Межпредметные компетенции при изучении «Истории еврейского народа» формируются в нескольких главных направлениях:
История еврейского народа и ИСТОРИЯ :
Умение характеризовать изучаемую историческую эпоху;
Умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
Умение анализировать источники исторической информации;
Умение рассказать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;
Умение читать исторические карты.
История еврейского народа и ИВРИТ:
Умение излагать письменно и устно содержание художественных и научных текстов;
Умение грамотно составить сообщение по изучаемой теме;
Знание содержания литературных произведений исторической тематики;
Знание биографии классиков еврейской литературы;
Осознание значения еврейской литературы как важной составляющей части мировой культуры;
Осознание значимости еврейской литературы и традиции как фактора, способствующего формированию национального самосознания еврейскогонарода;
Осознание нравственной ценности и духовности еврейской литературы и традиции.
История еврейского народа и ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
Восприятие ценностей еврейской культуры и культур других народов;
Толерантное восприятие межкультурных ценностей;
Проявление активной гражданской позиции, солидарности и социальной сплоченности в гражданском обществе.
История еврейского народа и Всемирная ЛИТЕРАТУРА Осознание взаимовлияния мирового литературного процесса и еврейской литературы;
История еврейского народа и ГЕОГРАФИЯ:
Знание ареала расселения еврейского народа и границы государств;
Умение использовать при ответе различные виды карт;
Понимание влияния природных и климатических факторов на историческое развитие еврейской истории;
Специфические предметные компетенции и ценностные отношения.
Понимание и использование специальной терминологии.
Понимание и представление исторического времени и пространства.
Изучение и интерпретация исторических и литературных источников.
Восприятие ценностей национальной культуры и культур других народов.
Критическое и объективное отношение к событиям и фактам исторического прошлого.
Толерантное восприятие межкультурных ценностей.
Формирование активной гражданской позиции.
Сохранять и ценить национальные и локальные достояния в мировом контексте
Субкомпетенции.
1. Адекватное использование исторической терминологии в составлении устных и письменных сообщений.
2. Использование карты как исторического источника информации.
3. Проявление живого интереса к изучению и продвижению национальных и общечеловеческих ценностей.
4. Критический анализ информации из разных исторических источников.
5. Анализ взаимозависимости событий изучаемого периода.
6. Разработка линий времени исторических событий.
7. Анализ деятельности исторических личностей.
9. Анализ взаимозависимости событий истории связанных с историей еврейского народа и образованием государства Израиль.
V.Методология курса и дидактические стратегии.
Освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей культуры и традиции еврейского народа возможно только в процессе свободного общения и совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса. Уроки курса «История еврейского народа» имеют свою специфику преподавания и богатый набор воспитательных возможностей. Учитель должен использовать такие эффективные методы обучения, как творческое обучение, проблемное обучение, групповое обучение. При этом мастерство учителя первично по отношению к выбору определенных технологий.
В основе преподавания предмета лежат принципы:
доступности;
наглядности;
научности, логичности;
гуманизации образовательного и воспитательного процесса;
от простого к сложному;
от известного к неизвестному;
от внешнего к внутреннему.
Для достижения куррикулярных целей необходимо использовать познавательные, творческие и коммуникативные виды учебной деятельности.
Познавательные виды деятельности включают в себя:
изучение особенностей художественных стилей, видов и жанров искусства;
знакомство с важнейшими событиями еврейской истории и традиции;
чтение карт с опорой на легенду;
знакомство с биографиями основных деятелей еврейской истории и культуры.
Творческие виды деятельности включают:
составление докладов, рефератов, сообщений, эссе, кроссвордов.
описание и анализ картины;
изготовление моделей, макетов, игрушек;
сбор краеведческого материала для оформления музея (школьного, районного и др.);
Коммуникативные виды деятельности включают:
составление диалогов, ответы на вопросы, постановка вопросов.
участие в беседе, дискуссии;
участие в играх, разгадывание загадок;
участие в календарных еврейских праздниках.
Выбор технологий должен осуществляться с учётом целей и стандартов образования и в соответствии с различными типами уроков. При планировании стратегии обучения следует учитывать необходимость формирования общих и специфических компетенций, а также уровень класса, возраст учащихся, их способности и интересы. Многие специфические виды деятельности на уроках «Истории еврейского народа», например, такие как инсценировка изучаемого материала, участие в выставках, разработка и презентация собственных проектов по сохранению и реконструкции исторических и культурных памятников и т.д., позволяют развивать познавательный интерес и одновременно формировать коммуникативные и творческие компетенции учащихся.
VI. Стратегии оценивания.
Оценивание является важным этапом учебно-воспитательного процесса, это комплексное дидактическое действие, предназначенное для получения информации об ученике, учителе и о воспитательном процессе в целом. Оценка позволяет определить уровень полученных учащимися знаний и приобретенных компетенций, измерить эффективность работы учащихся и действенность применяемых дидактических стратегий.
Оценивание – это комплексный дидактический метод, интегрированный в образовательный процесс, в зависимости от времени проведения, оно может быть: первичным, текущим или итоговым.
