Курсовая «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства»

Категория: Прочее

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Просмотр содержимого документа
«Курсовая «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства»»





Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

Тема: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства»























Содержание

Введение………………………………………..……………………………….....3

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся…………………………………………………………………………...7

    1. Проблема эстетического воспитания учащихся………………………….7

    2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников…………...……………………………………………...……12

    3. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства…………………………………...….17

Глава 2. Опытно-теоретическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства……………………………..…...23

2.1 Методика изучения уровня эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………….……….…..23

2.2 Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства…………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………37













Введение

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания могут считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого давали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитаня детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективен, если:

  • выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

  • работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;

  • используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эстетического воспитания учащихся.

2. Изучить роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эстетического воспитания средствами искусства.

4. Описать методики изучающие уровни эстетического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

База исследования: МКОУ «СОШ №21» х. Спорного, Изобильненского района, Ставропольского края.

Структура работы: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.







































Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся

1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Итак, становится видно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность [40; 24].

Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Таким, образом проанализировав литературу можно сделать вывод что, термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие.



































1.2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [13; 25].

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Шацкий С.Т. центральное место в эстетическом воспитании детей педагог отводил музыке. Основой для проведения музыкальной работы он сделал исследования интересов и вкусов детей, а также изучение музыкальной культуры народа. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, который пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Крайне интересными, были способы изучения восприятия музыкальных произведений детьми, разработанные С.Т. Шацким и его коллегами, а также анализ детских впечатлений от прослушивания художественных произведений. Во время концертов, выступлений артистов и детских творческих коллективов педагоги наблюдали за поведением детей, фиксировали те моменты концерта, которые вызывали наибольший интерес, эмоции, а также - к чему дети оставались равнодушными. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», - писала В.Н. Шацкая. [48; 94].

Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Изучение проблемы художественного восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные области науки - эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности [28; 11].

К окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

· видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

· знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

· знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

· знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства





















1.3. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства

Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [42; 105].

Для осуществления эстетического воспитания используются разнообразные методы и формы. К методам эстетического воспитания относят: беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в искусстве, метод иллюстрации или так называемый наглядный метод, рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях и т.д.

Учителю важно правильно подбирать методы для эстетического развития каждого школьника, кроме того, этот выбор должен быть осознанным, целенаправленным. Рассмотрим некоторые из методов, наиболее часто используемые, по нашему мнению, учителем начальных классов в работе по эстетизации личности младшего школьника.

Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы на актуальные темы. Важно то, чтобы беседы были целенаправленны. Например, беседа на темы: «Что такое красота?», «Радуга природы», «Эстетика моей жизни», «В чем красота человека?». Дети выскажут свои мнения о данном вопросе.

Метод беседы учитель может сочетать с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций), упражнениями и т.д.

Особого внимания требует анализ художественных произведений искусства, который необходимо сочетать с систематическим развитием навыков художественного восприятия, изучением определенных фактов истории искусства и усвоением специальных терминов и понятий. Например, данный метод используется на уроках изобразительного искусства при ознакомлении учащихся с памятниками искусства или при рисовании с натуры вазы с цветами.

Упражнения в искусстве заключаются в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, рисовании, лепке из пластилина и др. Необходимо подчеркнуть красоту каждого упражнения, как подчеркнул

К. Паустовский: «Красота выступает одним из критериев истинности знания».

Метод иллюстрации учитель использует на каждом уроке, независимо от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод наиболее эффективен. На уроках изобразительного искусства главную и основную группу методов формирования эстетической восприимчивости составляют наблюдение и рассматривание картин, предметов, сопровождаемые действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование) или рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам) пейзажей, отдельных деревьев, цветов. На любых других уроках – это может быть показ иллюстративных пособий природы, репродукций, таблиц, карт и др.

На мой взгляд, комплексность данных методов будет способствовать повышению уровня эстетической воспитанности, проявлению творчества в работе, стремлению вносить красоту в общение с людьми, в свой досуг, в общественно полезную, трудовую, учебную, природоохранительную и другие виды деятельности.

Значительную роль в формировании эстетической культуры играют формы, используемые во внеучебное время. К таким формам относят: кружки, клубы, студии по разным направлениям, кинолектории, классные часы, часы информации, вечера поэзии, встречи за круглым столом и т.д.

Наиболее распространенной формой, используемой учителем начальных классов, является кружок. Это музыкальные, литературные кружки, кружки изобразительного искусства, кружки народного творчества и другие.

