СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Использование ролевых игр в процессе преподавания географии и экономики"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальными вопросами школьного образования является развитие личности ученика, его творческого потенциала, активности в познании, практического направления теоретических знаний. Поэтому возникает вопрос внедрения таких форм и методов, приемов и средств, которые интенсифицировали учебный процесс, максимально активизировали самостоятельную познавательную активность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Использование ролевых игр в процессе преподавания географии и экономики"»








КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Использование ролевых игр

в процессе преподавания географии и экономики»





Подготовила:

Власенко Екатерина Владимировна,

учитель Степано-Крынской ОШ

I-II ступеней

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики



2015 год


Начало формы


ВВЕДЕНИЕ


Актуальными вопросами школьного образования является развитие личности ученика, его творческого потенциала, активности в познании, практического направления теоретических знаний. Поэтому возникает вопрос внедрения таких форм и методов, приемов и средств, которые интенсифицировали учебный процесс, максимально активизировали самостоятельную познавательную активность учащихся.

Анализируя теорию и практику обучения, я пришла к выводу, что главным признаком активности метода является высокая умственная деятельность учащихся, которая определяется скоростью и логикой мышления, длительной продуктивной работой в заданном режиме, самостоятельным принятием решений, взаимодействием учащихся и учителя с помощью прямых и обратных н 'связей и тому подобное.
Для игровых методов характерны определенные особенности, отличающие их от традиционных:

- Наличие игровых моделей объекта, процесса или деятельности;
- Активизация мышления и поведения школьника;
- Высокая степень задействованной в учебном процессе;
- Обязательность взаимодействия учащихся между собой и учителем или программным материалом;

- Усиление эмоциональности и творческий характер занятия;
- Самостоятельность в принятии решения;
- Желание приобрести умения и навыки за относительно короткий срок.




Основная часть


В школе учебный процесс направлен на активизацию и интенсификацию познавательной деятельности учащихся, поэтому игра в изучении географии используется достаточно широко как:

- Усвоение географических и экономических понятий, темы и даже разделов отдельных курсов;

- Организация интересных уроков в целом и отдельных его частей - изучение нового материала, закрепление, использование отдельных упражнений;

- Организация и проведение внеклассной работы (вечера, диспуты, круглые столы на соответствующие темы)

Игровые технологии я веду в учебный процесс на уроке или во внеклассной работе с помощью различных методов и приемов (беседа, проблемное изложение знаний, заинтересованность, удивление и др.), Которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Я считаю, что одним из действенных средств развития у детей мышления считается дидактическая игра. Чтобы развивать ум, необходимо овладеть определенными мыслительными операциями, логическими приемами мышления. Этому и способствуют игры-головоломки, ребусы, загадки и т.д., о содержании которых речь пойдет ниже.

Анализируя различные методы учебной деятельности, можно сделать вывод о том, что интерес к дидактических игр, требующих напряжения мышления (мысли), проявляется не всегда и не у всех учеников сразу: есть дети, которые не увлекаются географией и, более того, даже не очень любят этот предмет. Стараюсь предлагать игры учебного характера (дидактические игры) постепенно, не давить на детей. Природа игры имеет такой характер, что при отсутствии симпатии к ней, она перестает быть игрой. Игра может захватить, но заставить играть - нельзя.

Организуя учебный процесс и выбирая оптимальные для того или иного его этапа методы, следует отдавать себе отчет, какие функции могут выполнять игровые. Как правило, они подобны тем, которые характерны для любых других методов обучения: побудительная, образовательная, воспитательная, развивающая, информативная, контрольно - коррекционная.
Довольно часто в своей повседневной работе использую игровые упражнения, включая их в содержание многих уроков. Особенность их использования заключается в том, что они не требуют длительной подготовки и занимают гораздо меньше времени в пределах урочного обучения. Анализ значительного количества игр, наблюдения показывают, что использование данного метода связано с активизацией определенных психических процессов и способствует закреплению знаний, проверке их качества, приобретению навыков.

