Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Утверждаю
Директор школы
____________ Л.П.Шишкина
Приказ № От «01» сентября 2018 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ Е.В. Ермилова
« » августа 2018 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике
для 7 класса
«Занимательная математика»
на 2018-2019 учебный год
Учитель Н.И.Глинкина
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель методического
объединения учителей
математики, физики и
информатики
______________ С.Г.Пилипенко
Протокол № 1
г. Ульяновск
от «30» августа 2018 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 7 класса рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2.1. Учащийся 7 класса научится:
решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задач
решать задачи с числовыми выражениями
решать задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»
решать задачи на разрезание
решать задачи на движение
решать вероятностные задачи
решать задачи на совместную работу
решать задачи на части и проценты
решать задачи на дроби
решать задачи с геометрическим содержанием
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
распознавания логически некорректных рассуждений;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
2.2. Учащийся 7 класса получит возможность научиться:
использовать при решении математических задач наиболее рациональные, оригинальные способы решения
выполнять тождественные преобразования целых алгебраических выражений;
доказывать простейшие тождества;
решать линейные уравнения с одной неизвестной;
решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения;
решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений и систем;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
2.3 . Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения внеурочного курса
№ | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 | Арифметическая смесь | Учащиеся получат представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; | Овладеть основными понятиями: числовое и алгебраическое выражения; значения числового и алгебраического выражения. Применять приёмы нахождения значения числового выражения рациональным способом и приёмы упрощения алгебраических выражений Применять различные способы для решения старинных задач, задач на переливания, на проценты | учащиеся получат возможность научиться: видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; | учащиеся получат первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; | учащиеся научатся: находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; |
2 | Логика в математике | Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; | Познакомить с понятиями : «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Применять эти понятия в рассуждениях и при решении логических задач Познакомить с понятиями: необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические «софизмы» | учащиеся научатся: - формулировать и удерживать учебную задачу; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; | учащиеся научатся: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); | учащиеся научатся: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; |
3 | Алгебраическая смесь | Учащиеся научатся контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Учащиеся получат возможность научится: критичности мышления, умению распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; | Составлять математическую модель ситуации; решать текстовые задачи с помощью уравнений, неравенств или системы двух линейных уравнений с двумя переменными; применять полученные знания в новой ситуации: составлять математическую модель реальной ситуации в виде уравнения или системы двух линейных уравнений с двумя переменными и решать её рациональным способом . | учащиеся научатся: -планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; учащиеся получат возможность научиться: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; | учащиеся научатся: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - осуществлять смысловое чтение; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; - выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; | учащиеся научатся: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
4 | Геометрия вокруг нас | Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; Учащиеся получат возможность научится: эмоционально воспринимать математические объекты, задачи, решения, рассуждения | Познакомить с геометрическими головоломками. Овладеть приемами решения задач на разрезание и задач со спичками | учащиеся научатся: - составлять план и последовательность действий; - осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; | учащиеся научатся: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - осуществлять смысловое чтение; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; - выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; | учащиеся научатся: - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; |
№ | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 | Арифметическая смесь | Учащиеся получат представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; | Овладеть основными понятиями: числовое и алгебраическое выражения; значения числового и алгебраического выражения. Применять приёмы нахождения значения числового выражения рациональным способом и приёмы упрощения алгебраических выражений Применять различные способы для решения старинных задач, задач на переливания, на проценты | учащиеся получат возможность научиться: видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; | учащиеся получат первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; | учащиеся научатся: находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; |
2 | Логика в математике | Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; | Познакомить с понятиями : «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Применять эти понятия в рассуждениях и при решении логических задач Познакомить с понятиями: необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические «софизмы» | учащиеся научатся: - формулировать и удерживать учебную задачу; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; | учащиеся научатся: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); | учащиеся научатся: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; |
3 | Алгебраическая смесь | Учащиеся научатся контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Учащиеся получат возможность научится: критичности мышления, умению распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; | Составлять математическую модель ситуации; решать текстовые задачи с помощью уравнений, неравенств или системы двух линейных уравнений с двумя переменными; применять полученные знания в новой ситуации: составлять математическую модель реальной ситуации в виде уравнения или системы двух линейных уравнений с двумя переменными и решать её рациональным способом . | учащиеся научатся: -планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; учащиеся получат возможность научиться: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; | учащиеся научатся: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - осуществлять смысловое чтение; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; - выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; | учащиеся научатся: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
4 | Геометрия вокруг нас | Учащиеся научатся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; Учащиеся получат возможность научится: эмоционально воспринимать математические объекты, задачи, решения, рассуждения | Познакомить с геометрическими головоломками. Овладеть приемами решения задач на разрезание и задач со спичками | учащиеся научатся: - составлять план и последовательность действий; - осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; | учащиеся научатся: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - осуществлять смысловое чтение; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; учащиеся получат возможность научиться: - видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; - выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; | учащиеся научатся: - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; |
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела(темы) | Количество часов | Основные вопросы, изучаемые в данном разделе | Формы организации | Виды деятельности |
Арифметическая смесь | 12 | Числовые головоломки, занимательные задачи, старинные задачи, решение задач с конца, переливания, принцип Дирихле, знаете ли вы проценты? Арифметическая викторина | Исследование, игра, соревнование, викторина, проект | Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
Логика в математике | 9 | Учитесь правильно рассуждать, «Не», «и», «или», «Следует», «равносильность», необходимые и достаточные условия, обратная и противоположная теоремы, математические софизмы, логические задачи, игра «Математическая рулетка» | Исследование, игра, соревнование, викторина, проект | Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
Алгебраическая смесь | 9 | Задачи на движение Задачи на концентрацию, смеси и сплавы Задачи на части и дроби Задачи на совместную работу Игра «Умники и умницы» | Исследование, игра, соревнование, викторина, проект | Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
Геометрия вокруг нас | 5 | Геометрические головоломки Разрежьте правильно на части Геометрия на спичках Конкурс «Лучший ученик» | Исследование, игра, соревнование, викторина, проект | Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение |
4. Тематическое планирование
№ | Раздел(тема) | Количество часов |
1 | Глава1. Арифметическая смесь | 12 |
2 | Глава2. Логика в математике | 9 |
3 | Глава3. Алгебраическая смесь | 9 |
4 | Глава4. Геометрия вокруг нас | 5 |
5. Приложение. «Календарно - тематическое планирование»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Корректировка(проведенная коррекция,причины) |
| По плану | факт | |
| | Глава1. Арифметическая смесь |
1-2 | Числовые головоломки | 2 | | | |
3 | Занимательные задачи | 1 | | | |
4-5 | Старинные задачи | 2 | | | |
6-7 | Решение задач с конца | 2 | | | |
8 | Переливания | 1 | | | |
9 | Принцип Дирихле | 1 | | | |
10-11 | Знаете ли вы проценты? | 2 | | | |
12 | Арифметическая викторина | 1 | | | |
| | Глава2. Логика в математике |
13 | Учитесь правильно рассуждать | 1 | | | |
14 | «Не», «и», «или» | 1 | | | |
15 | «Следует», «равносильность» | 1 | | | |
16 | Необходимые и достаточные условия | 1 | | | |
17 | Обратная и противоположная теоремы | 1 | | | |
18 | Математические софизмы | 1 | | | |
19-20 | Логические задачи | 2 | | | |
21 | Игра «Математическая рулетка» | 1 | | | |
| | Глава3. Алгебраическая смесь |
22-23 | Задачи на движение | 2 | | | |
24-25 | Задачи на концентрацию, смеси и сплавы | 2 | | | |
26-27 | Задачи на части и дроби | 2 | | | |
28-29 | Задачи на совместную работу | 2 | | | |
30 | Игра «Умники и умницы» | 1 | | | |
| | Глава4. Геометрия вокруг нас |
31 | Геометрические головоломки | 1 | | | |
32 | Разрежьте правильно на части | 1 | | | |
33-34 | Геометрия на спичках | 2 | | | |
35 | Конкурс «Лучший ученик» | 1 | | | |