СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Клуб будущих программистов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка для учащихся 9 классов «Клуб будущих программистов» имеет пропедевтический характер. Он предназначен для учащихся, которые только начинают изучение основ алгоритмизации и программирования в рамках курса информатики 9 класса основной школы, и, параллельно с изучением данной темы в рамках школьной программы, хотят изучать этот раздел информатики на более углубленном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Курс "Клуб будущих программистов"»







Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010г;

  • учебный план МБОУ Печерской СШ, утвержденный приказом №85 от 30.08.2019г.;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”

  • приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

 

Темпы развития современного общества привели к компьютеризации практически всех сфер деятельности человека. Умение пользоваться компьютером стало одним из обязательных требований при приеме на работу. А потребность в высококвалифицированных программистах, как непосредственных создателях новой жизненной среды, неуклонно растет. Очевидно, что в связи с активным развитием науки и техники существующая ситуация, связанная с нехваткой таких специалистов уже в настоящее время, будет лишь усугубляться. В связи с этими факторами профессия программиста становится всё более престижной и высокооплачиваемой. Таким образом, выбор учащимся в качестве будущей сферы деятельности профессии программиста не только открывает возможность заниматься любимым интересным делом, но и гарантирует стабильный высокий доход уже практически с момента окончания ВУЗа.

Программа кружка для учащихся 9 классов «Клуб будущих программистов» имеет пропедевтический характер. Он предназначен для учащихся, которые только начинают изучение основ алгоритмизации и программирования в рамках курса информатики 9 класса основной школы, и, параллельно с изучением данной темы в рамках школьной программы, хотят изучать этот раздел информатики на более углубленном уровне.

Предлагаемый курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю).

В качестве основного инструмента обучения выбран язык программирования Pascal. Его использование способствует формированию у учащихся более прочных и глубоких знаний, умений и навыков при составлении различных алгоритмов и написании программ со сложной структурой.

Программа дополнительного образования школьников «Клуб будущих программистов» имеет выраженную практическую направленность и способствует приобщению школьников к алгоритмической культуре, а также дает им возможность познать азы профессии программиста. Кроме того, выполняемые на занятиях задания способствуют развитию творчества учащихся, и формированию у них аналитического мышления, в том числе умения анализировать, систематизировать, визуализировать информацию, работать с большими массивами данных, что является одним из приоритетных требований многих современных работодателей.



Основные цели курса:

- помочь детям узнать основные возможности программирования и научиться ими пользоваться в повседневной жизни;

- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению информатики и современных информационных технологий;

- способствовать формированию у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

- способствовать развитию у учащихся информационной культуры.


Задачи курса:

Обучающие:

    • способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Pascal

    • научить применять структурный подход для решения практических задач
      с использованием компьютера,

    • расширить знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации;

    • сформировать у учащихся навыки практической исследовательской деятельности.

Развивающие:

    • развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;

    • раскрыть креативные способности;

    • способствовать развитию алгоритмического, творческого, логического и критического мышления.

Воспитательные:

    • формировать информационную культуру учащихся;

    • способствовать формированию активной жизненной позиции;

    • воспитывать толерантное отношение в группе;

    • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

    • воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;

    • воспитывать умение планировать свою работу;

    • сформировать интерес к профессиям, связанным с программированием.


Планируемые результаты:

По окончании изучения данного курса прогнозируется, что учащиеся будут обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

  • знать место языка Pascal среди языков программирования высокого уровня,

  • знать особенности структуры программы, представленной на языке Pascal,

  • знать основные операторы языка Pascal, их синтаксис

  • знать что такое алгоритм, свойства и типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

  • знать назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

  • уметь составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления в среде учебных исполнителей;

  • уметь выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • знать правила описания процедур в Паскале и построение вызова процедуры;

  • решать различные задачи по программированию;

  • иметь представление о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка;

  • знать, как формально определять в программе тип «массив»,

  • знать свойства данных типа «массив»,

  • создавать алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве;

  • создавать программы и изображения в среде программирования Pascal.


