СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Институт детства
Кафедра педагогики и методики начального образования
Самооценка результатов учебной деятельности и рефлексия обучающихся на уроках русского языка в начальной школе
Курсовая работа по дисциплине
«Педагогика»
Выполнила студентка
Тайченачева Елизавета Андреевна,
4 курса, группа 6701
Руководитель курсовой работы:
Курышева Маргарита Викторовна,
к.фил.н., доцент
Дата защиты ____________________
Оценка _________________________
Подпись руководителя ____________
Томск, 2021
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и рефлексии на уроках русского языка в начальной школе . |
|
Общая характеристика самооценки личности. …………...................... | 5 |
Общая характеристика рефлексии………………..…………………….. | 10 |
Виды рефлексии. Приемы организации рефлексии на уроках в начальной школе …………………...……………………………………. | 15 |
Выводы по 1 главе………………………………………………………………. | 23 |
Глава 2. Описание педагогического опыта организации рефлексии и самооценки обучающихся на уроках русского языка в начальной школе. | |
2.1. Содержание работы по формированию самооценки на уроках русского языка в начальной школе ………………………………………………………. | 24 |
2.2. Применение рефлексии на уроках русского языка в начальной школе… | 31 |
Выводы по 2 главе………………………………………………………………. | 37 |
Заключение……………………………………………………………………….. | 37 |
Список использованной литературы…………………………………………… | 39 |
Приложение 1……………………………………………………………………. 43
Приложение 2……………………………………………………………………. 51
Приложение 3…………………………………………………………………… 52
Приложение 4…………………………………………………………………… 53
Введение
Актуальность исследования. Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является то , что ребёнок должен быть успешным. Кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Следовательно важную роль на уроках играет самооценка. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является рефлексия.
На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самооценки . Л. С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, вне ситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания , внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств [12].
Значение самооценки и рефлексии на уроках начальной школе:
-развитие познавательных и умственных способностей учащихся;
-формирование мотивации учащихся;
-социально- нравственное развитие учащегося.
Мы считаем, что рефлексия и самооценка является неотъемлемой частью образовательного процесса , благодаря им можно отследить, как ребенок осваивает те знания, которые ему необходимо усвоить в процессе обучения.
Цель исследования: определить роль самоконтроля и рефлексии обучающихся в учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: рефлексия и самооценка у младших школьников.
Предмет исследования- организация рефлексии и самооценки младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы дать характеристику основным понятиям работы.
2. Выявить особенности использования разных видов рефлексии на уроках русского языка.
3. Провести диагностику уровня сформированности самооценки , при применении рефлексии на уроках в начальной школе.
4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов.
Гипотеза: Чтобы повысить самооценку учащегося в начальной школе необходимо подобрать приемы и методы, способствующие формированию адекватной самооценки, младшего школьника, направленные на осознание ребенком своей самооценки и соответствующей коррекции через возможность выбора, поддержку положительных проявлений, рефлексию негативных ситуаций и т.д.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ теоретических источников, нормативных документов, поиск и отбор диагностических материалов для проведения экспериментальной части исследования, метод научного описания.
2. Эмпирические (практические): наблюдение, анкетирование, интерпретация результатов, полученных в практической части исследования. 3.Математические: метод математической обработки полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и рефлексии на уроках русского языка в начальной школе
Общая характеристика самооценки личности
Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка - это сложное личностная оценка и относится к фундаментальным свойствам личности. Она отражает то, что человек узнает о себе от других, и его собственную деятельность, направленную на реализацию его поступков и личностных качеств. Отношение человека к самому себе - это самое последнее образование в системе его мировоззрения. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценка занимает особенно важное место. Самооценка способствует формированию универсальных учебных действий . В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [1].
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- самооценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [2].
По замыслу авторов стандарта выпускник должен овладеть всеми этими видами учебной деятельности.
Все предметы учебной деятельности непосредственно направленны на развитие умений и навыков учащихся . На уроках используют различные формы и методы работы , для того чтобы ребенок стал успешным. Одним из таких способов и является самооценка. Учебная деятельность направленна не только на достижение учебных задач, но и личностных. Ученик должен быть уверенным в себе , для того чтобы адекватно оценить себя и сделать объективную оценку [17].
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивационной деятельности личность постоянно соотносит свои возможности с целями и средствами деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности [24]. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.
Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка[11].
Школьная оценка напрямую влияет на формирование самооценки ученика. Дети, руководствуясь оценкой учителя, считают себя и своих сверстников отличниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей развивается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих силах [25].
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям [20].
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается. Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.
Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности
необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и
поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке [6].
Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка [22].
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя
сегодня не ругали?») и т.д. [15].
В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует - школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» — рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного».
Родители также устанавливают начальный уровень притязаний ребенка — на что он претендует в учебной деятельности.
Дети с высоким уровнем притязаний, высокой самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают "четверку" как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: они ожидают эффектной внешности, выдающейся профессии, материального благополучия и популярности. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучении [39].
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он начинает более или менее ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, таким образом, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств [ 4].
Самооценка становится, в общем-то, более соответствующей действительности, суждения о себе-более обоснованными. В то же время существуют значительные индивидуальные различия. Следует подчеркнуть, что крайне сложно изменить уровень самооценки у детей с высокой и низкой самооценкой.
С формированием и укреплением самооценки возрастает способность отстаивать и отстаивать свою жизненную позицию. Процесс, посредством которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, усваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается на протяжении всей жизни. Но наиболее чувствительными этапами в формировании личности и ее социализации являются подростковый и юношеский возраст. Основными институтами социализации являются прежде всего семья и школа, соответственно родители, сверстники и учителя. Ведущим мотивом в период формирования самооценки является стремление утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и внимание друзей. В то же время те, кто высоко ценит себя, предъявляют высокие требования в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе [13].
Психологические исследования убедительно доказывают, что характеристики самооценки влияют как на эмоциональное состояние, так и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью и отношениями с окружающими. Однако самооценка также зависит от факторов, описанных выше. Формирование личности индивида и его отдельных структурных компонентов, в частности самооценки как компонента образа "Я", нельзя рассматривать в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которую он включен.
1.2 Общая характеристика рефлексии
В условиях личностно ориентированного обучения начальное образование призвано способствовать всестороннему развитию младшего школьника, обеспечивать овладение им всеми компонентами учебной деятельности. Одним из основных признаков обновленной парадигмы образования является признание ученика субъектом учебного процесса. Необходимое условие получения школьником субъектности – наличие рефлексии, которая начинает формироваться как целостное качество в младшем школьном возрасте. Рефлексия (лат. reflexio – отражение), согласно справочной литературе, − это способность органа психики отражать окружающую действительность и самого себя это источник внутреннего опыта, средство самопознания и необходимый инструмент мышления; это готовность и способность человека к самооценке, самопознанию, анализу своих действий, мотивов, поступков, настроения, к сопоставлению их с действиями и поступками других людей. Рассмотрение современных тенденций проблематики рефлексии в психологии и педагогике показывает, что многие исследования посвящены развитию рефлексивного сознания на разных этапах онтогенеза (М. Варбан, А. Виногородская, В. Слободчиков, Т. Яблонская) [31].
В последние годы увеличилось количество публикаций, в которых рефлексия предстает не только как существенный компонент любого процесса, но и как предмет специального изучения (А. Виногородская, Н. Гуткина, И. Мельничук, И. Пономаренко). На современном этапе проблема формирования рефлексивных умений учебной деятельности у учащихся начальных классов недостаточно освещена, поэтому перед нами стоит задача обобщения подходов к определению сущности и структуры рефлексии как личностной характеристики человека и в обосновании рефлексивных умений учебной деятельности младших школьников. Впервые понятие «рефлексия» появилось в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) и означало процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Активные исследования указанного феномена проводились в эпоху средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Роджерс Бэкон). При рассмотрении рефлексии центральной фигурой философы считали Бога. Они утверждали, что, познавая себя, человек приближается к Богу. В эпоху Возрождения (Ф. Петрарка, Н. Кузанский) этот феномен отождествлялся с творческим потенциалом человека. Считалось, что, благодаря ему, личность относится к себе как к создателю самого себя, при этом превращая и изменяя себе. Понятие «рефлексия» в науку ввел Р. Декарт в XVII веке (западноевропейская психология нового времени) [32].
Он разработал теорию рационализма самосознания, которая трактует сознание как мышление . В трудах И. Канта рефлексия имеет гносеологическую форму и рассматривается как форма познания. Зародившись в Западной Европе в 30- 40-х годах XIX века, понятием «рефлексия» стали пользоваться и советские ученые, однако долгое время он оставался малоисследованным. Существенного развития рефлексия как научная проблема приобрела в XX веке. В пятидесятые годы начинается активная исследовательская работа в этом направлении, интенсивно продолжается в 60-х годах (Б. Ананьев, Д. Эльконин), а в 80-х годах междисциплинарные исследования по 8 рефлексии (М. Алексеева, Г. Новикова, И. Семенов, Г. Щедровский) уже стали привычным явлением. В современном философском понимании рефлексия трактуется как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; наглядное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека . Большинство философов склонны думать, что рефлексия является одним из «фундаментальных механизмов становления собственно человеческого образа жизни» , то есть той особенностью, которая отличает людей от животных. Психология рассматривает рефлексию как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира; как «процесс двойного, зеркального отображения субъектами друг друга, содержанием которого является воспроизведение особенностей друг друга» . Отмечая деятельную природу рефлексии, С.Л. Рубинштейн утверждал, что благодаря ее наличию субъект становится способным осуществлять управление деятельностью, достигать цели [38].
В современной психологии наблюдается интенсивное изучение теоретических основ рефлексии. Растут исследования процессов этого феномена в отдельных отраслях психологии. Рефлексия рассматривается в различных контекстах: сознания (Л. Выготский, Н. Гуткина, Е. Смирнова, 3. Степанов), мышления (Н. Алексеев, В. Давыдов, В. Зарецкий), творчества (Я. Пономарев), общения (И. Андреева, А. Кондратьева), личности (Л. Выготский, A. Холмогорова). Исследования в области возрастной психологии (И. Зимняя, В. Мухина, Л. Обухова и др.) свидетельствуют, что умение рефлексии проявляется в познавательной деятельности и является основным психическим новообразованием детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности указанного качества связана с уровнем развития самосознания и личности ребенка. На педагогическом уровне рефлексия изучается К. Вазиной, И. Исаевым, B. Слободчиковым, Г. Цукерман. Приведем наиболее известные трактовки сущности этого понятия. Под рефлексией понимают обращение индивида к своему внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко всему, что он видел, слышал, делал (В. Богин, Н. Суртаев). По В. Петровскому рефлексия является основой самоидентификации человека [29].
