МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВО БГПУ им. М.Акмуллы)
Колледж
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК СПОСОБ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК.04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ.....5
1.1 Понятие педагогического портфолио ……………………………………………..5
1.2 Портфолио как способ презентации педагогического опыта учителя………. 12
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ ……………………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ПОРФТОЛИО УЧИТЕЛЯ ………………………………………………………….17
2.1 Анализ структуры портфолио учителя ………………………………………… 17
2.2 Требования к структуре портфолио как способа презентации педагогического опыта …………………………………………………………………………………. 24
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ ………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена задачами улучшения качества подготовки и переподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной. На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.
Одним из направлений модернизации является необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. К числу дополнительных инновационных изменений относится портфель индивидуальных достижений — «портфолио», который нужен не только учащимся, но и учителю для оценки своей работы. Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д. Учителя сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. В работе с портфолио учитель сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.
Цель исследования— выявить особенности создания портфолио учителя как способа презентации педагогического опыта.
Объект исследования: портфолио учителя.
Предмет исследования: способ презентации педагогического опыта посредством портфолио.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие педагогического портфолио.
2. Рассмотреть портфолио как способ презентации педагогического опыта учителя.
3. Проанализировать структуру портфолио учителя.
4. Выявить требования к структуре портфолио как способа презентации педагогического опыта.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, учебно-методической базы по теме исследования;
- аналогии и обобщения тематического материала;
- классификации;
- сравнение.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представления о портфолио учителя начальных классов.
Практическая значимость: методические рекомендации по разработке портфолио могут быть использованы в образовательных учреждениях, для личного использования педагогов начального образования
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТФОЛИО, КАК СПОСОБА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
-
Понятие педагогического портфолио
Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом «portfolio» называли альбом с фотографиями. Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Основной смысл – »показать всё, на что ты способен».
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
-
реально представить результаты своего труда;
-
увидеть свои резервы;
-
иметь стимул к самосовершенствованию;
-
освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
-
осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
-
способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
-
развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
-
поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио - новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово «портфолио» обнаружится только орфографическом словаре Российской академии наук. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Термин «портфолио» давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.
Идея портфолио, - как совокупности («портфеля») сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений, выполняющей роль индивидуальной накопительной оценки. По общему мнению, сегодня необходимым представляется создание структур, механизмов и критериев для построения портфолио учителя, анализа и оценки его составляющих.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. На вопрос о том, что имеется в виду под словом «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе -- там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия «электронное портфолио». Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога. Это индивидуальная папка, в которой личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет).
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы –существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу.
Таким образом, регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности называется
Оценочно - диагностическое портфолио - учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности.
Виды портфолио.
Аттестационное портфолио.
Отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ.
В период подготовки к аттестации на 1, 2 или высшую квалификационную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.
Педагогический портфель.
Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его – сформировать банк данных о нём.
Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал
Типы портфолио:
а. Папка достижений;
б. Рефлексивное портфолио;
в. Проблемно-исследовательское;
г. Тематическое портфолио;
д. Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:
-
как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
-
как возможность рефлексии собственной работы;
-
как документ, в котором отражено развитие учителя.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Функции портфлио:
1.Накопительная
· достижения учителя
(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);
· набор рабочих материалов
(конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)
2.Модельная
· отражает динамику развития учителя;
· показывает результаты самообразования;
· демонстрирует стиль преподавания;
· позволяет проводить рефлексию;
В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
1.2 Портфолио как способ презентации педагогического опыта учителя
Проведённый психолого-педагогический анализ исследования профессионального становления учителя позволил выявить следующие характеристики данного процесса: неразрывная связь процесса профессионального становления с развитием и формированием личности; индивидуальное развитие социально-значимых психологических, нравственных качеств личности, а также взглядов и убеждений; систематизация и обобщение профессиональных умений и знаний в процессе практической педагогической деятельности.
Рассматривая периодизацию процесса профессионального становления личности, многие учёные (С.Г.Вершловский, Т.В.Кудрявцев, Т.В.Зеер, Е.А.Климов, Э.Н.Гусинский, Ю.Н.Турчанинова, О.Ю.Ильина, Л.Н.Лесохина, А.С.Нордзельская, Е.И.Рогов, К.М.Левитан) выделяют этапы, которые проходит, в том числе, и учитель в своем профессиональном продвижении.
Исследуя в данной работе начальный период профессионального становления молодого учителя (первые 5 лет пребывания в профессии), установлены следующие этапы:
- первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;
- второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;
- третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание компетентности.
