«Программа внеурочной деятельности по «Моя родная тропинка»», 17 часов
Цель освоения содержания курса: развитие любознательности, расширение знаний о живом мире родного края, развитие практических умений через обучение моделировать, отработка практических умений и применение полученных знаний на практике, подготовка обучающихся к изучению биологии в 6–9 классах.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформируется интерес к познанию мира природы
- появится потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-разовьется любовь к родному краю
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание
Я - натуралист. Объекты живой и неживой природы.
Я - эколог. Среды жизни организмов
Я - фенолог. Фенологические наблюдения
Я – ученый. Методы биологии
Я - цитолог. Клеточное строение живых организмов, клетка, её строение.
Я - биохимик. Химический состав живых организмов
Я - физиолог. Жизнедеятельность живых организмов
Я - систематик. Царства живой природы
Я - альголог. Особенности строения водорослей. Строение многоклеточной водоросли спирогиры
Я - протозоолог. Клетки – организмы, .
Я - миколог. Грибы, их многообразие. Микропрепарат.
Я -себя орнитолог. Ведение наблюдений.
Я - дендрологом. Разнообразие деревьев.
Я - этолог. Дневник наблюдений за домашним животным.
Я -ботаник. Органы цветкового растения и их функции.
Я - следопыт. Контур животнго, следы жизнедеятельности.
Я - экотурист. Красная книга Челябинской области
Тематическое планирование
Тема занятия | Форма занятия и вид деятельности обучающихся |
Я - натуралист. | Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы |
Я - эколог. Игра-домино «Кто где живет». | Определять среды жизни организмов |
Я - фенолог. | Лабораторная работа № 1 «Составление макета этапов развития семени фасоли» Макет этапов развития семени фасоли |
Я – ученый. | Наблюдаем и исследуем. Презентация, представления опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, что исследование объекта возможно с использованием разных методов |
Я - цитолог. | Творческая мастерская «Создание аппликации «Модель клетки»» |
Я - биохимик. | Лабораторная работа № 2 «Химический состав растений» |
Я - физиолог. | Лабораторная работа № 3 «Исследование процесса испарения воды листьями» |
Я - систематик. | Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов» |
Я - альголог. | Лабораторная работа № 4 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры» Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. |
Я - протозоолог. | Лабораторная работа № 5 «Рассматривание простейших под микроскопом» Модель простейшего из пенопласта, ваты и других материалов бросовых материалов. Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами |
Я - миколог. | Лабораторная работа № 6 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом» Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий, что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат. |
Я -себя орнитолог. | Творческая мастерская «Подкармливание птиц зимой». Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма. Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений. |
Я - дендролог. | Фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев |
Я - этолог.. | Лабораторная работа № 7 «Наблюдение за поведением домашнего питомца» Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца |
Я -ботаник. | Лабораторная работа №8 «Изготовление простейшего гербария цветкового растения» Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции. |
Я - следопыт. | Создание биологической игротеки «Узнай по контуру животное» Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь. |
Я - экотурист. | Создать агитационные листки (плакаты), цель которых – охрана животных и растений Красной книги Челябинской области |