СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа.»

ОГБУ ДПО «КУРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Курсовая работа

Использование современных технологий в преподавании биологии.



Выполнила: Алмосова Наталья Ивановна,

учитель биологии МБОУ Банищанская СОШ»

Льговского района




КПК с 25.02.2019г. по 22.03.2019г.








Оглавление


Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Использование современных технологий в преподавании биологии……..5

1.1 Использование технологий проблемного обучения на уроках биологии...9

1.2 Использование ИКТ обучения на уроках биологии………………………14

1.3 Использование игровых технологий на уроках биологии………………..16

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованных источников………………………….……………21

Предложение…………………………………………………………………22





















Введение.


Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что мы "должны создать современную школу, такую школу, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой". Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых информационные технологии.

Требуется большее количество времени, чем при "традиционном" изложении материала учителем. Ученик должен обладать определ?нной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.



  1. Использование современных технологий в преподавании биологии


Слово «технология» сегодня одно из самых популярных в педагогических кругах. Появление нового слова в лексике всегда знаменует открытие какого-либо явления, ранее неизвестного или же долгое время оставившегося без внимания.

Термин «технология» стал утверждаться в науке лишь тогда, когда внимание исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьника. Сразу скажем, что для слуха слова «педагогическая технология», «педагогическая техника» - далеко не самые благозвучные. На это обращал внимание еще А.С. Макаренко и выражал надежду, что в последствии этим терминам будет найдена достойная замена. Однако жизнь показывает, что отвергаемое как неудачно названное вчера сегодня воспринимается как само собой разумеющееся: скажем, словосочетание «актерская техника» теперь ни у кого не вызывает производственных ассоциаций. Вместе с тем педагогическая деятельность во многом сходна с актерской, поскольку и в том, и в другом случаях человеческий организм выступает своеобразным инструментом воздействия, осуществляемого на аудиторию (учеников или зрителей). Но параллель эта условна, потому что цели и задачи воздействий, производимых актером педагогом, различны.

Отождествление воздействия с возможностью манипулирования личностью долгое время препятствовало использованию этого термина в педагогике. Однако проблема прикосновения к личности, или, говоря сегодняшним языком, организации педагогического воздействия, привлекла к себе внимание издавна. Примером этому могут служить известные всем беседы Сократа со своими учениками. Благодаря продуманности воздействий, Сократу удалось возбудить в собеседниках интеллектуальную активность, побудить их увидеть за внешней легкостью вопроса глубинную суть обсуждаемой проблемы.

Педагог выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей должен разбудить его активность, ибо только через интенсивное взаимодействие совершается развитие личности. Трудно представить себе, чтобы, не проявляя активности, ребенок освоил учебный предмет. Задача педагога — активизировать ребенка, стимулировать его деятельность. Это и есть повседневная работа современного учителя. Узнав сегодня новый термин «технология», все увлечены им: в вузах, в школе при описании технологии урока. Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок носит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Как подготовить, сконструировать и провести урок биологии? Какой выбрать стратегический подход: принуждение или сотрудничество в работе с учащимися? Какой должна быть тактика? Какими педагогическими технологиями достичь главной цели — повышение уровня и качества знаний на уроках биологии? Каждый учитель решает эти проблемы по-своему: одни — более удачно, другие — менее. Но как бы не рознились методические приемы и формы обучения, в основе, на мой взгляд, должны лежать — структура учебного материала, логическая связь между частями и блоками, особенности содержания каждой из них. Это приходит через глубокое осмысление, многократное проговаривание, «рассказывание» объясняемого материала. А умение преподнести учебный материал, правильно организовать свою работу чаще относят к области интуиции и правильному выбору методов обучения.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации — устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компъютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно — ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

Намечаемая дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макро-социума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

        • от учения как функции запоминания к умению, как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

        • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

        • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программ обучения;

        • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно — волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала современных педагогических технологий.

