Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
«Рассмотрено» на заседании кафедры Протокол №4 от 25.05.2021г. заведующий кафедрой ______ /А. М. Соловова/ | «Согласовано» заместитель директора ______ /Н.Н. Красовская/ 30 августа 2021 | «Утверждено» на педагогическом совете протокол № 8 от 25.08.2021 г. директор МБОУ «Гимназия №2» ____________/Л. М. Быкова/ Приказ №158 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по иностранному языку
«В мире языка»
9а класс
2022-2023 учебный год
Автор-составитель
рабочей программы:
Соловова А.М.,
учитель иностранного языка
высшей квалификационной
категории
Бийск – 2022 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «В мире языка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 от 17 декабря 2010 г.
Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия № 2» по учебным предметам, курсам (Пр. №99 от 31.05.2018г.)
План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 2» на 2019-2020 учебный год.
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Гимназия № 2»
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и предоставляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся.
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией и духовными ценностями своей страны.
Главными особенностями данной рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Курс «В мире языка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 15 до16 лет.
Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю.
Цели курса
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Задачи курса
Обучающие:
изучение новой лексики;
углубление знаний грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости к истории и культуре, речи своей страны и традициям других стран.
Материально-технические условия реализации программы заключаются в использовании аудиокурса, видеоуроков, мультимедийных презентаций по темам курса.
Содержание курса
№ | Раздел | Элементы содержания | Часы |
1 | Страноведение | Знакомство с реалиями стран изучаемого языка, их традициями, языковыми особенностями. Знание традиций и обычаев своей страны, ее духовно-нравственных ценностей, умение рассказать о них на иностранном языке. Социокультурные знания и умения. | 6 |
2 | Фонетика | Отработка произношения звуков, повторение правил чтения, разучивание чистоговорок, рифмовок, стихотворений. | 6 |
3 | Трудности грамматики | Систематизация знаний о частях речи английского языка. | 11 |
4 | Развитие устной и письменной речи. | Этикетные диалоги, правила употребления речевых образцов в различных ситуациях общения. Употребление изученного языкового материала в устной монологической речи. Правила написания личного письма. | 11 |
Виды деятельности
Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у обучающихся развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Дата |
по плану | скорректированная | фактически |
|
1 | Культура, традиции и обычаи англоязычных стран. | 2 | | | |
2. | Значение русского языка и культуры в мире, умение рассказать о родной стране и ее духовных традициях на английском языке. | 4 | | | |
2. Фонетика. |
3. | Звукобуквенные соответствия, «трудные» звуки. | 3 | | | |
4. | Правила чтения. Систематизация. | 3 | | | |
3. Трудности грамматики. |
5 | Имя существительное. Множественное число. Правила употребления артиклей. Притяжательный падеж. | 3 | | | |
6. | Глагол. Видо-временные формы. | 3 | | | |
7. | Имя прилагательное. Степени сравнения. Наречие. | 3 | | | |
8 | Словообразование. | 2 | | | |
4.Развитие устной и письменной речи |
9. | Типы вопросов в английском языке. | 2 | | | |
10. | Употребление изученного языкового материала при составлении монологического высказывания по плану. | 4 | | | |
11. | Употребление изученного языкового материала при написании личного письма | 4 | | | |
12 | Итоговое занятие | 1 | | | |
Итого | | 34 | | | |
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
Планируемые результаты освоения курса
1.Личностными результатами изучения предмета «английского языка» являются следующие умения:
•знание основных принципов и правил отношения между людьми, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, приверженности традиционных духовных и нравственных ценностей;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
•формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по английскому языку являются:
Регулятивные: УУД:
•умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Коммуникативные УУД:
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Познавательные УУД:
•умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках
3. Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
•начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
•расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
•рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
•сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и ее культуре, духовных ценностях и странах изучаемого языка;
•описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В чтении:
•читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
•читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
•читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
•личные письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
•составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
•применение правил написания слов, изученных в основной школе;
•адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
•соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
•распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
•знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
•понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
•распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
•знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
•знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
•знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
•распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
•знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
•знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
•представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
•представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
•понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
. В познавательной сфере:
•умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
•владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
•умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
•готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
•умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
•владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
•представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, культуры мышления;
•достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
•представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
•приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
Форма подведения итогов:
Промежуточный учет достижений организуется после завершения изучения каждого раздела и проводится в форме викторин, конкурсов, творческих заданий. Возможно участие в языковых конкурсах и олимпиадах гимназического и городского уровней, а также дистанционных. Организация итогового занятия по окончанию изучения курса может быть в форме круглого стола по пройденным за учебный год темам.
Литература:
Комиссаров К. В., Кирдяева О. И. Английский язык. Тренировочные упражнения в формате ГИА. 9 класс. учеб. пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз./К. В. Коммисаров, О. И. Кирдяева.М: Просвещение, 2018.- 128с.
Ягудена А. Р.Английский язык. Лексический минимум для ОГЭ и ЕГЭ. М.: Феникс, 2019. – 206с.
Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=8BBD5C99F37898B6402964AB11955663
Сдам ГИА6 Решу ОГЭ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://en-oge.sdamgia.ru/?redir=1
Лист дополнений и изменений в рабочей программе «В мире языка»
9 класс
2022-2023 учебный год
№ п/п | № урока в КТП | Дата проведе- ния по плану | Дата фактическо-го проведения | Тема проведенного урока | Причина внесения изменений | За счет чего произошла корректировка | № и дата приказов о внесении и утверждении внесенных изменений | Подпись курирующего заместителя директора |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
| | | | | | | | |