Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 3 курса,
специальность 44.02.02,
группа – ПНК-3Б
Горчакова
Алина Александровна
Самостоятельная работа на уроке как средство повышения уровня познавательной активности младших школьников
Курсовая работа
Руководитель: Марина
Валерьевна Политова,
преподаватель
высшей категории
Дзержинск – 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………........7
1.2. Сущность самостоятельной работы и её виды……………………………12
1.3. Требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке………………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития школы определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Обучение – специально направленный процесс при котором педагог организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для овладения ими знаниями, умениями и навыками, развитию креативных, творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, – основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая свойственна каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно - исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как больше нового.
Среди факторов, способствующих формированию познавательной активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого ученика позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребёнка, авторы исследовавшие эту проблему, выделяли общение Д.Б. Годовикова [8], Т.М. Землянухина [12], М.И. Лисина [16], потребность в новых впечатлениях Л.И. Божович [4], общий уровень развития активности Н.С.Лейтес [17].
Умение приобретения знаний складывается у учащихся прежде всего в процессе выполнения ими самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения, стоящих перед ними проблем-задач.
Однако учёными установлено, что до сих пор в теории и практике обучения не решена проблема разумной организации самостоятельных работ учащихся. Это создаёт трудность на пути привития школьникам любви и способности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Школьники зачастую выполняют огромное количество всевозможных знаний, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят.
На мой взгляд, важная роль в развитии познавательной активности принадлежит самостоятельным работам. Мы исходим из того, что самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Под самостоятельной работой понимают любую организованную учителем деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической дели в специально отведённое для этого время.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления школьника, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим школьником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся.
Самостоятельная работа – это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы, как представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок.
Актуальность темы связана с проблемой умственного воспитания младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности детей. Проблема
познавательной активности относится к традиционным темам отечественной
психолого-педагогической науки.
На сегодняшний день, в условиях мощного экономического развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека. Поэтому система образования должна обеспечить качественно новый уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. Федеральные государственные образовательные стандарты [1] уделяют внимание развитию личности школьника, формированию качеств, интеграция которых позволит обеспечить социальную успешность подрастающего поколения. Уже в начальных классах претерпевают изменения первостепенные цели обучения: на первом месте познавательная функция, культ активности, самостоятельности, нестандартности мысли, что обеспечивает развитие интеллекта ребёнка.
Главная задача учителя – добиться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов детей. Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Когда ребёнок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности обучающихся, ведь дети должны не только усвоить определённую сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, активизирующими познавательную деятельность.
К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задачи творческого характера, нестандартные задачи. Развитию познавательной активности в начальных классах важно уделять особое внимание ещё и потому, что именно в этих классах формируются основные интеллектуальные умения.
Проблема: каким образом использование самостоятельной работы на уроке может способствовать повышению уровня познавательной активности младших школьников.
Объект исследования: процесс повышения познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: самостоятельная работа как средство повышения уровня познавательной активности у младших школьников.
Цель данного исследования: определение оптимальных условий использования самостоятельной работы как средство повышения уровня познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
Изучить сущность и классификацию самостоятельной работы.
Определить требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
Подобрать диагностические методики по определению уровня познавательной активности у младших школьников.
Разработать комплекс заданий для организации самостоятельной работы по литературному чтению для учащихся.
Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся в начальной школе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1.Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Прежде, чем рассмотреть основы организации познавательной активности, обратимся к основным понятиям «познание», «активность» и «познавательная активность».
По Г.М. Коджаспировой [14], познание – это обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса.
Познание – это сложный процесс, который состоит из неотделимых между собой двух компонентов.
Информация, которая состоит из сведений, фактов событий и мыслительных процессов, необходимые для приобретения и переработки информации составляют первый компонент. А именно:
- чем интересуется человек, каким вещам отдаёт предпочтение для познания;
- какими способами и средствами получает информацию;
- как происходит процесс переработки информации: что делает человек с полученной информацией – систематизирует, упорядочивает,
собирает, забывает, и тд.
Сама информация (сведения, события жизни, факты) это не главная цель, она не рассматривается как знание ради знаний. Ни в коем случае. Информация – прежде всего средство, при помощи которого можно развить процессы, умения, навыки, способы познания необходимые для познавательного развития.
Под вторым компонентом подразумевается само отношение к информации. Ярко выражается этот компонент у детей. Они готовы познавать то, что вызывает у них симпатию, и наоборот не хотят даже слышать о том, что им не привлекательно, к чему относятся отрицательно.
Познание представляет собой процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определённые представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах.
Познание можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний.
Результаты познания, как правило, не неподвижны, они не остаются в сознании человека, а передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей таких как книги, рисунки, объекты культуры и так далее.
Понятие «активность» рассматривается исследователями как общенаучное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» (от франц. аctivite – сила действия) понимается как деятельное поведение.
Целесообразно рассмотреть и понятие «деятельность». В философии, под понятием деятельность заключалась человеческая форма отношения к окружающему миру, изменяя и преобразуя его. При этом выделяется обилие видов деятельности: материальная и духовная, репродуктивная и творческая, созидательная и разрушительная и т.д.
В психологии под деятельностью понимается система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно воздействует на объект, за счёт чего он удовлетворяет свои потребности.
По Г.М. Коджаспировой деятельность – форма психической активности личности, включающая в себя цель, мотив, способы, результат, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
В.С. Степин [22] утверждал, что деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся её компонентами. При этом в качестве объектов преобразования могут выступать и природные предметы, и люди как результат образовательного процесса.
Понятие «деятельность» можно определить, как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Но что же такое активность, если деятельность является её видом. В психологии термин «активность» трактуется как деятельное состояние живых организмов, условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.
М.И. Лисина понятие активности также связывает с деятельностью и рассматривает её в трёх аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность. В работах Б. Г. Ананьева [2] активность выделяется как показатель его индивидуальности.
В социологии активность понимается как деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения.
В педагогике термин «активность» определяется как способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества, а также деятельное отношение личности к миру.
Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Ещё Я.А. Коменский [15], великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитие личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только
вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их».
В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский [23]определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» .
Ряд учёных (Л.Н. Клименко [13], М.И. Лисина [16]) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:
самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка,
направленную на познание окружающей действительности;
- самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения.
Интересной является точка зрения Д.Б. Богоявленской [3] , использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы.
Подчеркивая деятельностную природу познавательной активности, некоторые ученые объединяют познавательную активность с деятельностью, а именно определяют ее как:
состояние готовности к познавательной деятельности;
продуктивную деятельность, направленную на формирование
устойчивых познавательных интересов и мотивов;
составную часть мыслительной деятельности человека.
В своем исследовании О.О. Денина [10] отождествляет понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность». По мнению ученого, между этими понятиями больше общего, чем различного. Активность проявляется через деятельность. Деятельность всегда характеризуется большей или меньшей степенью активности. Согласно О. О.
Дениной познавательная активность является и целью деятельности, и средством ее достижения, и ее результатом.
И.А. Чернышев [26], рассматривая познавательную активность, как свойство личности школьника, раскрывает ее содержание в учебной деятельности через отношение ученика к учению, стремление овладеть способами познания и мобилизацию волевых усилий на достижение цели обучения.
Аналогичную точку зрения относительно понимания познавательной активности, как личностного качества высказывают В.В. Щетинина [27], Г. И. Щукина [28] и др. определяя познавательную активность, как качество личности, которое подготавливает к самостоятельной деятельности по поиску новой информации, выделению проблем и поиску путей их решения; умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, для решения проблем.
В.В. Щетинина познавательную активность связывает с творческой деятельностью. По мнению ученого, познавательная активность проявляется в активном, интенсивном изучении действительности для реализации приобретенных знаний, умений в творческой деятельности.
Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить признаки познавательной активности:
отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной
деятельности;
стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции,
самоорганизации, самоконтролю, самооценке;
стремление к учению, умственное напряжение и проявление
волевых усилий;
неустанный интерес к поиску новых знаний, стремление к
поисковой деятельности;
творческая реализация полученных знаний и умений.
Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности выражающее стремление к познанию, и как деятельность.
Вывод. Анализ литературы показал, что познавательная активность создается непосредственно в познавательной деятельности; способствует интеллектуальному развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний. Познавательная активность не позволяет «топтаться» на месте, быть зависимым, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит за него задачу. Познавательная активность «толкает» человека к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, прочитать, написать, сделать.
Сущность самостоятельной работы и её виды
В педагогической науке еще не сложилось единое понимание сущности
самостоятельной работы. Анализ опубликованных трудов свидетельствует,
что методисты и учителя-практики раскрывают сущность самостоятельных
ребят через описание либо форм организаций учебных занятий, либо путей
руководства ее выполнением. В саму этого самостоятельная работа одними
авторами определяется как метод обучения; другими – как прием учения; третьими – как форма организации деятельности учащихся.
Р.М. Микельсон [18] под самостоятельной работой понимает «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя».
Пытаясь раскрыть сущность самостоятельных работ только по внешним связям, автор недооценивает такой важный признак, как активность учащихся в их умственных и практических действиях. Совсем иначе определяет самостоятельную работу Р.Б. Срода [21]: «Под самостоятельной работой учащихся мы подразумеваем такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного проявления инициативы».
С психологической точки зрения рассматривает самостоятельную работу учащихся В.К. Буряк [6]. Любая деятельность человека, считает он, состоит из множества поведенческих актов, которые суммируются внешними
внутренними раздражителями, воздействующими через органы чувств на кору головного мозга. В.К. Буряк полагает, что при организации самостоятельной работы предложение учителем конкретного задания учащихся влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений.
Анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующим практическим опытом учащиеся осознают и обдумывают цель задания, предусматривают настоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно получают те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться выполняя задания (первое звено поведенческого акта). Второе звено – это осуществление намеченных практических действий. Третье звено – анализ достигнутых результатов действия, их сопоставление с
намеченной целью и предполагаемым результатом (самоконтроль). Если при
этом цель и предполагавшиеся результаты самостоятельной работы совпадают с полученными результатами и полезный эффект деятельности обеспечен, то возбуждение коры головного мозга затухает и поведенческий акт заканчивается. Если обнаруживается несоответствие намечавшихся и полученных результатов, то контроль за действиями усиливается, поиски продолжаются, пока цель не будет достигнута и задание выполнено.
В.К. Буряк отмечает, что в процессе самостоятельной работы внутренние мыслительные процессы школьников связаны с практическими действиями. При выполнении практических действий усиленно проявляется чувственное познание. Оно сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит новые для учащихся представления и понятия, которыми следует овладеть. Осуществляя самоконтроль, школьники снова переходят к абстрактным аналитике-синтетическим процессам. Все эти особенности самостоятельной деятельности школьников необходимо учитывать, определяя характер формулировок заданий.
Достичь эффективности различных видов самостоятельной работы, обеспечить целенаправленное учение школьников и осуществить управление этим учением, по мнению В.К. Буряк можно только при соблюдении характерных признаков этих гаданий. Заданиям для самостоятельных работ при изучении естественнонаучных дисциплин свойственно частичное или полное воспроизведение какого-либо метода Они опираются на запас ранее усвоенных теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Поэтому задания, как считает В.К. Буряк, должны содержать новый для учащихся материал, а так же обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учеником. По мере того, как школьники овладевают умениями и навыками самостоятельной работы, содержание заданий последовательно усложняется, стимулируя самостоятельность деятельности. В старших классах самостоятельная работа
приобретает более углубленный исследовательский характер, поэтому ее образовательная ценность возрастает.
Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся дает Б.П. Есипов [11]. Он указывает, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задаче цели, проявляя свои умения и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
Однако считается, что в этой концепции существуют и слабые стороны, во первых, недостаточно полно представлен существенный признак – творчество ученика, которое в структуре познавательной деятельности школьника является неотъемлемым признаком процессуальной и продуктивной сторон деятельности учащихся. Во-вторых, недостаточно отражено единство процессуальной и логико-содержательной сторон каждого вида самостоятельной деятельности (П.И. Пидкасистый).
Эти слабые стороны концепции Б.П. Есипова были учтены Н.Г. Дайри [9], который выделил в самом понимании сущности самостоятельных работ признаки: учащийся ведет ее сам, без посторонней помощи; он опирается на собственные знания, жизненный опыт, рассматривает и решает проблему по-своему, выражая личное отношение, проявляя творческую инициативу, творческое начало.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
По методу самостоятельной работы учащихся:
наблюдение; упражнение; работа с текстом учебника.
2. По звеньям учебного процесса:
задания на восприятие с целью изучения нового материала;
задания на применение знаний и формирование умений;
задания на закрепление и повторение учебного материала;
задания на обобщение учебного материала.
3. По характеру познавательной деятельности:
воспроизводящий по образцу;
реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4. По характеру руководства:
подробные инструкции; краткие инструкции.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
индивидуальные; фронтальные;
групповые; парные.
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий уровня, сформированности учебной деятельности и возможности каждого ребёнка.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).
2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).
3. Решение задач и выполнение практических работ.
4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).
5. Доклады и рефераты.
6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Техническое моделирование и конструирование.
Требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа учащихся требует тщательной подготовки к ее организации проведению. В.В. Репьев [20] выделил некоторые необходимые условия проведения самостоятельных работ: 1) задание дается для всех учеников устно или письменно, в некоторых случаях задания могут быть индивидуальные, тогда они даются на билетах, карточках с чертежами, сопровождаются выдачей учащимся того или иного раздаточного материала; 2) в случае необходимости предложенное задание сопровождается пояснениями минимально необходимыми инструкциями преподавателя о том, как выполнить его, каких результатов предстоит добиться; 3) самостоятельная работа характеризуется тем, что учащимся предоставляется время для ее выполнения. Продолжительность этого времени зависит от содержания задания, особенностей его выполнения и возраста учащихся: она колеблется от нескольких минут до двух уроков. 4) выполнение заданий учащимися сопровождается консультацией преподавателя, оказанием минимальной помощи тем, которые нуждаются в этом, учитель изучает работы каждого ученика, вносит в нее коррективы, улучшающие и рационализирующие работу; 5) самостоятельная работа учащихся заканчивается беседой, цель которой подвести итоги, сделать обобщение, четко сформулировать теорему или правило, поверить качество доказательства или вывода правила, сделать замечания о выполнении упражнений, оценить работу класса, бригад, отдельных учащихся.
П.И. Пидкасистый [19] сформулировал основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке: любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы; самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы; обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы; назначение самостоятельных работ – развитие познавательных способностей, инициатива в принятии решений, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму их шаблонное выполнение; содержание самостоятельной работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца; самостоятельные работы организовываются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.
Таким образом, планируя самостоятельную работу необходимо:
1. Предусматривать ее место в структуре урока.
2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.
4. Определить форму заданий.
5. Установить оптимальную длительность работы.
6. Подбирать соответствующий дидактический материал.
7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Выводы по 1 главе
Познавательная активность - это процесс, который непосредственно создается в познавательном процессе, способствующий интеллектуальному развитию человека. Она не только предполагает потребность в решении задач познавательного характера, но и требует практического применения полученных знаний.
Познавательная активность не позволяет людям оставаться на месте, быть зависимыми, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит за них задачу. Вместо этого, она поощряет людей к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, прочитать, написать, сделать.
Исследование опубликованных работ показывает, что специалисты в области методики и практикующие педагоги описывают самостоятельность учащихся через описание либо форм организации учебных занятий, либо способов руководства их выполнением. При это одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, другие – как прием учения, а третьи как форму организации деятельности учащихся.
Самостоятельную работу можно разделить на учебные задания (по методу самостоятельной работы учащихся, по звеньям учебного процесса, по характеру познавательной деятельности, по характеру руководства, по форме организации) и виды (работа с книгой, упражнения, различные лабораторные работы, доклады, рефераты, групповые и индивидуальные работы и тд).
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке: любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы; самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.
В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы; обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы; назначение самостоятельных работ – развитие познавательных способностей, инициатива в принятии решений, творческого мышления.
Ананьев Б. Г.
10