Биология занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта цель обучения будет достигнута тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям. Роль учителя — организовать учебный процесс так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, чтобы он был активным участником их реализации, т. е. субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Не секрет, что в обычной средней, сельской школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно привлечь внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя-бы «тройки», в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т. д. Естественно, что труд учителя должен быть направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, - на привлечение к учебе неуспевающих.

Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Но бывают ситуации, когда ученики не проявляют интереса к уроку. И перед учителем стоит вопрос, как поступить в таком случае? Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий. На пример, на уроках биологии я использую методы и приемы технологии проблемного обучения, ИКТ, игры и др.


1.1 Использование технологий проблемного обучения на уроках биологии


Методы проблемного обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый метод (или эвристический), исследовательский метод.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что учитель конструирует или заимствует сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. В процессе поиска ее решения ученик неизбежно проявляет черты творческой деятельности, т.е. проявляет самостоятельность, применяет ранее усвоенные знания и приобретает новые.

Исследовательские задачи могут быть текстовыми, графическими, практическими, основанными на наглядно-образном материале. Они могут быть небольшими и более крупными. В этом случае они решаются на протяжении нескольких уроков. Бывает, что исследовательской задачей называют исследование по инструкции. Это неверно. Инструкция исключает творческий поиск.

Вот пример: творческой задачи, требующей переноса знаний: «Комнатная муха может дать 6 поколений, или 5 триллионов мух, общей массой 500 тыс. тонн. Однако этих насекомых в природе существует меньше, чем образуется при размножении. Почему?» Чтобы осознать творческий характер этой задачи следует учесть, когда она дается: если при изучении темы: «Происхождение современных видов животных», то само содержание темы подсказывает ответ, если же значительно позже, то задача становится творческой для многих учащихся. Словом, одна и та же задача, в зависимости от условий включения ее в учебный процесс, может быть или не быть творческой.

Проблемные задачи могут быть разной степени сложности. У каждой задачи – свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так чтобы сохранялась необходимость творческого мышления. Для этого я использую частично-поисковый или эвристический метод. Его сущность состоит в том, что я небольшой подсказкой сокращаю поле поиска либо расчленяю задачу на подсказки и тем самым, сохраняя проблемность, облегчаю пошаговое движение ученика к конечному решению. Предлагая сделать конечный вывод, высказать гипотезу или придумать способ ее проверки, я включаю учащихся в частичный поиск решения.

Пример: при изучения темы: «Размножение и развитие птиц». Ставиться вопрос: почему птицы могут размножаться только на суше? Если учащиеся затрудняются дать ответ, то можно предложить им рассмотреть строение натурального куриного яйца, а затем ответить на основной вопрос.

Другой наиболее выразительный вариант частично-поискового метода – эвристическая беседа. К сожалению на практике она используется редко. Вот пример эвристической беседы:

Тема урока: «Внутреннее строение листа».

Задача состоит в самостоятельном выявлении учениками с помощью учителя связи между строением и функцией органа для последующего уяснения процессов фотосинтеза. Урок проводится в виде лабораторной работы. Беседа начинается с краткого рассказа учителя: «Вы знаете, что в семенах и плодах растений содержится органическое вещество – крахмал. Это вещество образуется в листьях под действием солнечного света. Именно из листа крахмал поступает ко всем органам растения. Попробуем выяснить: помогает ли строение листа его работе по образованию крахмала?

Вопрос: рассмотрите поперечный срез листа и скажите, сколько ясно различимых групп клеток видно на этом срезе?

Ответ: здесь, на срезе видно 4 группы клеток.

Вопрос: можете ли вы указать одинаковые по внешнему виду группы клеток?

Ответ: одинаковые, наверное, будут верхняя и нижняя группы клеток.

Вопрос: почему вы так думаете?

Ответ: обе группы состоят из похожих клеток. Клетки бесцветные.

