СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему "Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсовой работе даны основные понятия дистанционного обучения, нормативно-правовая база, необходимое материально-техническое обесечение, а также преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему "Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса"»

Владимирский институт развития образования

им. Л.И.Новиковой

Кафедра начального образования












Курсовая работа

на тему



Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса












Выполнил:

слушатель Панина Ольга Владиславовна


Проверил:

Индюкова Таисия Ивановна,

методист высшей квалификационной категории,

доцент кафедры








Владимир

2014 г.

Оглавление


Введение ...................................................................................................................3

Теоретическая часть ................................................................................................4

  1. Понятие дистанционного обучения ...........................................................4

  1. Нормативно-правовая база ..........................................................................5

  1. Материально-техническое обеспечение ....................................................6

  1. Организация взаимодействия между учениками и преподавателями ....6

  1. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе .............................................................................................................8

Практическая часть ................................................................................................11

Заключение..............................................................................................................18

Список литературы.................................................................................................19

Приложения ............................................................................................................21

























Введение

В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования».[9] Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».[2] В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.

Таким образом, выбранная тема актуальна на протяжении многих лет и, видимо, будет вызывать интерес ещё долгое время.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные понятия и аспекты организации дистанционного обучения в школе.

Задачи данной курсовой работы:

• понять, что такое «дистанционное обучение», рассмотрев различные определения;

• рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;

• рассмотреть преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;

• показать возможность организации дистанционного обучения в начальных классах в рамках факультативного курса «Знаток».


Теоретическая часть

  1. Понятие дистанционного обучения

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».[11]
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».[11]
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».[11]

Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность»[1] и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1]

В законе «Об образовании Российской Федерации»  «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».[7]

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».[2]


  1. Нормативно-правовая база

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[7] В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При этом в образовательных учреждениях, реализующих дистанционное обучения должен быть определенный пакет документов, регламентирующих данную деятельность.

К ним относятся:

  • документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;

  • приказ ОУ о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;

  • приказ ОУ о назначении учителей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;

  • приказ на детей, участвующих в проекте;

  • база данных на детей и педагогов, работающих с ними;

  • программно-методическое обеспечение;

  • календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;

  • локальный акт ОУ по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;

  • функциональные обязанности педагогов-кураторов;

  • должностная инструкция учителя;

  • договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;

  • пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий). (см. приложение 1)


  1. Материально-техническое обеспечение

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Таким образом, «в зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям».[10]



  1. Организация взаимодействия между учащимися и преподавателями

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия ученика и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:

  • Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для учащихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что ученик может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что учитель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося. (см. приложение 2)

  • Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учеником ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени. (см. приложение 3)

  • Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как учащийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным. (см. приложение 4)

  • Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. «Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д.  В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать  и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д.  Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал». [5]

  • Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.

При выборе средства организации взаимодействия с учеником преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.


  1. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе

Дистанционное обучение, в том числе и в начальном звене, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

  • «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.» [2], что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

  • Проведение обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.

  • «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме». [2]

  • «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».[2]

  • Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;

  • электронные учебные пособия;

  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

  • электронные справочники;

  • учебные аудио и видеоматериалы;

  • информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

  • «Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними». [6]

  • «Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению» [6], снятию эмоционального напряжения.

  • Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

  • «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».[12]

  • «Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.» [4]

  • «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии». [4]

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

  • Отсутствует личное взаимодействие ребёнка с учителем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

  • Обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный ученик может

  • «Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» [3] и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

  • Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а учащихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

  • Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего учителей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие учащегося и учителя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед учеником, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.






















Практическая часть

Творческой группой учителей начальных классов МБОУ СОШ №2 ЗАТО г. Радужный Владимирской области был разработан и опробован дистанционный факультативный курс «Знаток».

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Школьного учебного плана.

Рабочая программа по дистанционному курсу «Знаток» для учащихся начальных классов предусматривает обучение в объёме:

1 час в две недели;

в учебном году –17 часов.

На каждом занятии осуществляется текущий контроль. Итоговым контролем является участие в олимпиадах, играх, конкурсах, марафонах различных уровней.

Общая характеристика курса

Работа с одарёнными детьми одно из направлений модернизации образования. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. На начальном этапе обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления были выявлены те ребята, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности, восприимчивость к учению; творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. С целью реализации индивидуального подхода к развитию личности интеллектуально одарённых учеников был разработан факультативный курс «Знаток» с применением дистанционных образовательных технологий.

Выбор объёма учебной нагрузки по факультативу обусловлен плотным расписанием урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Основная цель – развитие личности ребёнка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения.

Задачи:

  1. Создание условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечение становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучение приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Требования к результатам освоения курса:

Личностные:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.


Метапредметные результаты:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности;

  • формировать мотивацию к работе на результат;


Предметные результаты:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи;

  • находить закономерность в различных предметных областях;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях.


Основную часть курса составляют дистанционные занятия посредством электронной почты и других электронных ресурсов.

Программа предусматривает очные занятия в начале и по завершении факультативного курса.

Форма организации занятий: самостоятельное выполнение заданий, чередующееся с дистанционным общением с учителем.

Время проведения занятий:

  • самостоятельное выполнение заданий - по выбору учащегося;

  • общение с учителем посредством электронной почты – по мере необходимости;

  • очные занятия – сентябрь, май (1 раз в две недели по 40 минут).


Содержание курса

Раздел 1. Введение. Анкетирование учащихся и их родителей, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с компьютером, формирование навыков работы с электронной почтой.

Раздел 2. Математика. Информатика. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике дистанционных конкурсов-игр «Кенгуру», «КИТ», «СЛОН», «Инфознайка» и др. Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Выполнение заданий для игр-конкурсов «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Муравейник», «ЧИП», «Познание и творчество», интеллектуального конкурса «Перспектива» и др. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Раздел 4. Итог. Подведение итогов.


Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Учебно-методические материалы

Раздел 1. Введение (3 часа).

1

Анкетирование учащихся и их родителей.

1

  1. https://docs.google.com/forms/d/1z2ms9vJCTxVwC1hWdVtLVyrEB15AnKgREA54gHe6a7o/viewform?c=0&w=1&usp=mail_form_link

  2. https://docs.google.com/forms/d/1ztGRbOjJL-eWNXVmToRdGw4TYG55Z94jhuIQNjciUUY/edit

  3. https://docs.google.com/forms/d/1RWcesnOonuUXAa05Z20ndccRHVVsHw7ur-_RniA3bHM/edit

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.

1

http://www.myshared.ru/slide/465665/

http://www.myshared.ru/slide/268747/ https://docs.google.com/presentation/d/1OOf4lVNrFLFQjlnuVPjLDCpgnTj9C_sTKktxVAwiPrk/edit#slide=id.p

3

Электронная почта.


http://www.pc-pensioneru.ru/gmail-registraciya.htm

Раздел 2. Математика. Информатика (6 часов).

4-5

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

2

http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

6

Решение задач Международной игры-конкурса «Кенгуру».

1

http://mathkang.ru/

7

Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка».

1

http://co1495.edusite.ru/p207aa1.html

8

Решение задач Международной игры по математике «Слон».

1

http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=258&Itemid=62

9

Решение задач для Всероссийской игры-конкурса по информатике «КИТ– компьютеры, информатика, технологии».

1

http://konkurskit.org/

Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир (5 часов).

10

Выполнение заданий по русскому языку Всероссийской игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

1

http://www.rm.kirov.ru/

11

Выполнение заданий по русскому языку Всероссийского дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».

1

http://wkonkurs.ru/

12

Выполнение заданий Всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафона «Муравейник».

1

http://irc43.ru/materialy-olimpiady.html

13

Выполнение заданий по Всероссийскому игровому конкурсу по естествознанию «ЧИП».

1

http://www.konkurs-chip.ru/

14

Выполнение заданий Эрудит-марафона учащихся «ЭМУ».

1

http://www.cerm.ru/

15

Выполнение заданий

Всероссийских заочных конкурсов-олимпиад "Познание и творчество".

1

http://www.future4you.ru/

Раздел 4. Итог (2 часа).

16

Анкетирование учащихся.

1

https://docs.google.com/forms/d/1aEdoQxscD5lj5zo1feibs5-_93IEXsRe2iFB3jB4hjU/edit

17

Итоговое занятие.

1

Создание презентации.

https://docs.google.com/presentation/d/1R2cXDTb9DFKzywjEdpL01IFMJvIQpPQQw6ieKRlqhr0/edit#slide=id.p

Всего

17



Специальное сопровождение (оборудование):

- компьютер;

- проекционное оборудование;

- доступ в интернет.



Список Интернет-ресурсов


ГБОУ Центр образования №1495

http://co1495.edusite.ru/p1aa1.html

Официальный сайт Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «ЧИП (Человек и природа)»

http://www.konkurs-chip.ru/

Официальный сайт конкурса «КИТ – Компьютеры Информатика Технологии»

http://konkurskit.org/

Официальный сайт конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех»

http://www.rm.kirov.ru/

Официальный сайт Центра развития молодёжи

http://www.cerm.ru/

«Первый учитель.ru»

http://nachalka.ucoz.ru/

"Перспектива"

Центр интеллектуального гуманитарного развития


http://wkonkurs.ru/

Портал Национальной образовательной программы

«Интеллектуально-творческий потенциал России»


http://future4you.ru/

Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»

http://mathkang.ru/

Центр дополнительного образования Снейл

http://nic-snail.ru/

Центр инновационных ресурсов

http://irc43.ru/zadaniya-olimpiady-muravejnik.html


Myshared.ru (сайт презентаций)

http://www.myshared.ru/























Заключение

В настоящее время востребованность дистанционной формы обучения неуклонного растёт. Это объясняется тем, что она гибка, удобна и доступна, предполагает широкую вариативность и дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.

Дистанционное обучение школьников при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность и самомотивация учащихся, осуществление жёсткого контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного качественного образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволить минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.

























Список литературы


  1. Википедия. Дистанционное обучение https://ru.wikipedia.orgя/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5

  2. Дистанционное обучение

http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17

  1. Дистанционное образование: плюсы и минусы

http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/

  1. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования

http://festival.1september.ru/articles/530827/

  1. Дистанционное обучение в школе

http://www.омалышах.рф/rost-i-razvitie-rebenka/obuchajushie-programmy/126-distantsionnoe-obuchenie-v-schkole

  1. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67

  2. Кодексы и Законы РФ

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/

  1. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации http://www.openclass.ru/node/289858

  2. Краткая история дистанционного образования http://xreferat.ru/71/5846-1-kratkaya-istoriya-distancionnogo-obrazovaniya.html

  3. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/pr4452-1.htm

  4. Понятие дистанционного обучения

http://informatizaciya.forum2x2.ru/t33-topic 1

  1. Преимущества дистанционного образования

http://mba.ru/articles/283-preimushchestva-distantsionnogo-obrazovaniya

  1. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://www.kartaznaniy.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya

  2. Российская газета. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

  3. Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://edu.tomsk.ru/














































Приложение 1

Положение по организации дистанционного обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя

общеобразовательная школа № 2

закрытого административно-

территориального образования

г. Радужный

Владимирской области




ПОЛОЖЕНИЕ


29.08.2011 № 42

По организации дистанционного обучения



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №2


________Т.В. Борисова

29 августа 2011 года


  1. Общие положения


Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о лицензировании учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации и регулирует деятельность образовательного учреждения при реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения.

Положение разработано на основе анализа теоретических работ по дистанционному обучению и с учетом опыта работы школ России по применению технологий дистанционного обучения.


Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работник.


Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного



педагогического общения педагогического работника с обучающимся  с максимальным нормативно установленным количеством обязательных занятий.

По технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с технологиями заочной формой обучения, по насыщенности и интенсивности учебного процесса – с технологиями очной формы обучения.

В Положении используются следующие основные понятия:

1.      Система дистанционного образования - образовательная система, в которой образовательные программы осуществляются по дистанционной технологии обучения.

2.      Учреждение дистанционного образования – образовательное учреждение, осуществляющее учебный процесс по технологии дистанционного обучения.

3.      Педагогические технологии дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

4.      Дидактические средства дистанционного обучения - учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности,  при отсутствии непосредственного общения с педагогическим работником.

5.      Информационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.

6.      Электронный банк заданий – совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.

7.      Интерактивный мультимедиа курс – учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.

Особенности ДО: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие,

асинхронность, охват, НИТ (Новые информационные технологии).


  1. Цель. Задачи

Цель:

Разработка технологии организации творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении с помощью телекоммуникационных компьютерных средств сети Интернет.

Задачи:

1. Развитие учебно-творческих умений:

  • умение генерировать новую, оригинальную идею,

  • степень выраженности личного «я» автора в творческом продукте,

  • использование фантазии и воображения;

  • применение основных базовых ЗУН

  • умение исследовать: наблюдать, находить новые факты, анализировать их, аргументировать свои выводы.

2. Учить соблюдению методических, технических и иных требований к дистанционной деятельности

3. Воплощения идеи творческой работы техническими средствами: применение графических пакетов, выполнение работы в htm(l) формате, использование видео, иное;

4. Развитие умения применять различные компьютерные программы-утилиты Spelling (правописание), Winzip (архиватор), кодировщик, электронная почта, IE или NC браузеры для выхода в сеть Интернет.

5. Развитие творческой активности учащихся, создаваемой в режиме дистанционного обучения;

6. Развитие коммуникативно-творческих умений:

  • содержательность выступлений, участия в обсуждениях (e-mail, chat);

  • оперативная обратная связь с дистанционным учителем и дистанционными учащимися,

  • умение задавать содержательные вопросы дистанционным учителям и дистанционным учащимся,

  • инициатива в организации коммуникаций с субъектами ДО (в чате),

  • владение основами телекоммуникационного этикета: употребление «смайликов» (знаков эмоций), владение шрифтами, цветом для передачи «живой» речи.

7. Развитие организационно-технических умений:

  • количество и качество реплик,

  • вопросов и ответов в дискуссиях;

  • быстрота реакции на поставленные вопросы и публикуемые материалы в сети Интернет;

  • степень адаптации к предъявляемым требованиям и нормам работы телекоммуникационном пространстве;

  • степень проявленной инициативы в обсуждении поставленной проблемы,

  • степень доброжелательности в содержании текста;

  • количество и частота специфических для сети Интернет символов общения.

8. Воспитание трудолюбия, самоорганизации


  1. Педагогические основы дистанционного обучения

    1. В центре дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.

    2. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества.

    3. Отсюда, с одной стороны необходима более гибкая система, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно слушателю. А, с другой - важно, чтобы обучающийся не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.

    4. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучающийся самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения, обучаемые должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Гипертекстовые мультимедийные возможности дистанционного курса позволяют слушателям искать нужную информацию и осуществлять пооперационный контроль.

    5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при обучении.

    6. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться как на основе оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.

  2. Модели дистанционного обучения

Богатое техническими, технологическими и методическими возможностями дистанционное обучение реализуется разными моделями. Их многообразие зависит от целевых установок обучаемого, структуры образовательного процесса, технической ресурсной обеспеченности, контингента обучаемых.

Используемая модель дистанционного обучения – Модель дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс. Аргументация в пользу модели дистанционного обучения, встроенного в текущий образовательный процесс, сформирована не столько историческими предпосылками и практическим опытом работы, сколько стремлением получить максимальную эффективность средств дистанционного обучения в условиях ОУ. Предлагаемая модель дистанционного обучения гибко сочетает: самостоятельную познавательную деятельность обучаемых с различными источниками информации, учебными материалами курса, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса, координаторами; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, организуя обсуждения.

Данная модель призвана сделать технологию работы с учителями более оперативной, интенсивной, контролируемой и объективной.


5. Субъекты дистанционного обучения

Субъектами дистанционного обучения могут являться обучающиеся 1 – 11 классов.

Права и обязанности школьников, обучающихся по дистанционной технологии на базе приравниваются к правам и обязанностям обучающихся по очной форме.

Права и обязанности работников учреждения определяются Законодательством Российской Федерации.

6. Образовательные программы дистанционного обучения

Образовательные программы дистанционного образования определяют содержание образования школьников. Обязательный минимум содержания образовательной программы по каждому учебному предмету устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы с применением технологий дистанционного обучения могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся, организацией учебного процесса, технологией обучения: очная, очно-заочная, заочная, в форме экстерната.

По решению педагогического совета школы и с согласия обучающегося образовательные программы могут осваиваться сочетанием этих форм обучения. При обучении по определенной форме и в случае сочетания различных форм обучения действует единый образовательный стандарт.

Объем обязательных занятий и срок дистанционного обучения для обучающихся на базе учреждения соответствует объему и сроку очной формы обучения.

Освоение в полном объеме образовательной программы в сокращенные сроки производится по индивидуальным планам (графикам)  обучения, утвержденным педагогическим советом школы.

  1. Организация и технологии дистанционного обучения

В организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций огромную роль играют непосредственные участники этого процесса как обучаемые, так и учителя, координаторы дистанционных курсов учебных групп. Все они используют возможности телекоммуникаций для решения конкретных педагогических и воспитательных задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть средствами телекоммуникаций на уровне пользователя, то от учителя требуются определенные знания и умения по организации работы в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач.

Основой учебного процесса является учебный план, или индивидуальный учебный план обучающегося, составленный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и утвержденный директором школы. Индивидуальный учебный план составляется с участием обучающегося и учитывает его индивидуальные особенности и способности.

На основании индивидуального учебного плана составляется календарный график учебного процесса с указанием времени, отводимого на выполнение необходимых видов учебной деятельности и контрольных мероприятий и на экзаменационную сессию.

В системе дистанционного образования используются следующие виды учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическая работа, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, практика. Педагогический работник системы дистанционного образования может устанавливать и другие виды учебной деятельности в соответствии с законом РФ «Об образовании».

Для осуществления учебной деятельности используются дидактические средства и технологии дистанционного обучения.

Все виды учебной деятельности в учреждении дистанционного образования осуществляются посредством:

      педагогического общения педагогического работника с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

      педагогического общения классного руководителя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

      самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами. 

Для управления учебным процессом и доставки обучаемым  дидактических материалов применяется специализированное программное обеспечение, включающее в себя систему автоматизированного документооборота, электронные банки знаний и интерактивные мультимедиа средства.

Общение обучаемых с учителем производится с использованием: рассылки материалов по компьютерным сетям (E-mail, доски объявлений); дискуссий в режиме on-line с использованием компьютерных сетей (обмен письменными сообщениями); электронных материалов (электронные учебники)

Оценка качества освоения основных образовательных программ в системе дистанционного образования осуществляется в форме текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, вид и технология их проведения устанавливаются научно-методическим советом школы.              Педагогический работник, занятый в системе дистанционного образования, обязан составить для обучающегося, предоставить обучающемуся и сдать в учебную часть школы:

  • Методические рекомендации к проводимым занятиям; они содержат примерное распределение учебного материала по занятиям темы, выделяют и описывают ключевые элементы занятий;

- Контрольно-измерительные материалы для оценки качества освоения учебного материала: как правило, эти материалы составляются описанием заданий и методическими рекомендациями учителю по методам и приемам подготовки и проведения конкурсов, способам оформления результатов и представления выполненной работы;

  • Программные средства, необходимые для проведения занятий по курсу: изучаемые и исследуемые программы, иллюстративный материал, представляемый с экрана компьютера, упражнения и контрольные задания, выполняемые на компьютере.

Учебный год дистанционного обучения начинается 1октября, заканчивается 30 апреля. Зачисление желающих получить образование в дистанционной форме в школу производится приказом директора школы на основании заявления совершеннолетнего лица или родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетнего лица, определяющего класс (год) обучения, перечень выбранных для изучения предметов учебного плана, периодичность и формы представляемых обучающимся в школу контрольных работ.

При успешном изучении одного или нескольких курсов предметов, включенных в учебный план школы, учащиеся получают сертификат установленного образца с указанием предмета (предметов), соответствующего года (класса) обучения и итоговой оценки.

Дистанционное обучение, как технология есть целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, находящихся на расстоянии от образовательного учреждения, осуществляемое посредством электронных и традиционных средств связи.

Интернет-технология (сетевая технология) – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология – это ДОТ, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.

Педагогические технологии дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.

Электронный банк знаний – совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.

Интерактивный мультимедиа курс – учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.

8. Рекомендации

    1. Рекомендации обучаемому.

- Владеть хотя бы минимальными навыками по работе в сети (уметь работать с электронной почтой и гипертекстом WWW-страничек)

- Откликаться на каждое полученное письмо от преподавателя – это считается «посещение» занятия.

- Выполнять в срок предложенные задания (если это подразумевается программой обучения). Задание может быть выполнено не полностью, но и в этом случае слушатель должен написать преподавателю о своей работе. В крайнем случае, ответ может состоять из краткой фразы «задание получено».

- Хранить электронную переписку с преподавателем до окончания курса – это своего рода отчетные материалы по курсу.

8.2. Рекомендации преподавателю

- Готовить упражнения для обучаемых, осуществлять редактирование рассылаемых материалов, организовывать оперативную переписку, контроль, проверку, выполнение заданий.

- Вести электронный журнал, отражать все сведения о порядке изучения курса обучаемым, выставлять оценки за отдельные этапы обучения.

Электронный журнал включает следующие разделы:

Цели курса его авторы

План изучения курса

График передачи отчетных материалов

Перечень вопросов

Список рекомендуемой литературы

    1. Рекомендации родителям

- Создать условия для занятий дома, (наличие домашнего компьютера, доступа в Интернет, оплата услуг Интернета).

- Осуществлять контроль за обучением ребенка:

На страницах Интернет представлены:

  • план изучения курса;

  • график передачи отчетных материалов;

  • перечень вопросов;

  • список рекомендуемой литературы.


Принято на заседании педагогического совета

от 29.08.2011 г. Протокол №14



































Приложение 2

Взаимодействие с учащимся при помощи электронной почты



Приложение 3

Взаимодействие с учащимся по Skype





























Приложение 4

Взаимодействие с учащимся при помощи Google Документы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!