Цель литературного кружка - расширение жизненного опыта школьников, вовлечение в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. Приобщение к творчеству благотворно влияет на общую эстетическую культуру школьника, делает его более квалифицированным читателем и зрителем. Практические задания на занятиях литературного кружка направлены на развитие навыков творческого чтения. Например, подобрать иллюстрацию к каждому виду художественной выразительности, привести примеры или придумать пародию на злоупотребление образной выразительностью, примеры жеманства и манерности языка. Все задания могут стать программой литературного вечера-конкурса, подготовленного членами кружка.

Как говорил В.А.Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности». С этой целью учитель организует музыкальные кружки на базе школы.

Музыкальные кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в кружке способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей. Музыкальные кружки предполагают хоровое пение, поэтому музыкальный кружок называют хоровым кружком. Хороший хор – это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками. Руководителем хора является хормейстер, который организует хоровой коллектив (однородные хоры, смешанные), делает занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки.

Я считаю, что основная задача кружка рисунка и живописи – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения. На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи. Основные виды деятельности в кружке – работа с натуры, по памяти, наблюдение, композиционная и декоративная работа. Самый распространенный вид работы в младших классах – композиция на темы. В создании рисунков дети могут опираться на наблюдения или же на литературные и фольклорные источники, с привлечением доли фантазии.

Кроме кружков на базе школы учитель может организовывать клубы. Участниками клуба могут быть дети разных классов. Работа в клубе способна вызвать не только интерес к действительности и умение видеть ее эстетически выразительные качества, но и интерес познания коллективного творчества. Примером таких клубов могут быть, клубы по изобразительному искусству, где дети узнают, насколько интересен мир живописи, клубы юных книголюбов, где дети делятся впечатлениями от прочтения книг, понравившихся им, обсуждают поступки героев, рассматривают сюжет произведения.

В последнее время в школах появляются студии: музыкально-хоровые, литературно-творческие … Учитель организует работу в школьной студии по такому же принципу, что и работа в студии на базе учреждений дополнительного образования.

Например, музыкально-хоровые студии – это студии с необходимым комплексом музыкальных дисциплин. В учебный план студии входят хор, сольфеджио, инструмент, музыкальная литература. Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Руководитель хора начинает работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения

(a capella). Подготовка к выступлениям помогает учащимся студии узнавать много новых песен дополнительно к школьной программе, развитию музыкальных способностей, точной вокальной интонации.

Литературно-творческие студии дают возможность школьнику взглянуть на литературу со сравнительно новой точки зрения – отталкиваясь от основных литературоведческих понятий. Основной метод работы в такой студии – самостоятельный подбор иллюстрирующих литературоведческие термины художественных текстов. Такой метод не только расширяет эрудицию школьников, но и развивает их литературно-творческие способности.

Каким-то клубом руководит сам учитель, а главная его задача - увидеть способности ребенка, его интерес к творческой деятельности и помочь ему самореализоваться в том или ином клубе или кружке.

Классный час, часы информации, КТД – основные формы работы с ученическим коллективом, к которым учитель имеет непосредственное отношение. На рассмотрении этих форм остановимся ниже.

Таким образом, рассмотренные нами методы и формы способствуют формированию художественного вкуса и представлений о роли искусства в жизни современного общества, развитию их жизненному опыта и наблюдательности, а так же освоению детьми умений и навыков художественной деятельности. Важно, чтобы учитель начальных классов учитывал вышеназванные формы при планировании воспитательной работы в классном коллективе.



























Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства

2.1. Методы изучения уровня эстетического развития младших школьников

При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение. Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности школьников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения. Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. [20]

Беседа. Цель - позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.



При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут

Опросник. Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Анкетирование. Анкетирование - опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Мониторинг эстетической воспитанности младших школьников. В педагогической практике ощущается потребность в диагностировании, т.е. процедуре постановки диагноза. «Диагноз» (греч.) означает «определение», «распознавание». Диагностика - (греч. - «способность распознавать») - это оценочная процедура, направленная на «прояснение» ситуации, условий и обстоятельств, в которых протекает процесс.

Педагогическая диагностика - процесс постановки диагноза, т.е. установление уровня развития, образования и воспитанности школьников. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов [6, c. 15].

Понятие «диагностика» означает процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом и непосредственном общении с человеком.

Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени развития) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев).

Педагогический мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

Изучение результатов и эффективности процесса эстетической воспитанности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность этого процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя, по отношению к нему, среда.

Изучение и анализ эстетической воспитанности школьников позволяет:

• конкретизировать цели эстетического воспитания;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем развития воспитанности;

• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

• обосновать выбор содержания и методов воспитания;

• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

























2.2. Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников

Для повышения эстетической культуры младших школьников средствами искусства мною был проработан план-конспект урока, способствующий эстетическому развитию младших школьников с учетом средств искусств.

Конспект развивающего комплексного занятия по эстетическому воспитанию на тему: «Милая Мила» в младших классах.

