«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ. I. Организационный момент. Слайд №1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А теперь повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их! Присаживайтесь. II. Введение в проблемную ситуацию. Слайд №2. К сожалению, пригласить специалистов из разных областей наук сегодня мы не можем, но всё равно постараемся рассмотреть проблему с разных сторон. Сегодня в нашей беседе мы коснёмся истории, социологии, биологии, медицины, химии, а в роли всех этих специалистов будем вы и я. От вашей активности зависит, будет ли наше мероприятие интересным, проблемным, захватывающим. А тема …Нет, я хочу, чтобы вы сейчас прослушали несколько отрывков из песен и сами сказали, о какой проблеме будем говорить. (фонограммы песен) Ответы учащихся: о курении. Итак, наша тема….Правильно! Речь пойдёт о курении. III. Раскрытие темы мероприятия. Слайд №3. Учитель: Это лишь небольшая часть песен о курении. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Давайте рассмотрим это с исторической стороны. Слайд №4. Ребята, кто нибудь знает, откуда к нам в страну попал табак? Ответы учащихся: из Америки. Может кто-то знает Родину табака, кто вообще его открыл? Ответы учащихся: Колумб. Историческая справка в докладе учащегося. Слайд №5. Всё началось в 15 веке, когда великий мореплаватель Колумб высадился за океаном в далёкой и неведомой стране. Там его изумлённые матросы увидели похожих на фокусников людей, которые сворачивали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали. Слайд №6. Туземцы втягивали дым и пускали его наружу. Слайд №7. Нередко при этом они теряли сознание, входили в транс, корчились, как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли жить без этого «табаго». Такое название табак получил по названию острова Тобаго в Центральной Америке, где он произрастал. Слайд №8. Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак сначала попал на корабли Колумба, а потом с лёгкой руки его матросов – в Европу. Слайд №9. В конце 16 века англичане завезли табак в Россию, они хотели обогатиться продажей табака. Но ничего не получилось. Из-за неосторожности курящих стали случаться пожары в Москве и других городах. Слайд №10. И тогда царь Михаил Фёдорович, увидев, что дело приняло неприятный оборот, запретил табак и даже ввёл наказания для тех, кто продолжал курить. Слайд №11. А царь Пётр 1, следуя примеру европейских королей, разрешил ввоз табака в Россию. Так началось быстрое распространение табака по всей России. Так забава, превратилась в привычку, от которой и сегодня общество не может избавиться. Слайд №12/1. Учитель: Привычка! А что это такое? Как вы понимаете? Ответы учащихся: это то, к чему привыкаешь и делаешь каждый день. Слайд №12/2. Учитель: Да, привычка – это то, к чему привыкаешь и без чего потом уже трудно обойтись. Привычки бывают полезные и вредные. Назовите, пожалуйста, известные вам полезные привычки. Ответы учащихся: спорт, чтение, гигиена, прогулка с собакой, не грубить, вовремя ложиться спать, учить уроки, помогать родителям по дому… А курение? Это полезная привычка? Ответы учащихся:нет. Почему вы так думаете? Ответы учащихся: портится здоровье, ухудшается внешний вид. Вопрос мальчику: - Тебе нравится, если девочка – школьница курит? Хотел бы, чтобы твоя будущая жена курила? Ответы учащихся: нет. Вопрос девочке: - Тебе нравится, если мальчик курит? Хотела бы, чтобы твой будущий муж курил? Ответы учащихся: нет. Сейчас давайте рассмотрим этот вопрос с социологической точки зрения. Я провела опрос в школе. Задавала всем ребятам один вопрос: хотели бы вы, чтобы ваша девочка или мальчик курили? 27 девочек ответили – нет, 2 сказали, что им всё равно. А мальчики все были категоричны с ответом, все ответили – нет, не хотели бы. Это ваше мнение, дорогие девочки и мальчики. И оно, как видим, не в пользу табака и курения. Трубки, сигары, папиросы, сигареты... Все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. А вы знаете, ребята, чем набита сигарета? Ответы учащихся: табаком. Разберёмся с точки зрения биологии. Слайд №13/1. Сообщение учащегося: - Табак – это однолетнее травянистое растение семейства паслёновых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. Слайд №13/2. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства паслёновых - содержание никотина. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Слайд №13/3. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. Как вы думаете, почему животные получают отравление? Ответы учащихся: никотин – яд. А люди? Огромное число людей на Земле курит и продолжает, жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом давайте обратимся к химии. Слайд №14. В состав табачного дыма входит более трёх тысяч вредных веществ, причём одно страшнее другого. Назову некоторые из них: никотин, мышьяк, свинец, угарный газ, синильная кислота и ещё много разных химических соединений. Сейчас мы увидим, как смолистые вещества, выделяющиеся из табака, проникают в лёгкие и какой след они там оставляют. Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения. Демонстрация опыта. Для этого используем «Аппарат вредной привычки». Вложим вату в прозрачную пластиковую бутылку и вставим в отверстие в крышке сигарету. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. Зажжем сигарету. Медленно ослабляя давление на бутылку, посмотрим, что происходит в легких курильщика. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/23/s_58fce790afa5c/616969_1.png) Как выглядят стенки прибора? Ответы учащихся: они потускнели, заметен налёт дыма. Как выглядит ватный фильтр после эксперимента? Ответы учащихся: пожелтел, покрылся гарью и сажей. Как, по вашему мнению, выглядят лёгкие человека после выкуренной им сигареты? Ответы учащихся: на них оставляют свой след копоть и дым. И это только после одной выкуренной сигареты. А если человек выкуривает их несколько в день, и так в течении многих лет. На что похожи его лёгкие? Слайд №15. (Сравнение лёгких здорового человека и курящего) Это и есть те химические вещества, которые постепенно приводят к различным заболеваниям. За год их может осесть в лёгких и дыхательных путях курильщика до одного литра. Сколько же сил приходится тратить нашему организму на самоочистку! Давайте посмотрим сюжет и обсудим его. Внимание на экран. Мультфильм 1 (03.14мин. – 05.05мин.) Скажите, к каким отрицательным последствиям приводит курение? Вы знаете? Ответы учащихся: неприятный запах изо рта, кашель и хрипота в голосе, одышка, сердцебиение, ухудшение памяти, раздражаются слюнные железы и наступает усиленное выделение слюны, которую приходится сплёвывать. А внешность разве не страдает? Что происходит с лицом курящего человека? Ответы учащихся: чёрный налёт на зубах, преждевременные морщины, пожелтение кожи. Есть ещё более страшные заболевания. Обратимся к медицине. Слайд №16. Сообщение учащегося: Вещества, содержащиеся в табаке, действуют на нервную систему. Под их воздействием она сначала возбуждается, а затем происходит реакция торможения и у человека притупляется сознание. Кроме того, у курящих постепенно развиваются лёгочные заболевания, которые могут перерасти в хронический бронхит, астму и, наконец, туберкулёз и рак лёгких. Слайд №17. Знайте, что, по мнению медиков: 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут, 1 пачка сигарет – на 5 часов, Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни, Кто курит 4 года – теряет 1 год жизни, Кто курит 20 лет – 5 лет, Кто курит 40 лет – теряет 10 лет жизни. Учитель: - Конечно, эти данные имеют условный характер, и продолжительность жизни курильщика сократится не обязательно именно на указанное число лет. Но то, что сократится, можете не сомневаться. Мне бы хотелось услышать ваше мнение, вот по какому вопросу: Почему люди начинают курить? Чаще всего именно в детском возрасте начинают курить, и потом уже не могут избавиться от этого всю жизнь. Так что же заставляет ребёнка взять сигарету в рот? Ваше мнение? Ответы учащихся: из баловства, из любопытства, из-за подражания взрослым, стараясь казаться, взрослей, по принуждению, девочки хотят нравиться мальчикам, привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимым, уверенным в себе. Почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях? Ответы учащихся: не могут это сделать. Не могут бросить курить! А так ли это на самом деле? Действительно ли человек такое слабое существо, не имеющее силу воли? Что вы можете сказать по этому поводу? Ответы учащихся: человек должен осозновать последствия курения и попытаться бросить курить. Ведь, если человек серьёзно заболеет, то мигом бросает курить. Значит, всё-таки может… выходит, ждал, когда «гром грянет»? Научные исследования показали, что 90% курящих при желании могут с помощью волевого усилия бросить курить, только 5 – 10% застарелых курильщиков действительно нуждаются в помощи врачей. Внимание на экран. Мультфильм 2 (07.44 мин. – 8.24 мин.) Слайд №18. Является ли медведь застарелым курильщиком? Как вы думаете, курящие школьники могут безболезненно оставить эту вредную привычку, или