КР.153001194.ТД 17
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 31 страницу текстового документа формата А4, 20 использованных источников.
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОТРУДНИЧЕСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Актуальность проблемы. Инновационные процессы, происходящие в современном мире, все чаще, способствуют «отмиранию» навыка бытового труда у дошкольников, так как нынешнее поколение детей, большую часть времени проводят с современными гаджетами (планшеты, телефоны, ноутбуки и т.д.).
Цель исследования - рассмотреть особенности сотрудничества старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда.
Объект – процесс воспитания сотрудничества
Предмет – педагогические условия, созданные для развития сотрудничества старших школьников в процессе хозяйственно-бытового труда.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад село Князе-Волконское 1 «Мечта» (МКДОУ д.с с. Князе-Волконское 1 «Мечта»).
Задачи исследования:
Исследовать особенности и виды сотрудничества;
Изучить педагогический прием - хозяйственно-бытовой труд;
Рассмотреть влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
| СОДЕРЖАНИЕ |
Введение | 5 |
1 | Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе | 8 |
| 1.1 Сотрудничество старших дошкольников как педагогическая проблема | 8 |
| 1.2 Особенности организации хозяйственно-бытового труда дошкольников в ДОУ | 13 |
2 | Организация хозяйственно-бытового труда в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад село Князе-Волконское 1 «Мечта» | 20 |
| 2.1 Описание базы исследования | 20 |
| 2.2 Методики диагностики хозяйственно-бытового труда в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад село Князе-Волконское 1 «Мечта» | 25 |
Заключение | 29 |
Список литературы | 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Инновационные процессы, происходящие в современном мире, все чаще, способствуют «отмиранию» навыка бытового труда у дошкольников, так как нынешнее поколение детей, большую часть времени проводят с современными гаджетами (планшеты, телефоны, ноутбуки и т.д.). Поэтому, уже в детском саду, возникает необходимость в закреплении элементарных человеческих навыков, способствующих развитию адекватных и плодотворных человеческих взаимоотношений.
Проблемой формирования навыков бытового труда, скрупулезно, занимались такие педагоги, как И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, философ Ж.Ж. Руссо. Но, к сожалению, современное исследование данной проблемы, изучается крайне недостаточно.
Цель исследования - рассмотреть особенности сотрудничества старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда.
Объект – процесс воспитания сотрудничества
Предмет – педагогические условия, созданные для развития сотрудничества старших школьников в процессе хозяйственно-бытового труда.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад село Князе-Волконское 1 «Мечта» (МКДОУ д.с с. Князе-Волконское 1 «Мечта»).
Задачи исследования:
Исследовать особенности и виды сотрудничества;
Изучить педагогический прием - хозяйственно-бытовой труд;
Рассмотреть влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности.
В исследовании использовались следующие методы:
Наблюдение за дошкольниками;
Беседа с родителями.
Дошкольный возраст очень важен для формирования личности ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность.
Организация жизни детей в детском саду начинается с адаптации ребёнка, пришедшего в детский сад и всецело направлена на создание условий для комфортного пребывания в детском коллективе. Для этого, педагогу нужно создать атмосферу доброжелательного общения с детьми, родителями. Также, воспитатель должен быть проинформирован о семье ребёнка, о состоянии здоровья и индивидуальных особенностях развития, о привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка (любимые игры, книжки, занятия, мультфильмы и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка: «Я первый», «Я хороший» и т.п. Дети осознают не только те качества, которые характеризуют их сегодня, но и потенциальное «Я», при этом большинство детей ориентируется на положительный образ себя в будущем: «Я буду одни пятерки получать», «Я буду умный» и т.д. Такая положительная установка является благоприятным условием для дальнейшего развития личности ребенка. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.
1 РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сотрудничество старших дошкольников как педагогическая проблема.