Учитель подтверждает правильность ответа и продолжает: «Вы правильно описали строение и расположение этих клеток. Попробуем решить, одинаковую или разную работу выполняют эти группы клеток?»

Ответ может быть двояким: разную или одинаковую.

Вопрос: как вы можете доказать свои предположения?

Ответ: я считаю, что клетки выполняют разную работу, потому что они находятся в разных местах листа. Одна группа в верху другая в низу.

Вопрос: а как вы считаете, кожа на спине и груди животного выполняет одинаковую или разную функцию?

Ответ: одинаковую. Ведь это кожа. Она выполняет одинаковую защитную функцию.

Вопрос: следовательно, правильным ли будет ваше предположение о разной работе этих групп клеток только на основании их положения сверху и снизу?

Ответ: нет, наверное я неправ.

Вопрос: теперь послушаем второе доказательство.

Ответ: я считаю, что эти клетки выполняют одинаковую работу, потому что они имеют одинаковое строение.

Вопрос: верно. Теперь давайте выясним, какую работу выполняют эти клетки. На какую их особенность нам следует прежде всего обратить внимание?

Ответ: клетки близко расположены друг к другу.

Вопрос: правильно, но этого недостаточно для решения нашей проблемы. Подумайте, какое может иметь значение их положение сверху и снизу?

Ответ: они как бы покрывают лист снаружи.

Вопрос: очень хорошее наблюдение. Следовательно, мы знаем, что верхняя и нижняя группы клеток имеют одинаковое строение. Клетки прозрачны и близко расположены друг к другу, являются границей листа с окружающей средой. Какую же работу они могут выполнять?

Ответ: т.к. эти клетки расположены снаружи и плотно прилегают друг к другу, то они могут выполнять защитную функцию. Они защищают лист от повреждений.

Вопрос: а какое значение может иметь прозрачность клеток?

Ответ: прозрачные клетки лучше пропускают солнечный свет, а свет нужен для образования крахмала.

Далее я ввожу понятие о покровной ткани и беседа продолжается.

Я привела пример, характеризующий один из видов эвристической беседы, при которой задачи для самостоятельного решения не выдвигаются. Системой вопросов я веду учащихся к конечному желаемому выводу. Но возможен и другой вид беседы, в процессе которой преднамеренно ставится задача, непосильная для самостоятельного решения. Затем она расчленяется на систему вопросов-ответов, ведущих к решению. Эвристическая беседа является эффективным средством развития творческих способностей учащихся. Вопросы можно формулировать сообразно уровню знаний школьников.

Сущность методов проблемного изложения знаний состоит в том, что учитель, явно или неявно сформулировав задачу, последовательно излагает путь ее решения, раскрывая его противоречия, возможные затруднения, варианты их преодоления, слов втягивает учащихся в увлекательный научный поиск.

Приведу пример такого поиска, который применялся мною много раз и не было случая равнодушия.

