Академический лицей
Прикладной курс
по ментальной арифметике
«Я уникум»
4 класс
Руководитель: Турсуналина З.К.
2019-2020 учебный год
г.Костанай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу по ментальной арифметике «Я уникум» составлена в соответствии с требованиями обновлённого содержания образования. При составлении программы использованы теоретические и практические материалы различных авторов. Программа предназначена для детей 9 -11 лет.
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 9–11 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легкоусваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.
Ментальная арифметика способствует:
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации;
- развитию способностей к изучению иностранных языков.
Курс рассчитан на 1 год.
Объем программы для каждого возраста рассчитан на 9 месяцев.
Форма обучения - практические занятия с детьми.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 40 минут, всего 34 занятий в год.
Очень важно постоянство занятий — здесь как в спорте: чем больше тренируешься, тем стабильнее результат. В дальнейшем тренированный мозг легче воспримет любую информацию или задачу. Вот почему занятия по ментальной арифметике можно отнести к инвестициям в будущее.
Способы овладения ментальным счетом:
Освоение методики счёта на абакусе.
Хорошо усваивается состав числа 10, изучаются формулы до 5 и до 10 на сложение и вычитание. Дети используют обе руки для операций с косточками счётов и учатся выполнять арифметические операции физически. Развивается моторика обеих рук, работают оба полушария головного мозга.
Счёт в уме (работа с воображаемыми счётами).
Дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Дети видят счёты мысленно и мысленно передвигают косточки, производя арифметические операции.
Когда ученику даётся задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создаются образы. На воображаемом абакусе производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдаёт ответ. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.
Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. В качестве переменок предусматриваются подвижные игры с мячом на ловкость и быстроту реакции, задания на развитие памяти, внимания, воображения, и даже упражнения для глаз. Такая система делает процесс обучения увлекательным и неутомительным.
Целью ментальной арифметики является гармоничное развитие обоих полушарий мозга ребенка.
Задачи:
• развитие концентрации внимания;
• фотографической памяти;
• творческого мышления;
• слуха и наблюдательности;
• воображения;
• логики;
• аналитического мышления.
Программа «Я уникум» предназначена для детей 9-11 лет, форма работы – групповая, продолжительность одного занятия 40 минут. Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов и слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.
Основными принципами работы программы являются:
* учет современных требований;
* учет возрастных особенностей;
* доступность;
* последовательность;
* системность;
* эффективность;
* системно-деятельностный подход;
* управляемость образовательным процессом.
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Ожидаемый результат:
1. Гармоничное развитие мозга сделает ребенка адаптивным к окружающей среде в век быстрого развития науки и технологий.
2. Повысится самооценка и расширится кругозор.
3. Освоят прием ментального счета.
Календарно-тематический план прикладного курса
по ментальной арифметике
№ | № урока | Название темы | Кол-во занятий | Дата |
1 | 1 | «Вводное занятие». Изучаем «0 и 1» «Число и цифра 2. Понятие сложение и вычитание». | 1 | |
2 | 2 | «Число и цифра 3».«Число и цифра 4». | 1 | |
3 | 3 | «Изучаем +5-5. Даем все числа от 5 до 9». | 1 | |
4 | 4 | Занятие «+6-6» | 1 | |
5 | 5 | Занятие «+7-7» | 1 | |
6 | 6 | Занятие «+8-8» | 1 | |
7 | 7 | Занятие «+9-9» | 1 | |
8 | 8 | «Знакомство с двузначными числами. Умение откладывать и называть десятки». | 1 | |
9 | 9 | «Счет+44 - 44» | 1 | |
10 | 10 | «Двузначные +77 -77» | 1 | |
11 | 11 | «Двузначные +99 -99» | 1 | |
12 | 12 | «Знакомство с трёхзначными числами. Умение откладывать и называть сотни». | 1 | |
13 | 13 | «Трехзначные на счетах» | 1 | |
14 | 14 | Итоговое занятие. Получение первого уровня. | 1 | |
15 | 15 | «Знакомство с братьями. Брат 4». | 1 | |
16 | 16 | «Брат 3». | 1 | |
17 | 17 | «Брат 2». | 1 | |
18 | 18 | «Брат 1 с двузначными ». | 1 | |
19 | 19 | «Друг 9». | 1 | |
20 | 20 | «Друг 8». | 1 | |
21 | 21 | «Друг 7». | 1 | |
22 | 22 | «Друг 6. Двузначные с друзьями». | 1 | |
23 | 23 | «Друг 5. Двузначные с друзьями». | 1 | |
24 | 24 | «Друг 4. Двузначные с друзьями». | 1 | |
25 | 25 | «Переход через 50. Отрабатываем +5+5 … до 95. Устно». | 1 | |
26 | 26 | «Друг 3 с двузначными числами». | 1 | |
27 | 27 | «Друг 2. Двузначные». | 1 | |
28 | 28 | «Друг 1. Двузначные с друзьями». | 1 | |
29 | 29 | «Отрабатываем +3+3+3…. До 99 и обратно. Переход через 50 | 1 | |
30 | 30 | «Двузначные с друзьями на воображаемых счетах». | 1 | |
31-32 | 31-32 | «Отрабатываем +4+4+4 … до 100 и обратно. Переход через 100». | 2 | |
33 | 33 | «Трехзначные с применением правил друзей». | 1 | |
34 | 34 | Итоговая тема. Получение второго уровня. Награждения. | 1 | |
| | Итого: | 34 | |
Использованная литература
1. М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» - издание г.Москва, 2015 г.
2. Б. Артур, Ш. Майкл «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» - издание г.Москва, 2016 г.
3. К. Бортолато «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20» - издание г.Астана, 2016 г.
4. А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики» - издание г.Алматы, 2016 г.
5. С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» - издание г.Астана, 2017 г.
6. Абакус-центр «Ментальная арифметика» - описаны простые упражнения для школьников. Источник: https://womanadvice.ru/mentalnaya-arifmetika-chto-eto-takoe-i-v-chem-ee-sut