СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 7 класса по учебнику А.Г. Мордковича

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»



Утверждаю

Директор школы

____________ Л.П.Шишкина

Приказ № От «01» сентября 2018 г.





Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Е.В. Ермилова

« » августа 2018 г.



Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике

для 7 класса

«Занимательная математика»

на 2018-2019 учебный год

Учитель Н.И.Глинкина





Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель методического

объединения учителей

математики, физики и

информатики

______________ С.Г.Пилипенко

Протокол № 1

г. Ульяновск



от «30» августа 2018 г.




1.Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 7 класса рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2.1. Учащийся 7 класса научится:

решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задач

решать задачи с числовыми выражениями

решать задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

решать задачи на разрезание

решать задачи на движение

решать вероятностные задачи

решать задачи на совместную работу

решать задачи на части и проценты

решать задачи на дроби

решать задачи с геометрическим содержанием

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения

нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.

2.2. Учащийся 7 класса получит возможность научиться:

использовать при решении математических задач наиболее рациональные, оригинальные способы решения

  • выполнять тождественные преобразования целых алгебраических выражений;

  • доказывать простейшие тождества;

  • решать линейные уравнения с одной неизвестной;

  • решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения;

  • решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений и систем;

  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

2.3 . Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения внеурочного курса


Раздел

(тема)

Личностные

результаты

Предметные результаты


Метапредметные результаты

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

1

Арифметическая смесь

Учащиеся получат представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;


Овладеть основными понятиями: числовое и алгебраическое выражения; значения числового и алгебраического выражения. Применять приёмы нахождения значения числового выражения рациональным способом и приёмы упрощения алгебраических выражений

Применять различные способы для решения старинных задач, задач на переливания, на проценты

учащиеся получат возможность научиться:

видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;


учащиеся получат первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;


учащиеся научатся:

находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


2

Логика в математике

Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;


Познакомить с понятиями : «не», «и», «или», «следует», «равносильно».

Применять эти понятия в рассуждениях и при решении логических задач

Познакомить с понятиями: необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические «софизмы»

учащиеся научатся:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;



учащиеся научатся:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);



учащиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;


3

Алгебраическая смесь

Учащиеся научатся контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Учащиеся получат возможность научится:

критичности мышления, умению распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;


Составлять математическую модель ситуации;

решать текстовые задачи с помощью уравнений, неравенств или системы двух линейных уравнений с двумя переменными; применять полученные знания в новой ситуации: составлять математическую модель реальной ситуации в виде уравнения или системы двух линейных уравнений с двумя переменными и решать её рациональным способом .

учащиеся научатся:

-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

учащиеся получат возможность научиться:

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;



учащиеся научатся:

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- осуществлять смысловое чтение;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


учащиеся научатся:

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



4

Геометрия вокруг нас

Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Учащиеся получат возможность научится:

эмоционально воспринимать математические объекты, задачи, решения, рассуждения

Познакомить с геометрическими головоломками.

Овладеть приемами решения задач на разрезание и задач со спичками

учащиеся научатся:

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;


учащиеся научатся:

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- осуществлять смысловое чтение;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


учащиеся научатся:

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;































Раздел

(тема)

Личностные

результаты

Предметные результаты


Метапредметные результаты

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

1

Арифметическая смесь

Учащиеся получат представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;


Овладеть основными понятиями: числовое и алгебраическое выражения; значения числового и алгебраического выражения. Применять приёмы нахождения значения числового выражения рациональным способом и приёмы упрощения алгебраических выражений

Применять различные способы для решения старинных задач, задач на переливания, на проценты

учащиеся получат возможность научиться:

видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;


учащиеся получат первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;


учащиеся научатся:

находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


2

Логика в математике

Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;


Познакомить с понятиями : «не», «и», «или», «следует», «равносильно».

Применять эти понятия в рассуждениях и при решении логических задач

Познакомить с понятиями: необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические «софизмы»

учащиеся научатся:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;



учащиеся научатся:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);



учащиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;


3

Алгебраическая смесь

Учащиеся научатся контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Учащиеся получат возможность научится:

критичности мышления, умению распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;


Составлять математическую модель ситуации;

решать текстовые задачи с помощью уравнений, неравенств или системы двух линейных уравнений с двумя переменными; применять полученные знания в новой ситуации: составлять математическую модель реальной ситуации в виде уравнения или системы двух линейных уравнений с двумя переменными и решать её рациональным способом .

учащиеся научатся:

-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

учащиеся получат возможность научиться:

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;



учащиеся научатся:

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- осуществлять смысловое чтение;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


учащиеся научатся:

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



4

Геометрия вокруг нас

Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Учащиеся получат возможность научится:

эмоционально воспринимать математические объекты, задачи, решения, рассуждения

Познакомить с геометрическими головоломками.

Овладеть приемами решения задач на разрезание и задач со спичками

учащиеся научатся:

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;


учащиеся научатся:

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- осуществлять смысловое чтение;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


учащиеся научатся:

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;


3. Содержание курса внеурочной деятельности

Название раздела(темы)

Количество часов

Основные вопросы, изучаемые в данном разделе

Формы организации

Виды деятельности

Арифметическая смесь

12

Числовые головоломки, занимательные задачи, старинные задачи, решение задач с конца, переливания, принцип Дирихле, знаете ли вы проценты? Арифметическая викторина

Исследование, игра, соревнование, викторина, проект

Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

Логика в математике

9

Учитесь правильно рассуждать, «Не», «и», «или», «Следует», «равносильность», необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические софизмы, логические задачи, игра «Математическая рулетка»

Исследование, игра, соревнование, викторина, проект

Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

Алгебраическая смесь

9

Задачи на движение Задачи на концентрацию, смеси и сплавы Задачи на части и дроби Задачи на совместную работу Игра «Умники и умницы»

Исследование, игра, соревнование, викторина, проект

Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

Геометрия вокруг нас

5

Геометрические головоломки Разрежьте правильно на части Геометрия на спичках Конкурс «Лучший ученик»

Исследование, игра, соревнование, викторина, проект

Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение



4. Тематическое планирование

Раздел(тема)

Количество часов

1

Глава1. Арифметическая смесь

12

2

Глава2. Логика в математике

9

3

Глава3. Алгебраическая смесь

9

4

Глава4. Геометрия вокруг нас

5



5. Приложение. «Календарно - тематическое планирование»


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Корректировка(проведенная коррекция,причины)


По плану

факт




Глава1. Арифметическая смесь

1-2

Числовые головоломки

2




3

Занимательные задачи

1




4-5

Старинные задачи

2




6-7

Решение задач с конца

2




8

Переливания

1




9

Принцип Дирихле

1




10-11

Знаете ли вы проценты?

2




12

Арифметическая викторина

1






Глава2. Логика в математике

13

Учитесь правильно рассуждать

1




14

«Не», «и», «или»

1




15

«Следует», «равносильность»

1




16

Необходимые и достаточные условия

1




17

Обратная и противоположная теоремы

1




18

Математические софизмы

1




19-20

Логические задачи

2




21

Игра «Математическая рулетка»

1






Глава3. Алгебраическая смесь

22-23

Задачи на движение

2




24-25

Задачи на концентрацию, смеси и сплавы

2




26-27

Задачи на части и дроби

2




28-29

Задачи на совместную работу

2




30

Игра «Умники и умницы»

1






Глава4. Геометрия вокруг нас

31

Геометрические головоломки

1




32

Разрежьте правильно на части

1




33-34

Геометрия на спичках

2




35

Конкурс «Лучший ученик»

1