Содержание курса занятий кружка «Клуб будущих программистов»:

Структура содержания курса данного кружка может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • введение в Pascal;

  • алгоритмические структуры;

  • подпрограммы;

  • массивы;

  • работа с графикой.

Раздел 1. Введение в Pascal (6 часов)

Введение в Pascal. Структура программы на языке Pascal. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. Типы данных. Константы. Переменные. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. Общий вид программы на языке Pascal. Стандартные функции. Простейшая программа. Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений.

Раздел 2. Алгоритмические структуры (10 часов)

Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор. Ветвление алгоритма на три рукава и более. Виды операторов цикла. Вложенные циклы.

Раздел 3. Подпрограммы (4 часа)

Подпрограммы (процедуры и функции), их описание и вызов в программе. Решение задач с математическим содержанием на использование подпрограмм. Файловые переменные. Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.

Раздел 4. Массивы (10 часов)

Массивы (одномерные (линейные) и двумерные), различные способы их описания в программе. Обработка массивов (ввод и вывод элементов массива; поиск элементов в массиве; проведение математических операций с элементами массива; замена, удаление и вставка элементов в массиве; сортировка). Одномерные массивы: описание и ввод элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Понятие двумерного массива: описание и ввод элементов. Обработка элементов двумерных массивов. Сортировка массива. Способы сортировки.

Раздел 5. Работа с графикой (4 часа)

Графический режим. Примитивы в графическом режиме. Рисование с помощью примитивов.







Тематический план 9 класс



Название темы

Всего часов

Количество

практических работ

1

Введение в Pascal


5

4

2

Алгоритмические структуры

11

10

3

Подпрограммы



5

4

4

Массивы


11

10

5

Работа с графикой


4

3


Итого:

36

31

























Календарно-тематическое планирование 9 класса

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Введение в Pascal




ТБ при работе на компьютере. Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка

07.09


Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

14.09


Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

Стандартные функции. Простейшая программа.

21.09


Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений.


28.09


Решение нестандартных задач


05.10


Алгоритмические структуры



Организация ветвлений в программах. Полное и неполное ветвление. Условный оператор.

12.10


Ветвление алгоритма на три рукава и более

19.10


Решение нестандартных задач

26.10


Виды операторов цикла. Цикл с предусловием

02.11


Цикл с постусловием

09.11


Решение задач с использованием циклов с постусловиями

16.11


Решение задач с использованием циклов с предусловиями

23.11


Цикл с параметром

30.11


Решение задач с использованием циклов с параметрами и ветвлением

07.12


Вложенные циклы


14.12


Решение задач с использованием вложенных циклов

21.12


Подпрограммы



Подпрограммы (процедуры и функции), их описание и вызов в программе

28.12


Решение задач с математическим содержанием на использование подпрограмм

11.01


Файловые переменные. Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.

18.01


Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.

25.01


Решение задач с использованием файловых переменных


01.02


Массивы



Массивы (одномерные (линейные) и двумерные), различные способы их описания в программе

08.02


Одномерные массивы: описание и ввод элементов, действия над ними.

15.02


Ввод и вывод элементов массива


22.02


Поиск элементов в массиве

29.02


Проведение математических операций с элементами массива

07.03


Замена, удаление и вставка элементов в массиве

14.03


Сортировка элементов массива.

21.03


Способы сортировки

28.03


Понятие двумерного массива: описание и ввод элементов. Обработка элементов двумерных массивов

04.04


Сортировка массива. Способы сортировки

11.04


Решение нестандартных задач с использованием массивов

18.04


Работа с графикой



Графический режим

25.04


Примитивы в графическом режиме

02.05


Рисование с помощью примитивов

16.05


Выполнение итогового проекта

23.05


Обобщение и систематизация основных понятий курса

30.05






Учебно-методическое обеспечение кружка «Клуб будущих программистов»

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

  2. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Информатика и ИКТ: задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2008

  5. Кнут Е. Дональд. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. – М.: Вильямс, 2011

  6. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. Информатика 7–9 классы. – М.: Дрофа, 2009

  7. Яшуев Р.Н. Работа со школьниками в области информатики. – М., 2010

  8. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!