СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс: "Нейрогимнастика - гимнастика для мозга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи - развитие гибкости ума, развитие общей и мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Курс: "Нейрогимнастика - гимнастика для мозга"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25»

Асбестовского городского округа







Утверждено приказом

заведующего МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №25» АГО









Дополнительная общеразвивающая

программа

«Нейрогимнастика - "гимнастика для мозга"»

(для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 6лет)

Срок реализации 1 год









Автор:

Лисина Анна Николаевна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории















г.Асбест

Пояснительная записка

Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции  идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейрогимнастика. Нейрогимнастический методы успешно применяются как для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием нейро- тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Игры и  задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.



Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи, по средствам современной нейрокорекции.



Задачи обучения:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7. Развивать нейродинамические процессы головного мозга.

8.Развитвать познавательные процессы.

9. Развивать слухоречевое внимание детей.



Формы и режим занятий

Ведущей формой организации является групповая, в количестве 10 человек. Непосредственно-образовательная деятельность проводится 2 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность НОД 20 минут. НОД проводится в кабинете учителя-логопеда.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка .

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

Артикуляционная гимнастика, с элементами нейроупражнений .

Дыхательные и фонопедические упражнения.

Игры и упражнения для развития с нейрогимнастикой.

Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с стихотворным сопровождением .

Упражнения на расслабление (релаксация).



Основные принципы программы

 Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка:

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

         Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

(на основе

п/п

Месяц

Программное содержание

1

Октябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох»

2

- «Кулак – ребро – ладонь».

3

-Дидактическая игра «Нейроклассики»

4

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

5

Ноябрь

Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

6

«Кулак – ребро – ладонь»
(закрепление, ускорение.)

7

Дидактическая игра «Нейроклассики»

8

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

9

Декабрь

Дидактическая игра «Нейроклассики»

10

«Лезгинка».

11

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

12

Упражнение «Класс – заяц»

13

Ян-

варь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

14

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

15

Февраль

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

16

.«Кольцо».

17

Упражнение «Класс – заяц»

18

Март

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

19

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

20

«Цепочка».

21

Игра с передачей мяча

22

Апрель

«Нос-ухо»

23

Упражнение «Двойной рисунок».

24

Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга».

25

Дидактическая игра "Светофор"

26

Май

«Здравствуй пальчик»

27

Упражнение «Двойной рисунок».

28

Дидактическая игра "Светофор"

29

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».



Ожидаемые результаты

В конце цикла занятий дети  должны:

•        овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту;

•        уметь правильно произносить звуки;

•        овладеть  навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);

•        уметь координировать тонкие  пальчиковые движения;

•        иметь развитые фонематические представления по возрасту.



Учебно-методическое обеспечение

1. Кабинет учителя-логопеда

2. Методическая литература и пособия

3.Карточки - задания

4. Цветные карандаши.

5. Тренажеры для дыхания.





Учебный план кружка



Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

20 минут

2

8

64



Методическое обеспечение программы

по дополнительному образованию



Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

«Ветерок».

Педагог:

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - А-А-А…

Рябиновый – И-И-И…

Берёзовый – О-О-О…

Дубовый – У-У-У…

Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».

«Трубач».

Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.

«Ёжик»

Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

«Регулировщики»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).

«Каша кипит».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).

«Гуси шипят».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

«Шар лопнул».

Педагог:

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп

Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

«Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).

«Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).

«Лыжник».

Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

«Часики».

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.

«Петух».

Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.

«Паровозик».

Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

«Дровосек».

Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

«Гуси летят».

Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.



Упражнения - нейроигры

«Кулак – ребро – ладонь».Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

«Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

.«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

 «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

Игра с передачей мяча.

Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное  по значению).

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры: предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш» «З», а левой руки, с согласным «С», «Ц». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

«Заяц-колечко»

Ребенок левой рукой показывает-«зайчика», правой-«кольцо» (большой палец соединяет с указательным).

После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

 «Дом-ёжик-замок»

Ведущий показывает ребенку три положения рук, последовательно сменяющих друг друга: соединяет все пальцы изображает «крышу домика», соединяет руки в замок при этом поднимает пальцы вверх-«иголки у ёжика», опускает пальцы-«замок». После показа упражнение дети выполняют вместе с ведущим.

«Перекидывание мяча»

Условие игры: взрослый кидает мячик говорит звук и называет слово, а ребенок кидает мячик обратно и называет место звука в слове (где слышит звук: вначале, в конце, в середине).

«Кулак- ладонь».

Задание: одновременно сжимать в кулак распрямленную ладонь одной руки и разжимать кулак другой руки. (усложнение-ускорение, рассказывание скороговорки).



Для дидактической игры «Нейроклассики»

Следы рук и ног - раскладываются в произвольном порядке.

Используем в ряду только 2 позиции - рука и нога, с дальнейшим усложнением 3, а потом и 4 позиции.

Нейроальбом с комплексом заданий.

Карточки - задания "Повтори", Сделай как я"

Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.

Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.



Список использованной литературы

1.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

2.      Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3.      Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

4.      Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5.      Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

6.      Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.      Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!