Образовательныe задачи

  • научить детей реализовывать творческо-эстетические потребности;

  • расширение спектра эстетических возможностей и средств;

  • шаги к основным жанрам живописи - момент узнавания;

  • развитие цветового зрения, метроритмическое и интонационное развитие.

Закрепить

  • навыки звуковой динамики (p-f);

  • навыки работы с различными материалами (бумага, картон);

  • знания геометрических форм (круг, квадрат, треугольник).

Коррекционные задачи:

  • зрительная и слуховая активность;

  • мелкая моторика;

  • пальчиковая и речевая артикуляция; активизация внимания и зрительной памяти;

  • коммуникативность.

Воспитательные задачи: 

  • расширение кругозора и общей культуры;

  • формирование внутренней гармонии и становление духовного мира подрастающего человека;

  • побуждение к нравственному мотиву:

  • чуткость;

  •  накопление опыта воздействия красотой на мысли и чувства человека, на его настроение;

  • создание положительных эмоций;

  • подведение к общечеловеческому понятию «счастье» в нашем нелегком тревожном мире.

Словарная работа: синонимы к слову «красивый».

 Материал к занятию:

  • экран с демонстрационным материалом: три картины, представленные основными жанрами живописи;

  • поделки из бумаги-цветы;

  • лекало украшенных салфеток из картона;

  • элементы украшения из разноцветной бумаги-геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);

  • имитация разноцветных бусин из картона;

  • метроритмические схемы.

Предварительная работа:

  • первые ознакомления детей с различными видами ИЗО - живопись, аппликация, конструирование из бумаги; разучивание попевок, потешек;

  • речевые игры, игры с элементами стихосложения; дифференцированное обучение работе по метроритмическим схемам;

  • словесный тренинг: «Мила-Людмила».

Вводная часть. У.- Сегодня я встретила куклу Милу. Она была чем-то расстроена и опечалена. На ее лице я заметила слезы. Возможно, у нее какие-то неприятности. Мы, ребята, можем помочь вернуть кукле хорошее настроение и радостную улыбку. Как помочь? Что мы можем сделать для нее? (Д.- приготовить подарок, поиграть в веселую игру и проч.) В.- Я  предлагаю приготовить для Милы красивые подарки. У нее поднимется настроение, и она почувствует себя счастливой.


Основная часть. 1-й подарок.

 У.- Давайте подарим кукле красивые салфетки, но сначала подготовим к работе наши умелые руки. Разминка для пальцев

Люся с куклами сидит. (сжимаем, разжимаем кулачки)

Люся куклам говорит:

Раз- два- три- четыре- пять (поочередное касание пальцев)

Всех могу я сосчитать. (хлопки в ладоши)

У.- А теперь подойдите к партам. Нам нужно завершить украшение салфеток. Элементы украшения - формы из бумаги разного цвета: круг, квадрат, треугольник. Вы должны внимательно следить, как чередуется цвет и форма.  Правильно держите кисточки, чтобы не поранить себя и других ребят. (Дети выполняют работу коллективно небольшими подгруппами)

В.- Какие красивые салфетки у нас получились! Давайте отнесем их на парту для подарков. А сейчас мы поиграем в игру «Люсины бусы».

(Дети встают в круг. На полу рассыпаны разноцветные бусы.) Дети ходят

по кругу, приговаривают:

Люся, Люся, Люсенька

Растеряла бусинки-

Бусинки зеленые,

Желтые и синие,

Красные прекрасные -

Самые красивые.

Раз-два-три - (хлопки в ладоши)

Бусы собери.

(Дети быстро собирают бусы и аккуратно складывают в шкатулку).


 

2-й подарок. У.- Ребята, посмотрите, что у нас есть. (Учитель подводит детей к экрану с демонстрационным материалом. Здесь три картины, представленные тремя жанрами. Дети разглядывают) У.- Давайте подарим кукле красивую картину. Мила больше всего любит, когда художники рисуют природу. Значит мы подарим ей пейзаж.Учитель обращается к любому ребенку: «Саша, здесь есть пейзаж? Покажи. Тебе нравится?» Кукле будет приятно получить от нас в подарок эту красивую картину.(Ребенок относит подарок на парту и возвращается) У.- Посмотрите, дети, на этом портрете нарисована девочка с цветами. Какое счастливое у нее лицо! Вы тоже можете подарить кукле цветы и сделать ее счастливой.

 

3-й подарок. Дети подходят к столикам. На них - вазы со стебельками, лепестки рассыпаны на парте. Их необходимо собрать, сформировать цветок. У.- Ребята внимательно следите за цветом лепестков, у каждого свой цвет. Здесь есть красные, желтые, голубые и белые цветы. (Дети выполняют работу.) У.- А теперь сделаем ветерок — подуем на лепестки.