Я читаю сокращенный текст рассказа: «В истории исследования микроорганизмов есть не мало интересных эпизодов. 1850 году на юге Франции начался мор значительного числа баранов и овец от болезни, которая была известна под названием сибирская язва. Ее ход и страшные последствия знали все. Но вот откуда берется болезнь, где и в чем ее источник – не знал никто. В том же году два молодых ученых опубликовали заметку, в которой сообщили, что с помощью микроскопа они увидели в прахе погибших животных какие-то продолговатые существа. Возникла проблема – выяснить связи этих микробов с сибирской язвой. За решение задачи взялся Л. Пастер. Сначала, рассуждал он надо получить чистую культуру этих микробов, для того что бы можно было ставить другие эксперименты. Способ выделения чистой культуры микроорганизмов несколько раньше нашел Кох, и Пастер воспользовался этим способом. Что бы выяснить, вызывают ли эти микробы сибирскую язву он стал делать прививки баранам и овца. Животные заболели и погибли. Но Пастер рассуждал иначе. Ведь прививки сделаны только баранам и овцам, а если привить микробы другим животным и они не заболеют, то первоначальный вывод о гибели микробов будет сомнительным. И он сделал прививки другим животным – крысам, собакам, кошкам. Они тоже заболели и погибли. И снова напрашивался вывод: микробы вызывают сибирскую язву. Но Пастер не торопился. До сих пор он (собрался) делал прививки одному и тому же виду животных – млекопитающим. А если сделать другому виду и он не заболеет, то опять первая версия пошатнется или отпадет. Пастер сделал прививку курам. Они не заболели и не погибли. Пастер стал изучать и сравнивать физиологические особенности млекопитающих и кур и обратил внимание на такой факт: средняя температура первых 37-38 градусов, вторых – 42 градуса. Не является ли, подумал ученый, эта разница в температуре причиной того, что куры не поддаются микробам? Как это выяснить? И Пастер придумал опыт. Он охладил тело курицы и сделал ей прививку. Курица заболела и погибла. Тогда ученый делает еще один вывод: если больную курицу согреть до прежней температуры, она должна выздороветь. В очередном опыте он проверил свою гипотезу. Она подтвердилась. Теперь уже не было сомнений, что найденные молодыми учеными продолговатые тельца являются возбудителями заболевания – сибирской язвы.»

В этом рассказе можно проследить за ходом мысли Пастера, логикой его эксперимента. Прослеживание чужой мысли тоже мышление. Ученики слушают, мыслят, прослушивая излагаемы мною пример.

При любом методе используются разные источники – слово, наглядность, практическая деятельность, все средства обучения – учебник, к.ф. и т. д.

В зависимости от темы, условий обучения, методического почерка я стараюсь использовать все методы.

Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед нами стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, умение восстанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учить анализировать, сравнивать, обобщать.


1.2 Использование ИКТ обучения на уроках биологии


Большую роль в этом процессе имеет использование информационных коммуникативных технологий при обучении учащихся (ИКТ). Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации, которые можно применить практически на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Например, в 11 классе проводим урок - презентация на тему: "Возникновение и развитие жизни на Земле", "Заповедная Россия"; в 6 и 7 классах уроки "Красная книга Московской области", "Многообразие птиц (на примере птиц Московской области)".

Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.

На некоторых уроках биологии демонстрирую мультимедиа-учебники - набор интерактивных средств обучения, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видео-ролики и звуковое содержание. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление. Например: контрольно-обобщающие уроки по темам: "Химическая организация клетки"; "Наследственная информация и реализация ее в клетке"; "Беспозвоночные животные"; "Возникновение и развитие человека".

На уроках биологии в школе применяются учебные мультимедиа-издания:

"Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы", Виртуальная школа Кирилла и Мефодия; Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум; Биология. 9 класс.

Эта технология подразумевает использование компъютеров как средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Так, мною проводятся уроки-лекции с использованием компъютерных дисков и интернет-уроков по темам: «Строение клетки» 10 класс, «Белки» 10 класс, «Гипотеза происхождения жизни на Земле» 11 класс. На этих уроках учащиеся не только получают исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно видят строение полимеров, устройство клетки и знакомятся с гипотезами возникновения жизни.

Закрепление изученного материала также можно проводить с использованием дисков. С этой целью проводится медиа-урок в 10 классе по теме: «Дигибридное скрещивание». Часть урока была посвящена просмотру, а вторая половина – решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение дает возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

Хочется отметить, что в школьной лаборатории не всегда можно провести эксперимент в должном виде. А так как в некоторых темах он необходим, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому при изучении фотосинтеза в 6 классе был проведен медиа-урок. Новые возможности открылись перед нами после появления в школе цифровых микроскопов, которые позволяют снимать видеофильмы, проводить лабораторные работы и наблюдать даже живые объекты.

На пример: в 11классе, изучая тему «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора» я провожу семинар, где ребята раскрывают суть разных видов приспособлений, часто используя компъютерные презентации.