В ходе исследования выявлено, что процесс профессионализации непосредственно связан с личностным становлением, которое способствует становлению статусному (внешнему), и характеризуется изменением взаимоотношений с социумом, формированием профессионального самоопределения и социально-профессиональной позиции, становлением профессионального мировоззрения.
Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально - личностной мотивации.
В рамках решения исследовательской задачи выявлено, что смысл управленческого воздействия лежит в плоскости комплексного подхода, при котором без обеспечения мотивации труда, завоевания авторитета и доверия руководителем, постановки целей, объяснения смысла работы, постоянного обучения и стимулирования кадров, обучающего анализа реального положения дел профессиональное становление учителя не только не будет успешным, но и будет затруднено.
Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве.
В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, нами рассматривается использование портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.
Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений учителя муниципальной общественностью.
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений.
В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества учителя муниципальной общественностью.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ПОРФТОЛИО УЧИТЕЛЯ
2.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
План содержания портфолио учителя:
Раздел 1. »Общие сведения об учителе»
В этом разделе фиксируются:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование;
• трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении;
• повышение квалификации;
• индивидуальный план профессионального развития;
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2. »Результаты педагогической деятельности»
• контрольных срезов знаний;
• результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• участие воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и международных олимпиадах, конкурсах.
Раздел 3. »Научно-методическая деятельность»
В этот раздел входят материалы:
• по теме самообразования;
· участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
· участия в методических и предметных неделях;
· по организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
· по проведению научных исследований;
· по разработке авторских программ;
· по подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. »Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
• список творческих, исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;
· список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• программы кружков и факультативов;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии видеозаписи.
Раздел 5. »Работа учителя как классного руководителя»
В этот раздел входят:
• социальный паспорт класса;
• сведения о работе с родителями;
• разработки классных часов и родительских собраний.
Изначально портфолио педагога представляло собой простую папку с материалами. Однако сейчас все большую популярность обретает электронное портфолио учителя. Оно может представлять собой презентацию в виде слайд-шоу, сделанную в PowerPoint или любой другой подходящей программе, личную страничку учителя на сайте учебного заведения или отдельный сайт.
Почему удобно оформлять портфолио именно в электронном виде? Электронное портфолио учителя занимает гораздо меньше места, нежели увесистая папка с бумагами. В такое портфолио гораздо легче вносить коррективы, если вдруг возникнет такая необходимость. Кроме того, если вам вдруг понадобится кому-то его продемонстрировать, достаточно просто будет отправить этому человеку файл с презентацией или ссылку на сайт.
Алгоритм работы с электронным портфолио
Алгоритм работы с электронным портфолио выглядит так:
1. Регистрация на сайте.
2. Заполнение портфолио. Заполнить электронное портфолио за 1 час – невозможно и нереально. На это уйдет несколько дней кропотливой работы. Рекомендуется заполнять портфолио постепенно, в течение нескольких месяцев.
3. Самооценка. Отнеситесь к процедуре оценки собственных материалов критически – ведь портфолио будут оценивать люди, которые не знают ни вас, ни вашу работу. Просмотрите каждый раздел в отдельности – достаточно ли представлено доказательств для высокой оценки? Пригласите в качестве эксперта своих коллег – они помогут взглянуть на вашу работу со стороны.
Что нужно уметь для составления электронного портфолио?
· Работать с текстами.
· Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.
· Делать гиперссылки на различные документы.
· Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы.
· Создавать аналитические диаграммы.
· Использовать источники Internet.
· Лаконично выразить ёмкую мысль.
· Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.
· Помните, что презентация функционально отлична от доклада.
