Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
(тема)
Выполнена студентом (кой) Аленой Николаевной Корниловой
(И.О.Фамилия)
______404______
(номер группы)
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
440201 Дошкольное образование
(шифр и наименование специальности/профессии)
Форма обучения: Очная
Руководитель _______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Работодатель (социальный партнер):
____________________________ ______________
(организация, должность И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Заведующий кафедрой:________________________________________
Татарск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ………….5
2. ЭТИКЕТ И ВИДЫ ЭТИКЕТА…………………………………………………..8
3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………….11
4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..16
5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….….…..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» содержание дошкольное образование должно быть направлено в том числе и на усвоение норм поведения и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры.
Результатом этого становится актуализация исследования проблемы развития коммуникативной культуры личности. В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально- экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
К проблеме исследования речевого этикета как составной части коммуникативной культуры у взрослых и детей проявляли интерес такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская,А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, которые обеспечивают комфорт в общении и способствуют установлению доброжелательных взаимоотношений. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает обширное пространство стихии случайных настроений, чувств, что приводит к отрицательным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию.
Актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста предопределяется его особой ролью в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, насущным требованиям современного социума и в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.
Следовательно, проблема состоит в определении осуществления и выборе оптимальных педагогических формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: «Воспитание речевого этикета детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость и возможности воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели были сформулированы следующие задачи исследования:
-
Охарактеризовать старший дошкольный возраст и его особенности.
-
Дать определение, что такое этикет и его виды.
-
Раскрыть содержание понятия «речевой этикет» старшего дошкольного возраста и его особенности.
-
Рассмотреть формы, методы и приемы развития речевого этикета у детей дошкольного возраста.
-
Выявить особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
1.СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Дошкольный возраст — это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу. На протяжении всего периода дошкольного возраста у детей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения. С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту, ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно в годы подготовки ребенка к школе очень важно играть с ним. Ведь именно в игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, получают богатый чувственный опыт, развиваются все психические процессы. Именно поэтому очень важно играть с ребенком, руководить игрой, для того, чтобы игра была более целенаправленной, развивающейся, а также игра требует партнеров.
Ни для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук. С помощью простых методов можно стимулировать интеллектуальный потенциал, способствовать развитию функций головного мозга, чтобы ликвидировать дисгармонию при преобладании функций отдельных органов чувств. Для этого используют специальные упражнения, игры и др.
Таким образом, изучив особенности старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в этот период происходит развитие личности. В личности дошкольника присутствуют особые требования, главным требованиям является воспитанность. Воспитанность дошкольника это- качественная характеристика уровня образования и воспитания ребенка, которая отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность тесно взаимосвязана с таким понятием как этикет. Но для того чтобы говорить о взаимосвязи воспитанности и этикета необходимо знать, что включает в себя понятие этикет и какова его роль и воспитании личности.
2. ЭТИКЕТ И ВИДЫ ЭТИКЕТА
Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами. Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается. За многие века существования человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способствующих взаимопониманию, позволяющих избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Эти правила называют иногда правилами хорошего тона, или правилами этикета.
Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
-
придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
-
дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
-
воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-
общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Этикет так же можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются.
Классификация этикета:
-
Речевой этикет
-
Столовый этикет
-
Свадебный этикет
-
Траурный этикет
-
Этикет «выходного дня» (театральный, концертный)
-
Дипломатический этикет
-
Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический и др.)
-
Религиозный этикет
-
Служебный этикет
-
Телефонный этикет
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Этикет дошкольника-это волшебные правила поведения, зная и соблюдая которые ребенок никогда не попадет в неудобную ситуацию, и всегда будет выглядеть вежливым и воспитанным. В современном цивилизованном обществе не обойтись без применения правил этикета. Учить детей этикету следует с самого рождения. Объяснение и демонстрация должна быть на своем примере. Правила этикета должен знать каждый малыш. Этикет сам по себе не усваивается. Поведение личности напрямую зависит от взаимодействия друг с другом, в которое включено общение. А как мы уже знаем, что общение невозможно без применение речевого навыка.