они относятся к тем 5% застарелых курильщиков? Ответы учащихся: школьники не относятся к застарелым курильщикам и при желании могут легко бросить курить. Ответ совершенно ясен. Так что тут всё дело в силе воли и желании. Уже в вашем возрасте, дети становятся чувствительны к своей внешности, так как начинают обращать внимание на противоположный пол. Давайте составим портрет курильщика с длительным стажем. Перед вами рисунок симпатичной девушки. Вспомните, какие изменения произойдут с лицом курящего человека. Эти изменения давайте нанесём на рисунок. Ответы учащихся: цвет кожи приобретает жёлтый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, морщины. И это только то, что мы можем видеть, а во что превращаются внутренние органы, мы не видим, но картина ещё страшней. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/23/s_58fce790afa5c/616969_2.png) Вам нравится такой человек? Ответы учащихся: нет. Тогда делайте выводы курить или не курить. Перед вами лежит четверостишие, давайте прочитаем его вместе, громко. Слайд №19. Брось сигарету! Табачный дым Полон химических ядов. Брось сигарету – мы говорим! Себя отравлять не надо! Мы говорим курению НЕТ! Некоторые дети говорят, что курят от нечего делать. Так ли на самом деле нечего делать? Слайд №20. Перед вами лежит цветок, давайте на каждом лепестке напишем, чем можно заменить сигареты. Ответы учащихся: спорт, чтение книг, прогулки на свежем воздухе, занятие в кружках, велосипед, помощь родителям по дому, общение с домашними животными, с некурящими детьми, походы, кино, зоопарк …. IV. Подведение итогов. Сегодня, ребята, вы узнали много нового о вреде курения. Надеюсь, это поможет вам трезво рассуждать, предвидеть последствия своих поступков. Вспомните о последствиях курения и подумайте, может ли трезвомыслящий человек так необдуманно обрекать себя на тяжелые болезни и даже преждевременную смерть. - Что вы поняли из сегодняшнего занятия? Над чем задумались? - Какие чувства вызвала наша сегодняшняя встреча? Ответы учащихся: - Понял, что курение - это наркотик и от него попадают в зависимость. - Понял, что лучше не начинать курить. - Понял, что даже одна сигарета может вызвать привыкание. - Понял, что нельзя верить рекламе табака, нужно к ней относиться критически. - Задумался о том, что реклама - это не просто красивые слова, а воздействие на меня. - Задумался о том, какой вред наносят себе мои родные, которые курят. - Появилось чувство опасности, тревоги. - Появилось чувство уверенности в том, что не буду курить. Так почему курить – плохо? Ответы учащихся: курение разрушает организм, приводит к неизлечимым болезням, снижает физическую активность, портит цвет кожи, никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Почему не курить – хорошо? Ответы учащихся: человек будет здоровым, красивым, активным. Что бы вы пожелали курящему человеку? Ответы учащихся: бросить курить. Помните, что здоровье потерять очень легко, а восстановить его – трудно, а иногда уже невозможно. На память о нашей встрече я хочу подарить вам буклеты, напоминающие, что в жизни так много прекрасного и без сигарет. Слайд №21/1. Вы можете выбрать увлечение себе по душе, но оно не должно оказывать вреда вашему здоровью. А здоровье - это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье. Учащийся читает стихотворение: «Курение вредно» - говорят, Уж лучше посажу я сад. Весной пусть яблони цветут, И птицы весело поют.
«Курение вредно», - вторят нам. Пусть будет свежим по утрам Тот воздух, что вдыхаем мы, В лугах любуясь на цветы.
«Курение вредно», - мы твердим. И дом прекрасный создадим. Пусть будет дом-дворец у всех, Где радость есть и звонкий смех.
«Курение вредно», - знаем мы. Мы быть здоровыми должны. Мы выбираем танцы, спорт, Футбол, хоккей, бег и скейтборд.
«Курить нельзя», - скажи и ты. И сигарету на цвету Смени на воздух, на друзей, На красоту планеты всей.
Мы будем в чистом мире жить, Творить, смеяться и дружить. Пусть счастье будет нам на всех, Любовь, здоровье и успех! Слайд №21/2 V. Рефлексия. Сегодня мы пытались бороться с табакокурением оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? На столах лежат таблички со значками, возьмите ту, которая по итогам мероприятия вам больше подходит. !! - информация интересная, я обязательно расскажу своим друзьям. ! - было интересно, расскажу дома. . - я это уже все знал, ничего нового я не услышал. VI. Домашнее задание. Пусть каждый из вас составит памятку на тему «Мои аргументы против курения». Спасибо всем за активное участие в нашем мероприятии. |