СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Пишем сочинение-рассуждение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Пишем сочинение -рассуждение" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Пишем сочинение-рассуждение"»


Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования,

утверждённой приказом от 31.08.2022 №6



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

«Пишем сочинение-рассуждение»

Направление «общеинтеллектуальное»

для 9 класса



срок реализации на 2023-2024 учебный год

Уровень образования: основное общее образование




Составитель программы:

Коровина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории








д.Седмиховка

2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Пишем сочинение-рассуждение» (общеинтеллектуальное направление) для 9 класса разработана на основе

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области;

-Учебного плана МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области;

-Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области.


Цель программы: совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на заданную тему.

Задачи программы:

  • обучить порядку работы над сочинением-рассуждением: умению формулировать тезис, аргументированно доказывать свою точку зрения, делать вывод;

  • совершенствовать умение правильно, логично и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; совершенствовать и редактировать текст;

  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.


Объём часов, отпущенных на занятия

В учебном плане на изучение курса «Пишем сочинение-рассуждение» в 9 классе отводится из внеурочной деятельности 1 час в неделю, всего 34 часа.



Личностные и метапредметные результаты освоения курса


Личностные результаты освоения курса:


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты освоения курса:


1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).

3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

4. Развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

определять возможные роли в совместной деятельности.

5. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

6.Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

7.Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

8.Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Введение в курс «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 13.1, 13.2, 13.3». Основные цели и задачи курса. Нормативная база ОГЭ. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Демоверсия по русскому языку. Учебные материалы и пособия для подготовки к ГИА.

2. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания. Пример формулировки задания 13 в контрольно-измерительных материалах. Сочинение-рассуждение в системе ГИА. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура сочинения-рассуждения (тезис – аргументы - вывод). Знакомство с критериями оценивания задания. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Средства связи частей рассуждения. Речевые клише.

3. Способы оформления тезиса. Способы толкования значения слова. Составление краткого словаря терминов. Работа с толковыми словарями. Толкование понятия в сочинении.

4. Комментирование понятий. Создание таблицы «Понятие. Толкование. Комментарий». Схема вступления. Оценивание вступления.

5. Учимся аргументировать тезис. Выбор аргументов. Понятие «жизненный опыт». Критерии оценивания основной части сочинения. Средства связи между частями сочинения. Создание «Копилки литературных аргументов».

6. Пишем вывод. Задача вывода. Способы моделирования заключительной части сочинения. Обобщение изученного. Создание текста сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Редактирование текста сочинения.

7. Критерии оценки грамотности. Виды ошибок в письменных работах школьников. Практикум по разграничению ошибок. Критерии оценивания грамотности. Рецензирование сочинений учеников.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с демонстрационным вариантом ОГЭ.

Знакомство с критериями оценки задания, структурой сочинения-рассуждения. Составление алгоритма написания сочинения. Пошаговая инструкция.

Работа с толковыми словарями. Работа с текстами, опорными схемами.

Работа с толковыми словарями. Знакомство со способами толкования слова. Составление «Краткого словаря терминов». Выполнение тренировочных заданий.

Ведение комментария к толкованию понятия. Работа с текстами. Создание вступления сочинения. Рецензия и редактирование вступления.

Создание таблицы. Выполнение тренировочных заданий.

Знакомство с критериями оценивания основной части сочинения. Работа с текстами, нахождение аргумента в предложенном тексте. Оформление первого аргумента.

Работа с понятием «жизненный опыт». Переход от аргумента №1 к аргументу №2. Создание «Копилки литературных аргументов».

Знакомство с основными задачами вывода сочинения, способами моделирования вывода. Выполнение тренировочных упражнений.

Создание самостоятельных текстов сочинений на заданную тему.

Рецензирование и редактирование сочинений.

Знакомство с критериями оценивания грамотности, видами ошибок в работах учащихся. Повторение орфографических норм. Выполнение тренировочных упражнений.

Повторение пунктуационных норм, выполнение тренировочных упражнений.