Таким образом, чтобы речь не мешала общению, она должна быть грамотной и правильно построенной, всего этого можно добиться только, когда ребенок хорошо знаком с речевым этикетам и его правилами. Так как, речевой этикет является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям. Всегда и везде в нашей жизни сопутствует слово.
3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Чешский педагог Я.А. Коменский очень большое внимание уделял проблеме развития речи детей как основы формирования речевого этикета. В своих произведениях педагог указывает, что ум и язык человека следует развивать с раннего детства. В качестве средств развития речевого этикета он дает рекомендации: учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми рассказы, басни, сказки. Освоение родного языка как средства и способы человеческого общения является очень важным приобретением для детей дошкольного возраста. С помощью языка ребенок контактирует с окружающими его людьми. А чтобы эти контакты были дружелюбными, ребенку необходимо овладеть способами их выражения, в том числе и речевыми способностями. В отечественной педагогике сформировались давние традиции воспитания и обучения детей на родном языке. Важная роль в создании системы форм речевого этикета на основе обучения родному языку принадлежит К.Д. Ушинскому. Он впервые выявил культуру речи в педагогическую категорию, которая предполагает использование детьми этикетной лексике, где простые формулы «хорошего» тона формируют нравственность и «учат нести добро словами». Рассматриваемая проблема формированию речевого этикета ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, стремительно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Родной язык, красоту и неповторимость речи взрослого ребёнок впитывает и усваивает с самого раннего детства, при этом, он не просто копирует речь взрослых, а развитие его речи – есть, прежде всего, развитие способа общения
Далее рассмотрим сущность и содержание понятия речевой этикет у детей старшего дошкольного возраста. Детям старшего дошкольного возраста хорошо знакома формула «приветствия», они научились применять ее как в стенах дошкольного учреждения, так и вне. Знают, какую формулу нужно применить с взрослыми и сверстниками. Для детей дошкольного возраста характерны применение формулы «Извинения» в случае признания себя в содеянном в нехорошем поступке.
Таким образом, вышеперечисленные формулы речевого этикета актуальны для детей старшего дошкольного возраста, так как они детям знакомы и требуют частичного применения и закрепления. Умение правильно выбирать речевые формулы в ситуациях установления и завершения контакта очень важно, так как по мнению психологов, успех общения зависит в основном от трех слагаемых; от того, как мы вступаем в разговор, как его поддерживаем и как прекращаем. Таким образом, в качестве рабочего понятия «речевой этикет» используется понятие: речевой этикет- это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом. Формирование детского речевого этикета рассматривается как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения. Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А.С. Макаренко писал: “ Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты- всего это для ребенка имеет большое значение”. Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речи, познакомить их с “волшебными” словами, различными вариантами этикетных формул, употреблении и различении их в ситуациях общения, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание и потребность быть культурным, вежливым человеком. Обучение этих правил происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития. Российский психолог и лингвист Ф.А.Сохин, утверждает, что ребенку, как известно, приходится за краткое, однако весьма насыщенное время дошкольной жизни усвоить родную речь. Он овладевает ею, когда слушает речь взрослых людей, разговаривает с ними, когда принимает на себя окружающий быт и пытается этот быт преобразовать для собственного существования, когда играет со сверстниками и взрослыми, когда участвует в детсадовских занятиях по любой тематике. Словарный запас старшего дошкольника может дойти до 4-х тысяч слов. Происходит освоение грамматического строя родного языка. В речи употребляются предложения сложных форм, выделяются основные и придаточные предложения. Раскрывая причинные, целевые, следственные связи между явлениями, старший дошкольник использует слова, характеризующие эти связи, а именно: он объясняет, почему возникло явление, для чего оно существует, что произойдет, если оно будет развиваться тем или другим способом. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Лингвист Н.И. Формановская утверждала, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Владеть речевым этикетом – значит:
– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;
– осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
– обладать умениями и навыками по выполнению речи исполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;
– соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Правила речевого этикета необходимы для построения взаимоотношений людей. Ребенок дошкольного возраста, усвоив эти правила и приняв их как руководство к действию, не заканчивает свое обучение. Оно продолжится в школьной жизни и после школы. Каждый раз появление новой ситуации, нового жизненного условия ведет к новому, более глубокому познанию этикетного правила. В дошкольном возрасте ребенок познает азы правильного речевого поведения, а вместе с ними у дошкольника идет важнейший процесс развития речи. Необходимость развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста обусловлена: во-первых тем, что они часто встречаются в общении дошкольников, но детей не учат использовать формулы речевого этикета, обслуживающие типичные ситуации; во-вторых, усвоение правил речевого этикета в таких ситуациях благоприятно для установления дружеских контактов детей.
Таким образом, содержание процесса развития речевого этикета старших дошкольников включает в себя вооружение знаниями основных правил речевого этикета и их практическим применением в новых условиях, развитие свободного общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, развитие логической и последовательной речи, стимулирование у детей желания общаться со сверстниками и взрослыми. Следовательно, сам ребенок не способен овладеть правилами речевого этикета без помощи взрослого. Именно взрослый должен ознакомить детей с правилами речевого этикета. Для развития речевого этикета рекомендуется использовать различные формы взаимодействия, подробнее о которых описан ниже.
4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подстраиваются под них с помощью индивидуальных качеств ребёнка.
Выделяют несколько форм взаимодействия взрослого и ребенка.
-
Беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему).
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.
2. Чтение художественных произведений.
Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.
3. Заучивание стихотворений
Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.
4. Сюжетно-ролевая игра
С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
5. Дидактическая игра с куклой типа: детский сад встречает новенькую девочку. С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её нравственность.
Работа по формированию речевого этикета у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации. Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например, ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами. Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит новорожденный, ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята. Воспитатель должен учитывать, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1. Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.
2. Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности. Например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов. Прежде всего, объясняем ему, как удобно и красиво держать их в руках, почему их следует использовать и т.д. Учим, правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
3. Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке. Л.С. Выготский отмечал: Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Главное место в работе занимает речь воспитателя. Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: Мне кажется, что ты ошибся…, Ты не мог бы…, Я советую тебе…, Я думаю, что…, Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить. Освоение речевого этикета необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший- младший, знакомый- незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы. С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.
Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры. Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игры. Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм этикета. Игры - инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг - Незнайка, Буратино, Карлсон. Нельзя принуждать детей к выполнению заданий и упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки, награждение призами победителей и проигравших: утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному обучению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таят в себе повседневную жизнь дошкольного учреждения. В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врагом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающем. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, третьи - не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветствовать и доброжелательность при встречах передаются детям.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже значительная роль слова, а речь приобретает, по мнению Л.С. Выготского, планирующую и регулирующую функции, с детьми можно провести цикл занятий по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких занятий являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с родителями и другими интересными людьми, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. - все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из - за стола, произнести комплимент. Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец Этикетной сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что - то делать, незнайка многое узнал, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения. Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить. В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу.
Таким образом, не стоить забывать, что каждый ребенок индивидуален и у каждого ребенка существуют свои особенности по усвоению получаемой информации. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей, педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов, выбирая самый оптимальный.
5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Важнейшее средство общения людей - речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят свои мысли, впечатления, чувства, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он является помощником в обозначении своей позиции в споре, не задевая самолюбие оппонента, и несёт воздействие на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Формирование детского речевого этикета рассматривается как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки семьи и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка. Развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки всех психических процессов, и конечно орудием мышления. При определённых условиях воспитания, ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для овладения грамотой в дальнейшем. На протяжении дошкольного периода продолжает расти запас слов ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка – дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у некоторых детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития. Так же немаловажное значение имеют специфические формулы этикета. Например, если ребёнок в 7 лет реагирует на вопрос своей знакомой девочки: «Чем тебе помочь?» Отвечает ей: «Помоги мне, пожалуйста, всем чем сможешь!» Это говорит о том, что у этого мальчика есть в рождённый вкус к слову, выражающему его самое заветное желание. Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.
Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм. Высокая активность ребёнка по отношению к языку лишь выливается в стихотворную форму, но это далеко ещё не поэтическое творчество. Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специально организованного обучения, что как раз и касается основных формулировок этикета. Развитие речевого этикета опирается на особенности развития речи дошкольников. Если в 3 – 4 года он усваивает, что к воспитателю и другим чужим взрослым следует обращаться по имени и отчеству, то затем следует усвоение и основных формул этикета–приветствия, просьбы, благодарности, прощения, и так далее. Очень важно, чтобы ребёнок постоянно слышал такие формулы общения от взрослых, то есть от своих родителей. Формулы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования речевого этикета. Воспитателю, который стремиться развивать речь ребёнка до такой степени, чтобы тот был готов к следующему этапу своей жизни, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника. Так же воспитатель должен обязательно учитывать, что для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
-
Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни.
-
Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;
Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико- поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как «Этикет», «уважение», «любовь», «вежливость», «общение» и другие.
Указанные особенности развития речи у детей дошкольного возраста оказывают влияние на процесс формирования у них речевого этикета. Рассмотрим далее структуру данного процесса. И.Н. Курочкина, рассматривая этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, выделяет следующие этапы:
-
На первом (в младшей и средней группах) формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением.
-
На втором этапе (в старшей и подготовительной группах) даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности.
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
1 Этап формирования знания;
2 Этап применения правил;
3 Этап эмоционального переживания усвоенного правила.
Таким образом, воспитание культуры речевого поведения с позиций современного речевого этикета осуществляется при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей происходит в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельном участии в деятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимы следующие условия: организация различных форм, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях и среде, которые подкреплены средствами, методами и приёмами, используемые для обучения и воспитания. Творческий подход к организации педагогического процесс и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, входе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в играх может быть различна. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только подсказывать, направлять их для обучения. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет жизнь маленького дошкольника, осознавшего в ходе игры ее разумность, обоснованность и необходимость.
Говоря об раскрытых этапах формирования речевого этикета необходимо отметить, что их реализация это работа не одного дня. Вся работа несёт систематичный характер. Каждый ребенок индивидуален и усваивает правила, речевые формулы и культуру поведения в силу своих особенностей и за счет организованной вокруг него среды, при этом каждодневное поведение взрослых, как дома, так и в детском саду сильно влияет на то, какие знания, качества будут сформированы у ребенка. Умение общаться, соблюдая правила речевого этикета, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей культуры речи носителя языка. Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от формы существования, речь должна соответствовать общим этикетным требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. К этим требованиям относятся: требования доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимого ориентира на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умения внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научную литература по проблеме воспитание речевого этикета, рассмотрев понятие речевой этикет детей старшего дошкольного возраста, мы пришли в выводу, что речевой этикет – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Чтобы научить детей формулам речевого этикета, нужно привести в пример красочные ситуации, в которых бы они могли потренироваться и запомнить нужные выражения. Исследование показало, что в процессе воспитания речевого этикета происходит усвоение ребенком морально-этических норм и правил, как обобщенного опыта людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Данный процесс предполагает формирование знаний и нормах и правилах речевого этикета. В нашей работе мы проанализировали особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольника и пришли к выводу о том, что данный возраст является благоприятным для воспитания речевого этикета. В этом возрасте возможно осознанное формирование знаний о правилах общения и развитие умений правильно оценивать свои действия и поступков, а также воспитание осознанного поведения в соответствии с нормами и правилами речевого этикета, о чем свидетельствует развивающаяся произвольность психических процессов и формирующаяся способность к соподчинению мотивов. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Исследование показало, что успешное воспитание речевого этикета возможно только при целенаправленной педагогической деятельности, которая должна быть направлена, прежде всего, на воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми. Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания речевого этикета. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Выявлено дисциплинирующее значение игры, так как соблюдение установленных правил является важным условием выполнения норм и правил речи. Игра – ведущая деятельность старших дошкольников, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игр в целях формирования речевого этикета ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества. Введение в образовательный процесс игр обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение игр в процесс воспитания речевого этикета помогает детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет успешность воспитательных воздействий.
