16
Введение
В наши дни, когда неизмеримо возрастают функции школы в формировании гармонично развитой личности, необходимо широко использовать все возможности не только урочной, но и внеклассной работы для повышения эффективности обучения и воспитания.
Роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению важных задач воспитания; развивает у учащихся диалектико – материалистические взгляды на взаимодействие человека и природы; способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью; формирует профессиональные интересы школьников; обеспечивает развитие их творческих способностей и устойчивых интересов к предмету «Окружающий мир».
В условиях модернизации современного образования, когда требуется решить вопрос о повышении эффективности учебно - воспитательного процесса, особенно важно обеспечить тесную взаимосвязь между всеми звеньями процесса воспитания – и на уроке, и во внеурочное время. Перестройка содержания образования по окружающему миру требует и перестройки внеклассной работы.
Согласно требованиям ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) начального общего образования внеклассная работа наряду с внеурочной деятельностью организуется по направлениям развития личности с целью создания воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся во внеурочное время.От того, насколько учитель методически верно организует работу по каждому направлению развития личности, зависит успешность его учебной деятельности.
Учителей начальных классов всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет большой внеклассной работы. Для учащихся на этапе начального общего образования именно учителя являются организаторами и вдохновителями их исследовательской работы по познанию окружающего мира. Однако, опыт педагогической деятельности еще раз убеждает нас в том, что при организации внеклассной работы не учитываются особенности ее организации.
Следовательно, зачастую особенности внеклассной работы не рассматриваются педагогом как обязательный и необходимый компонент в ее реализации.
Выходом из этой ситуации является организация целенаправленных исследований по особенностям организации внеклассной работы.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каковы особенности внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе?
Соответственно были выделены объект – внеклассная работа по окружающему миру и предмет исследования – особенности внеклассной работы по окружающему миру.
С учетом объекта и предмета психолого-педагогического исследования была сформулирована цель: раскрытие особенностей внеклассной работы по окружающему миру посредством глубокого теоретического анализа информации по данной теме.
Определение цели позволило обозначить задачи исследования:
Определить сущность понятия «внеклассная работа».
Охарактеризовать принципы организации внеклассной работы по окружающему миру.
Выявить особенности организации внеклассной работы по окружающему миру.
Рассмотреть формы организации внеклассной работы по окружающему миру.
Разработать внеклассное мероприятие, направленное на организацию деятельности учащихся, согласно принципам и формам организации внеклассной работы.
Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что анализ форм, методов и принципов организации внеклассной работы по окружающему миру позволит раскрыть особенности ее осуществления и организации в начальной школе.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены
следующие методы:
анализ и сравнение;
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение и обобщение педагогического опыта;
анализ понятийной терминологии;
теоретический анализ и синтез.
В своей работе мы использовали материалы психолого-педагогических исследований В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и других.
Глава 1. Сущность и значение внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе
Органическое единство и тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Внеклассная работа – это форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.
Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам, позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности.
Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательного стандарта образования и учебной программы, но, как правило, связано с ними. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.
Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.
Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками
Чтобы сформулировать особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, необходимо обратиться к требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу. В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру будет включать в себя целый комплекс воспитательно- образовательных направлений:
героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;
воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны;
воспитание экологической культуры младших школьников;
мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях.
Ведущим видом деятельности при этом будет выступать экологическое воспитание. Цель экологического воспитания младших школьников — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
В широком смысле природа понимается при этом не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Наиболее популярными видами экологической внеклассной работы в настоящее время являются:
познавательные экскурсии в природу, в зоопарки, ботанические сады; создание «экологических троп» или «экологических зон» в родном городе или селе;
исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.;
сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин;
организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений и т.д.).
Таким образом, при учете всех особенностей организации внеклассной работы по окружающему миру, при целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.
Принципы организации внеклассной работы по окружающему миру на этапе начального общего образования
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.
В основе организации внеклассной работы лежит ряд педагогических принципов (иначе их называют принципами воспитания). Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.
Рассмотрим наиболее используемые принципы для организации внеклассной работы по окружающему миру в условиях современного воспитательного процесса.
Важным принципом организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу.
Не менее важным при организации внеклассной работы является принцип общественной направленности, который предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и др. будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социально – экономического развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и пр.
Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию… и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.
Одним из фундаментальных принципов организации внеклассной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению.
Одним из принципов организации внеклассной работы является принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Принцип опоры на положительное и принцип единства требований и уважения к личности ребенка тесно связаны с единством педагогических воздействий на них. Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Практика неопровержимо доказала необходимость единства педагогических воздействий на учащихся. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.
Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка, кому-то – танцы, кто- то увлекается историей, кто-то литературой и т.д. Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Действие, совершаемое ребенком, не должно быть вынужденным, не «прожитым». Оно должно быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления.
Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Вопросом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей занимались видные педагоги прошлого: Л.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Одним из важных принципов организации внеклассной работы является принцип ведущей роли воспитания школьников по отношению к их развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного воспитания. Практическое педагогическое значение этого положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его воспитания. Принцип ведущей роли воспитания в развитии сущностных сил и дарований школьника требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов.
Принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. У большинства детей серьезную трудность вызывает овладение жизненным опытом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого стимулирования, самоопределения и самоограничения.
К числу принципов организации внеклассной воспитательной работы следует отнести принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией.
Принципы имеют практико-ориентированную направленность, не даром ряд исследователей педагогического принципа считают его своеобразным мостиком из теории в практику. Ими могут и должны руководствоваться, прежде всего, педагоги при решении конкретных педагогических задач, а также обязательно учитывать их при организации внеклассной воспитательной работы, что поможет способствовать высокому уровню образовательного, воспитательного и развивающего влияния на учащихся.
Содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру с учащимися начальной школы
2.1. Внеклассная работа по «Окружающему миру»
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по окружающему миру очень разнообразна:
1. Индивидуальные задания: наблюдения, опыты, эксперименты, способствующие развитию у школьников исследовательских способностей; внеклассное чтение, подбор экспонатов к тематической выставке книг («Птицы наших лесов»); оформление результатов выполненной работы (отчетов), подготовка докладов, рефератов, написание сочинений, изготовление пособий.
2. Групповые занятия, среди которых, в свою очередь, различaются:
а) эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа); б) кружковые занятия, факультативы.
3. Массовые мероприятия, к которым относятся: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели/ месяцы, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН, часы занимательного естествознания.
Безусловно, формы организации внеклассной работы зависят от охвата участников. По количеству участников традиционно принято различать индивидуальные, групповые и фронтальные (массовые) ее виды.
Индивидуальная работа по окружающему миру включает в себя конкретные задания отдельным детям (группам), проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями и животными; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литерaтуры о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Важным видом индивидуальной внеклассной рaботы до сих пор является домашнее чтение литературы о природе, поэтому одной из задач учителя является приучение школьников к самостоятельному проведению такой рaботы. Для данного вида занятия остаются aктуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкинa, Н.Сладкова и др. В свою очередь В.М.Минaева предлагает следующий перечень занятий:
I-II классы – нaблюдение за формой снежинок и их зарисовка; ростом и рaзвитием комнaтных растений; зимующими птицами на кормушке; распусканием срезанных и поставленных в воду ветвей деревьев и кустарников.
III классы – наблюдение за свойствaми снега; образованием наста; начaлом снеготаяния и скоростью схода снега; повадками отдельных птиц леса; муравейниками и муравьями; божьей коровкой. Составление календаря цветения раннецветущих растений. Прорaщивание семян растений, наблюдение за их ростом.
IV класс – наблюдение за водными растениями и животными аквариума; насекомыми и птицами леса. Сбор насекомых вредителей лесa, парка, поля; растений луга, парка для гербария; обрaзцов почв. Изучение лекарственных растений.
Активизации индивидуальной работы детей младшего школьного возраста по окружающему миру способствует предварительное анонсирование необходимых вариантов сезонной работы: разделы в «Классном уголке живой природы», на «Доске объявлений»; указание на выполнение длительных по времени заданий в индивидуальных календарях наблюдений; ознакомление родителей на собраниях с содержанием будущей практической домашней работы по «Окружающему миру» с акцентированием их внимания на наиболее трудоемкие виды , требующие от них соответствующего участия; инструктаж и последующие индивидуальные консультации и.д.
Проведение индивидуальных видов внеклассной работы по естествознанию требует учета интересов школьников, объединения их в соответствующие со сходными склонностями группы, что и составляет основу групповой и массовой формы.
К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по «Окружающему миру» следует относить:
1) эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Обычно им предлагается выполнить следующие задания: подобрать материал (статьи, произведения из личного опыта), выучить стихотворение, помочь учителю в разработке сценария праздника, выпустить стенгазету или информационный листок, оформить выставку и т.п., итогом чего является проведение массового мероприятия. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.
2) основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др. Чаще всего в кружках занимаются 15 – 20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересами. В кружках занятия выстраиваются более планово, многообразно и целенаправленно, что нередко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.
3) клубную работу, близкую предыдущему виду. На занятиях клубов дети не только получают ответы на возникающие вопросы, но и учатся самостоятельно искать эти ответы. В структуре построения клубов различаются следующие этапы:
краткое выступление учащихся о результатах своих наблюдений в природе;
обсуждение основной темы занятия, вопросов, выступлений детей с сообщениями;
ответы на отдельные детские вопросы, не связанные с главной темой занятия;
проведение игр, конкурсов, соревнований;
подведение итогов занятия;
задание.
Постоянным элементом любого занятия являются вопросы детей и ответы с указанием первоисточника.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся.
К массовым мероприятиям относятся: день леса, день птиц, день урожая, коллективный походы за грибами, сбор лекарственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, читательские конференции.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок (лекарственные растения, семена и плоды), участие в озеленительных работах на территории школы и местного населённого пункта и т.д. Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все натуралистические кампании должны иметь природоохранительную направленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.
Во-первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи.
Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздействие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечивает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например походе за грибами в начале осени.
В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм по ведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.
Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий
состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.
Массовые мероприятия должны быть спланированы на все 4 года обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий - сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно - воспитательные задачи.
Вся внеклассная работа по окружающему миру способствует развитию кругозора детей, сплоченности коллектива, нацелена на расширение и уточнение их знаний и умений. Выбор же конкретной формы зависит от содержания материала, общего развития детей, интересов учителя, местных условий и возможностей школы. Вместе с тем любая форма внеклассной работы требует отзыва и участия взрослых, особенно родителей. Именно поэтому авторы многих программ заранее ориентируют на совместную работу семьи и школы по курсу «Окружающий мир», в том числе в виде выполнения «совместных» детско - родительских заданий.
2.2. Кружок как групповая форма организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе
Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста - естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе.
При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно - воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка. В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия подготовка и проведение массовых мероприятий.
Продуманное планирование приучит к определенному порядку в постановке занятий, избавляет от бессмысленности. Главная забота учителя должна быть в том, чтобы в кружках началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того, что поможет разбудить постоянный интерес к изучению природы и формирование потребностей в знаниях о ней.
Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.
Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.
На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу.
Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели. Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Изначально содержание работы кружка должны иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.
Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны участвовать сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную программу. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученных на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.
Кружковая работа является наиболее целесообразной для групповой экологической работы с учащимися начальных классов. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического воспитания:
научно - познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически - деятельностного.
Научно - познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки «по экологической тропе». В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой Цветковой И.В. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.
Один из важнейших принципов организации кружковой работы - краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного города (села). В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
Опытно-экспериментальная работа
Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования.
1 эксперимент. Анкета «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе» (на констатирующем этапе). Порядок работы.
Прочитайте высказывание и укажите вариант ответа:
(Да «+»; Нет « - «; Не знаю «□»)
Высказывания | Варианты ответов |
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку. | |
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит | |
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. | |
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить. | |
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах, вспугнёшь животных. | |
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. | |
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. | |
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде | |
9. Природа – это окружающая среда | |
10.В нашем крае красивая природа | |
Оценочная шкала.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
8 – 9 правильных ответов – высокий уровень
5 – 7 правильных ответов – средний уровень
1 – 3 правильных ответов – низкий уровень
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Основной этап работы- формирующий эксперимент. Для повышения качества знаний учащихся 3 класса по естествознанию нами разработан план работы кружка «Юный эколог». Так как кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе.
План работы кружка « Юный эколог».
Пояснительная записка.
Программа кружка внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для начальной школы и рассчитана на 22 часа .
Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Цель: формирование основных понятий и закономерностей экологии и применение учащимися этих знаний при рассмотрении природных явлений.
Задачи: Образовательные:
формировать систему знаний об экологических проблемах;
учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения.
Воспитательные:
формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни
Развивающие:
развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
Тематическое планирование кружка- Приложение 2.
Так же для формирующего эксперимента нами разработан конспект внеклассного мероприятия «Живая планета» для 3 класса.
Цель данного мероприятия: воспитывать интерес к природе и её обитателям.
Задачи: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
При проведении мероприятия будет использоваться следующее оборудование: плакат с изображением ствола дерева; зелёные листочки; cкотч;
мультимедийная презентация.
Конспект построен в форме путешествия по станциям. Ход занятия представлен в Приложении №2.
Для контрольного эксперимента разработан личностный тест по выявлению уровня экологической культуры.
Приложение 4.
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы |
«Да» | «Нет» | По-разному |
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
6 | Влияет ли природа на ваше настроение? Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
7 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 2 | 0 | 1 |
8 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 1 | 2 | 0 |
9 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 2 | 0 | 1 |
10 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
11 | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 1 | 0 | 2 |
Так же нами подготовлена анкета для учащихся 3 класса. Приложение 5.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа согласен; не согласен.
Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний используется метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы.
Заключение
В данной работе рассматривался вопрос об организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками.
Нами была выдвинута гипотеза, заключавшаяся в том, что анализ форм, методов и принципов организации внеклассной работы по окружающему миру позволяют раскрыть особенности ее осуществления и организации в начальной школе.
В процессе теоретического исследования была изучена научно - методическая литература по данной теме, раскрыты особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, рассмотрены принципы организации внеклассной работы по окружающему миру в работе с младшими школьниками, определены содержание, формы и методы внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе.
Вся проделанная нами работа позволила прийти к выводу о верности выдвинутой гипотезы.
Также мы пришли к выводу, что внеклассная работа играет важную роль в воспитании у детей любви к знаниям, к труду, к природе. Правильно организованная внеклассная работа по окружающему миру позволяет удовлетворить разнообразные индивидуальные запросы и интересы детей, разумно организовать их досуг. Кроме того, такая работа способствует закреплению и расширению знаний детей о природе, возбуждает в них интерес к ее изучению.
На внеклассных занятиях в уголке живой природы и на опытном участке дети начинают понимать, какое большое значение имеет правильный уход за растениями и животными. Внеклассная работа открывает большие возможности для ознакомления детей с сельским хозяйством (экскурсии и посильная практическое участие в общественно полезной работе) и тем самым способствует осуществлению задач обучения. А ознакомления детей с богатствами и красотами родной природы, с достижениями отечественной науки и практики сельского хозяйства помогает воспитанию чувств патриотизма к стране.
В результате исследования, согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической деятельности большое внимание уделяется формам организации внеклассной работы по окружающему миру. Все формы организации внеклассной работы по окружающему миру тесно связаны между собой, дополняют друг друга и обеспечивают достижение образовательных, развивающих и воспитательных задач. В свою очередь педагог при выборе разнообразных форм работ должен руководствоваться принципами и особенностями организации внеклассной работы по окружающему миру.
Проведенное теоретическое исследование и полученные результаты дают возможность сделать выводы:
- мотивом к работе на уроках окружающего мира у учащихся является использование игр, экскурсий, викторин и т.д.;
- систематичность и последовательность в работе учителя позволяют ему заинтересовать учащихся;
- методически грамотное использование форм, методов, принципов организации внеклассной работы по окружающему миру позволяют учителю сформировать систему работы по формированию экологического воспитания младших школьников, что является необходимым требованием ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) в реализации основных направлений внеклассной работы по окружающему миру;
- современное развитие интереса детей к внеклассным занятиям позволяет ребенку получить большие знания об окружающем его мире.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу: анализ форм, методов и принципов организации внеклассной работы по окружающему миру позволит раскрыть особенности ее осуществления и организации в начальной школе.
Библиографический список
Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]: /Л.В.Артемова // Начальная школа. – 2009.- № 12. – С.18 – 19
Асланиди, К.Б. Природоохранное воспитание и учебно – исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: метод.пособие / К.Б.Асланиди. – М.:Просвещение, 2010. – С.78 – 80
Бондаренко, Т.М.Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Т.М.Бондаренко, Л.И.Минина, В.В.Чикалина. – М.: Просвещение, 2006. –C.155– 157
Гиляров, А.А. Человек и животные: этика отношений [Текст]: метод.пособие / А.А.Гиляров. – Минск: Народная Асвета , 2013. – С. 70 - 78
Глущенко, А.Г.Внеклассная работа в начальных классах [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / А.Г.Глущенко. - Киев: Радянська школа, 2011. – С.58 – 68
Городецкая, Н.А. Природа – забота молодых [Текст]: метод.пособие / Н.А.Городецкая. – М.: Просвещение, 2009. – С. 22 - 34
Баранник, М.М.В союзе с природой [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / М.М.Баранник, Л.И.Грехова. - М: Просвещение, 2010. – С.123 – 127
Баринова, И.И.Внеурочная работа по географии [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина. – М.: Просвещение, 1988. –C.153– 157
Буковская, Т. В. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]: метод.пособие / Т.В.Буковская. – М.:ВЛАДОС, 2012. – С. 13 – 18
Захлебный, А.Н. На экологической тропе [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / А.Н.Захлебный. –М.:Академия, 2004. – С.80 – 84
Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина–М.:Академия, 2008. – С.36 – 54
Калинина, Е.В. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]: метод.пособие / Е.В.Калинина. – М.:Просвещение, 2010. – С.80 - 88
Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.:Академия, 2004. – С.196 – 199
Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]: метод.пособие / М.В.Лучич. – М.:Просвещение, 2007. – С.76 – 88
Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]/ В.Н.Максимова // Начальная школа. – 2010.- № 12. – С.26 – 29.
Медведев, В.И. Экологическе сознание [Текст]: метод.пособие / В.И.Медведев. – М.:Просвещение, 2009. – С.89 – 91
Миренкова, А.Ю. Мир природы и ребенок [Текст]/ А.Ю.Миренкова // Начальная школа. – 2010.- № 10. – С.26 – 29.
Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов / В.М.Минаев. - Минск: Народная Асвета, 2009. – С. 3 – 12
Нагоева, Ш.Ю.Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе [Текст]/ Ш.Ю. Нагоева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru
Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов / Ю.В.Новиков. - СПБ: Академия, 2008. – С. 90 – 92
Онегоц, А.С. Наши пернатые друзья и соседи [Текст]: метод.пособие / А.С.Онегоц. – М.:Просвещение, 2011. – С.98 – 100
Оморокова, М.Е. Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника [Текст]/М.Е.Оморокова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2vg.ru
Плешаков, А.А.Ознакомление детей с окружающим миром во 2 классе [Текст]: метод.пособие / А.А.Плешаков. – М.:Просвещение, 2011. – С.100 – 105
Попов, Г.Х. Организация личной работы учащихся [Текст]/Г.Х.Попов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.67vg.ru
Сорокина, А.В. Край родной: сценарии о живой природе [Текст]: метод.пособие / А.В.Сорокина. – М.:Просвещение, 2012. – С.65 – 78
Тарычева, Л.А.Занимательные упражнения на уроках природоведения [Текст]/ Л.А.Тарычева // Начальная школа. – 2010.- № 6. – С.11 – 13.
Федотова, В.Б.Неделя природоведения [Текст]/ В.Б.Федотова // Начальная школа. – 2008.- № 3. – С.24 – 29
Цветкова,И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты [Текст]: метод.пособие / И.В.Цветкова. – Ярославль.: Академия развития, 2009. – С.70 – 78
Шабалина, З.П. Учебно – воспитательная работа в 1 классе по окружающему миру [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов / З.П.Шабалина. - СПБ: Академия, 2009. – С. 13 – 18
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-uchaschihsya-na-urokah-okruzhayuschiy-mir-920807.html