Ю. Кулюткин рассматривает это качество как способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка. М. Поспелов и И. Поспелова под рефлексией понимают самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных способностей (умений, навыков). Аналогичной точки зрения придерживаются другие исследователи: это рассуждения, осмысления, самоанализ своей деятельности в системе отношений с миром, в котором живет личность; это свойство человека, которое характеризует его способность к рассуждению . Одним из главных признаков рефлексии является ее ориентация на учебную деятельность, которая понимается как направленность мышления ученика на самого себя, на собственные процессы усвоения опыта, на осознание структуры деятельности обучения и его результатов. Если рефлексия – это цепочка внутренних сомнений, размышлений с собой, вызванных жизненными вопросами, удивления, трудностями, поисками вариантов ответа на поставленные вопросы, то рефлексия учебной деятельности, по мнению А. Леонтьева − это внутренняя работа: соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует учебная деятельность, ведь она как творческий процесс невозможна без рефлексии – поиска самооценки, обсуждения с собой собственного опыта обучения [26].
Важное теоретическое значение в контексте имеет связь рефлексии с учебной деятельностью, которая направлена на развитие самосознания, осмысления действий субъекта (интеллектуальная рефлексия) на самоорганизацию, самопознание и самоанализ себя, своего состояния – внутренних психических актов, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия) и деятельность взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия) . Если ученик индивидуально решает задачу (например, при подготовке домашних заданий), то для осуществления успешного умственного процесса достаточно интеллектуальной рефлексии. Когда же задача решается в присутствии референтного лица (то есть преподавателя), но без реального общения и взаимодействия с ним в виде помощи в поиске решения, то к мыслительному процессу, кроме интеллектуальной рефлексии, привлекается еще и личностная. Если же поиск решения происходит в процессе непосредственного общения с другими учениками (например, при групповой дискуссии на факультативных занятиях), то включается также и коммуникативная (межличностная) рефлексия. Когда этот процесс организуется учителем (в ситуациях проблемного или игрового обучения), то, кроме интеллектуального, личностного, коммуникативного типов рефлексии, осуществляется также и кооперативная [5]. Исследования свидетельствуют о том, что успех учебной деятельности младших школьников зависит от возможности предсказывать будущие действия, умение предварительно их организовывать ; от способности действовать «про себя», в соответствии с внутренним планом действия . Ученые указывают на тесную взаимосвязь терминов «рефлексия» и «умение учиться», которые, по мнению ученых, соединенные между собой понятием «субъект»: человек, который умеет научить себя, сам определяет границы своего знания и находит средства их расширения . Функционируя в составе различных познавательных процессов и видов деятельности, указанный феномен является механизмом умения учиться, понимать, действовать. Если у субъекта учебной деятельности рефлексия отсутствует, то это значит, что его внутренний мир, его духовность, нравственность отсутствуют, а он сам становится полностью зависимым от внешних факторов, воздействий, обстоятельств [26].
В условиях рефлексии любая деятельность осуществляется обдуманно, с осознанием ее мотивов и целей. Младший школьник осознает и принимает цели учения, эмоционально относится к успехам и неудачам, оценивает полученные результаты, осознает мотивы, на основе представления о себе оценивает себя и свою деятельность (Г. Костюк). Предметом анализа может быть все, что есть в опыте ребенка: знания, представления, понятия, чувства, отношения, пожелания, ценности. Рефлексия дает возможность осмыслить предпосылки, закономерности и механизмы собственной деятельности посредством обращения к своему внутреннему миру, опыту жизнедеятельности. Именно в младшем школьном возрасте формируется целостное представление о себе. Ученик начинает понимать собственные реальные достижения и возможности управлять своими психическими функциями, действиями, поступками. В этот период уменьшается подчиненность школьника внешним условиям, увеличивается значение самостоятельности, появляются относительно устойчивые формы поведения, формируется умение организовывать свою деятельность [34].
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний), саморазвитие (изменение самого себя) и конечно самооценка своей личности . И то и другое невозможно без рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Деятельность учителя содержится в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Главная задача педагога – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
1.3.Виды рефлексии. Приемы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Слово "рефлексия" трактуется в словарях русского языка – как самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии. Слово "рефлексия" имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности. С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса. Очень важно вводить рефлексию еще в начальной школе ,так как отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника . [25].
Функции рефлексии на уроке по ФГОС:
-контроль за деятельностью класса;
-выявление пробелов в знании учащихся;
- систематизация опыта;
- анализ собственной деятельности в сравнении с деятельностью других учащихся;
- осознанность получения знаний самими учащимися ;
- формирование адекватной самооценки [22].
В процессе обучения современный учитель должен использовать различные виды рефлексии, которые будут непосредственно связаны с обстоятельствами, в которых происходит взаимодействие учителя и учащихся. В современной педагогике существует несколько видов рефлексии, каждый из которых отражает сферы человеческой природы. Здесь можно различать физическое, интеллектуальное, духовное, чувственное. Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел ли ты выполнить работу или не успел. Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет интеллектуальная сфера показывает , что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом. . Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей. Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает [3].
Различают следующие виды рефлексии:
− ситуативную – выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивает непосредственное участие субъекта определенной ситуации, то есть рефлексия осуществляется «здесь и теперь». Младший школьник соотносит свои действия с наглядной ситуацией, контролирует деятельность в соответствии с изменившимся условиям;
− ретроспективную – служит для анализа и оценки уже проделанной деятельности, имевшей место в прошлом. Здесь работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом знания. Эта форма может использоваться с целью выявления возможных ошибок и причин собственных неудач;
− перспективную – размышление о будущей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в будущем [35].
На сегодня ученые придерживаются мнения, что функциями самоконтроля в учебной деятельности являются:
− проверочная – заключается в сравнении достигнутой цели с поставленной;
− диагностическая, что осуществляется путем определения причин и условий, способствующих возникновению ошибок;
− учебная, которая отображается в дальнейшем совершенствовании знаний, активной мыслительной деятельности, направленной на углубление и уточнение сведений;
− воспитательная – формирование положительных личностных качеств – самостоятельности, настойчивости и тому подобное;
− развивающая - способствует развитию мышления, правильному самооценки результатов учебной деятельности, развития познавательных способностей учащихся.
Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников реализуется через следующие процессы:
− самоанализ, с помощью которого ученик определяет сильные и слабые стороны своей работы на основании сравнения того, что наработано, с тем, что было запланировано сделать;
− самокоррекция – в случае некачественного выполнения поставленных задач школьник формулирует мини-цели по коррекции работы для максимального приближения ее к конечному результату, который был запланирован изначально [33]. Самоконтроль способствует повышению активности памяти и мышления, возбуждает и поддерживает внимание и заинтересованность процессом выполнения задания, помогает вовремя выявить уровень и качество полученных знаний, а в случае необходимости - уточнить их и дополнить. Важная роль в процессе учебной деятельности отводится самооценке, которая дает возможность школьнику оценить себя, свои возможности, качества, место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности школьника. Положительная сторона применения самооценки заключается также в том, что ученики учатся понимать трудности оценивания и смотреть другими глазами на свою работу [36].
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одним из которых являются универсальные рефлексивные умения. Учащиеся приобретают ключевые компетенции, которые формируют основу способности к обучению. Важным требованием является развитие умения понимать причины успеха - неуспеха учебной деятельности и умения конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым [40].
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия как способ обратной связи.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся [36].
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.
На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка [9].
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов психолога Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Замыкая круг : в конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.
Ответ для выхода: в конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы на стикерах, после чего они смогут покинуть класс, повесив стикер на доску. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания. Напишите письмо (телеграмму): учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.
Солнышко: на доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Яблоня: на доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Мишень: дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая -
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.
Дерево предсказаний: правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
Градусник: используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
Смайлики
Выберите смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние в начале урока , от урока, в конце урока.
Отличный, захватывающий, заставляющий работать.
Нормальный, обычный.
Скучный, ничего интересного.
“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой” [ 10].
4. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха» [8].
В конце урока можно дать детям небольшую анкету, которая позволит им провести самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые моменты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращено особое внимание. Вы можете попросить детей аргументировать свой ответ.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно использовать один из вариантов упражнения "комплимент" (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого [23].
Таким образом, в ходе выполнения учебной деятельности должны создаваться условия, стимулирующие осмысление и переосмысление своего опыта, иными словами стимулирующие рефлексию своей учебной деятельности. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Выводы по 1 главе
Таким образом, самооценка и рефлексия выступает в качестве важнейшего компонента целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Самооценка ученика формируется путем применения на уроках рефлексии . Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений . Рефлексия - это вершина сознания. Она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты и найти свое место в жизни. Рефлексия существенно отличается от сознания, поскольку сознание-это знание другого, а рефлексия-это знание себя. Рефлексия действительно имеет практическое значение, и является важным элементом урока в младшей школе.
Глава 2. Описание педагогического опыта организации рефлексии и самооценки обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.
2.1 Содержание работы по формированию самооценки на уроках в начальной школе
Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике[19].
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Неадекватно низкая самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задания. Они, кажется, дорожат своим успехом, боятся его потерять, и из-за этого они несколько боятся самой образовательной деятельности. Нормальному развитию детей с низкой самооценкой препятствует их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они просто ждут неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему, что могло бы повысить их самооценку [27].
Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Известно, что дети по-разному относятся к совершаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие сразу отдают учителю, третьи надолго откладывают работу, особенно если это контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: "в вашей работе ошибка" - ученики реагируют по-разному. Некоторые просят не указывать, где находится ошибка, а дать им возможность найти ее и исправить самостоятельно. Вторые, безоговорочно соглашаясь с учителем, послушно принимают его помощь. Третьи сразу же пытаются оправдаться, ссылаясь на обстоятельства.
Самооценка ребёнка зависит от оценки преподавателя и от успеха в учебной деятельности.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
- умение перед началом работы спланировать ее;
- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;
- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий [14].
Данные показатели формируются у каждого ученика индивидуально.
Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности [28].
Чтобы оценка была эффективной, учителя регулярно вовлекают детей в этот процесс, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-то делают. Такое сотрудничество в оценке требует, прежде всего, представления и обсуждения с детьми образовательных показателей — что должно быть изучено — и образовательных результатов — что дети смогут сделать после освоения учебного материала. Поэтому показатели обучения обсуждаются с детьми в начале урока. На языке, доступном детям, мы обсуждаем, чему они научатся и что смогут сделать в конце обучения и во время урока. На протяжении всего урока я показываю ученикам, насколько хорошо были достигнуты их учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чем они преуспели и над чем им нужно работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по развитию навыков самоконтроля и самоуважения непростая и требует много времени [17].
Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов?
Инструменты (методики) формирующие оценивание:
Существует много различных методик и приемов формирования самооценки на уроках русского языка . Остановимся на тех, которые чаще всего используются на уроках. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек [30].
Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой:
-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
- жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,
- зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).
Лесенка успеха:
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)
Карточка самовнушения
«Красный цвет» - цвет активности;
«Белый цвет» - цвет успеха;
«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.
Я считаю, что данную методику эффективной в использовании на уроках русского языка в начальной школе.
Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещё один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.
Линеечки, пятиуровневая шкала
После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока [7].
Если я учитель соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка учителя совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.
Методика радуга»
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.
Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой [21].
Лесенка
Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.
С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.
Сосед по парте
Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали или оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием [16]. Следует отметить, что сначала года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала,
- понимание границ своих знаний;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во вне учебную деятельность.
Также, хочу предложить вашему вниманию результаты диагностики уровня самооценки учащихся моего класса. Для исследования самооценки третьеклассников я использовала экспериментальную процедуру, предложенную французским психиатром Де. Греефе. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки.
Класс | Высокая | Средняя | Низкая |
3 класс (18 чел.) 1 срез | 7 чел. (38%) | 6 чел.(33%) | 5 чел.(27%) |
3 (18 чел.) 2 срез | 9чел.(50%) | 6 чел. (33%) | 3 чел.(16%) |
После применения на уроках русского языка методик и приемов повышения самооценки результаты диагностики показали у учащихся 3 класса увеличение количества учащихся с высокой самооценкой на 12%, снизилось количество учащихся с низкой самооценкой на 11%.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.
2.2. Методические рекомендации
Сегодня невозможно представить уроки без оценочной деятельности, направленной, конечно же, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности учащегося напрямую зависит от того, насколько хорошо выстроена работа преподавателя по формированию адекватной самооценки ребёнка к концу начального этапа обучения. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование универсальных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями к результатам обучения, освоения образовательных программ.
Оценочная деятельность учителя на современном уроке направлена на определение:
качества усвоения предметных знаний – умений - навыков,
их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности УУД;
степень развития основных качеств умственной деятельности;
В рамках работы учителя начальных классов систематизируют и используют на практике различные методы контроля, оценки, самооценки, взаимной оценки учителей и учащихся. Оценка универсальных учебных действий должна быть частью урока. Каждый урок в начальной школе - это урок по формированию и одновременно оцениванию УУД.
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:
- Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения. В то же время нормы и критерии оценки, алгоритм оценки заранее известны как преподавателям, так и ученикам. Их можно развивать вместе.
- С помощью отметки можно оценить только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личностные качества ребенка.
- В оценочной деятельности должен быть реализован принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса, заложенный в стандарте. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольного выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности приоритет отдается самооценке ученика.
- Соблюдение принципа объективности оценки.
- Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки.
- Комплексный подход к оценке образовательных результатов (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
- Оценка динамики учебных достижений младших школьников.
Формирующее оценивание повышает качество обучения, т. к. помогает учителю понять что ученики уже знают и вести коррективы в обучение, формирование навыков самостоятельного обучения.
Оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно-ориентационные, контрольные, диагностические функции и функцию обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную, объективную, дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но способствует их достижению, активизации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней.
Рассмотрим описание урока рефлексии с использованием приёмов формирования у учащихся действий контроля и самооценки на примере урока русского языка в 3 классе, по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». (Приложение 1).
Целью данного урока является: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности различения данной орфограммы среди других корневых орфограмм.
После проведенной работы нами был проведен срез уровня сформированности самооценки младших школьников. (Приложение 2).
Количество учащихся со средним уровнем сформированности самооценки сократилось до 22%, количество детей с низким уровнем уменьшилось и составили 11% учащихся, количество учащихся с высоким уровнем сформированности самоконтроля выросло до 66% учащихся. (Приложение 3).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень адекватной самооценки у учащихся повысился от 54 до 70%. То есть согласно данной методике уровень самооценки увеличился на 16%.
Так же вырос уровень сформированности универсальных учебных действий.
На протяжении урока учащиеся смогли обосновать и сделать вывод о правописании слов с непроизносимой согласной. Проводился анализ ситуации, выбор способов проверки, проблемные ситуации. На уроках были использованы такие приёмы как индивидуальные задания, самопроверка, взаимопроверка. Учащиеся на протяжении всего урока по этапам заполняли лист самооценки .Разнообразные приёмы и методы работы способствовали актуализации, стимулированию и активизации обучающихся, развивали познавательную активность на уроке.
Благодаря правильному отбору оптимальных методов, средств, форм обучения поддерживается стабильный хороший уровень качества обученности учащихся.
Можно предложить следующие методические рекомендации:
1.Оценка должна служить основной цели-стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность ученика. Учитель должен дать содержательную оценку работе ученика. Процесс учебно-познавательной деятельности будет совершенным только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех этапах. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, обладающих примерно одинаковыми способностями, но достигающих разных результатов в учебной деятельности из-за разного отношения к обучению.
2. Предложите плохо успевающему ученику с низкой самооценкой помочь плохо успевающему младшему студенту. Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу понимания специфики своей работы, ее сильных и слабых сторон, способствующие обращению ребенка к собственным способам действия. Необходимо предложить детям самостоятельно оценить классные и домашние задания перед тем, как отдать их учителю на проверку, после того, как работа была проверена и оценена учителем, необходимо обсудить случаи несоответствия оценок. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими низкую самооценку.
3. Создайте потребность в самоконтроле. Выделите ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа. Предложите студентам такие задания, правильность полученного ответа на которые будет выяснена только в результате проверки. Расскажите ученикам, как проверить выполнение задания. Объясните, что нужно проверять не только итоговые, но и промежуточные результаты. Иногда намеренно допускают ошибки на доске. Предложите ученикам оценить собственную работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует формированию навыков и привычек самоконтроля. Предложите ученикам проверить и оценить работу друга.
Вывод по 2 главе .
Таким образом самооценка и рефлексия на уроках русского языка способствует повышение качества учебной деятельности. Учащийся является равноправным участником процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.
Развитие рефлексии учащихся начальной школы возможно при следующих условиях:
-обеспечение личностно- ориентированного характера педагогического взаимодействия;
-педагогическое стимулирование самореализации в процессе исследовательской и игровой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
-поэтапное включение школьников в творческую исследовательскую деятельность;
-соблюдение принципов системности и вариативности;
-применение разработанных форм, методов и средств обучения; соблюдение технологии проведения урока.
Заключение
В результате написания данной работы была достигнута ее цель − обобщены подходы к определению и обосновано теоретическое содержание понятия рефлексия и самооценка , как актуальной педагогической проблемы и выявлены условия развития учебной рефлексии у младших школьников на уроках русского языка. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач. Раскрыта сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе. Дана характеристика специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности. Описаны педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы. Под рефлексией понимается обращение индивида к его внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко всему, что он видел, слышал, делал, способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка; самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных способностей (умений, навыков).
Суть рефлексии обучающихся начальной школы заключается: в осознании того, что было сделано; в возможности задуматься над повышением качества работы; а в отношении учебной деятельности – в анализе собственного процесса учения. На этапе начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными умениями учебной деятельности, как: самоконтроль (самоанализ и самокоррекция), самооценка. Успешность обучения учащихся начальной школы определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Уровень развития рефлексии, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных (ориентироваться на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, выражать оценочные суждения) умений и навыков. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе исследовательской работы позволило выделить три группы младших школьников: у 11 обучающихся (66%) умения учебной рефлексии развиты в достаточной степени; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 4 учащихся (22%); умения учебной рефлексии не развиты у 2 испытуемых (11%).. На основе проведенного исследования и анализа психологопедагогической литературы были разработаны методические рекомендации работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников. Развитие рефлексии учащихся начальной школы возможно при следующих педагогических условиях:
-обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
-педагогическое стимулирование самореализации в процессе исследовательской и игровой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
-поэтапность включения школьников в творческую исследовательскую деятельность;
-соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности; применение разработанных форм, методов и средств обучения;
-соблюдение технологии проведения урока.
Проведенное повторное исследование показало положительную динамику в развитии учебной рефлексии младших школьников. Таким образом, выделенные нами условия оказались эффективным.
Список использованной литературы
Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск : Университетское, 2015. — 105с.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В, Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, от действия к мысли / А. Г. Асмолова. , Г. В. Бурменская. .И. А. Володарская. —Москва : Просвещение, 2016. — 27 с.
Ахметжанова, Г.В., Воробьёва, Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе / Г. В. Ахметжанова. Т. Г. Воробьева. — Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013. — 302 с.
Безруких, М.М. Ефмова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — Москва : Просвещение, 2016. — 27 с.
Бетенькова, Н.М. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных / Н. М. Бетенькова. — Москва : Просвещение, 2017. — 112 с.
Бизяева, А.А. Психология думающего учителя, педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. — Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2014. — 48 с.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии, методическоеи пособие / Д. Н. Богоявленский. — Москва : Просвещение, 2018. — 307с.
Брунер, Дж. Психология познания , перевод под ред. А.Р.Лурия / Дж. Брунер. — Минск : Прогресс, 2015. —78с.
Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С. А. Будасси. —Минск : Модус, 2015. — 112с.
Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников, учебное пособие / Д. Б. Эльконин, В. В . Давыдов. — Москва : Издательство Академии педагогических наук, 2016. —287с.
Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности, учебное пособие / А.Б. Воронцов. — Москва : «Рассказовъ», 2014. — 102 с.
Выготский, Л.С. Кризис семи лет. Возрастная и педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Хрестоматия, 2017. — 432с.
Гальперин, П. Я., Кабыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. — Москва : Издательство Московского государственного университета, 2014. — 257с.
Давыдов, В.В. Варданян, А.У. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Вадарян. — Ереван : Луйс, 2016. —118с.
Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса / В. И. Журбин. — Москва : Вопросы психологии, 2017. — 23с.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. — Минск : Новое знание, 2014. — 100с.
Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника? / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. — Минск : Начальная школа, 2016. — 65с.
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников, учебное пособие / А. З. Зак. — Москва : Просвещение, 2017. — 13с.
Кондратьева, С.В. Практическая психология, учебно-методическое пособие / С. В. Кондратьева. — Минск : Университетское, 2015. —212с.
Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В. Н. Куницына. — Липецк : ЛГУ, 2015. — 128 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. — Москва: Учебное пособие, 5-е издание, 2016. — 139с.
Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. — Москва : Высшая школа, 2016. — 159с.
Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьник, учебное пособие / А. А. Люблинская. — Москва : Просвещение, 2012. —160 с.
Мор, Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся / Г. А. Мог. — Москва : Начальная школа, 2013. — 19 с.
Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А. В. Мудрик. — Москва : Знание, 2015. — 40с.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология, учебное пособие / Л. Ф. Обухова. — Москва : Педагогическое общество России, 2014. — 336 с.
Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — Минск : Знание, 2016. — 179с.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы, учебное пособие / И. П. Подласый . — Москва: ВЛАДОС, 2013. — 71с.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти, серия "Психологическая энциклопедия" / А. А. Реан. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. — 656 с.
Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. — Минск : Мир, 2016. — 320 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 712 с.
Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В. И. Слободчиков , Г. А. Цукерман. — Минск : Вопросы психологии, 2016. —25 с.
Соколов, В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий / В. Л. Соколов. — Минск : Психологическая наука и образование, 2012. — 29 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов на Дону : Феникс, 2016. — 214с.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, учебное пособие / Н. Ф. Талызина. — Минск : 2015. — 256 с.
Цукерман, Г.А., Гинзбург, Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? / Г. А. Цукерман, Д. В. Гинзбург. — Москва : Вестник ассоциации «Развивающее обучение», 2013. — 5 с.
Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. — Москва : Знание, 2016. —80с.
Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: учебное пособие / В.Ф. Шаталов. — Москва : Педагогика, 2013. — 351 с.
Шевердина, Н.А. Диктанты по русскому языку для начальной школы / Н. А. Шевердина. — Ростов на Дону : Феникс, 2017. — 251с.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды, учебное пособие / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 2013. — 140 с.
Приложение 1
Урок по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова.»
Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению понятия: «Орфограммы непроизносимая согласная», для различения данной орфограммы среди других корневых орфограмм.
Задачи:
1. Образовательная:
группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
2. Развивающие:
умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
3. Воспитательные:
Воспитывать аккуратность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Варианты приёмов формирования у учащихся действий контроля и оценки | ||||||
1.Самоопределение к деятельности
| Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на учебную деятельность. Сегодня снова на пути Открытия вас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут. |
Демонстрируют готовность к уроку | Лист личностных достижений. Эмоциональное настроение: смайлики, светофоры, лесенки успеха. | ||||||
2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | К победе, над какой темой приведут нас знания, ум? Какова цель нашей работы над разделом « правописание частей слова»? 1)Минутка чистописания: 2) - Какие орфограммы в предложении объясняют следующие утверждения: Звонкие согласные звуки на конце слова и перед согласными всегда оглушаются. Произношение и обозначение буквами безударного гласного звука могут не совпадать. 3 – 4 согласных звука вместе трудно произносятся. - найдите в предложении данные орфограммы: Правописание сомнительных согласных в корне слова, правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимые согласные. - Объясните правописание каждой орфограммы. 3) Распределите слова в 3 столбика по орфограммам: …. - Как проверяли безударную гласную, сомнительную согласную, непроизносимую гласную?
| (Правописание корневых орфограмм)
Выполняют задание. Правописание парных согласных в корне слова Правописание безударных гласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Объясняют орфограммы
Классифицируют и распределяют слова по орфограммам Делают самопроверку по образцу, объясняют вставленные орфограммы, называют правила проверки. | Взаимооценивание.
Самопроверка по эталону
| ||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Слова, с какой орфограммой вам труднее всего писать? - назовите тему урока, по опорным словам (узнать, научиться, повторить) определите задачи урока. Тема урока: Задачи……. - С чего начнем? (повторения) |
Определяют тему и задачи урока
Определяют план работы на уроке
| Приём «Могу - не могу»: -Я знаю (могу решить) - Я не знаю (не могу решить). Таблица-фиксация знания и незнания.
| ||||||
4. Первичное закрепление знакомой ситуации в измененной ситуации | - Давайте вспомним правила правописания непроизносимых согласных. Для этого проведем наблюдения. Прочитайте слова:…
- Назовите слова с непроизносимой согласной? - Как их узнали? -Какие слова являются проверочными? Почему? - По наблюдениям вспомните правило проверки непроизносимых согласных. Проговорите его соседу по парте. - Воспроизведите правило. Чтобы лучше запомнить правило прочтем стихотворение:… Оцените соответствующий этап урока в листке успеха по критериям: Какой этап урока будем оценивать? (Я знаю правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.) |
Определяют проверяемые и проверочные слова, называют их особенность, повторяют правило проверки непроизносимой согласной в корне слова в парах, демонстрируют знание правила.
Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям | Приём «Знание о незнании» Не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт . Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?».
Листок успеха. Оценочные листы по установленным критериям. | ||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Физминутка | 1)Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы… 2) игра с мячом «Кинь букву» 3) Выборочный диктант - Объясните выполнение задания.
| Выполнение заданий, называют непроизносимую согласную
Выполняют движения под музыку | Самопроверка с проговариванием
| ||||||
6.Применение знаний и умений в новой ситуации | - прочитайте задание к к упражнению 231 учебника. - как поняли задание? - оцените выполненную работу по алгоритму самооценки.
- вернемся к листку успеха. Какие умения будем оценивать? (Я умею верно писать слова с непроизносимыми согласным)
- оцените себя по установленным нами критериям.
|
Анализируют предложенное задание, самостоятельно выполняют его.
.
Определяют оцениваемые умения. .
| Оценивают работу по алгоритму самооценки Алгоритм самооценки Что нужно было сделать в задании? (Какова цель, что нужно получит в результате?) Удалось ли получить результат? Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чем? Справился самостоятельно или с помощью (чьей, в чем)? Какое умение развивали при выполнении задания? Каким был уровень успешности, на котором выполнил задание? Какую отметку ты можешь себе поставить, исходя из уровня успешности? Листок успеха. Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям | ||||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| - Какую цель мы поставили в изучении данного раздела? - Проверим свои умения в правописании корневых орфограмм. Заполняем тренажер за 2 минуты.
- Вернемся к листку успеха. Какие умения будем оценивать? (Я умею писать известные корневые орфограммы)
|
Вставляют пропуски
Определяют оцениваемые умения. Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям. | Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям.
| ||||||
Рефлексия. | Вспомните задачи, которые мы ставили сегодня на уроке. Проанализируйте свою работу на уроке и, подводя итоги, продолжите предложения. Сегодня на уроке я: Повторил … Научился… Узнал … Мне стало легче… Мне еще трудно … Мне кажется, на следующем уроке мы будем… - где пригодятся знания и умения, которые сегодня получили на уроке? - Вернемся к листку успеха. Проанализируйте свои успехи на уроке. | Отвечают на вопросы
Анализ достижений, обсуждение допущенных ошибок и план их коррекции |
«Рефлексивный экран»
Лист личностных достижений. |
Приложение 2
Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)
Цель: выявление уровня осознания моральных качеств и адекватности оценки, наличия моральных качеств.
Баллы, предлагаемые ребенком самому себе, приводятся экспериментом в соответствующих графах протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Уровень самооценки определяется общим количеством баллов, набранных ребенком по всем личностным чертам.
Протокол методики “Какой я”:
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший | 100% |
|
|
|
2 | Добрый | 100% |
|
|
|
3 | Умный | 70% |
|
| 30% |
4 | Аккуратный | 50% | 5% | 25% | 20% |
5 | Послушный | 95% |
| 5% |
|
6 | Внимательный | 75% |
| 15% | 10% |
7 | Вежливый | 90% |
|
| 10% |
8 | Умелый | 60% |
|
| 40% |
9 | Трудолюбивый | 100% |
|
|
|
10 | Честный | 100% |
|
|
|
В данной таблице указанно в процентном соотношении количество учеников.
Приложение 3
Таблица уровня сформированности самооценки у младших школьников
№ | Фамилия, имя | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Денис А. | + |
|
|
2. | Владислав Б. | + |
|
|
3. | Анна Б. | + |
|
|
4. | Ольга В. | + |
|
|
5. | Валерия Д. | + |
|
|
6. | Рамзан Д. | + |
|
|
7. | Марк З. | + |
|
|
8. | Вадим К. |
|
| + |
9. | Кирилл Л. | + |
|
|
10. | Надежда Л. | + |
|
|
11. | Назар М. | + |
|
|
12. | Дмитрий С. |
|
| + |
13. | Ева С. | + |
|
|
14. | Александр С. | + |
|
|
15. | Дмитрий С. |
| + |
|
16. | Алина С. |
| + |
|
17. | Егор Ц. |
| + |
|
18. | Ирина Ш. |
| + |
|
| Всего | 12 | 4 | 2 |
| Всего в % | 66% | 22% | 11% |
Приложение 4
Таблица качественной успеваемости 3 класса по русскому языку.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные |
1 | Денис | 66% | 66% | 76% | 80% |
2 | Влад | 78% | 78% | 66% | 66% |
3 | Анна | 81% | 81% | 72% | 78% |
4 | Ольга | 85% | 85% | 95% | 81% |
5 | Лера | 75% | 75% | 80% | 85% |
6 | Марк | 88% | 88% | 75% | 75% |
7 | Рамзан | 85% | 85% | 92% | 88% |
8 | Кирилл | 66% | 66% | 66% | 55% |
9 | Надя | 78% | 78% | 78% | 66% |
10 | Вадим | 81% | 81% | 81% | 78% |
11 | Назар | 85% | 85% | 85% | 81% |
12 | Дмитрий | 64% | 62% | 59% | 65% |
13 | Ева | 88% | 88% | 88% | 75% |
14 | Александр | 85% | 85% | 85% | 88% |
15 | Алина | 66% | 66% | 66% | 85% |
16 | Дмитрий | 78% | 78% | 78% | 66% |
17 | Егор | 81% | 71% | 81% | 78% |
18 | Ирина | 75% | 65% | 75% | 85% |
Общая успеваемость: ___81%__
Качество: ___71%___
53