СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс адаптации для детей мигрантов по русскому языку «С русским языком можно творить чудеса»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

курс адаптации для детей мигрантов по русскому языку

«С русским языком можно творить чудеса»

Просмотр содержимого документа
«Курс адаптации для детей мигрантов по русскому языку «С русским языком можно творить чудеса»»

Рассмотрено на МО Согласовано «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_____ / / директора по УР «Джалильская СОШ №2»

Протокол № от _______ / / __________ / /

« » 2020 г. « » 2020 г. Приказ № от

« » 2020 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса адаптации для детей мигрантов по русскому языку

«С русским языком можно творить чудеса»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»

Сармановского муниципального района РТ







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » 2020 г.


Составитель: учитель

русского языка и литературы высшей

квалификационной категории

Гордюшина Лилия Зульфаровна



2020-2021 учебный год

Актуальность


В российских школах появляется все больше детей мигрантов. Дети испытывают большие трудности в общении со сверстниками и учителями, так как изменили среду проживания, языковую среду. Они испытывают определенные сложности в социальной и психологической адаптации к новым привычкам, традициям, новым отношениям в коллективе.

Программа ориентирована на создание ситуации успеха.

Пояснительная записка

Более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни. Это происходит из-за миграции семей. Дети всех возрастов подвергаются дезориентации, испытывают дискомфорт, переживают. Ведь многие дети имеют свой культурный опыт (манеры, привычки, акцент) социальной среды, частью которой они являются в прошлом.

Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный продукт влияния многих культур. Поэтому необходимо быть очень чувствительным к культурным характеристикам своих учеников, детей из семей мигрантов.

Работа с такими детьми включает в себя систему занятий по межличностному общению детей, так как оно является важным фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности, одним из условий формирования личности.

Данная программа разработана для детей мигрантов подросткового возраста. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации детей мигрантов, формированию позитивных жизненных целей.

Рабочая программа курса адаптации детей мигрантов составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учебного плана МБОУ «Джалильская СОШ№2» на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом № 90 от 26.08. 2020 года.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Цель программы

Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов к инокультурной среде класса, школы, поселка, способствующих разностороннему развитию личности.

Задачи программы

  1. Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации

  2. Помощь родителям мигрантам в адаптации и интеграции их детей.

  3. Сопровождение перехода в другую школу, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

Формы:

- тренинги;

- родительские собрания;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- заочные экскурсии по стране, из которой прибыл ребенок;

- уроки.

Методы:

- наглядно-демонстративные;

- сюжетно-ролевые игры;

- проективные методы рисуночного и вербального типа;

- словесные;

- дыхательные и двигательные упражнения.

Принципы:

- личностно-ориентированный подход;

- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях гуманистического развития;

- развитие национально-культурной идентичности.

Направления:

- психолого-педагогическая адаптация детей мигрантов;

- языковая адаптация;

- социокультурная адаптация.

Социальные партнеры:

  1. Совет муниципального образования «п.г.т..Джалиль» Сармановского муниципального района.

  2. Поселковая детская библиотека.

  3. Детская художественная школа.

  4. Детская юношеская спортивная школа.

Практическая значимость и ожидаемые результаты

Программа нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности.

При этом могут быть решены успешно следующие группы проблем в развитии ребенка:

- личностные проблемы развития;

- сохранение жизни и здоровья;

- расширение пространства досуга;

- адаптация к жизни в школьном социуме.

В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Показателем результата работы должно явиться то, что обучающиеся по данной программе должны продемонстрировать меньше отклонений в обучении и поведении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД

Личностные результаты обучения направлены на понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности.

Личностные результаты освоения обучающимися:

  • способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

  • понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

  • формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Коммуникативные УУД

Направлены на обучение всем видам речевой деятельности; умение извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию.

Коммуникативные действия обеспечивают:

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Особенно важным фактором данный УУД выступает при обучении детей с разным уровнем языковой компетентности, так как именно эти универсальные учебные действия подготавливают ребенка к социализации в обществе с другим языком и иными культурными традициями.

Регулятивные УУД

Направлены на обучение управлению своей деятельностью; умению контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Процесс достижения регулятивных УУД соответствует выработке у учащихся умений и навыков:

  • следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

  • корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные УУД

В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки:

  • дифференцировать звуки внутри слова;

  • членить поток речи на слова;

  • опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением;

  • понимать значение производных слов с различными суффиксами и приставками;

  • устанавливать взаимосвязи слов друг с другом и определять характер семантико-синтаксических отношений;

  • дифференцировать интонационные схемы предложений;

  • выводить общее содержание предложения из значений составляющих его языковых элементов.

Метапредметные результаты 

Следствием использования УУД должны явиться метапредметные результаты изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся:

  • умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

  • умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;

  • умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и письменной формах;

  • использование различных способов сбора информации в соответствии с коммуникативными задачами;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

  • умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов);

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 

Предметные результаты освоения учащихся школы в классах со смешанным составом учащихся:

  • умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания;

  • овладение диалогической формой речи;

  • знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

  • различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков, отсутствующих в родном языке;

  • знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

  • применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;

  • умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

  • умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки.

Календарно-тематическое планирование


№ п\п



Тема урока


Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)


Дата проведения

план

факт

Урок-знакомство «Расскажи мне о себе».

Индивидуальная и парная работа. Беседа. Диалог.



Урок-диспут «Я горжусь своей семьей».

Составление текста по данному началу.



Сюжетно-ролевая игра «Я в мире людей».

Работа с тренировочными упражнениями. Нахождение орфограмм в приставках и корнях.



Составление рассказа по картинкам «Я человек, создающий свое будущее».

Сочинение-миниатюра по заданной теме.



«Ритмически двигаюсь – правильно говорю» (занятие по логоритмике).

Выполнение логоритмических упражнений. Игра «Самый внимательный». Упражнения на активизацию внимания и памяти.



«Школа – территория здоровья и спорта».

Выполнение дыхательных и двигательных упражнений. Экскурсия по школе. Упражнения на составление текстов из предложенных слов.



«Заочная экскурсия по моей республике».

Просмотр презентации о республике с комментариями ученика. Создание небольшого текста-описания.



Литературный вечер «День родного языка» (совместно с родителями).

Решение ребусов и лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек.



Урок- беседа «Мои друзья».

Коллаж по теме. Устный опрос. Составление предложений из предложенных слов.



Дидактическая игра «Я начинаю, а ты должен продолжить».

Игра для развития словарного запаса.



Составление писем друзьям.

Работа с карточками-морфемами.



«Буквы и звуки русского языка».

Составления сочинения-миниатюры с предложенными словами.



«Удивительные словари»

Посещение поселковой библиотеки. Знакомство со словарями.



Знакомство с достопримечательностями поселка.

Просмотр достопримечательностей поселка, фотографий. Составление связного текста с использованием синонимов, омонимов.



«Фольклор разных народов мира».

Составление текстов. Произношение слов с правильной постановкой ударения.



Посещение художественной выставки (работы учеников художественной школы).

Знакомство с работами учеников художественной школы. Речевая зарядка. Умение произносить слова с правильной постановкой ударения.



«Театр сказок».

Обучение разговорному русскому языку. Развивать умение составлять диалог.



Урок-беседа «Диалог культур».

Работа по обогащению словарного запаса. Введение и закрепление в речи новых слов и новых значений уже знакомых слов.



«В мире лексики».

Лексические упражнения на распознавание синонимов, омонимов, антонимов, однозначных и многозначных слов.



«Живем дружно».

Упражнения по методике рисуночного и вербального типа. Составление текстов с предложенными словами.



«Я такой же, как и все».

Словесные упражнения с правильным произношением слов.



«Разноцветный мир».

Нахождение в тексте ответов на вопросы. Совершенствование умения группировать предметы по заданному признаку.



«Диалог – путь к пониманию»

Совершенствование умения согласовывать имена существительные и прилагательные по родам и числам.



«Проверяю себя».

Написание диктанта. Разработка алгоритма орфографических и пунктуационных правил.



«Пишу внимательно и грамотно».

Списывание текста. Разработка алгоритма орфографических и пунктуационных правил.



«Моя любимая книга».

Проверка техники чтения. Развивать умение определять основную мысль текста.



Фонетическая разминка «Правильно произноси слова».

Составление таблицы «Гласные и согласные звуки». Совершенствование умения правильно произносить предложенные слова.



«Русский язык – история добра и любви».

Тренинг. Совершенствование умения образовывать формы множественного числа имен существительных.



Игра «Лингвистическое путешествие».

Работа с презентацией. Развитие способностей к самостоятельной или групповой творческой работе.



«В мире фразеологии».

Работа с иллюстрациями. Развитие устной речи.



Устный журнал «Происхождение слов».

Знакомство с фактами по истории русского языка. Ответы на вопросы.



Урок-путешествие «В мир слов».

Расширение кругозора и словарного запаса.



«Эффективность общения»

Тренинг. Развитие коммуникативной компетенции. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.



Урок-игра «Красна речь пословицами и поговорками».

Знакомство с особенностями русских пословиц и поговорок. Правильное употребление их в речи.



Итоговый урок.

Викторина «Чему я научился?».

Повышение познавательного интереса к изучению русского языка.

















Список литературы

  1. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях : учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева [и др] ; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.

  2. Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. [Электронный ресурс] / под ред. О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова.М.: МГППУ. 2013. – 273 с. 1 CD ROM.

  3. Методические рекомендации к учебнику «Изучаем русский язык». 5-7 классы/ Коллектив авторов Быстрова Е.А., Кудрявцева Т.С. - М.: Валент, 2009 г.

  4. Обучение русскому языку детей мигрантов. Статьи и методические материалы / Отв. редактор О. В. Горских. – Томск: ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2012 – 294 с.

  5. Учимся в русской школе. Часть 2. Учебно-методический комплект для детей среднего школьного возраста, слабо владеющих русским языком. В двух книгах. Книга для ученика. – О. Н. Каленкова, Т. Л. Феоктистова, Е. В. Менчик).– М., Этносфера, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!