МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное образование Шарлыкский район
МАОУ "Шарлыкская СОШ №1"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель МО учителей | Заместитель директора по УВР | Директор |
гуманитарного цикла | ______________Баловнева Т.Е. | ______________Гончаренко А.Н. |
______________Лихацкавя Г.А. |
Протокол №_______________ | Приказ №_________________ |
Протокол №____________ | от "_______"________________ г. | от "______" ________________ г. |
от "_____"_______________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Трудные вопросы по русскому языку»
2023 – 2024 учебный год
(для 9 классов образовательных организаций)
Шарлык -2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку « Трудные вопросы по русскому языку» на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Федеральной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Трудные вопросы по русскому языку»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Трудные вопросы по русскому языку»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс внеурочной деятельности по русскому языку является вспомогательным, добавочным к учебному предмету «русский язык».. Данный курс направлен на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и призван повысить интерес к предмету, дать возможность учащимся закрепить полученные знания по синтаксису, пунктуации, фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Он полностью удовлетворяет потребность учащихся в усвоении орфографических, грамматических норм русского литературного языка, помогает в дальнейшем подготовиться к ОГЭ. Занятия проводятся во второй половине дня.
В плане внеурочной деятельности на изучение курса по русскому языку отводится в 9 классе — 1 ч в неделю, 34 часа за год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса
Основные понятия синтаксиса (3 ч)
Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация.
Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (3 ч) Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении предложения.
Знаки препинания в простом предложении (4 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Тире в эллиптическом и неполном предложениях.
Знаки препинания при однородных членах предложения (6 ч)
Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзами. Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающем слове.
Знаки препинания при обособленных членах предложения (8 ч)
Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Знаки препинания при обособленных и необособленных определительных оборотах. Обособление определений, выраженных причастным оборотом и имеющих дополнительное обстоятельственное значение. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях.
Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (3 ч)
Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. Обороты с предлогами вместо, кроме.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (4 ч)
Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них. Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.
Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах (3 ч)
Знаки препинания при обращениях, междометиях. Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в
побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами
большинство—меньшинство, количественными сочетаниями. Применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обощённо-личное
предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и
бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций. Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями. Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы | Электронные ресурсы | Характеристика основных видов и форм деятельности учащихся |
| Основные понятия синтаксиса | 3 | 0 | 0 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, изучение нового материала, работа с карточками по данной теме, творческая деятельность (конструирование словосочетаний с разными видами связи, подбор к ним синонимичных словосочетаний, повторение знаков препинания в простом предложении) |
| Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. | 3 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, повторение изученного, изучение нового материала, работа с карточками по данной теме. |
| Знаки препинания в простом предложении | 4 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Осложненное списывание с постановкой знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | 6 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
| Знаки препинания при обособленных членах предложения | 8 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Пунктуационный практикум. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
| Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах | 3 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, изучение нового материала. Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
| Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | 4 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Пунктуационный практикум. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
| Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах | 3 | 1 | 0 | https://resh.edu.ru/?ysclid=l6ejvdfzw8485445326 https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=l6ejw2pwwl652259415 | Пунктуационный практикум, проверочная работа, тестирование. |
| ИТОГО | 34 | 1 | 6 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Дата | Примечания |
всего | К.Р. | П.Р. | План | Факт | |
1. | Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | 06.09 | | |
2. | Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 13.09 | | |
3 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация | | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 20.09 | | |
4 | Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль | 27.09 | | |
5 | Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 04.10 | | |
6 | Точка при членении предложения. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 11.10 | | |
7-8-9 | Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). | 3 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | 18.10 25.10 08.11 | | |
10 | Тире в неполных предложениях. | 1 | 0 | 1 | Практическая Работа | 15.11 | | |
11 | Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 22.11 | | |
12 | Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | 29.11 | | |
13 | Знаки препинания при однородных членах, связанных союзами. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 6.12 | | |
14-15-16 | Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающем слове. | 3 | 0 | 1 | Практическая работа | 13.12 20.12 27.12 | | |
17 | Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). | | | | Письменный контроль | 10.01 | | |
18 | Знаки препинания при обособленных и необособленных определительных оборотах. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | 17.01 | | |
19 | Обособление определений, выраженных причастным оборотом и имеющих дополнительное обстоятельственное значение. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | 24.01 | | |
20 | Обособление дополнений. | 1 | 0 | | Письменный контроль | 31.01 | | |
21 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | 1 | | 1 | Практическая работа | 7.02 | | |
22 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 14.02 | | |
23 24 | Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях. | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | 21.02 28.02 | | |
25 | Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 6.03 | | |
26 27 | Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. Обороты с предлогами вместо, кроме. | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | 13.03 20.03 | | |
28 | Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 03.04 | | |
29 | Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; Устный опрос; | 10.04 | | |
30 | Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. | 1 | 0 | | Письменный контроль; Устный опрос; | 17.04 | | |
31 | Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | 24.04 | | |
32 33 | Знаки препинания при обращениях, междометиях. Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. | 2 | 0 | | Письменный контроль; Устный опрос; | 08.05 15.05 | | |
34 | Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова. | 1 | 1 | 0 | Итоговый контроль | 22.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Методические материалы для учителя:
Изложения: Русский язык:9 класс/ Авт.-сост. Л.С.Шаталова.- М.:ООО «Издательство Астрель».
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение»
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2024, 9 класс под редакцией Н.А.Сенина .Легион Ростов –на-Дону 2023 г
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы/В.И.Капинос и др.- М.:Дрофа
Учебные материалы для учащихся:
Л.А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс.-М.:Просвещение
Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
7. «РЕШУ ОГЭ»: русский язык. Обучающая система Гущина rus-oge.sdamgia.ru