Изучение проблемы сотрудничества имеет острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребёнка с взрослыми и сверстниками, к образовательному процессу в современном ДОУ. Решение этой проблемы во многом связано с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.). Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Изучив, проанализировав и обобщив определения термина «сотрудничество» из разных источников, можно дать следующее определение. Сотрудничество – это процесс совместной деятельности, двух и более человек, направленный на достижение общих целей, при котором происходит обмен знаниями, умениями и опытом.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сотрудничество четко прослеживается в следующих видах деятельности:
Творческая деятельность (занятия лепкой, аппликация, рисование и т.д.);
Здоровьесберегающая деятельность (занятия физической культурой, развитие культурно-гигиенических навыков и т.д.);
Трудовая деятельность (труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно бытовой, ручной труд и т.д.);
Коммуникативная деятельность (занятия по развитию речи, беседы, чтение художественной литературы, окружающий мир и т.д.);
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры, игры с правилами, игры с речевым сопровождением и т.д.).
Следовательно, можно выделить следующие виды сотрудничества:
Творческий вид сотрудничества;
Здоровьесберегающий вид сотрудничества;
Трудовой вид сотрудничества;
Коммуникативный вид сотрудничества;
Игровой вид сотрудничества.
Проведенное исследование опыт-наблюдение, на определение уровня сотрудничества, в группе дошкольников в возрасте 5-7 лет и количестве 23 человек, показало, что, самый высокий уровень сотрудничества в двух видах деятельности – здоровьесберегающая (физическое развитие), и коммуникативная (музыкальное развитие), здесь 23 воспитанника из 23 успешно взаимодействовали друг с другом. Важную роль, здесь, сыграло принятие цели совместной деятельности как общей. Процесс деятельности отличала согласованность, упорядоченность действий детей.
Анализ работы позволил сделать вывод- игровой вид оказался специфичен тем, что дети распределялись на группы по интересам. Творческий вид сотрудничества иначе, можно назвать соперническим или конкурирующим видом. Каждый, старался закончить свое задание первым и сделать его лучше сверстника, поэтому уровень взаимодействия оказался нулевой. Самым сложным и одновременно интересным для исследования, оказался трудовой вид деятельности. 5 из 23 воспитанников прореагировали на просьбу воспитателя «убрать игрушки» моментально и с энтузиазмом выполнили задание, остальные 18 человек сделали вид, что не услышали, захотели в туалет или просто притворились что убирают. К заданию по уборке территории участка группы серьезно отнеслись только 7 человек, остальные 16 воспитанников проигнорировали просьбу воспитателя. Дежурство по столовой, в которое входит полная сервировка стола, уборка после приема пищи, пользуется популярностью у детей и 23 воспитанника из 23 с огромным удовольствием исполняли вмененную обязанность в полном объеме. Уборка и приведение в надлежащий вид спального места выполнялась качественно 20 из 23 воспитанников.
Проведенное исследование доказало, что в 70% семей, воспитанников группы, не привиты навыки самообслуживания, дети не приучены к элементарному труду, а также, ярко выражен самый распространенный пси-фактор – хитрость. Потому как сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу, к совместной деятельности и выражается к способности вступать во взаимодействие. Необходимо помочь детям понять, что делать, что-то вместе не только интересно, но и трудно, потому, что нужно уметь договариваться, соблюдать очередность и прислушиваться к мнению товарищей. Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.
Основным документом, определяющим обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигающий ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). К числу этих требований выдвигаемых ФГОС относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через работу по формированию и сплочению детского коллектива.[1;23]
Согласно ФГОС ДО, выделяются основные принципы дошкольного образования:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
Организация образовательной деятельности на основе индивидуальности каждого ребенка;
Сотрудничество детей и взрослых;
Поддержка инициативы детей;
Взаимодействие с семьей;
Приобщение детей к традициям семьи, общества и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Построение образовательного процесса, согласно возрасту;
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В сегодняшнем детском саду, большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольников, которое понимается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Также, актуальной остается проблема взаимодействия и сотрудничества мальчиков и девочек в группе детского сада в период, полоролевого взаимодействия и сотрудничества детей.
Воспитателю необходимо делать особый акцент на построении доброжелательно – уважительных отношений, так как, это наиболее эффективное средство сплочения детской группы.
Основным средством, способствующим формированию коллектива, являются различные виды деятельности детей: игровая, трудовая, познавательная, художественно-эстетическая, общение и др., организации которых необходимо уделять посильное внимание.
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, утренники в детском саду, прослушивание интересной сказки, участие в спортивной эстафете, на музыкальном занятии, где воспитанники совместно поют - все это вызывает глубокие положительные эмоции, так как они одновременно проявляются у группы детей.
Во время совместной детской деятельности, воспитателю отведена важная роль – он помогает детям познакомиться (на начальном этапе общения), лучше узнать и оценить в каждом ребенке то, что у него наиболее выражено, проявляется: один - хорошо рисует, другой - строит, третий - дежурит.
Очень полезно объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий, это позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению, а также сплочению.
Таким образом, сотрудничество в детском коллективе - это когда дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной.
1.2 Особенности организации хозяйственно-бытового труда дошкольников в ДОУ
Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста, в педагогических исследованиях, расценивается как наиболее эффективный педагогический прием для развития самостоятельности, особо виден результат, когда дети работают совместно. Это позволяет использовать его как средство нравственного - экологического воспитания детей: формировать целеустремленность, организованность, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему. [9;42]
В работе с детьми старшей группы, большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя дежурство на обед, помощник воспитателя, поручает ребятам разложить столовые приборы. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были активными исполнителями, какого либо задания.
Важную роль в хозяйственно-бытовом труде играет привлечение ребят старшей группы к выполнению общих поручений. Так как навыки самоорганизации у детей сформированы еще не полностью, воспитателю необходимо обсудить с ними выполнение общего задания. Прежде чем приступить к выполнению работы, воспитатель или помощник воспитателя, проводят разъяснительную работу по эффективному и безопасному выполнению поручения. Если предложенное поручение и действия к его выполнению, детям не знакомы, воспитатель включается в работу, показывает, как выполнять трудное или не знакомое действие, учит умению договариваться друг с другом, оказывать помощь. На собственном примере, педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Современное поколение детей, не приступит к работе без команды воспитателя, поэтому: особое внимание педагог должен уделить воспитанию навыков организации своей деятельности, приучить слушать задание, готовить всё необходимое для его выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не стесняться просить помощи.
В старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.
В детском саду, дети старшего дошкольного возраста выполняют следующие виды работ хозяйственно-бытового труда:
1. Содержать в порядке игрушки, настольные игры;
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать носовые платки, ленточки (вместе с кем-то из взрослых).
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды;
5. Подметать небольшой метлой территорию своего участка;
6. Приносить воду для полива цветов;
7. Проявлять заботу о младших дошкольниках (помогать одеваться, раздеваться, выходить на прогулку).
Также, необходимо объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с теми, кто не проявляет рвения к труду.
В организации хозяйственно-бытовой деятельности необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь не все дети владеют нужными навыками, неуверенного надо поддержать, убедить, что если постараться, то всё получится. Робким, необходимо чаще, моделировать ситуации успеха, в которых он сам будет находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, необходимо объединять для работы с теми, кто умеет хорошо трудиться и быть отличным организатором. Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих ими. Малоактивных и пассивных детей необходимо постепенно включать в коллективную деятельность, начиная с индивидуальных легких и интересных заданий, постепенно усложняя их.
В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники ремонтируют книги, приводят в соответствующий эстетический вид игрушки, принимают участие в оформлении группы к праздникам и т. д.
Также, совместно с коллективной деятельностью дети выполняют и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что педагог, не говоря им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Таким образом, происходит формирование у детей таких способностей как: наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно – бытовому труду, необходимо использовать игровые формы его организации. Ведь включаясь в любое серьезное дело, ребенок обыгрывает его, подражая старшим. Ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, корректным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого воспитанника, оценивать не только результат, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Немаловажным фактором воспитания дошкольников, является обучение их воспитателем спокойному, дружелюбному, вежливому общению в процессе хозяйственно-бытового труда, не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, делать замечания друг другу, адекватно на них реагировать. В воспитании детей 6- 7 лет следует использовать следующие реально работающие приемы в отношении качества выполнения работы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, но без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как считаешь нужным»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Поощрения детей на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.[1;14]
Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. Не нужно переделывать выполненную работу ребенка в присутствии его и всей группы. Воспитатель может существенно снизить свой авторитет в глазах детей.
Частичное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано. Как только ребенок пришел в детский сад (сегодня, это двухлетний возраст), с первых дней, начинается образовательная деятельность детей, адаптационно возрасту (т. е, применение отдельной программы в соответствии с возрастом группы) и с каждым годом, хозяйственно-бытовая деятельность усложняется и дополняется:
Группа раннего развития - воспитатель начинает приобщать ребенка к хозяйственно-бытовому труду (в игровой форме убирают игрушки на свои места);
1 младшая – здесь воспитанники уже могут принести игрушки для мытья, после приема пищи убирают за собой стульчики;
2 младшая – дети осваивают дежурство (расстановка по столам хлебниц и кружек), аккуратно развешивают вещи на стульчике, убирают после прогулки верхнюю одежду в кабинки;
Средняя – уборка на участке группы (сухие листья, мусор);
Старшая – поливают комнатные растения, развешивают полотенца;
Подготовительная – заправляют постели, полностью сервируют столы, убирают посуду, готовятся к занятиям:
- физкультура – переодеваются в спортивную форму;
- рисование – достают краски, наливают воду;
- аппликация – подготовка цветной бумаги, ножниц, клея;
-лепка – готовят пластилин и доски для лепки.
Хозяйственно-бытовой труд имеет цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают повседневные жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, организованность, желание работать. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой, способствуют формированию таких нравственных качеств как: трудолюбие, упорство, доброжелательное отношение к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труд создаёт возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда, правильной организации индивидуальной и совместной работы (например, в наведении порядка в групповой комнате). В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно рассыпал землю, разлил воду, разбросал игрушки. Нужно подмести, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
По мере усвоения трудовых навыков, дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает активность, инициативу действий в быту.
Доказано, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие каждый день. Этот труд требует от ребят большого терпения, трудовых усилий. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.[5;21]
Главной задачей педагога является – воспитание у детей положительно – эмоционального отношения к хозяйственно – бытовому труду. Для этого нужно создать такие условия, которые обеспечили бы формирование у детей нетерпения грязи, неряшливости и развивали эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.
Можно сделать вывод, что работа педагога в организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – наиболее эффективно осуществляется в коллективе и имеет общественно значимое содержание.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ КАЗЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД СЕЛО КНЯЗЕ-ВОЛКОНСКОЕ 1 «МЕЧТА»
2.1 Описание базы исследования
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Князе-Волконское 1 «Мечта» (далее МКДОУ д.с с. Князе-Волконское 1 «Мечта»), осуществляет свою образовательную деятельность на основе образовательной программы, спроектированной с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учитываются концептуальные положения используемой в ДОУ «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Прием детей в МКДОУ д.с. с. Князе-Волконское 1 «Мечта» осуществляется с 2-х лет, поэтому обучение хозяйственно-бытовому труду начинается с раннего возраста.
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) детей привлекают к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и прочее. Приучают поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Воспитывают уважение к труду взрослых. Поощряют интерес детей к деятельности взрослых. Обращают внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку), зачем он выполняет те или иные действия. Учат узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).[12;4]
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет), формируют желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждают детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучают соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинают формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки). Рассказывают детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Расширяют и обогащают представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывают уважение к людям знакомых профессий. Побуждают оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.[12;5]
В средней группе (от 4 до 5 лет) приучают самостоятельно, готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) Воспитывают у детей положительное отношение к труду. Формируют ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывают умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формируют умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощряют инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучают детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки. Учат детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Формируют интерес к профессиям родителей.[12;7]
В старшей группе (от 5 до 6 лет) воспитывают умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно, раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Воспитывают у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъясняют детям значимость их труда. Воспитывают желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формируют необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывают самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивают творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Воспитывают культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учат оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивают желание помогать друг другу. Формируют у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжают развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжают учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формируют умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучают добросовестно, выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.[12;8]
В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) продолжают формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучают детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывают желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивают умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь. Закрепляют умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки. Продолжают учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада). Продолжают учить самостоятельно, наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам. Приучают детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Прививают интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Формируют навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности). Расширяют представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывают уважение к людям труда. Продолжают знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой села. Развивают интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. [12;13]
Дошкольные образовательные учреждения применяют в своей работе, различные образовательные программы, но не во всех программах учтен трудовой вид воспитания.
В программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой, трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры, межличностных отношений. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирование уважительного отношения к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
В программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, ставится основной акцент на психологическую подготовку детей к школе.
Программа «Радуга» видит миссию дошкольной образовательной организации как:
Содействие семье:
- в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;
- в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
- в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;
- в развитии содержательного партнерства для создания единого образовательного пространства ребенка;
- повышении родительской компетенции;
2. Содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;
3. Содействие государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности.
Для эффективной организации и обучению хозяйственно-бытовому труду, целесообразно использовать в работе программу «От рождения до школы», так как в программе, выделен блок по трудовому воспитанию.
2.2 Методики диагностики хозяйственно-бытового труда в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад с. Князе-Волконское 1 «Мечта».
В современных условиях одной из задач ДОУ является обеспечение качества дошкольного образования, соответствующего запросам государства, общества и родителей. На этом пути воспитатель и специалист детского сада обязан не только знать и применять на практике все достижения педагогической науки, традиционные и инновационные технологии обучения, но и уметь проверить достижения детей, их знания, умения и уровень развития , а значит – владеть средствами элементарной диагностики и коррекции развития детей. В нашем дошкольном учреждении этот вопрос решается посредством мониторинга качества образования который представляет из себя комплексную систему мер по сбору данных (проведение диагностики) о субъектах образовательного процесса в ДОУ (дети, родители, педагоги и администрация), их интересах, запросах и развитии, оценка и анализ данных и разработка дальнейших педагогических воздействий и мер для достижения наилучших результатов в образовании детей.[13;17]
В МКДОУ д.с. с. Князе-Волконское1 «Мечта», специальной методики диагностирования хозяйственно-бытового труда нет, поэтому проводится комплексная диагностика уровней овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками по образовательным областям на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Производится оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1) 1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен воспользоваться помощью взрослого или не принимает её;
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные;
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, навыки, умения требуют закрепления;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания; допускает небольшое количество ошибок, навыки, умения требуют закрепления;
5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно, навыки, умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают их.
Итоговый показатель уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по данной образовательной области является средним арифметическим числом, проставленных в ячейках критериев интегративного качества: все баллы складываются по строке, полученная сумма делится на количество критериев, результат округляется до десятых долей.
2) Значение итогового показателя освоения ребёнком данной образовательной области:
больше 3,8 баллов – развитие личности ребёнка соответствует возрастной норме;
от 2, 3 до 3, 7 баллов – в развитии личности ребёнка имеются проблемы; менее 2, 2 баллов – выраженное несоответствие развития личности ребёнка возрасту.
Выделенные параметры оценки общеприняты в психолого-педагогических исследованиях, получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур.
Существует еще одна диагностика детей старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Я сам!») автор Валентина Панфилова, где диагностируют трудовую деятельность по уходу за растениями, хозяйственно-бытовой труд и ручной труд.
Диагностика хозяйственно-бытового труда
Хозяйственно-бытовой труд диагностируется по двум критериям:
Уровень умений и навыков при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково);
Уровень умений и навыков при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное);
Здесь применяются такие диагностические методики:
Подгруппе детей (4 человека) предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
Подгруппе детей (3 человека) сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (1-й моет, 2-й ополаскивает, 3-й вытирает и ставит на поднос). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе.
В итоге, также, определяются уровни освоения программы.
Низкий - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
Средний - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
Высокий - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Следующая диагностика программы «Детство» автор Е.А. Мартынова, также, представлена комплексно. В диагностике используются различные тесты и задания, ситуации, дидактические игры и упражнения. Данная диагностика обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов достижений каждого ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями (далее ФГТ).
Сравнивая 3 различные по своему составу и наполнению диагностики, можно смело сказать, что наиболее целенаправленные методики диагностики хозяйственно-бытового труда представлены, наиболее полно в программе «Я сам!» автор Валентина Панфилова.
Среди множества диагностик, преобладают в основном, комплексные диагностики, которые, не дают полной и точной картины состояния уровня обученности ребенка в той или иной образовательной области. Необходима разработка для каждой образовательной области отдельная диагностика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества. В детских садах, дети продолжают физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, начиная с 2-х лет, основы которого они получают в семье. Для полноценного всестороннего развития, детям необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками.
В детском саду происходит самый важный процесс в жизни ребенка – становление сотрудничества. Во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты.
Старший дошкольный возраст - это этап, когда ребенок становится способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками.
Благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками создаются в разных видах детской деятельности. Хозяйственно-бытовой труд, занимает особое место в ходе накопления опыта детского сотрудничества. В процессе трудовой деятельности создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость в оказании помощи друг другу, учились организовывать совместную работу, контролировать себя, договариваться о своих действиях со сверстниками.
В сотрудничестве, в процессе хозяйственно-бытового труда, в первую очередь, выделяется общая цель. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее, удобнее, эффективнее можно выполнить именно совместными усилиями.
Совместные действия, направленные на решение поставленных задач, помогают детям развивать и правильно строить свой речевой диалог со сверстниками, учиться умению доброжелательно договариваться.
Сотрудничество старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда дает общий результат, хоть и не всегда положительный. Необходимо, чтобы достигнутый результат дети расценивали именно как совместный, могли оценить его качество, собственный вклад в итог общей работы, радовались за совместный успех или сожалели о том, что не все получилось так, как задумывали, рассуждали, как можно иначе эффективнее построить работу в следующий раз.
Таким образом, сотрудничество возникает в совместной деятельности, является типом взаимодействия в ней. Сотрудничество дошкольников в процессе хозяйственно-бытовой деятельности становится возможным при овладении детьми умением работать совместно, помогать друг другу, распределить свои силы и возможности и умением довести начатое до конца.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
Буре Р. С. и др. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. - Минск: 1982. - 96 с. - (Родителям о детях).
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4--е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.
Беликова Ж. В. Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : сайт. – [Б. м.], 2010-2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/21/vospitanie-kultury-obshcheniya-detey-so-vzroslymi-i (08.04.2015).
Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики // Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с. ; То же [Электронный ресурс].–URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/12532/Html/61.htm (08.04.2015).
Воспитание навыков культуры поведения и общения [Электронный ресурс] // Детский сад № 18 : сайт. – Касимов, 2015. – URL: http://ds18-kasimov.ucoz.ru/konsultacii/kultura_povedeniya.doc (08.04.2015).
Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве : дис. … канд. пед. наук / Ильяшенко М. В. – М., 1998. – 140 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит.[Электронный ресурс]. - URL:http://www.dissercat.com/content/vospitanie-kultury-rechevogo-obshcheniya-v-doshkolnom-detstve (08.04.2015).
Рузавина Е. В. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста : из опыта работы педагога [Электронный ресурс] // МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» : сайт. – Алатырь, [б. г.]. – URL: http://www.ds14-galatr.edu.cap.ru/?t=publ&eduid=3669&publ=277248 (08.04.2015).