Система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна позволять:
осуществлять обратную связь, давая ученику информацию о том, насколько он продвинулся в изучении предмета, а учителю – о том, достиг ли он поставленных целей;
использовать её как форму поощрения, но не наказания,
стимулировать учебную деятельность;
отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся;
содействовать становлению и развитию самооценки.
Важным условием в организации оценивания является то, что оно должно охватывать всех учащихся, независимо от их активности и потенциала. Оценка должна стимулировать учащихся к познавательной и исследовательской деятельности, открывать перспективу для достижения более высоких результатов. Через оценивание учитель должен выявлять проблемы, затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения. Выводы, сделанные в результате оценивания, дают учителю необходимую информацию об эффективности использования методов и форм работы в конкретной ситуации.
Оценивание включает в себя следующие этапы.
Планирование, постановка целей, определение критериев и шкалы оценивания.
Оценка и интерпретация результатов обучения на основе разработанных критериев.
Формулирование выводов, сделанных на основе оценивания.
Выработка практических рекомендаций на основе проведенного оценивания.
Принципы и критерии оценивания школьников обусловлены целями и задачами образования. Для реализации ключевых целей учитель использует учебные стандарты и на их базе разрабатывает критерии и формы оценивания.
Учитель должен использовать устные, письменные и практические формы оценивания результатов. Предусматриваются следующие формы и методы проверки знаний учащихся:
ответы на вопросы;
монологи-рассуждения;
различные виды пересказов;
характеристика исторической личности;
творческие задания на историческую тему;
ответы на вопросы аналитического характера.
индивидуальный и групповой проект
написание рефератов и докладов;
упражнения по хронологии;
работа с контурной картой;
тестирование.
При этом оценивается не только правильность ответов, но и система знаний и компетенций, эрудиция отвечающего, его отношение к предмету.
VII. Рекомендуемые учебные пособия.
5 класс
1. Ойербах Моше "История еврейского народа" Часть 1 "От вавилонского пленения до разрушения Второго Храма" ;Часть 2. От разрушения Храма до крестовых походов-
2. Изакс Яаков "Наш народ" Мерказ ле иньяней хинух (Хабад Любавич) Нью Йорк 1971 г.
3. Давид Дан "Еврейский народ в эллинистическом мире" изд. Новая еврейская школа 2002г.
4. Элазари Эдна "История еврейского народа от эпохи патриархов до эпохи восстании Бар-Кохбы" школьный учебник.
5. М. Гилберт Атлас по еврейской истории
6 класс
1. Ойербах Моше "История еврейского народа" Часть 2. От разрушения Храма до крестовых походов; Часть 3 От крестовых походов до изгнания из Испании.
2. Элазари Эдна "История еврейского народа от талмудической эпохи до эпохи эмансипации" школьный учебник.
3.Дубнов Шимон "Краткая история евреев" Часть III. Средние века и новое время в Европе
4. Краткая Еврейская Энциклопедия
5. Г.Ахиезер, М.Эзер Хрестоматия по истории еврейского народа
"От эпохи гаонов до изгнания из Испании".
6. М. Гилберт Атлас по еврейской истории
7 класс
1. Кандель Феликс "Очерки времён и событий"
2. Ойербах Моше "История еврейского народа" Часть 4. От изгнания из Испании до распространения хасидизма
3. Элазари Эдна "История еврейского народа от талмудической эпохи до эпохи эмансипации" школьный учебник.
4.Дубнов Шимон "Краткая история евреев" 2т. Часть 3
5. М. Гилберт Атлас по еврейской истории
8 класс
1. Кандель Феликс "Очерки времён и событий" части 2, 3
2. Ойербах Моше "История еврейского народа"
3. Эвен Абба "Мой народ" том 2.
4. Элазари Эдна "История еврейского народа от талмудической эпохи до эпохи эмансипации", "История еврейского национального движения" (1870-1914)
5. Эттингер Шмуэль "Очерк истории еврейского народа" т.2 – Учебное пособие для студентов
6. Херцберг Артур "Сионизм в контексте истории" т. 1- Хрестоматия
7. М. Гилберт Атлас по еврейской истории
9 класс
Используемая литература и сайты:
1. И. Арад "Холокост" учебное пособие по Холокосту в СССР
2.И. Гутман и Н. Галили "Катастрофа и память о ней"
3. И. Гутман Х. Шацкер "Катастрофа и её значение"
4. Ф. Кандель "Очерки времён и событий" части 5, 6
5. Е. и С. Макаровы "Крепость над бездной" дополнительная литература о жизни в гетто Терезиетштат.
6. Н. Мишаль "Как это было"
7. Р. Сэмюэлс "По тропам еврейской истории"- учебное пособие
8. Э.Элазари " История еврейского национального движения" (1914-1949) "История государства Израиль" (1949-1969).
9. Ш. Эттингер "Очерк истории еврейского народа" т.2
10. М. Гилберт Атлас по еврейской истории