Дыхательная гимнастика:

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

У.- Ребята, нужно собрать все цветы вместе, чтобы получился красивый букет. (Дети несут учителю свои цветы.) А чтобы стало еще красивее, я упакую букет в блестящую бумагу. Букет готов.

Словарная работа У.- Какой получился букет? (Д.- красивый, нарядный, прекрасный, чудесный.) Букет относится на парту с подарками.


 

4-й подарок. У.- А теперь музыкальный подарок. Учитель приглашает детей сесть на стульчики. (полукруг, в центре пульт, на нем две схемы.)


У.- Сейчас мы будем сочинять песенку - попевку про милую Милу. Слова этой песенки просты: «Кукла Мила, милая Людмила»

Давайте вместе проговорим эти слова. (Дети проговаривают). Учитель приглашает ребенка к пульту и просит внимательно посмотреть, какая из двух метро-ритмических схем больше подходит к нашей песенке. Ребенок выбирает и прохлопывает. Дети, давайте так же прохлопаем. (Дети прохлопывают ритм песенки). Мелодия этой песенки тоже проста. (напевает) Давайте тихо повторим, чтобы кукла не услышала, сделаем ей сюрприз; она придет и мы громко споем. Дети тихо поют попевку с хлопками в ладоши.

У.- А теперь можно пригласить Милу.

Учитель вносит куклу, усаживает на стульчик, дети приветствуют ее. У.- Послушай, дорогая гостья, какую песенку ребята сочинили о тебе. Дети громко, весело поют попевку, воспитатель аккомпанирует. Затем воспитатель указывает ей жестом на подарки, лежащие на столике: «Все эти красивые подарки для тебя» (незаметно вытирает слезы на лице куклы)

Заключительная часть.

У.- Посмотрите, ребята, нет больше слез, кукла улыбается, она счастлива. (За куклу) - Спасибо вам, дети, за вашу доброту, за ваши красивые подарки. У.- Ребята, мы помогли вернуть кукле хорошее настроение и радость. Давайте проводим куклу домой. Дети вместе с куклой уходят. Окончание занятия.








Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Нами охарактеризованы сущность искусства и особенность восприятия его младшими школьниками, выделены критерии уровня сформированности их эстетического опыта.

По результатам констатирующего этапа исследования, мы утвердились в том, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию. Нами было охарактеризовано и выявлено влияние музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие младших школьников. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Мы убедились, что все эти виды искусства, а так же их интеграция помогают выразить чувства и переживания ребёнка, облегчают взаимопонимание между школьниками. Музыка, изобразительное искусство имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.

Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
























Список литературы

1. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии (электронное издание www.psylib.ru) - 155-160 с.

2. Бечак Б.А. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 1981 - 280 с.

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.

4. Бочкарева. О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа - Корифей. 2007. - 96 с.

5. Бочкарева. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. - Корифей. 2007. - 116 с.

6. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.

7. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. - М.: 1991 - 50 с.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

9. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989 - 270 с.

10. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1999 - 256 с.

11. Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию - ВАКО, 2007 г. - 208 с.



12. Г. Ганзбург. Ваш ребенок и музыка. - Харьков, 2006.

13. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд. - Н.: Просвещение, 2001. - 204 с.

15. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания. - Издательство: Амрита-Русь, 2007. - 272 с.

16. Занятия по рисованию с детьми: Пособие для педагогов ДОУ, родителей. / Королева Т.В. - М.: Сфера, 2009. - 80 с.

17. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания - Мозаика-Синтез, 2002. - 352 с.

18. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов ДОУ. / Лыкова И.А. - Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. - 143 с.

19. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - Издательство: Аркти, 2008 - 74 с.

20. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. - Л.: Детская литература, 1969. - 150 с.

21. Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. рекомендации. - Мурманск: МОИПКРО, 2006. - 29 с.

22. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский - М., Просвещение. 2005 - с. 67.

23. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии (электронное издание). - 1986. - №1. - 102-104 с.

24. Д. Петров, И. Степанова. История русской музыки. - Выпуск 2. Книга 1 - Издательство: Музыка, 2009. - 440 стр.

25. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство: РПА, 2006 - 608 с.

26. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду - Мозаика-Синтез. 2007. - 80 с.

27. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

28. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. - М. «Владос». 1997.

28. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: Просвещение, 2000. - 158 с.

30. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

31. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Музыка, 2004. - 367 с.

32. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.

34. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985.

35. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие - Лань, 2010. - 368 с.

36. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.

37. Эстетическое воспитание школьников» / Под ред. Л.П. Печко - М., 1984 - с. 138.

38. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

39. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. - М.: Просвещение, 2002.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей