МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Кафедра информатики и информационных
технологий в образовании
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) образовательной программы:
«Математика и информатика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Профильное исследование в области информатики»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Выполнил(а):
Бабашкина Д.В., гр. DO-Б18В-01
Форма обучения – очная
_____________________(подпись)
Руководитель:
Ломаско П.С.
канд. пед. наук, доцент каф. ИИТО
_____________________(подпись)
Дата защиты: ______________
Оценка: ___________________
Красноярск 2021
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основания использования интерактивных диагностических средств игр во внеурочной деятельности 4
1.1. Понятие и виды цифровых диагностических средств 4
1.2. Обзор основных онлайн-сервисов для педагогической диагностики 6
Раздел 2. Разработка комплекта интерактивных диагностических средств 9
2.1. Особенности использования конструктора Online Test Pad 9
2.2. Описание разработанных диагностических средств 13
Заключение 21
Библиографический список 22
Введение
Актуальность темы. В учебном процессе диагностика качеств знаний очень важна.
Она даёт возможность оценить успехи ученика, помочь преподавателю, выявить проблемы, достоинства и недостатки методов обучения.
Диагностика очень важна, так как она управляет дидактическим процессом и помогает достичь планируемых результатов. Диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогноз дальнейшего развития событий.
Традиционная проверка знаний и умений лишь констатирует результаты. Оценивание и контроль знаний обучаемых стали известны ещё в древней педагогической психологии. До сих пор они являются важными и играют ключевую роль в школах.
Цель работы – при помощи онлайн-сервиса разработать комплект интерактивных диагностических средств для выявления социальной готовности подростков к самостоятельной жизни в процессе реализации внеурочной деятельности учителя.
Задачи:
Провести поиск доступной литературы по теме работы и описать теоретические основания использования интерактивных диагностических средств во внеурочной деятельности.
Конкретизировать возможности доступных онлайн-сервисов для педагогической диагностики.
Разработать комплект интерактивных диагностических средств.
Описать возможности использования разработанных диагностических средств.
Область применения результатов работы: ресурс для реализации внеурочной деятельности учителя.
Раздел 1. Теоретические основания использования интерактивных диагностических средств игр во внеурочной деятельности
Понятие и виды цифровых диагностических средств
Само понятие диагностика подразумевает не что иное, как контроль образовательного процесса. Она включает в себя проверку, оценивание, контроль, рефлексию, постановку целей, может корректировать ход обучения и прогнозировать дальнейшее развитие событий.
С её помощь педагог может оценить результаты и скорректировать свои действия на следующие этапы на основе достигнутого. Очень важна обратная связь учащихся, так как диагностика помогает получить оценку своей деятельности, а также советы её по корректировке.
В табл.1 представлены традиционные средства диагностики.
Таблица 1 – Основные виды контроля
Виды | Описание |
Текущий | Включает в себя проверку и оценку знаний по конкретным темам. Его рекомендуется проводить на каждом уроке. Контроль проводится с помощью тестов, опросов учителя, решения задач, работы с компьютером, работы в парах или группах, самоконтроля ученика другие [14]. |
Тематический | Контроль осуществляется по целому разделу учебного курса, для того, чтобы выявить усвоил ли ученик материал. |
Итоговый | Проводится в конце каждой четверти или учебного года. Включает в себя контрольную работу, зачёт, тестирование или защиту творческой работы. Цели, которые ставились в начале учебного года, должны быть выполнены. |
Диагностические методы описывают и измеряют психические особенности личности или группы людей.
Для организации диагностики важно определить её содержание и методы. В практике преподавания в настоящее время используются различные методы.
В табл. 2 представлены методы диагностики и их содержание.
Таблица 2 – Методы диагностики и их содержание
Метод | Содержание |
Шкалирование | Это метод, в котором реальные психологические явления получают оценки в форме числового выражения [7]. |
Оценочные шкалы | Этот метод достаточно прост в применении. Он заключает в себе моделировании числовых систем с помощью оценок обусловленных ранее. |
Рейтинг | Измеряет психологические явления с помощью сбора суждений и оценок экспертов. Используют для проверки эффективности методов обучения. |
Тестирование | Стандартный метод, для получения индивидуальных характеристик учащихся. |
Тесты на достижение:
тесты развития;
тесты интеллекта;
тесты общей результативности;
тесты школьной успеваемости.
Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
Психометрические личностные тесты:
структурные личностные тесты;
тесты на интересы и установки;
клинические тесты.
Набирают популярность проективные тесты, они направлены на восприятие и представление человека ситуации, в которой он оказался. Например, тест Роршаха, дают задания нарисовать несуществующее животное или, посмотрев на чернильное пятно описать его и объяснить сюжет.
Обзор основных онлайн-сервисов для педагогической диагностики
Wordwall. Онлайн-сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть более 30 шаблонов, которые можно менять уже после создания игры. Упражнения можно встраивать на сайты.
Рисунок 1.1. – Онлайн-сервис Wordwall
LearningApps. Онлайн-сервис для создания интерактивных учебных заданий. Используя шаблоны можно создавать задания на соответствия, на заполнение пропусков, кроссворды, а также игры: «Кто хочет стать миллионером?», «Виселица», «Скачки» и др. Есть много готовых заданий на разную тематику.
Рисунок 1.2. – Онлайн-сервис LearningApps
Master-test. Бесплатный онлайн - сервис, который позволяет создавать тесты. Вы можете создавать, скачивать и проходить тест без подключения к интернету. Достаточно понятный бесплатный интерфейс на русском языке. С помощью html-кода готовый тест можно добавить на любой сайт.
Рисунок 1.3. – Онлайн-сервис Master-test
Wizer. Онлайн-сервис – конструктор интерактивных листов с набором интерактивных заданий. Есть обратная связь с учениками, учитель может сразу отслеживать выполнение. Интерфейс на английском языке, но задания можно создавать на русском.
Рисунок 1.4. – Онлайн-сервис Wizer
Online Test Pad. Бесплатный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. Есть конструктор комплексных заданий для объединения разных видов.
Рисунок 1.5. – Онлайн-сервис Online Test Pad
Раздел 2. Разработка комплекта интерактивных диагностических средств 2.1. Особенности использования конструктора Online Test Pad
Для создания и демонстрации опроса был выбран онлайн-сервис Online Test Pad.
Сервис позволяет создавать:
тесты;
опросники;
кроссворды;
логические игры;
комплексные задания.
Можно экспортировать тест в электронном виде в другой формат, для напечатания, создать виджет теста и поместить на свой сайт, установить за какое время нужно пройти тест, установить, сколько попыток есть на прохождение теста, выбрать случайный порядок вопросов, но нет возможности посмотреть статистику, если вы пользуетесь чужими тестами.
Рисунок 2.1. – Интерфейс Online Test Pad
Рисунок 2.2. – Профиль Online Test Pad
Левый столбец – главное меню, здесь можно найти:
мой профиль;
опросы;
тесты;
кроссворды;
диалоги;
комплексные задания;
уроки;
сдо;
тренинг-кабинет;
справка.
Рисунок 2.3. – Главное меню Online Test Pad
Рисунок 2.4. – Меню редактора заданий Online Test Pad
Рисунок 2.5. – Пример задания Online Test Pad
Рисунок 2.6. – Пример готового опроса Online Test Pad
Можно создать виджет опроса или опубликовать опрос на данном сайте. Чтобы пройти опрос, нужно нажать или скопировать ссылку.
Рисунок 2.7. – Ссылка на опрос Online Test Pad
2.2. Описание разработанных диагностических средств
В Online Test Pad я разработала опрос, который поможет выпускникам детского дома выявить уровень своей готовности к самостоятельной жизни.
Ребятам предлагается пройти опрос на выбор одного или нескольких вариантов ответа, их ответы сохраняются в системе, а затем проводится анализ и подводятся итоги опроса.
Рисунок 2.8 – Титульный слайд
В первом вопросе (рис. 2.9) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой.
Рисунок 2.9 – Первый слайд с вопросом
Во втором вопросе (рис. 2.10) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ, выбрав вариант другое.
Рисунок 2.10 – Второй слайд с вопросом
В третьем вопросе (рис. 2.11) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.11 – Третий слайд с вопросом
В четвёртом вопросе (рис. 2.12) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.12 – Четвёртый слайд с вопросом
В пятом вопросе (рис. 2.13) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.13 – Пятый слайд с вопросом
В шестом вопросе (рис. 2.14) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой.
Рисунок 2.14 – Шестой слайд с вопросом
В седьмом вопросе (рис. 2.15) нужно выбрать один вариант ответа.
Рисунок 2.15 – Седьмой слайд с вопросом
В восьмом вопросе (рис. 2.16) можно выбрать несколько вариантов ответа.
Рисунок 2.16 – Восьмой слайд с вопросом
В девятом вопросе (рис. 2.17) нужно выбрать один или несколько вариантов ответа, либо указать свой в поле другое.
Рисунок 2.17 – Девятый слайд с вопросом
В десятом вопросе (рис. 2.18) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.18 – Десятый слайд с вопросом
В одиннадцатом вопросе (рис. 2.19) нужно выбрать один вариант ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.19 – Одиннадцатый слайд с вопросом
В двенадцатом вопросе (рис. 2.20) нужно выбрать один вариант ответа.
Рисунок 2.20 – Двенадцатый слайд с вопросом
В тринадцатом вопросе (рис. 2.21) нужно выбрать один или несколько вариантов ответа, либо указать свой ответ в поле другое.
Рисунок 2.21 – Тринадцатый слайд с вопросом
После прохождения опроса можно посмотреть свои ответы или узнать свой результат (рис. 2.22).
Рисунок 2.22 – Слайд с результатами
Заключение
Диагностику необходимо проводить в школах во внеурочной деятельности, для того чтобы узнать перспективы саморазвития ребенка.
Педагог должен уметь подбирать метод диагностики и правильно применять его на практике. Для этого ему необходима предварительная подготовка.
С помощью диагностики педагог может достичь поставленных педагогических целей, а также выявить причины затруднения в учебном процессе.
В ходе работы были получены следующие результаты:
Проведен поиск доступной литературы по теме работы и описаны теоретические основания использования интерактивных диагностических средств во внеурочной деятельности.
Конкретизированы возможности доступных онлайн-сервисов для педагогической диагностики.
Разработан комплект интерактивных диагностических средств.
Описаны возможности использования разработанных диагностических средств.
Таким образом, цель работы достигнута, а опрос размещен на сайте https://onlinetestpad.com/b3upue2xso6yo
Библиографический список
Виды педагогической диагностики и критерии результативности [Электронный ресурс] URL:. https://infourok.ru/vidi-pedagogicheskoy-diagnostiki-i-kriterii-rezultativnosti-2437412.html (дата обращения: 20.03.2021)
Гапонова Г.И., Янченко Л.Е.
Теоретические основы педагогической диагностики // В сборнике: теоретические и практические проблемы современного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 22-29.
Диагностика в обучении [Электронный ресурс] URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/18677/1/Диагностика%20в%20обучении.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
Егоров Б.В. Рекомендации для учителя по использованию средств икт на уроках и во внеурочной деятельности // Педагогический имидж. 2015. № 2 (27). С. 21-28.
Зачем нужна педагогическая диагностика? [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/05/05/zachem-nuzhna-pedagogicheskaya-diagnostika (дата обращения: 23.03.2021)
Ломаско П.С., Симонова А.Л., Фадеева О.А.
Основные виды и возможности педагогической диагностики в цифровой среде // В сборнике: современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика" Главный редактор С.Ю. Никулина. 2020. С. 309-316.
Методика использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5911/1/uch00140.pdf (дата обращения: 21.03.2021)
Моров М.Д.
Диагностика личностных качеств в системе измерительных процедур диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Нац. Исслед. Ун-т "Высш. Шк. Экономики". Москва, 2011.
Ноздрякова Е.В. Интерактивные образовательные формы как эффективный способ активизации обучающегося // Инновационные технологии в современном образовании. Сборник материалов IV Международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 295-301.
Педагогическая диагностика в образовательном процессе [Электронный ресурс] URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/1732-pedagogicheskaya-diagnostika-v-obrazovatelnom-protsesse/ (дата обращения: 22.03.2021)
Педагогическая диагностика: понятие и функции [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-diagnostika-ponyatie-i-funktsii/viewer (дата обращения: 22.03.2021)
Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00405512_0.html (дата обращения: 19.03.2021)
Разработка и применение диагностического материала, как средства мониторинга работы учителя [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/razrabotka-i-primenenie-diagnosticheskogo-materiala-kak-sredstva-monitoringa-raboti-uchitelya-1987277.html (дата обращения: 21.03.2021)
Современные средства диагностики учебных достижений [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-sriedstva-diaghnostiki-uchiebnykh-d.html (дата обращения: 20.03.2021)
Худотеплова Е.Н. Роль учителя в формировании учебной успешности подростка во внеурочной деятельности // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 2 (51). С. 123-127.