Знакомство с грамматическими ошибками, работа с примерами ошибок. Выполнение тренировочных заданий.

Знакомство с речевыми ошибками, видами речевых ошибок. Выполнение практического задания.

Выполнение практических заданий. Создание текста сочинения-рассуждения. Редактирование готовых сочинений.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по критериям ОГЭ

Формы занятий:

- лекции учителя,

-практические работы,

-написание сочинений,

-составление обобщающих таблиц и схем,

-работа с опорным конспектом,

-контрольные уроки.



















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

год

чет-

верть

план

факт



1 четверть




1

1

Введение в курс. Ознакомление с демоверсией 2024 года.

1

04.09


2

2

Ознакомление с заданиями 13.1, 13.2, 13.3 и с критериями оценивания.

1

11.09


3

3

Структура сочинения-рассуждения

1

18.09


4

4

Задание 13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Способы оформления тезиса.

1

25.09


5

5

Сочинение на лингвистическую тему. Учимся аргументировать.

1

02.10


6

6

Сочинение на лингвистическую тему. Учимся аргументировать.

1

09.10


7

7

Сочинение на лингвистическую тему. Пишем вывод.

1

16.10


8

8

Сочинение на лингвистическую тему. Написание пробных работ.

1

23.10




2 четверть




9

1

Анализ пробных работ. Выявление ошибок и недочётов. Работа с критериями оценивания.

1

13.11


10

2

Ознакомление с особенностями выполнения задания 13.2

1

20.11


11

3

Задание 13.2. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Пишем вступление.

1

27.11


12

4

Задание 13.2. Учимся аргументировать.

1

04.12


13

5

Задание 13.2. Учимся аргументировать.

1

11.12


14

6

Задание 13.2. Пишем вывод.

1

18.12


15

7

Сочинение, связанное с анализом текста. Написание пробных работ.

1

25.12




3 четверть




16

1

Анализ пробных работ. Выявление ошибок и недочётов. Работа с критериями оценивания.

1

08.01


17

2

Задание 13.3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

1

15.01


18

3

Задание13.3. Толкование значения слова

1

22.01


19

4

Задание 13.3. Комментирование понятий

1

29.01


20

5

Создание таблицы «Понятие. Толкование. Комментарий»

1

05.02


21

6

Задание 13.3. Аргументируем тезис. Аргумент №1

1

12.02


22

7

Задание 13.3. Аргументируем тезис. Аргумент №2

1

19.02


23

8

Задание 13.3. Пишем вывод.

1

26.03


24

9

Практикум. Написание сочинения на морально-этическую тему.

1

04.03


25

10

Анализ работ. Выявление ошибок и недочётов. Работа с критериями оценивания.

1

11.03


26

11

Практикум. Написание сочинения на морально-этическую тему.

1

18.03




4 четверть




27

1

Анализ работ. Выявление ошибок и недочётов. Работа с критериями оценивания.

1

01.04


28

2

Орфографические нормы

1

08.04


29

3

Пунктуационные нормы

1

15.04


30

4

Грамматические нормы

1

22.04


31

5

Речевые нормы. Обобщение изученного за курс.

1

29.05


32

6

Написание пробных работ (по выбору)

1

06.05


33

7

Итоговый контроль. Написание пробных работ (по выбору)

1

13.05


34

8

Анализ работ. Выявление ошибок и недочётов. Работа с критериями оценивания. Подведение итогов.

1

20.05











МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Маханова Е.А. Готовимся к экзамену по русскому языку: обучение написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 9 класс / Волгоград:Учитель.–103 с.

2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Ростов н/Д: Легион, 2021. – 96 с.

3. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / М.: Издательство «Национальное образование», 2024. – 240 с.












Лист

корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности

«Пишем сочинение-рассуждение»

(общеинтеллектуальное направление) в 9 классе

учителя Коровиной Л.А.


Название тем занятий, требующих корректировки

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту