2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностические методики по выявлению уровня сформированности литературоведческих понятий у младших школьников
В процессе проведения исследования по теме курсовой работы была разработана диагностическая работа по выявлению уровня сформированности литературоведческих понятий у младших школьников. Рассмотрим содержание работы.
Диагностическая работа включает в себя 11 заданий на и выявление знаний и умений в области теории литературы. Содержание проверочной работы соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования. На контроль вынесены предметные знания и умения, учащихся по теории литературы.
По сложности задания делится на две группы:
Первая группа-задание базового уровня сложности. С помощью этих заданий выявляется степень усвоения обязательных требований стандарта, проверяются предметные знания умения при выполнении типичных заданий.
Вторая группа-задание повышенного уровня сложности
В диагностической работе используется следующие типы заданий задание на соответствие, задание с кратким ответом, задание на распределение, задание с выбором правильного ответа из нескольких предложенных, задания, основанный на работе и анализе текста.
Рассмотрим содержание работы – задания, направленные на диагностику уровня сформированности знаний и умений в области теории литературы.
1.Планируемый результат: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.
Уровень сформированности этих умений диагностируется заданием
№1, №2, №3, №4 №9, №10, №11.
Умение определять жанр литературного произведения.
Задание №1 Установи соответствие текста произведения и жанра.
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
2. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке
3. Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки...
4. В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии...
5. В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек
А) басня; Б) стихотворение; В) летопись; Г) сказка; Д) рассказ; Е) былина.
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: 1-Б, 2-Д, 3-А, 4-В, 5-Г
Оценка: 1 балл - два соответствия; 2 балла - четыре соответствия
Умение определять тематику литературного произведения
Задание №9 Определи вид сказки «Заяц – хваста».
Методический комментарий: Задание базового уровня
Образец правильного ответа: сказка о животных
Оценка1 балл – дан верный ответ; 0 балл – дан неверный ответ
Умение объединять произведение по разным основаниям (жанру, тематике, автору)
Задание №2 Распредели данные высказывания на две группы, выпиши их номера.
СКОРОГОВОРКИ: _____________________________________________________
ПОСЛОВИЦЫ:__________________________________________________
1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Ткачи ткали ткани на платье Тане.
5. Готовь сани летом, а телегу зимой.
6. От топота копыт пыль по полю летит.
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: Скороговорки:2, 4, 6
Пословицы:1, 3, 5
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ
Умение определять героев басни, характеризовать их, понимать
мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и
поговорками
Задание №11. Установи соответствие морали басни и пословицы:
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
А) В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем
2. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Б) Не умеючи и лаптя не сплетешь
3. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
В) Лесть без зубов, а с костьми съест. Не хвали себя, пусть люди похвалят
Методический комментарий: задание повышенного уровня
Образец правильного ответа:1-В, 2-А, 3-Б
Оценка: по 1 баллу за правильно установленное соответствие
Умение называть героев произведения.
Задание №10. Выбери главных героев сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
А) Мороз Иванович
Б) падчерица
В) Рукодельница
Г) Ленивица
Д) родная дочь
Е) старик
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: Мороз Иванович, Рукодельница, Ленивица
Оценка: 1 балл за правильный ответ.
Умение находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.
Задание №3. Прочитай стихотворение И.С. Никитина. Какие выразительные слова находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы? Найди в тексте и запиши сравнение, эпитет и метафору.
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Методический комментарий: Задание повышенного уровня
Образец правильного ответа:
Сравнения: точно в храме, огненным шаром;
Эпитет: синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладой ночной,
красное зарево, золотое сияние, чистое поле;
Метафора: плывут над полями, лес обдает
Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ
Задание №4. Прочитай отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева. Найди и запиши олицетворения.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: Зима хлопочет, ворчит, весна в глаза хохочет, шумит
Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ
2. Планируемый результат: отличать прозаический текст от поэтического.
Уровень сформированности этих умений диагностируется заданием №5 Умение выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)
Задание №5. Выбери и запиши слова, которые называют признаки, отличающие стихотворение от произведений других жанров.
Ритм, рифма, вымысел, чудесные превращения, волшебные предметы,
передача чувств автора.
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: Ритм, рифма, передача чувств автора
Оценка: 1 балл за правильный ответ
3. Планируемый результат: распознавать особенности построения
фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Уровень сформированности этих умений диагностируется заданием №6, №7, №8.
Умение различать малые фольклорные жанры (загадки и пословицы)
Задание №6. Прочитай тест произведения устного народного творчества и напиши рядом его жанр.
От топота копыт пыль по полю летит __________________
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто её возьмёт – тот вон пойдёт
__________________
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
__________________
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает,
забодает…
_________________
Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а
третий – Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу
сидел…
__________________
Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели -
На Сережу поглядели.
Говорит горностай:
- Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка, ____________
А под елками - лису!
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа:
1-скороговорка
2-считалка
3-загадка
4-потешка
5-сказка
6-колыбельная песня
Оценка: по 1 баллу за три правильно установленных соответствия
Умение находить в сказке присказку, зачин и концовку
Задание №7. Определи сказочный зачин.
А) И я там был…
Б) В некотором царстве, в некотором государстве…
В) И стали они жить-поживать…
Г) Вот и сказке конец…
Д) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Е) Тут пир начался, и кончилась сказка.
Методический комментарий: задание базового уровня
Образец правильного ответа: В некотором царстве, в некотором государстве…
Оценка: 1 балл за правильный ответ
Задание №8. Прочитай сказку. Какие части есть в сказке, укажи галочкой.
присказка
зачин
концовка
повторы
Заяц – хваста»
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленького и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Методический комментарий: Задание базового уровня
Образец правильного ответа: Зачин, повторы
Оценка: 1 балл за правильный ответ.
2.2. Методические приемы по формированию литературоведческих понятий у младших школьников на уроках литературного чтения
Представления о специфике искусства слова формируется в процессе анализа художественного произведения. Художественное произведение – сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Такой анализ требует изучения отдельных элементов художественного текста в их отношении к целому, поэтому частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствуют постижению художественной идеи.
Анализ художественного текста – особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности для полноценного восприятия произведения, в том числе и для формирования литературоведческих понятий.
В ходе анализа произведения дети вместе с учителем наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами характеристики персонажей, выражения эмоций, с назначением отдельных элементов текста. Выстраивается система образов произведения, с фиксацией внешнего вида, характеров героев и отношений между ними. При этом идет работа над всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве.
Литературоведческие понятия условно можно разделить на несколько групп:
1) понятия, называющие изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения;
2) понятия, связанные с темой, идеей, композицией, персонажами;
3) понятия, отражающие принадлежность художественного произведения к определённому роду и жанру литературы.
Такая классификация относительна, так как существует систематическая связь между теоретическими понятиями.
Для формирования понятий, относящихся к первой группе, могут быть использованы приемы стилистического анализа текста: подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова и осознания авторского выбора. Словарный запас младших школьников невелик, и дети часто встречают в тексте слова, значение которых им непонятно. Один из способов объяснения значения слова – подбор синонимов. Важно не только уточнить оттенок значения использованного автором слова, но и понять, почему именно это слово употреблено в тексте, т. е. осмыслить его функцию в художественном произведении. Поможет в этом подбор синонимического ряда и расположение в нем слов по степени нарастания признака. Так при анализе «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина необходимо выяснить, почему поэт употребляет слово «взмолиться» («Как взмолилась золотая рыбка!»). Ученики анализируют ряд синонимов: просит, упрашивает, умоляет, молит, взмолиться, и определяют, какое из этих слов выражает наиболее сильное чувство. В результате анализа синонимов, ученики делают вывод о том, что Пушкину важно было подчеркнуть, что рыбка вложила в свою просьбу всю силу чувства, что за свободу она готова отдать все.
Эвристическая беседа, выявляющая функции изобразительно–выразительных средств, использованных автором. Часто внешняя простота и естественность построения фразы приводят к тому, что дети не обращают внимание на тропы, сравнения, фигуры речи, встречающиеся в тексте.
Описание природы, места действия младшие школьники считают «лишним», неинтересным. Показать ученикам значимость отдельных частей текста и изобразительно–выразительных средств поможет эвристическая беседа.
Так, наблюдение за функцией слова в тексте позволяет не только определить авторское отношение к героям, точек зрения героя и автора, а также помогло определить роль вступления в композиции рассказа. Сопоставление черновой и окончательной редакций произведения. Этот прием обычно используется при анализе классических произведений, поскольку требует обращения к черновым редакциям произведения. Сравнение чернового и окончательного варианта дает возможность проследить развитие авторского замысла, показывает детям, как много внимания писатели уделяли выбору слова, как от замены одной строчки может измениться смысл произведения. Так, например, каждая строфа стихотворения Н.А. Некрасова «Забытая деревня» содержит рассказ о беде нового персонажа, но мотив общий: крестьян обделили, обидели. Объединяет строфы строка – рефрен: «Вот приедет барин…». Итог подводится строчками:
Малые, большие – дело чуть за спором –
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…
В черновом варианте стихотворения эти строчки выглядели так:
Даже ребятишки, передравшись в луже,
Грозно повторяют песенку все ту же.
Познакомив детей с черновой редакцией, предлагаем подумать, почему поэт изменил текст. Дети видят, что первоначальный вариант вносил в текст юмористический оттенок. Между тем ситуация, описанная в стихотворении, отнюдь не юмористическая: речь идет о судьбах людей.
Стилистический эксперимент – это намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Обычно к данному приему прибегают в том случае, когда неизвестны черновые редакции произведения. Пропуск или замена отдельных слов, выражений, изменение конструкции предложения или деления текста на абзацы, приводящее к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки. Но и задуматься над выбором способа повествования, совмещение.
Например, уже после первого чтения рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» дети проникаются сочувствием к персонажам рассказа, легко выделяют мотивы дружбы, преданности, глубины и человечности отношений льва и собачки. Значительно сложнее им увидеть проблему отношений людей и животных, проблему жизненных ценностей.
Такой анализ позволяет преодолеть дискретность детского восприятия, увидеть в архитектонике произведения проявления авторской воли и, благодаря этому, приблизиться к постижению художественной идеи. Для достижения этой цели могут быть использованы следующие приемы композиционного анализа:
Сюжетный план (выделение элементов сюжетной схемы эпического текста). В результате работы над составлением сюжетного плана у детей формируется представление о функции элементов сюжета, их последовательности. Учащиеся овладевают умением находить элементы сюжета в тексте произведения, выделять главное в содержании каждого элемента в соответствии с его ролью в произведении, давать точное название части.
После составления плана обязательно должны прозвучать обобщающие вопросы: «Прочитайте план и подумайте, о чем рассказал нам автор, только ли о том, как …..?
Логический план (выделение логически законченных эпизодов текста). Логический план может принимать форму картинного плана. Составление картинного плана – эффективный прием работы в 1 классе, когда детям сложно вычленить главное в эпизоде, подобрать слова, чтобы наиболее точно озаглавить часть.
Работу можно организовать по–разному, постепенно усложняя задания. На первом этапе предложить детям соотнести готовый картинный план с текстом произведения.
Например: «Художник нарисовал иллюстрации к рассказу, но они помещены на одной странице. Давайте попробуем, пользуясь иллюстрациями, составить детскую книжку с картинками. Для этого нужно распределить текст рассказа по страницам книги и, если это будет необходимо, добавить или изменить иллюстрации». Затем предложить составить план, используя готовые картинки, лишь выстраивая их в определенной последовательности.
Эмоциональный план (составление партитуры чувств героя (повествователя) эпического произведения, эмоциональной палитры лирического произведения). При составлении эмоционального плана внимание ребенка переходит от наблюдения за внешними событиями к внутреннему миру героя. Можно использовать соотнесение на уроке двух вариантов плана к одному произведению – эмоциональный и логический. Это позволит не только увидеть последовательность событий и динамику, но и понять, чем именно вызваны эти эмоции (либо по какой причине был совершен тот или ной поступок). Если произведение позволяет, полезным будет составить эмоциональный план для каждого из героев произведения. Это позволит понять, как они взаимодействуют друг с другом, увидеть конфликт между ними, найти эмоциональную кульминацию.
Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа. Герой произведения всегда в центре внимания младшего школьника, но детям трудно целостно воспринять образ – персонаж, поскольку небольшой жизненный и читательский опыт, особенности возрастного развития затрудняют адекватное понимание мотивов и последствий поступков персонажа, соотнесение размышлений, переживаний и поведение героя, определение его роли в развитии сюжета, выявление оценки персонажа другими героями и автором. Преодолению этих сложностей восприятия и помогает эвристическая беседа, в ходе которой дети наблюдают за способами изображения персонажа.
Составление рассказа от лица героя. Этот прием предполагает переосмысление изображенных событий в соответствии с точки зрения избранного персонажа. Особенно этот прием помогает, когда автор вводит в произведение рассказчика.
Создание карты – схемы маршрута героя. Данный прием может быть использован при изучении волшебных фольклорных сказок, где основные события непосредственно связаны с передвижением героя в пространстве, преодолением препятствий, встречающихся на его пути, где каждый шаг приближает героя к развязке.
Столь же успешно этот прием может быть использован при анализе литературной сказки, в которой наиболее ярко прослеживаются фольклорные корни. В этом случае графическое отображение пространственно – событийной канвы сюжета может наглядно продемонстрировать изменения в характере героя, этапы его становления.
Работа с литературной картой активизирует учащихся, стимулирует их аналитическую деятельность. Дети снова и снова обращаются к тексту произведения, вчитываясь в каждое слово, стараются не упустить важных деталей, стремятся сделать «открытие», незамеченное остальными.
Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста. Процесс подготовки к исполнению произведения – прием анализа текста, ведущий к постижению его смысла. Специфика данного приема в том, что ребенок постигает смысл текста через сопереживание, и выражает свое понимание в выразительном чтении. Основная задача выразительного чтения – раскрыть авторский замысел, донести до слушателя художественную идею текста, поэтому исполнитель стремится максимально приблизиться к постижению это идеи. В процессе подготовки к выразительному чтению дети перечитывают текст небольшими отрывками, выясняют, как и почему следует прочесть ту или иную фразу: в каком темпе, с какой громкостью, с какой интонацией, где необходимо сделать паузу, какие слова выделить, каким должен быть тембр голоса. Поиск нужной интонации и обоснование выбора варианта чтения и есть скрытая для ребенка форма анализа текста.
Сопоставительный анализ произведений (или элементов одного произведения). Эффективность данного приема в большей степени зависит от подбора литературного материала для сравнения: насколько ярки и значимы художественные элементы в произведении, насколько контрастны выбранные тексты. Сопоставление стихотворений допускает организацию анализа на одном уроке с первичным восприятием произведений. Сопоставительный анализ прозаических текстов предполагает, что хотя бы одно из сравниваемых произведений изучалось детьми ранее. Основанием для сравнения могут послужить жанр, сюжет, форма повествования, такие элементы композиции, как пейзаж, портрет, описание.
Анализ иллюстрации. Для того чтобы увидеть жанровые различия может быть использован такой прием как сопоставительный анализ иллюстраций к произведениям разных жанров.
Цель данного приема анализа – образное постижение жанровой специфики произведения. Например, ученикам предлагается реалистическое изображение животных в природной среде (лиса, охотящаяся за мышью, бегающий волк, прячущийся заяц, играющие медвежата и т.д.) и ряд изображений, в которых те же животные включены в «литературную среду» (лиса едет верхом на волке, ее голова облита тестом, лиса выглядывает из окошка лубяной избушки, заяц тащит мешок яблок и т.д.). Предлагаются так же обложки книг, на которых указаны только названия или только жанры произведений. Детям предстоит решить, с обложки какой книги «убежали» эти герои и обосновать свое мнение. Объясняя свое решение, дети выделяют существенные черты жанра.
Для выделения особенностей поэтической речи, о значимости поэтической формы, ее органической связи с содержанием может послужить прием стилизация – прием, соединяющий анализ текста и литературное творчество школьников. Для использования этого приема подойдет игровая поэзия. Создавая свое произведения или дописывая новую строфу к стихотворению, ученик становится на позицию автора, начинает смотреть на мир его глазами.
Например, можно предложить ученикам подписать еще одну строфу к стихотворению Д. Хармса «Врун». Первые строки строфы повторяются, что помогает детям «войти в ритм», почувствовать настроение. Придумывание своего варианта обмана строится на нарушении нормы – основном законе комической ситуации. У детей легко получается создание новых строф к стихотворению, и у детей возникает ощущение необычайной легкости написания стихов. Возникает вопрос, куда, в какое место стихотворения вставить новую строфу? Этот вопрос приведет к анализу композиции и поможет детям осознать, что места для новой строфы в стихотворении нет, все строфы связанны друг с другом, их соединение не случайно, а подчиняется авторскому замыслу. Новая строфа оказывается лишней, нарушающей единство замысла, целостность текста.
Анализ не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.
Таким образом, при организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работе с текстом. Использование названных выше методических приемов способствует формированию у младших школьников литературоведческих представлений и понятий.