Пояснительная записка
Программа курса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова
Направление: спортивно-оздоровительное
Актуальность программы.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Цели курса:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи курса:
1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 2 класса в возрасте 7-8 лет
Срок реализации программы: 2020-2021 уч.г.
Общая характеристика курса
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность «Я - пешеход и пассажир» изучается в рамках спортивно-оздоровительной направленности в объёме 1 час в неделю. 33 часа во 2 классе.
Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 22 |
2 | Ты – пешеход | 6 |
3 | Ты – пассажир | 5 |
| Итого | 33 |
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Кол-во часов | Дата | Примечания |
Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности | Практическая часть занятия/ форма организации деятельности | По плану | По факту |
Ориентировка в окружающем мире (22ч) | |
1 | Повторение правил ДД по материалам 1 класса | 1 | Что мы знаем, что умеем. Повторить изученный материал в 1классе. | Викторина «Правила движения — достойны уважения» | | | |
2 | Определение направления движения. В библиотеке: люби книги. Пространственное положение | 1 | Учить выбирать направление движения | Повторения правил движения и перехода улиц. Экскурсия в библиотеку. | | | |
3 4 | Предметы и их положение в пространстве | 2 | Учить определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему | Определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | | | |
5 6 7 | Скорость движения объекта при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения | 3 | Познакомить с особенностями пространственного положения предмета (транспортного средства Различение скоростей перемещения объектов | Соотношение скорости движения с положением объекта в пространстве: медленно-быстро; далеко-близко. | | | |
8 | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | 1 | Различать, сравнивать, группировать транспорт, стоящий и двигающийся | Видеофильм «Перестроения транспортного средства». Подвижная игра «Налево — направо» | | | |
9 10 11 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). | 3 | Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт | Определение транспорта на рисунках, моделирование ситуаций | | | |
12 13 | Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 2 | Выучить адрес местожительства. Разобрать ситуации выбора безопасного маршрута | Составление безопасного маршрута из дома до школы и обратно | | | |
14 | Творческая работа «Улицы моего города» | 1 | Показать правильность перехода различных перекрестков | Групповая работа | | | |
15 16 | Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). | 2 | Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | Экскурсия по улицам города. | | | |
17 18 | Опасность и безопасность на дорогах. | 2 | Причины возникновения опасностей. | Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | | | |
19 | Целевая прогулка «Правила юного пешехода» | 1 | Показать правильность перехода улиц и дорог | Целевая прогулка | | | |
20 21 | Безопасные маршруты движения. Блиц – опрос. | 2 | Умение пользоваться безопасным маршрутом движения по улицам с интенсивным движением | Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. | | | |
22 | Урок игра «Азбука безопасности» | 1 | Повторение материала, усвоенного по теме | Игра – викторина | | | |
Ты – пешеход (6ч) | |
23 | Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | 1 | Учить различать и объяснять данные знаки дорожного движения | Викторина «Знаки дорожные знать нам всем положено» | | | |
24 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». | 1 | Учить различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков. | Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». | | | |
25 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 | Проверить знание дорожных знаков | Викторина | | | |
26 | Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок транспорта | 1 | Повторить правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | Составить памятку поведения пассажиров на местах остановок | | | |
27 | Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | 1 | Проверить знание правил поведения на остановке | Целевая прогулка | | | |
28 | Практическое занятие по ПДД. | | Правильно переходим дорогу. | Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». | | | |
Ты – пассажир (5ч) | |
29 | Пассажиром быть не просто | 1 | Правила перевозки пассажиров в легковом транспортете (ремень безопасности) | Беседа «Если мы вежливы» на основе стих. А. Барто «Любочка». Составление памятки «Мы едем на автобусе». | | | |
30 | Пассажиром быть не просто | 1 | Повторить правила: не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | Сюжетно-ролевая игра по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходами ПДД | | | |
31 | Подготовка к проекту «Безопасность на дорогах» | 1 | Сбор материала | Фото, рисунки различных ситуаций | | | |
32 | Презентация проекта «Безопасность на дорогах» | 1 | Сбор материала | Защита подготовленного материала | | | |
33 | Тест «Какой ты пассажир?» Итоговое занятие | 1 | Повторение материала, усвоенного за год | Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). | | | |
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса. В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС НОО;
-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- программа «Я – пешеход и пассажир» из сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
11