Или видео-урок. Здесь идет наглядное восприятие информации в наиболее доступной форме и усваивается легче и быстрее. Я использую видеофильмы на уроках зоологии при изучении разнообразие животных, в10-11 классах на уроках генетики, селекции. В моем кабинете создана библиотека видеофильмов, которые используются на разных этапах урока.


1.3 Использование игровых технологий на уроках биологии


Следующая технология обучения школьников, которая не редко применяется на уроках биологии эта – игра.

Игра – активная форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Как известно играть любят все дети, и включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, равнодушных школьников, привлечь их внимание казалось бы, сухому и малоинтересному материалу. Приведу несколько конкретных примеров:

Игра №1. На уроке по теме «Строение и функции ротовой полости. Зубы, профилактика зубных болезней» двое учащихся получают задание: разыграть сцену о приеме пациента зубным врачом с целью профилактического осмотра. Врач задает пациенты вопросы: хорошо ли вы пережевываете пищу? Грызете ли твердые орехи или конфеты? Как и когда чистите зубы? Пьете ли вы холодную воду сразу после чая? И др. пациент, конечно, отвечает так, что всем школьникам становится понятно – от правил гигиены он весьма далек. (Ведь это игра). Врач терпеливо исправляет его и объясняет не только пациенту, но и всему классу, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами.

Игра №2. На итоговом уроке по изучению пищеварения можно предложить школьникам проиллюстрировать с помощью немых сценок процессы пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Для этого класс делится на несколько групп (по числу отделов пищеварительной системы), каждая из которых получает задание, например: изобразить процесс пищеварения в желудке. На подготовку задания дается 10 минут. После этого каждая группа показывает свою сценку, а зрители должны угадать, какие процессы они изображают, и рассказать о них. Они же оценивают.

Я остановилась на более простых вариантах уроков в 8 классе. Вполне понятно, что играть нужно там, где это уместно. Никакого отступления от программы не допускается, так как игра является только средством достижения целей, задач, заложенных в программе, средством повышения эффективности обучения. Хочется сказать еще о том, что играть надо серьезно, как будто все это проходит на самом деле, т.е. так, как обычно играют дети всех возрастов, без тени фальши и снижения требовательности, с полным уважением к играющим, с соблюдением всех правил, тогда и успех обеспечен.

В настоящее время, до сих пор остается проблема непрерывности и стабильности факультативного обучения биологии. Школьникам предоставляется возможность добровольно, по выбору изучить те или иные вопросы, например в биологических кружках, школьных лесничеств «Здоровый образ жизни», «Растительный мир родного края», «Животные нашего края» и др.



Заключение.


В заключении хочу отметить, что из всех форм учебных занятий ведущая роль принадлежит уроку. Эффективность урока зависит от множества причин, ибо эта форма учебного занятия имеет различные аспекты, представляет собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. Главное состоит в том, чтобы тщательно продумывать и осмысливать цель каждого урока. Итак, осмысленное обдумывание цели и средств ее достижения – исходная позиция повышения эффективности урока. Учитель должен уметь отобрать под эти цели содержание учебного материала. Хорошее воздействие на учеников оказывает взаимодействие учебного материала и методы обучения, отобранные адекватно учебному содержанию, цели урока с учетом возможностей учителя и учащихся.

Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Таким образом, в основе эффективного урока лежит понимание учителем того, что цели обучения, воспитания и развития учащихся достигаются прежде всего за счет глубокого и органического единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Понимание этого механизма и овладения учителем искусством его осуществления лежит в основе повышения действенности современного урока. Это главное, но не единственное условие повышения его результативности.


Список использованных источников


1. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии/ Газета "Биология", № 6, 2015 год, с. 18-25. Издательский дом "Первое сентября" .

2. Козленко А.Г. Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии/ Газета "Биология", № 17-24, 2016 год. Издательский дом "Первое сентября"

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015. - 256 с.

4. Электронный ресурс: https://infourok.ru

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!