МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе как условие достижения метапредметных результатов
Курсовая работа
Исполнитель
Казакова Екатерина Владимировна
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Группа 36 Б
Научный руководитель
Шахматова Аклима Хабибулловна
Каменск-Уральский
2018
Содержание
Введение 3
Глава 1Метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе как одно из требований ФГОС НОО 6
1.1 Понятие «метапредметные результаты» 6
1.2 Метапредметные результаты как требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 8
1.3 Оценка метапредметных результатов 11
Глава 2 Компетентностно – ориентированные задания как одно из условий достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе. 13
2.1 Особенности компетентностно – ориентированных заданий 13
2.2 Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе. 18
Заключение 28
Список использованных источников: 29
Введение
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» т.е. формировать у учащихся метапредметныерезультаты .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
В связи с тем, что приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психолого – педагогической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов обучения.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся умения учиться как основы личностного развития, означающего умение познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения.
В соответствии с обозначенной актуальностью сформулирована тема исследовательской работы: Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе как условие достижения метапредметных результатов.
Объект исследования - процесс формирования метапредметных результатов.
Предмет исследования– компетентностно-ориентированные задания науроках русского языка в начальной школе.
Цель исследовательской работы: рассмотреть возможности использования компетентностно-ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели осуществлялось решение следующих задач:
1.Описать метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе
2. Раскрыть возможности компетентностно-ориентированных заданий для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
По этапам поиска
По уровню проникновения в сущность
Эмпирический
- изучение литературы;
2. Теоретический
- анализ и синтез.
В ходе исследовательской работы были проанализированы работы Е.П. Матявиной, А.Г. Асмолова, В.В. Андреевой, А.В. Хуторского, Б.А. Крузе, Е.В. Еремеевой, современные нормативные документы в области образования (ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования).
Глава 1Метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе как одно из требований ФГОС НОО
- Понятие «метапредметные результаты»
Обратимся к определению понятия «метапредметные». По определению Андреевой В.В «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»». Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией. Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий[4]. Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса[6] .
Достижение метапредметных результатов, считает Еремеева Е.В., связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Из представленного выше анализа метапредметных результатов образования в начальной школе становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов.[6]
Обращение к целям начального школьного образования, которые ставит перед ним современное общество, позволило констатировать необходимость преодолевать тенденцию отношения к знаниям, умениям и навыкам как цели начального школьного образования. Ценность объективного знания при таком подходе детерминировала цель формирования личности учащегося, носителя знаний, навыков и умений в репродуктивной и продуктивной деятельности.
Однако знания и умения, содействуя усвоению и дальнейшему развитию личности и представляя собой содержательный компонент начального школьного образования, не могут служить его самоцелью. Являясь его средством, они призваны обеспечить достижение генеральной цели - индивидуальное развитие учащихся в различных сферах. Характеризуя цель как системообразующий компонент образования, К.Э. Безукладников выявил, что, в соответствии с современными потребностями развития общества, его целью и ценностью выступает личность учащегося как субъект. В свою очередь, такое рассмотрение цели современного образования, которая предполагает акцент на деятельностную сущность метапредметных результатов образования, на мотивационную, этическую, социальную стороны, связь с личностными качествами человека и зависимость от них, наличие сегмента в несодержательных аспектов метапредметных результатов образования, их интегральный характер по отношению к «знаниям, умениям и навыкам», позволяет соотнести понятие метапредметных результатов с понятием компетенции. [6]
Следовательно, совокупность таких метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника. А Федеральный государственный образовательный стандарт к метапредметным результатам образования позволяет сформулировать конкретные метапредметные компетенции. Метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности [1].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть.
1.2 Метапредметные результаты как требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов[1].
Метапредметные результаты ориентируют участников образовательного процесса на овладение ключевыми компетенциями, составляющими основ умения учиться , и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты включают освоение младшими школьниками УУД [1]:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [1,13]
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.
1.3 Оценка метапредметных результатов
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение оценивать и контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, то есть той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. [10]
Глава 2 Компетентностно – ориентированные задания как одно из условий достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе. 2.1 Особенности компетентностно – ориентированных заданий
Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.
Компетентностное обучение ориентировано на развитие личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности. Школа должна помочь обучающимся в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции [9].
Основная цель компетентностно – ориентированного обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости обучающихся, компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое. Компетентностно – ориентированное обучение на уроках способствует достижению сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования планируемых результатов:
Личностных;
Метапредметных;
Предметных .
Компетенции в виде универсальных учебных действийконкретизируются на уровне предметных областей и учебных предметов. С данных позиций образовательными компетенциями являются следующие (по А.В. Хуторскому) [14] :
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством обучающегося. В целях определения конкретных, фиксированных результатов усвоения содержания начального образования в исследовании была разработана модель личности младшего школьника. Согласно данной модели, в результате усвоения педагогически адаптированного социального опыта (содержания образования) ребенок приобретает систему ключевых компетентностей: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетентностей находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка .
Деятельность по организации учебно-воспитательного процесса строится по алгоритму: создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе урока, сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий обучающемуся самому выбирать тип, и форму материала, использование проблемных творческих заданий, стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но анализ того, как обучающийся рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем. Тогда модели занятий, система заданий существенно меняются [7].
Наряду с традиционными способами повышения мотивации учитель отдает предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка:
Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность обучающихся по формированию и развитию универсальных учебных действий как метапредметных результатов [6,10].
Следовательно, именно компетентностно– ориентированные задания на уроках русского языка в начальной школе являются одним из условий достижения метапредметных результатов.
2.2 Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к достижению образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Примерная программа начального общего образования по русскому языку предусматривает следующие результаты по освоению метапредметных универсальных учебных действий [2]:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.
