Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы логики" 2 класс»
МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________________ «___»________________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________________ «___» _______________г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ______________________ « __»_________________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"ОСНОВЫ ЛОГИКИ"
2 класс
2015 /2016 учебный год
с. Таштып
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы курса С.И. Гин «Мир логики» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению.
Курс внеурочной деятельности для учащихся 2 класса "Основы логики" разработан как дополнение к учебным курсам: русский язык, математика, окружающий мир.
Цель данного курса: научить учащихся осознанно использовать основные мыслительные операции, которые помогут освоить учащимся любые предметы.
Особенность курса заключается в занимательности и практической направленности предлагаемого учащимся материала, широком использовании игровых форм проведения занятий.
На практических занятиях в процессе логических упражнений дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а способствуют выполнению правильного суждения и приведению несложного доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют формированию у детей интереса к мыслительной деятельности. То есть учащиеся не только воспринимают информацию, но и учатся овладевать технологией усвоения этой информации.
Курс рассчитан на 34 занятия (один раз в неделю).
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности "Основы логики" для 2 класса
В результате изучения данного курса во втором классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать творческими навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших рисунков, схем, моделей.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
делать умозаключения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов |
1 | Мир открытий. Вводное занятие. | 1 |
2 | Определение предметов по совокупности его признаков | 1 |
3 | Различие предметов | 1 |
4 | Сходство предметов | 1 |
5 | Существенные признаки предметов | 1 |
6 | Характерные признаки предметов | 1 |
7 | Упорядочивание признаков | 1 |
8 | Правила сравнения | 1 |
9 | Значение сравнения | 1 |
10 | Геометрические головоломки | 1 |
11 | Верные и неверные высказывания | 1 |
12 | Отрицание высказывания | 1 |
13 | Понятие о классах | 1 |
14 | Правила классификации | 1 |
15 | Графическая организация информации | 1 |
16 | "Толстые" и "тонкие" вопросы | 1 |
17 | Алгоритм и его использование в повседневной жизни | 1 |
18 | "Алгоритм поведения", "Алгоритм успеха"... | 1 |
19 | Головоломки на закономерность в числах и фигурах | 1 |
20 | Головоломки на закономерность в буквах и словах | 1 |
21 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 |
22 | Решение задач. Перестановки | 1 |
23 | Решение задач. Размещения. | 1 |
24 | Решение задач. Сочетания. | 1 |
25 | Связь и взаимодействие явлений | 1 |
26 | Наделение предметов новыми свойствами | 1 |
27 | Перенос свойств с одних предметов на другие | 1 |
28 | Отрицательные и положительные стороны у одних и тех же предметов | 1 |
29 | Тетрамино | 1 |
30 | Пентамино | 1 |
31 | Танграм | 1 |
32 | Распилы | 1 |
33 | Подготовка к презентации проекта "Мир, который я открыл" | 1 |
34 | Проект "Мир, который я открыл" | 1 |
Литература
1. Виноградов С.Н. "Логика" Учебник для средней школы.- Москва, 1954.
2. Гин С. И. «Мир логики» Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита – Пресс, 2003
4. Олимпиады по русскому языку /Авт.сост. О. Н. Белявская и др. – Минск: ООО «Оракул», 2005.
5. Раскина И.В. Логика для всех: от пиратов до мудрецов.- М.: МЦНМО, 2016.
6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы.- Ростов н/Д: Феникс,2008.
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,
2002.
8. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.