Игры - упражнения можно включать в домашних заданий, внеклассных занятий, а также использовать в свободное от учебы время. Они положительно влияют на усиление интереса к изучаемой теме.
На основе обобщения и анализа различных точек зрения по поводу выделения и классификации игровых методов обучения можно выделить следующие основные виды их: игра-упражнение, игровая дискуссия, игровая ситуация, учебно-ролевая игра.

Метод игровой дискуссии. Основное назначение данного метода - выявить различия в понимании вопроса и путем товарищеской споры установить истину, прийти к общей точке зрения.
Дискуссионный метод обучения позволяет среди различных вариантов решений одного и того же вопроса выбрать оптимальный. При этом часто у учащихся возникают в правильности выбора. Чтобы снять их, надо глубоко проанализировать суть явления или процесса, его природу. Такой способ обучения дает возможность ученикам подойти к истине, под которой понимают соответствующие представления человека о содержании явлений реальной действительности. Достижение поставленной цели обусловливает развитие познания.

Разновидностями игровой дискуссии на уроках является "мозговая атака", "дискуссия круглого стола", "аукцион".

 Следующий вид игровой деятельности - "метод игровой ситуации". В его основе лежит проблемная ситуация, которая дает возможность активизировать познавательный интерес у школьников, направляет умственную деятельность. Основное назначение этого метода - установление связи теории и практики по теме, которая изучалась или изучается; умение анализировать, делать выводы, принимать соответствующее решение в нестандартных ситуациях.

Метод игровой ситуации способствует поощрению учащихся к увлекательной деятельности на основе определенной ситуации, разыгрывается. В содержание ситуации заложено необходимую сумму знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Игровая ситуация, разыгранная на уроке, способствует усилению эмоционально-психологического состояния, возбуждает внутренние стимулы к учебной работе, снимает напряжение, усталость.

К игровых ситуаций входят такие методы, как "анализ конкретной ситуации", "инцидент", "рассмотрение деловой корреспонденции" и другие.
На уроках географии и экономики можно применять дидактические игры нескольких видов. К первому виду относятся головоломки и задачи, решение которых требует от учащихся догадки, что опирается на ранее усвоенные знания, ко второму - чайнворды, к третьему - кроссворды и криптограммы и к четвертому - викторины ,, интересные вопросы, задачей которых является раскрытие противоречий между усвоенным и новым материалом, а к пятому - загадки, ребусы и словесные игры различного характера и содержания (устные чайнворды, рассказы о путешествиях и т.д.).

При составлении дидактических игр нужно учитывать их содержание и характеристику. Организация и проведение дидактических игр требуют от учителя не только понимание стимулирующей их роли в учебном процессе, но и умение использовать игры с целью развития у учащихся интереса к учебе.
Более сложным видом дидактических игр считаются кроссворды, выполнение которых развивает у учащихся любознательность и сообразительность.
Особенно повышенный интерес у учащихся вызывают дидактические игры - задача: викторины, загадки, словесные игры, состоящие из интересных вопросов, открывают простор для размышлений, тренируют мышление и служат своеобразным средством ввода учеников в новую тему.
Словесные игры помогают привлекать внимание учащихся к изучению более тяжелых тем, тем самым способствуют формированию и развитию их познавательных интересов, а следовательно, и общему развитию.
Достаточно часто использую метод "учебно-ролевой (деловой) игры". В настоящее время наблюдается определенный интерес к использованию этого метода в школьной практике.

Ценность технологии деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение физико и экономико-географических знаний, показать возможности их применения на практике. Используются они для решения комплексных задач в усвоении нового материала, его закрепления, развития творческих способностей, формировании умений и навыков. В целом помогают понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Итак, в смысле деловых игр естественно переплетаются знания и умения, отвечающие требованиям учебных программ по географии и экономики. Деловая игра помогает не просто усвоить учебный материал, но и активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учениками.

В результате проведения деловой игры у учащихся развиваются навыки групповой работы. Деловая игра как форма обучения, показала, что у учащихся повысился интерес к предмету.