Решению задач формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности обучающихся, или в организационных формах, или в отношениях обучающийся – учитель, обучающийся – ученик, обучающийся – группа [Приложение 1].
Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений по формированию регулятивных УУД.
Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её обучающемуся помогают схемы, пиктограммы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, план-конспект в 3 – 4 класса.
Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считается такой вид работы как совместно с обучающимися составленный план урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе обучения в 1 – 2 классах сообщается учащимся план урока в виде схемы. По ходу урока дети контролируют и оценивают результаты выполнения этого плана. На следующем этапе в 3 – 4 классах, отталкиваясь от цели и задач урока, обучающимся предлагается вместе с учителем составить план урока. В процессе этой работы обучающиеся учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям. Учатся самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.
Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, обучающийся ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.
Технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки позволяет сформировать умения, которые способствуют достижению метапредметных результатов обучения.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах учащиеся обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
Практически у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.
На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.
Обучение русскому языку строится в процессе выявления и решения проблем: не изложение готовых формулировок и сведений, а побуждение обучающихся самим формулировать учебные задачи, планировать деятельность, делать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из примеров такого обучения является приём «гипотеза».
Обучающимся уже с первого класса задаются проблемные вопросы, например,
1.Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).
2.Почему –ча/ща пишутся с а?
3.Все имена собственные пишутся с большой буквы?
4.Как можно разбить данные слова на группы и почему?
5.В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
6.В тексте обязательно должно быть что?
Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.
Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов: умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.
Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему). При изучении темы «наречие» можно использовать дедуктивный метод (от общего к частному). Зная, что наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, ученики находят наречия в тексте, а затем делают выводы о принципах деления наречий на разряды [6].
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка широко используют:
Устные творческие задания:
коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
придумай историю к заданному концу (началу, середине);
перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
драматизация рассказа/отрывка из пьесы;
придумай сказку с определенными персонажами;
переведи поэзию в прозу;
перескажи произведение, написанное «старым» языком на современный русский.
Письменные творческие задания:
придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;
отредактируй инструкцию;
напиши инструкцию:
как подготовить домашнее задание;
как выучить стихотворение наизусть;
как пользоваться общественным транспортом;
сочинения:
Что я знаю о … ( Тему ученик выбирает сам.)
Расскажу вам о себе.
Мое любимое занятие.
Самая интересная книга.
Любимый литературный герой.
Советы нашим учителям.
Советы будущим первоклассникам..
Использование подобных заданий и вопросов на уроках русского языка позволят обучающимся овладеть русским языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только используются готовые игры, но так же даётся задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.
Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно – следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково – символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения) [3].
Расшифруй схемы ПРЕДЛОЖЕНИЙ письменно. |
_________ рычит. жужжит.
мяукает. | 
Ёж ![]() Петух ![]() Дятел |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Каждое животное |
Таким образом, одним из условий формирования метапредметных результатов на уроках русского языка является выполнение компетентностно – ориентированных заданий, которые выражаются: в умении решать проблемы, использовать собственный опыт; заниматься самообразованием; работать с различными базами данных, документацией; добывать информацию; иметь собственное мнение; понимать позицию других людей; оценивать жизненную ситуацию; определять рациональное потребление; оценивать поступки, вредные привычки; сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; принимать решения; уметь прийти к общему мнению; работать в группах; уметь организовать свою работу; нести ответственность за поступки; устоять перед трудностями и так далее.
Можно сделать вывод о том, что идеи компетентностного подхода через компетентностно-ориетироанные задания реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством обучающегося.
Заключение
Метапредметные результаты всегда занимали важное место в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности. Совокупность метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника. В Федеральном государственном образовательном стандарте к метапредметным результатам образования сформулированы конкретные метапредметные компетенции, формирование которых возможно и на уроках русского языка в начальной школе, в том числе с использованием компетентностно – ориентированными заданиями.
Можно сделать вывод, что в данной работе рассмотрены возможности использования компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Описаны метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе, раскрыты возможности компетентностно – ориентированных заданий для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Следовательно, цель реализована, задачи решены.
В дальнейшем тема исследования получит развитие в виде выпускной квалификационной работы по теме «Сборник компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе, направленных на формирование метапредметных результатов».
Подводя итоги, можно сказать, что использование компетентностно – ориентированных заданий, безусловно, играет большую роль в учебном процессе, повышает его эффективность и качество знаний обучающихся.
Материалы исследования могут быть полезны и практически значимы для студентов педагогических колледжей и учителей начальных классов.
Список использованных источников:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст изм. И доп. На 2016 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: [Текст] Просвещение, 2016. – 33с. – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4.Андреева В.В., методист, учитель. Метапредметные образовательные результаты: понятие, классификация: URL:http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c2/Метапредметные_образовательные_результаты.pdf
5.Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.:Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
6.Крузе Б.А. ,Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника [Электронный ресурс] //Сайт Современные проблемы науки и образования : URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014
7.Кондурар, М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М. В. Кондурар // Вектор науки ТГУ. – 2012. - №1. – С. 189-192.
8.Матявина Е.П. Достижение метапредметных результатов на уроке русского языка [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru :URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/04/22/dostizhenie-metapredmetnykh-rezultatov-na-uroke-russkogo(22.04.2014)
9.Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 /[ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.] ; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
11.Поликарпова Л. Д. Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru :URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/21/dostizhenie-metapredmetnykh-rezultatov-na-urokakh(21.12.2012)
12. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением / Авт. – сост. С.А.Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 6-е изд., стереотип. – М.:Планета, 2016. – 224 с. – (Образовательный стандарт)
13. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий / В.Б. Лебединцев. – Волгоград : Учитель, 2014. – 97 с.
14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - №5. – С. 37-45.