Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание программы обучения
Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 блок – «Мир истории», 3 блок – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученном материалу и подведение итогов работы за год. Программа обеспечена учебником «Азбука Смоленского края» в трех частях: 1 часть – «Мир природы», II часть – «Мир истории», Ш часть – «Мир культуры», и методическими пособиями для учителя по преподаванию данного курса. Вводное занятие – 1 ч Блок I. Мир природы – 11 ч Блок II. Мир истории - 12 ч Блок III. Мир культуры – 10 ч
Формы организации учебного процесса
могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др. Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др. Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности.
Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить учащихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
В течение года нужно организовывать онлайн-экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др. Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др. Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.
Место курса в учебном плане Курс рассчитан на 34 учебных часа в год, 1час в неделю (34 учебные недели).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Часть 1 «Мир природы» (11ч) |
1. | Природные особенности. | 1 | 06.09 |
2. | Полезные ископаемые. | 1 | 13.09 |
3. | Водоёмы. | 1 | 20.09 |
4. | Растительность лесная и луговая. | 1 | 27.09 |
5. | Растительность болотная. | 1 | 04.10 |
6. | Грибы. | 1 | 11.10 |
7. | Смоленский лён. | 1 | 18.10 |
8. | Животные. | 1 | 25.10 |
9. | Животные. | 1 | 08.11 |
10. | Охрана природы. | 1 | 15.11 |
11. | Проверь себя | 1 | 22.11 |
Часть 2. Мир истории(12ч) |
12. | Наши предки. | 1 | 29.11 |
13. | «Из варяг в греки». | 1 | 06.12 |
14. | Города Смоленщины. | 1 | 13.12 |
15. | Герб и флаг области. | 1 | 20.12 |
16. | Смоленская крепостная стена. | 1 | 27.12 |
17. | Военное прошлое. | 1 | 10.01 |
18. | Военное прошлое. | 1 | 17.01 |
19. | Награды Смоленщины. | 1 | 24.01 |
20. | Места боевой славы. | 1 | 31.01 |
21, 22. | Наши земляки. | 2 | 07.02,14.02 |
23. | Проверь себя. | 1 | 21.02 |
Часть 3. Мир культуры(11ч) |
24. | Жилище и предметы быта. | 1 | 28.02 |
25. | Как одевались в старину. | 1 | 14.03 |
26. | Что ели наши предки. | 1 | 21.03 |
27. | Праздники. | 1 | 04.04 |
28. | Игры, хороводы. | 1 | 11.04 |
29. | Письменность. | 1 | 18.04 |
30. | Храмы и монастыри. | 1 | 25.04 |
31,32. | Культура Смоленской области. | 2 | 16.05 |
33. | Проверь себя. | 1 | 23.05 |
34. | Обобщение пройденного материала за год. | 1 | 30.05 |