Портфолио учителя индивидуально, так как каждый учитель имеет разные педагогические и профессиональные успехи. При создании и наполнении электронного портфолио от преподавателя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические требования
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио вы можете посмотреть в табл.1
№ | Названия разделов | Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио |
1 | Оглавление | Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей). |
2 | Общие сведения о педагогическом работнике | -
ФИО. Дата рождения. -
Сведения об образовании. -
Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ. -
Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени). -
Занимаемая должность (указать с какого времени). -
Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны). -
Награды, грамоты, благодарственные письма. подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем. -
Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.) -
Повышение квалификации (за последние 5 лет) -
Контактный телефон и электронный адрес. Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов». |
3 | Копии документов | Этот раздел должен содержать копии следующих документов: -
диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании); -
аттестационный лист; -
документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма; -
свидетельства об обобщении опыта работы; -
удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации; -
приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах. Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов». |
4 | Результативность педагогической деятельности Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе | Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах). Учебная деятельность. В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; Внеурочная деятельность. Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа): -
сведения об участии воспитанников в олимпиадах, конкурсах, проектах и т.п. муниципального, регионального и федерального уровней (может содержать список победителей и призеров; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету); -
сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников; -
(для социальных педагогов) сведения о поступлении учащихся в вузы и сузы, по специальности, трудоустройстве и т.п. |
5 | Научно-методическая деятельность педагоги-ческого работника Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК); Научно-исследовательская работа; диссеминация опыта работы в ходе профессионального взаимодействия | В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие: -
список программ элективных курсов, спецкурсов, мастер-классов, факультативов для учащихся и воспитанников. -
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; -
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов; -
проведение научных исследований; -
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; -
наличие публикаций; -
участие педагогического работника в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.; -
работа в методическом объединении (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями; -
организация и проведение открытых уроков, семинаров, «круглых столов», мастер-классов и др. мероприятияй; |
6 | Учебно-материальная и техническая база Наличие и владение современными ИКТ | В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется: -
наличие словарей, справочной литературы по предмету; -
наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); -
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; -
наличие аудио- и видеопособий; -
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.); -
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.); -
другие документы по желанию учителя. |
2.2 Требования к структуре портфолио как способа презентации педагогического опыта
Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Структура и содержательное наполнение портфолио
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:
-
Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
-
Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.
Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.
Структура и содержание портфолио аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:
1 раздел(ориентиры и основания)
-
Оглавление
-
Общие сведения о педагогическом работнике
-
Копии документов
2 раздел(Результативность и качество – динамика учащихся)
-
Результативность педагогической деятельности
3 раздел(средства и методы достижения качества и результатов)
-
Научно-методическая деятельность
-
Учебно-материальная и техническая база
Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ
Портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Презентация портфолио педагога является наиболее объективной формой проведения аттестации педагогических работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью данной работы было теоретическое обоснование и проектирование модели «портфолио» как системной оценки качества образования и профессионального становления учителя.
В теоретической части рассматривались понятие педагогического портфолио, основной его смысл и цель; представлены различные виды портфолио в образовании, охарактеризованы их составляющие. Портфолио учителя – это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. Очень важным для учителя и руководителя школы является доказательная составляющая портфолио, поэтому важная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Поскольку научно-методическое портфолио не только форма рефлексии педагогом собственной деятельности, а также своего рода отчёт о работе, успехах и достижениях, который позволяет представить окружающим собственную педагогическую деятельность. По результатам работы и содержанию портфолио учитель может быть рекомендован к повышению квалификационного разряда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5 — с. 23-27.
-
Копылова,С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. – М.: 2006, № 8 – с. 31-33.
-
Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2006 №8 с.29-31
-
Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
-
Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.//Завуч для администрации школ.-2006. №8 с.136-142
-
Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.// Педагогическая диагностика.-2005 №5 с.56-58
-
Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.// Педагогическая техника –2006 №3 с.109-128
-
Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002
-
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш.
Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебно - методическое пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. 81 с.
-
Чалышева М.В. Портфолио как стимулирующий фактор повышения
профессиональной компетентности и инициативы специалистов учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. 2011. No 9. С. 111–115.
-
Суртаевой Н.Н. Портфолио в современном образовательном поле:
учебно - методическое пособие. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО-НМЦ, 2005. 40 с
-
Поляков В., Яновская Ю. 5 шагов к достойной работе. Санкт-
Петербург: Питер, 2003. 224 с.
-
https://26209s020.edusite.ru/p44aa1.html
-
https://pedsovet.su/load/280-1-12
-
https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_dolzhno_byt_v_portfolio_pedagoga/
-
https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/elektronnoe-portfolio-pedagoga-kak-forma-predstavleniya-pedagogicheskogo-opyta-2
-
https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/431-jelektronnoe-portfolio-pedagogastruktura-por
-
http://obrazshkola.ru/?page_id=641
-
https://education.yandex.ru/instructions/teachers/teachers-concepts/portfolio.html
-
https://infourok.ru/konspekt-na-temu-sushnost-pedagogicheskogo-portfolio-ego-struktura-6365524.html
-
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-professionalnyy-portfolio-uchitelya
-
https://school9tihvin.eduface.ru/collective/attestaciya_pedagogov/post/263914
-
https://videouroki.net/razrabotki/portfolio-uchitielia-nachal-nykh-klassov-1.html
-
https://pandia.ru/text/79/006/24189.php
-
http://www.niro.nnov.ru/?id=6367
17