СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по внеурочной деятельности "Знайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности разработана для обучающихся с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Курс по внеурочной деятельности "Знайка"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»






Утверждаю

Директор ГКОУ СО «Серовский

детский дом-школа»

___________ С.В. Ахмедзянова

Приказ № ________ от

«____» ______________ 20__ г.










Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Знайка»

для обучающихся 1»А» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)

2019-2020 учебный год










Учитель:

Широкова Лариса Ариковна











город Серов

2019 г.

Рабочая программа курса «Знайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей ЗПР, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» и учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В.

Программа внеурочной деятельности «Знайка» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана для детей первого класса. Срок реализации - 1 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 33 часа в 1 классе. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.


Цель:  развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления); формирование и развитие графомоторных навыков обучащихся первых классов с ОВЗ

Задачи программы::

обучающие:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;

развивающие:

  • формирование и развитие логического мышления;

  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

  • развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

  • развитие речи и словарного запаса учащихся;

  • развитие быстроты реакции;

воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к учению;

  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

  • формирование умения работать в группе.


Предполагаемые результаты

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения.

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «Знайка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.


Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.


Содержание учебной программы

. В первом классе в силу возрастных и специфических особенностей детей с ОВЗ ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Представленные в программе графические диктанты различны по сложности, развивают мелкую моторику, слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. Они собраны в единую систему и представляют определенные тематические группы: домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, транспорт, растения. Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприя­тия, сформированность мыслительных операций срав­нения, содержательного анализа, установления законо­мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (фор­мирование положительного отношения к школе и уче­нию, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от­стаивать свое мнение, формирование адекватной само­оценки, повышение интереса ко всем школьным уро­кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Занятия имеют четкую структуру, выбор которой обусловлен психологическими особенностями детей данной возрастной группы. Каждое занятие включает в себя организационный момент, основную часть (теоретический и практический блоки) и итоговую часть. Игровая форма организационного момента обеспечивает психологическую готовность детей к восприятию материала.





Тематическое планирование



Раздел

Кол-во

часов

Тема

Кол-во

часов

Вводное занятие.

1

Что такое графический диктант. Техника «написания» графического диктанта.

1

Рисуем птиц.

6


1



Графический диктант «Курица»

1



Графический диктант «Петух».

1



Графический диктант «Цыпленок».

1



Графический диктант «Пеликан»

1



Графический диктант «Журавль»

1



Графический диктант «Гусь»

1

Рисуем домашних животных.

6









Графический диктант «Кот»

1



Графический диктант «Собака»

1



Графический диктант «Лошадь»

1



Графический диктант «Баран»

1



Графический диктант «Осёл»

1



Графический диктант «Козёл»

1

Рисуем диких животных.

10









Графический диктант «Кенгуру»

1



Графический диктант «Жираф»

1



Графический диктант «Носорог»

1



Графический диктант «Верблюд»

1



Графический диктант «Ящерица»

1



Графический диктант «Олень»

1



Графический диктант «Слон»

1



Графический диктант «Заяц»

1



Графический диктант «Рак»

1



Графический диктант «Рыба»

1

Рисуем транспорт.

3





Графический диктант «Парусная яхта»

1



Графический диктант «Самолёт»

1



Графический диктант «Ракета»

1

Рисуем растения.

3





Графический диктант «Весенний цветок»

1



Графический диктант «Ёлка»

1



Графический диктант «Дерево»

1

Рисуем предметы.

1





Графический диктант «Робот»

1

Рисуем людей

2





Графический диктант «Девочка»

1



Графический диктант «Мальчик»

1

Итоговое занятие

1





«Чему мы научились за год».

1

ИТОГО

33





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!