СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Развитие познавательных способностей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс "Развитие познавательных способностей"»

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,

Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»



Принято профессиональным

объединением

учителей математики и информатики

Протокол

№___ от «____» ________ 2021 г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /________________

«____» ________ 2021 г


Утверждаю:


Директор школы ________/ __________________

Приказ № ______ от ______ 2021г




Рабочая программа внеурочной деятельности

5 – 6 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012



Составитель:

учитель математики Кустова С.А.,

учитель первой квалификационной категории



с.Глушинка

2021 год





Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» составлена на основе следующих документов:

  1. Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

  2. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012

  3. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012

Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности.

Основные задачи курса:

Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение конкретных знаний и умений.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Актуальность

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Данные занятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, быстро и правильно отвечать на вопросы тестов, что так необходимо при подготовке к итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ.

Практическая значимость

В «Сборнике заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы»./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.-(Работаем по новым стандартам) представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей обучающихся, ориентированная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга. Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приѐмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

Связь с уже существующими по данному направлению программами;

Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом, изучаемым в основной школе по предметам: русский язык, биология, информатика и ИКТ, литература, география.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана для обучающихся 5—6 классов (34 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и в 5-6 классах ориентирована на развитие интеллектуальных умений.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекает школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения данного курса в учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с заданием.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать .

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказыватьтекст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов/тем

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата

1

Человек и его интеллект

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


2

Диагностическое тестирование

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;


3-4

Обобщение и ограничение понятий

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


5-6

Обобщение и ограничение понятий

· формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

· формирование умения работать в парах и малых группах;

·постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


7-8

Выделение существенных признаков

-формирование умения работать в парах и малых группах;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска


9

Обобщение понятий при построении определений.

-формирование умения работать в парах и малых группах;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;


10

Отношения между понятиями: рядоположность, часть-целое

-структурирование знаний;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


13

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


14-15

Установление причинно-следственных связей.

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


16-17

Логические задачи

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий


18-19

Классификация понятий

· формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

· формирование умения работать в парах и малых группах;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


20

Классификация понятий

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


21-22

Сравнение понятий. Аналогия.

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


23-25

Поиск закономерностей

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;


26-27

Поиск закономерностей

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;


28

Выделение существенных признаков предметов

-структурирование знаний;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;


29

Поиск закономерностей

-структурирование знаний;

- установление связей и отношений;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;


30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

-формирование умения работать в парах и малых группах;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;


32-33

Логические задачи

-формирование умения работать в парах и малых группах;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


34

Итоговое тестирование

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учетом устойчивых познавательных интересов;




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Развитие интеллектуальных способностей 5-6 классы

1.1Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры .

Функциональное отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания .

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры .

Объяснение значения понятий. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

  1. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012

  2. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012

Cистема оценки планируемых результатов.

В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования в конце изучения каждого раздела проводится мониторинговая работа с целью выяснения уровня успешности обучающихся, овладение ими деятельностью на базовом или повышенном уровнях. Для создания ситуации успеха на занятиях предметно ориентированного тренинга большое значение имеет оценка учителя, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. Пополняется портфолио обучающихся. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,желание научиться выполнять предлагаемые задания. При этом на первыхпорах поощряется сама деятельность школьников, а не её результат, а такжесравнивать результаты одного и того же учащегося только с самим собой. Неменьшую роль играет взаимооценка, особенно при работе в паре или в группе, так как важно адекватно оценивать себя и других, учиться друг у друга.

Вид контроля: Проверка выполнения практической работы.Групповая работа над проблемной задачей. Самостоятельная работа.









Лист корректировки рабочей программы по курсу «Развитие познавательных способностей», 5-6 классы (2021-2022 учебный год)

п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

Подпись зам по УВР




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!