Деловая игра как одна из технологий обучения вносит некоторые изменения в традиционную структуру урока и считается одним из основных средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Важное место в системе работы занимают ролевые игры. Они оказывают значительное влияние на эффективность обучения. Наличие роли, сюжета обеспечивает разнообразные воспитательные возможности, развивает у школьников мышления, волю, воображение.

Ролевая игра дает возможность воспроизвести любую ситуацию в "ролях". Это позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, выяснить, что ими двигало при принятии решения.
Благодаря ролевой игре происходит психологическая переориентация школьников. Каждый начинает понимать, что он уже не просто ученик, который отвечает перед учителем, а лицо, имеет определенные права и обязанности и несет ответственность в принятии решения. Такой метод интенсифицирует умственную деятельность школьников. Кроме того, он способствует профессиональной ориентации учащихся.
В основном ролевые игры можно использовать во внеклассных мероприятиях. Но можно применять и непосредственно на уроках. Так, при изучении материала учитель использует игру-путешествие, когда ученики на некоторое время становятся "путешественниками", "экипажем" парохода, космического корабля, исследовательского судна.
Для того, чтобы интересно было проведено игра-путешествие, необходимо интересно разработать сюжет самой игры, специальные вопросы и задания игрового характера, помогающие ученикам самостоятельно изучать новый материал. Ролевые игры наиболее эффективно организовать работу с учащимися 7 классов Курсы физической географии наиболее пригодны для этого своим интересным содержанием. Помогают здесь и использование таких методов, как беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций и др.
 Такие игры способствуют организации групповой работы учащихся, развития самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умения работать с картой, текстом учебника, дидактическим раздаточным материалом.


Выводы


Использование игровых приемов в учебных целях активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает им преодолевать определенные трудности по мере овладения программным материалом, вносит в урок момент расслабления, снимает умственное напряжение, особенно при выполнении однообразных задач, углубляет мышления, укрепляет память. Стоит отметить также отмеченную в психолого-педагогической литературе близость дидактических игр в проблемных ситуаций, поскольку в них, как и в проблемных ситуациях, может быть заложено: узнать, решить, догадаться, доказать.

Использование игровых технологий имеет большое значение для углубления географических и экономических знаний учащихся.

1. На формирование и развитие познавательных интересов учащихся большое влияние оказывают игры, содержащие в себе ситуации затруднения и различного характера познавательные задачи.

2. Как средство повышения качества знаний игровые технологии помогают воспитывать волевые усилия учащихся, способствуют творческому решению ими учебных задач теоретического и практического направлений.
3. Интерес к дидактических игр, которые заставляют напрягать мнению, проявляется не всегда и не у всех учеников сразу, поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не прибавляясь к принуждению.
4. Развивающие игры потребует особой подготовки. Слишком трудные задачи могут сделать ученика равнодушным к их выполнению. Здесь нужно придерживаться принципа "от простого к сложному".

Игровые технологии на уроках географии требуют от учителя и учеников определенных усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление трудностей, возникающих в ходе игры.

























Cписок использованной литературы


1. Арутюнов А.Р. и др. Игровые задания. - М .: Русский язык, 1984. - 217 с.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы совершенствования методов обучения на уроке // Народное образование. - 1979. - №6. - С.105 - 111.

3. Гузик Н.П. Учит учиться. - М .: Педагогика, 1981. - 80 с.

4. Лысенко С.М. Когда учиться легко // Педагогический поиск. - М .: Сов. школа, 1988. - С. 47 - 89.

5. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч .: В 3-х т. - Т.1. - М., 1979. - с.323.

6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. - М .: Сов. школа, 1988. - С. 127 - 188.

7. Лозовая В.И. Познавательная активность школьников. - Харьков: Основа, 1990. - 89с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М .: Политиздат, 1976. - 304 с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М .: Просвещение, 1983. - 96 с.

Начало формы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!