Следовательно, в процессе воспитания речевого этикета необходимо использовать различные виды игры, прежде всего, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации; разработать и использовать комплекс игр, направленных на формирование норм и правил поведения; организовать специальную работу по ознакомлению и осознанию нравственной основы речевого этикета. Реализовав разработанные средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будут получены положительные результаты, и данный опыт может быть применен в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
-
Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-10//Вестник образования.-2014.-№7.-С35-51
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно - школьного возраста.
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.-672с.
-
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. С. 12
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400с.
-
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М. 2003 г
-
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с
-
Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-2009 г.
-
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. М., 2004.
-
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 40 с. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
-
Безруких М.М. "Я и другие я, или правила поведения для всех". 2001г.
-
Белашова Людмила Александровна. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/878
-
Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Елкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 256с.
-
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2008. - 240 с.
-
Васильева Н.М. - Гангус. Азбука вежливости. 2004 г.
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: ПРИОР, 2008.
-
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007, 472с
-
Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 2007.-378с.
-
Гольдин В.Е. "Речь и этикет". 2003 г.
-
Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» Д/в №10-80 г.
-
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2008.
-
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 2008. - 96 с.
-
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
-
ИльяшенкоМ. В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Учебно-методическое пособие. Елец 2003 г.
-
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 192с.: ил. (Серия «Психология детства: Практикум»).
-
Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. С. 26-40
-
Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).
-
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру
-
http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
-
http://edu.rin.ru/preschool/index.html- Дошкольное образование.
-
http://www.kindereducation.com - Дошколенок.
-
http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседы по обучению детей речевому этикету «Зачем нужны вежливые слова?»
Педагог: Что было бы, если бы никто не знал таких слов? Можно ли поздороваться со взрослым человеком словом привет? Почему? Когда лучше поздороваться не словом, а поклоном или жестом руки? Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах? Жевать жевательную резинку? Кто первым говорит слова приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка? Надо ли здороваться со своими близкими? Что означают слова расставания?
б) Игра со звуками и рифмами.
Воспитатель читает детям стихи, приглашая принять участие в этом.
Просыпайся!
Просыпаюсь!
Поднимайся!
Поднимаюсь!
Умывайся!
Умываюсь!
Обливайся!
Обливаюсь!
Вытирайся!
Вытираюсь!
Одевайся!
Одеваюсь!
Собирайся!
Собираюсь!
И прощайся!
И прощаюсь!
До свидания!
(И. Лопухина)
Детям предлагается придумать слова - прощания: всего хорошего, всего доброго, счастливого пути, в добрый час, желаю удачи (пока, чао, до скорой встречи, до скорого, до завтра и т. д).
Текст для чтения. «Садитесь, пожалуйста!»
Мама, Нюша, и Федя отправились в гости к Нине Михайловне.
Мама сказала: Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети. Нюша села у окна, Федя - рядом с ней. Нюша! - закричал Федя на весь автобус. -Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно! Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился: Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите. Женщина ответила: Спасибо, мальчик. Мальчик ответил: Пожалуйста, не стоит благодарности.
Беседа:
-
Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Федя? (Сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимание на то, что рядом стояла женщина.)
-
Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.
-
А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.
-
А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.
Текст для чтения
1. Звонит телефон. Федя берет трубку:
Беседа: Понравился ли вам разговор мальчиков? Как вы думаете, какие слова не нужно употреблять в речи? Исправьте Федины ошибки. Научите Федю правильно разговаривать по телефону. Как следует правильно набрать номер телефона?
2.Федя звонит Юре. Трубку берет Юрин папа.
3. Звонок Нюши маме Маши.
-
Алло! Здравствуйте. Это говорит Нюша Муратова. Мы с Машей играем в больницу. Разрешите ей, пожалуйста, еще немного побыть у нас.
-
Хорошо, Нюша, играйте. Передай Маше, чтобы через час она была дома. Спасибо, что позвонила.
-
Пожалуйста. До свидания.
Беседа: Сравните эти два разговора. Кто из детей лучше умеет говорит по телефону? Нюша здоровается и называет себя. Она вежливо выражает свою просьбу. А Федя? Понравился ли Юриному папе такой разговор? Исправьте Федины ошибки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие речевого этикета
Игра « Кто больше знает вежливых слов?»
В эту игру лучше играть со взрослыми.
Ребята становятся в круг. Водящий-взрослый, находясь в центре этого круга, обращается к любому из частников игры и задает ему вопросы.
-Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)
- Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?( здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер)
-Какие слова мы произносим когда извиняемся перед кем-нибудь?(Простите, извините, прощу прощения)
-Какие слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего доброго, спокойной ночи, до свидания)
Игрок который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем оказывается тот, кто ответил на все вопросы водящего без запинки.
Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым»
Цель. Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам.
Дидактический материал - игрушка Буратино, другие игрушки.
Подготовка. Перед игрой педагог дает детям задание понаблюдать за поведением окружающих, запомнить вежливые слова, которые они используют при общении.
Ход игры. Педагог разговаривает с детьми и с игрушечным Буратино.
Педагог. Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях!
Дети. Буратино.
Педагог. А почему Буратино молчит? Пришел, не поздоровался снами, ничего не говорит. Что же с ним случилось? Знаете, что мне рассказал Буратино? Сегодня он играл с ребятами из другой группы и поссорился с ними. (Обращается к игрушке.) Буратино, а почему ты поссорился с детьми?
Педагог (детям). Знаете, сначала Буратино захотел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом Буратино надоело играть с машинкой, и он сломал ее. Увидел Буратино у девочки красивую куклу и отобрал ее. Надоело Буратино играть, и стал он потихоньку дергать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Рассердились ребята на Буратино и прогнали его из группы. Ребята, как вы думаете, почему Буратино прогнали и не захотели с ним играть?
Дети отвечают.
Педагог. Да, Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к игрушке.) Когда ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Буратино?
Буратино. Я отберу эту игрушку.
Педагог. А что вы будете делать, ребята?
Дети. Мы скажем: Дай, пожалуйста, поиграть.
Педагог. Буратино, когда тебя угощают, что ты говоришь?
Буратино. Ничего.
Педагог. А вы что говорите, ребята?
Дети. Мы говорим: Спасибо.
Педагог. Буратино, а ты защищаешь слабых? (Обращается к детям.) А вы кого защищаете от обид, дети?
Дети. Девочек, они слабые, нежные, хрупкие.
Педагог. А какие волшебные слова вы еще знаете?
Дети. Доброе утро, здравствуйте, извините, благодарим, будьте добры, всего хорошего.
Педагог. Давайте научим Буратино, как надо входить в группу, как надо просить игрушки, как надо относиться к девочкам.
Дети начинают учить Буратино правилам хорошего тона.
Ты все понял, Буратино?
Буратино. Я все понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова. Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.
Педагог. А теперь мы все будем играть и говорить друг другу волшебные слова. И вы увидите, какие вы все добрые и вежливые.
Буратино. Алеша, у тебя такая красивая машинка. Пожалуйста, дай мне с ней немного поиграть. Большое спасибо.
Педагог. Ай да Буратино! Научился-таки у наших детей вежливости.
Буратино. Таким я теперь буду всегда!
Волшебный стул.
Цель. Воспитывать умение быть ласковым, анализировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход. Один ребенок садится в центр на волшебный стул остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Дидактическая игра «Умей извиняться»
Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова извините, простите.
Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: Не отдам!
Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: Играть давай!
Дополнительно может быть использовано стихотворение Н. Юсупова Кто кого любит. Педагог предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.
Пошел я гулять,
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать.
Меня изловчилась
За ухо поймать.
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
Простите меня, -
Я шепнул виновато.
Ступай, - улыбнулась, -
Прощаю пока, -
И ухо мое отпустила рука.
Простите…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Педагог. Можно ли считать извинение мальчика искренним? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пословицы и поговорки «О ласковом слове»
Предложенные пословицы и поговорки о значении речи в жизни людей, содержащие различные формы обращений, пожеланий в различных ситуациях общения помогут детям глубже понять важность освоения культуры речи, обогатить свой язык, сделать его выразительнее.
-
Вежливости открываются все двери.
-
Ласковое слово и кошке приятно.
-
Слово жжет хуже огня.
-
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-
Плохое слово, что грязная вода.
-
Ласковым словом и мед растопишь.
-
Ласковое слово, что вешний день.
-
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
-
Краткое слово гнев побеждает.
-
Каков привет, таков и ответ.
-
На добрый привет, добрый совет.
-
В долгий век и в добрый час.
-
Жить да молодеть, добреть да богатеть!
-
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
-
Просим к нашему хлебу - соли!
-
Просим в избу: красному гостю красное место.
-
Чем богаты, тем и рады.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры - инсценировки « Правила речевого этикета»
Действующие лица: Незнайка, Знайка, ведущий.
Ведущий: Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не было стыдно ни вам, ни вашим родителям, ни вашим друзьям. Сегодня к нам в гости придут Знайка и Незнайка, и с ними вместе мы поговорим о «добрых» словах.
Под музыку входят Знайка и Незнайка.
Знайка: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка (сквозь зубы): Привет.
Знайка: Что же ты невеселый такой сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Незнайка: Плохо справился я с заданием.
Знайка: Почему?
Незнайка: Потому что не умею я себя сдерживать.
3найка: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
Незнайка: Вот еще! Кто не хочет, пусть не разговаривает, плакать не буду.
Знайка: Незнайка, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Незнайка: Что значит — каким тоном? Обыкновенным.
Знайка: Подожди, Незнайка, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ответы ребят) Я заметил, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.
Незнайка: Не было такого, не было, не было... Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Тюбик поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу Шпунтику поставила, и я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Ответы ребят)
Знайка: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Незнайка: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут, а, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.
— Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Знайка?
Знайка: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это. (Уходят под музыку.)
Игра-инсценировка «Телефонный разговор»
Действующие лица: кукла Барби, ведущий.
Ведущий: Ребята, утром мне позвонила Барби, она обещала прийти к нам сегодня в гости. (Стук в дверь.) А вот, наверное, и она. Заходи, кукла Барби.
Барби: Здравствуйте, ребята! Как давно я вас не видела и очень соскучилась. Мне бы очень хотелось посмотреть альбом «Добрых дел». (Рассматривает альбом и беседует с детьми.)
— Ой, ребята, я совсем забыла, мне нужно срочно позвонить своему другу Кену. У вас в группе есть телефон? Надо поздравить его с днем рождения.
Ведущий: Пожалуйста, Барби, можешь позвонить.
Барби: (Звонит.) Алло! Здравствуй, Кен! Ты меня хорошо слышишь? Я поздравляю тебя с днем рождения и хочу пожелать тебе здоровья, веселого праздника и отличного настроения! До встречи! Пока!
Ведущий: Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А кому вы звоните? (Беседа.)
Барби: Ребята, умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? Какие правила телефонного этикета вы знаете?
Как бы вы поступили:
— Если ты набираешь номер и к телефону подходит мама твоей подруги?
— Ты набираешь номер, тебе отвечают, и оказывается, что ты не туда попал?
Ведущий: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы Барби. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Алло». Разделитесь на пары, кто кому хотел бы позвонить.
Ребята инсценируют различные телефонные разговоры.
Ведущий: Итак, ребята, телефон — замечательная вещь! И что бы мы без него делали?!..
Барби: Но нужно, ребята, помнить о том, что в разговоре по телефону необходимо соблюдать правила этикета. Давайте еще раз их вспомним. За каждый правильный ответ вы получите от меня значок.
• Звонит телефон. Подойди к телефону, возьми трубку, ответь «Алло» или «Да».
• Не занимай телефон пустыми длинными разговорами — может, кому-то нужно срочно вызвать «Скорую помощь».
• Невежливо звонить кому-нибудь рано утром или поздно вечером: можно побеспокоить людей.
• Извинись, если ты не туда попал.
• Попроси разрешения позвонить, когда ты бываешь у кого-то дома (если это необходимо).
Барби: Ребята, вы молодцы, вы культурные и воспитанные дети. Я прощаюсь с вами. До встречи, ждите моего звонка, я спешу на день рождения к Кену.