Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,
Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»
Принято профессиональным объединением учителей математики и информатики Протокол №___ от «____» ________ 2021 г | Согласовано: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ /________________ «____» ________ 2021 г | Утверждаю: Директор школы ________/ __________________ Приказ № ______ от ______ 2021г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
5 – 6 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012
Составитель:
учитель математики Кустова С.А.,
учитель первой квалификационной категории
с.Глушинка
2021 год
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» составлена на основе следующих документов:
Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;
Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012
Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012
Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности.
Основные задачи курса:
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение конкретных знаний и умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Актуальность
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Данные занятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, быстро и правильно отвечать на вопросы тестов, что так необходимо при подготовке к итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ.
Практическая значимость
В «Сборнике заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы»./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.-(Работаем по новым стандартам) представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей обучающихся, ориентированная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга. Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приѐмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
Связь с уже существующими по данному направлению программами;
Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом, изучаемым в основной школе по предметам: русский язык, биология, информатика и ИКТ, литература, география.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана для обучающихся 5—6 классов (34 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и в 5-6 классах ориентирована на развитие интеллектуальных умений.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекает школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения данного курса в учащиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с заданием.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать .
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказыватьтекст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов/тем | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата |
1 | Человек и его интеллект | · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; · структурирование знаний; · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
2 | Диагностическое тестирование | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; | |
3-4 | Обобщение и ограничение понятий | - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
5-6 | Обобщение и ограничение понятий | · формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); · формирование умения работать в парах и малых группах; ·постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; структурирование знаний; · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
7-8 | Выделение существенных признаков | -формирование умения работать в парах и малых группах; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | |
9 | Обобщение понятий при построении определений. | -формирование умения работать в парах и малых группах; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; | |
10 | Отношения между понятиями: рядоположность, часть-целое | -структурирование знаний; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | - построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
13 | Сравнение понятий. Отношения противоположности. | - построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
14-15 | Установление причинно-следственных связей. | - построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
16-17 | Логические задачи | - построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий | |
18-19 | Классификация понятий | · формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); · формирование умения работать в парах и малых группах; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
20 | Классификация понятий | - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия. | - построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |
23-25 | Поиск закономерностей | - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; | |
26-27 | Поиск закономерностей | - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; | |
28 | Выделение существенных признаков предметов | -структурирование знаний; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; | |
29 | Поиск закономерностей | -структурирование знаний; - установление связей и отношений; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; | |
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | -формирование умения работать в парах и малых группах; - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; | |
32-33 | Логические задачи | -формирование умения работать в парах и малых группах; - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | |
34 | Итоговое тестирование | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учетом устойчивых познавательных интересов; | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Развитие интеллектуальных способностей 5-6 классы
1.1Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры .
Функциональное отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания .
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры .
Объяснение значения понятий. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы
Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса Составитель: Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012
Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012
Cистема оценки планируемых результатов.
В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования в конце изучения каждого раздела проводится мониторинговая работа с целью выяснения уровня успешности обучающихся, овладение ими деятельностью на базовом или повышенном уровнях. Для создания ситуации успеха на занятиях предметно ориентированного тренинга большое значение имеет оценка учителя, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. Пополняется портфолио обучающихся. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,желание научиться выполнять предлагаемые задания. При этом на первыхпорах поощряется сама деятельность школьников, а не её результат, а такжесравнивать результаты одного и того же учащегося только с самим собой. Неменьшую роль играет взаимооценка, особенно при работе в паре или в группе, так как важно адекватно оценивать себя и других, учиться друг у друга.
Вид контроля: Проверка выполнения практической работы.Групповая работа над проблемной задачей. Самостоятельная работа.
Лист корректировки рабочей программы по курсу «Развитие познавательных способностей», 5-6 классы (2021-2022 учебный год)
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись зам по УВР |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |