Курс внеурочной деятельности « Стратегия осознанного мышления при решении задач»
Орлова Елена Юрьевна
учитель начальных классов МАОУ гимназии № 13 г. Томска
Экспериментальная программа « Стратегия осознанного мышления при решении задач» разработана учителями нашей школы Матвейчук Т.В., Баяновой Т. А. и Сафроновой Т. Г.
Создана она для обучающихся 1-3 классов начальной школы. Основу программы составляет теория поэтапного формирования умственных действий , разработанная Гальпериным, позволяющая качественно обучать детей с различными каналами восприятия. Направленно на развитие инициативности и самостоятельности в познании, способствует формированию культуры мышления и может быть использована как в преподавании внеурочной деятельности, спецкурса ,так и урока математики в начальной школе.
Работаю я по этой программе третий год. Почему я выбрала этот курс?
В реальном общеобразовательном процессе мало внимания уделяется развитию психических процессов. В школьной практике учителя не всегда придают значение осознанности, избегают схематичные, структурирующие и систематизирующие формы подачи материала . Обучая детей решать задачи мы часто придаём мало значения анализу задачи на начальном этапе.
Не все умеют работать с текстовыми задачами.
Цели программы:
создать условия для формирования произвольности умственных действий для детей младшего школьного возраста на основе теории П.Я. Гальперина
Задачи программы:
формировать знаково-словесную мыслительную деятельность;
развивать ориентировочную основу действия по третьему типу (на основе анализа задания);
способствовать переносу освоенных умственных действий на другие виды деятельности.
В 3 классе дети учатся решать задачи на величины арифметическим способом.
Урок 1
« Экскурсия в магазин»
Здесь дети знакомятся с величинами: цена, количество, стоимость, масса одного предмета, количество предметов, общая масса, используя метод наблюдения.
Например: Рассмотрите витрину, перечислите штучные товары, обратите внимание на ценник одного из товаров.
- Что на нём указанно? (цена)
- Что такое цена? ( это те деньги, которые можно заплатить за 1 предмет, вещь.
Сколько стоит 1 карандаш ? (5 рублей). Возьмите 5 рублей и купите 3 карандаша.
_ Сколько карандашей надо купить? (3).- Это количество предметов.
-Сколько денег надо заплатить за 3 карандаша? ( 15 рублей)
– Это стоимость 3 карандашей.
-Что в пакетах? ( сахар, гречка, рис)
-А почему в пакетах? -Это сыпучие вещества
-Как их продают? ( по весу)
- В чём измеряется вес ? ( кг, г)
1 кг – это вес товара. Как вес называется по другому? ( масса).
3 пакета- это количество. Сколько весят 3 пакета?( 3 кг)- это общая масса.
Урок 2 идёт систематизация знаний о величинах: цена, количество, стоимость, масса одного предмета, количество предметов, общая масса.
Учитель показывает ученикам различные ценники.
- Что это такое?( ценник)
-Что на нём указано? ( наименование товара, цена)
-Что такое цена?( это те деньги, которые мы платим за один предмет)
-В чём может быть выражена цена?( в рублях, копейках)
Дидактическая игра « Магазин» ( с простыми числами до 10; с речевым проговариванием) Оформляем магазин. Слайд
-Нарисуйте 1 шоколадку,1 карандаш,1 открытку,1 книгу и 1 пенал.
Дорисуйте ценник, поставьте цену.
-Что такое цена? ( те деньги которые платим за 1 предмет).
Сколько предметов ( штук) купили?
-Какая это величина? (Это количество предметов)
-Сколько денег вы заплатили за покупку?
-Какая это величина? (стоимость).
Как вы понимаете «стоимость товара»? ( это те деньги , которые отдаём покупая несколько предметов или вещей)
-Нарисуй 3 предмета, дорисуй ценник, поставь цену.
- Выпиши цену с рисунков.
-- - В чём выражена цена?( в рублях, копейках).
По аналогии проводим закрепление величин: масса одного предмета, количество предметов и общая масса.
Решаем задачу: Нина купила 4 тетради по 5 рублей каждая .Сколько денег отдала Нина?
1) Выполнение предметного действия с громкоговорением
2) Перевод задачи на язык схемы
-Я знаю ,что Нина купила 4 тетради ( рисую)4 квадратика.
-Я знаю, что 1 тетрадь стоила 5 рублей.( это цена 1 тетради)
-Подпишу.
-Знаю, что тетради одинаковые, значит остальные 3 подпишу тоже по этой цене.
Вопрос задачи:
-Сколько денег отдала Нина?( покажу скобкой)
-Чтобы ответить на вопрос нужно по 5 взять 3 раза.
Запись решения задачи.
Перевод действия на материализованный уровень ( таблица). На следующем уроке дети учатся записывать данные в таблицу. Учатся находить искомую величину.
Затем знакомятся с новыми величинами: расход на один предмет, количество предметов, общий расход.
Всего 25 уроков.
Как показала практика, эта методика обучения позволяет избежать дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися, поскольку развёрнутость умственного действия способствует полному пониманию и осмыслению изученного материала. Сильные же ученики обучаясь по этой методике, закладывают основу для успешного овладения теоретическим материалом в среднем старшем звене, так как формируется потребность в анализе предлагаемых заданий, сформированность умственного действия позволяет объяснять и доказывать правильность выбранного способа решения и полученного результата. Анализ показал, что при использовании традиционных форм обучения, трудности в решении текстовых задач испытывали 32-34% обучающихся. Это в основном кинестетики. Применение данной технологии позволило основную часть кинестетиков перевести в разряд успевающих учеников.