СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа STEM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа STEM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Государственное Бюджетное Учреждение

Калининградской области

Профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»



КУРСОВАЯ РАБОТА


По теме «STEM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнена обучающейся Цыбульской Мариной Андреевной

Группы - 32-дошк. группы


Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

44.02.01 Дошкольное образование


Форма обучения: очная

Руководитель Радс Тийя Пеетеровна ___________________

(подпись, дата)



Заведующий кафедрой

«Дошкольной и специальной педагогики» ___________ / Радс Т.П. /


г. Черняховск, 2024

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты STEM технологии у детей дошкольного возраста.

1.1 Особенности STEM технологии в дошкольном образовании ...………...……5

1.2. Характеристика понятия познавательный интерес………………….………12

1.3. Анализ парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническом творчестве SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………………….………………………………..17

Глава 2. Практическая работа по изучении опыта работы воспитателя по использованию STEM-технологии в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста………………….……………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………..….29

Приложение



Введение

В дошкольном возрасте происходит возрастание произвольности, которое проявляется в сосредоточенности и устойчивости внимания, восприятия, долговременности сохранения образов в памяти, обогащенном воображении. Однако произвольность познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста возникает лишь при условии проявления волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственным побуждениям. Важнейшим показателем познавательного развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Поэтому Стандарт ориентирует на включение ребенка в такие виды деятельности, которые соответствуют его возрасту. Большие возможности открывает техническое конструирование. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Увлекательный мир технического прогресса вызывает большой интерес у детей с раннего возраста.

Становление познания дошкольников в процессе технического конструирования эффективно. Оно полностью отвечает интересам детей, их способностями возможностям. Ребенок– прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки, через техническое конструирование реализуются особенно быстро.

STEM технология — это инновационная методика, которая позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у детей. STEAM-технология основана на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции пяти образовательных модулей: Дидактическая система Ф. Фрёбеля», Математическое развитие», «Мультстудия «Я творю мир», экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование»в единую схему обучения. Методику STEAM сегодня назы

вают самым современным и перспективным трендом в образовании.Основой исследования являются работы: Т. Алиевой, Г. Урадовских, Н. Терского, Т. Борисовой, Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Авериной, И.И. Валишиной, А.Н. Атаровой.

С помощью STEM-технологии дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, инициативность. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Актуальность. Одной из актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог – это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени. В настоящее время появились педагогические технологии, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста. Одной из таких технологий является STEM-технология.

Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования – STEM – технология как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретическое обоснование возможностей STEM – технологии как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты STEM технологии у детей дошкольного возраста.

1.1 Особенности STEM технологии в дошкольном образовании.

Появление в российской системе дошкольного образования STEAM технологий связано активно развивающимися технологиями в рамках Национальной технологической инициативы. В систему образования приходят цифровые образовательные решения, технологии 3D моделирования, робототехнического конструирования и другие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является Технология STEАM-образования

Термин STEM, появился в США и расшифровывался как: Science(наука); Technology (технологии); Engineering (инженерия); Mathematics (математика). Процесс реализации STEM подхода в дошкольном образовании показал необходимость включения методов, которые развивают такие важные качества дошкольников, как креативность, изобретательность. Появление в термине составляющей Arts –искусство, в полной мере отражает сущность детского познания, ориентированного на творческое восприятие и преобразование мира. Под «искусством» в концепции чаще понимают развитие творческого восприятия, обучение основам моделирования и художественно-технического проектирования, что позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным и насыщенным, но также дополнительно подтолкнуть учащихся к креативному решению поставленных задач.

При анализе STEM технологий в образовании важным является не только ориентация педагога на интеграцию разных областей наук и реализацию принципа метапредметности, а развитие познавательного интереса и способностей детей видеть проблему и решать образовательные задачи в совместной проектной деятельности.Реализация STEMS технологий на разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.

STEM технологий в дошкольном образовании это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс

В современной ситуации развития дошкольного образования появляется достаточно большое количество образовательных решений (конструкторы, цифровые лаборатории, робототехнические наборы и игры, компьютерно-игровые комплексы и т. п., имеющие в своей основе ресурсные возможности технологий STEMS. Задача воспитателя: увидеть эти возможности и применить в организации образовательной деятельности детей.У детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEM -технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Образовательные модули, которые входят в STEAM-технологию:

LEGO-конструирование

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов при помощи конструктора LEGO.

Образовательный модуль «LEGO - конструирование» способствует:

  • развитию способности у детей к практическому и умственному экспериментированию, любознательности и фантазии, что позволяет ребенку сделать собственный проект;

  • свободному овладению родным языком (коммуникативные навыки в процессе обобщения, планирования и комментирования процесса и результата собственной деятельности, а также развитие мелкой моторики, что также влияет на развитие речи);

  • умению пользоваться схемами при сборке, создавать новые образы, использовать аналогию.

Математическое развитие

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, шахматы, игры В. В. Воскобовича, блоки Дьенеша круги Луллия и др. Данный модуль способствует:

  • умственному развитию дошкольников при реализации комплексного решения математических задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет;

  • формированию и усвоению знаний предусмотренными программными требованиями;

  • развитию в познавательно - исследовательской деятельности, которая осуществляется в процессе игры.

Экспериментирование с живой и неживой природой

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Модуль способствует:

  • развитию наблюдательности, творческих и умственных способностей у дошкольников и развитию ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;

  • умению мыслить самостоятельно, осознанно и бережно относиться ко всему окружающему;

  • формированию у ребенка первичной естественнонаучной картины мира, экологического сознания и основ безопасности в процессе взаимодействия с окружающим миром;

  • речевому развитию, так как дошкольнику нужно правильно задавать вопросы, самостоятельно делать выводы, а также аргументировать и обосновывать обнаруженные закономерности.

Дидактическая система Ф. Фребеля

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста. Модуль способствует:

  • умению экспериментировать с предметами окружающего мира;

  • освоению математической действительности путем действий с     геометрическими телами и фигурами;

  • освоению пространственных отношений;

  • конструированию в различных ракурсах и проекциях.

Мультистудия «Я творю мир»

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Модуль способствует:

  • освоению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

  • освоению медийных технологий;

  • организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Робототехника

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования. Модуль способствует:

  • развитию логики и алгоритмического мышления;

  • формированию основ программирования;

  • развитию способностей к планированию, моделированию;

  • обработка информации;

  • развитию способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

В основе STEM - технологии лежат четыре принципа:

  1. Проектная форма организации образовательного процесса, в ходе которого дети объединяются в группы для совместного решения учебных задач.

  2. Практический характер учебных задач.

  3. Межпредметный характер обучения: учебные задачи конструируются таким образом, что для их решения необходимо использование знаний сразу нескольких учебных дисциплин.

  4. Охват дисциплин, которые являются ключевыми для подготовки инженера или специалиста по прикладным научным исследованиям.

Внедрение STEАM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть познавательный и творческий потенциал ребенка.

STEАM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база.

Преимущества STEАM- образование в ДОУ

  • Развивают любознательность.

  • Помогают выработать инженерные навыки.

  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

. Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Стремительно растущий интерес педагогов к STEM-технологиям объясняется тем, что значительная часть задач и целевых ориентиров, которые установлены в ФГОС и ФОП ДО, могут быть реализованы с учётом идей, инструментов и методик, накопленных в рамках STEM-подхода.



    1. Характеристика понятия познавательный интерес.

Познавательный интерес широко исследовали в психологии и педагогике Б. Г. Ананьев, М. Ф.Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова.

Понятие «интерес» рассматривается разными авторами и имеет множество мнений Н.Ф. Добрынин ,С.Л. Рубинштейн и А.Г. Ковалев изучают интерес с психологической стороны. Например, С.Л. Рубинштейн раскрывает это понятие как проявление умственной и эмоциональной активности. А.Г. Ковалёв раскрывает более полно и приводит данное мнение: «Интерес – нестандартное отношение личности к объекту, вызванное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью»

По мнению Г.И. Щукиной интерес выступает перед нами как тенденция, потребность человека заниматься определенной областью явлений, которая приносит удовлетворение. В котором интерес является мощным побудителем активности личности.

Н.Г. Морозова характеризует интерес тремя обязательными моментами. К первому моменту автор относит наличие положительных эмоций по отношению к деятельности, второй момент включает наличие положительной стороны эмоций, третий момент определяется наличием мотива, идущего от выполняемой деятельности, т.е. деятельность должна привлекать и побуждать учеников ей заниматься. Как мы видим, интерес формируется и развивается в деятельности.

Анализ определений понятия « интерес» позволил выделить главные характеристики, которые определил М.Н. Скаткин, следующим образом: «Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)».

М.С. Якимова обращает внимание на то, что познавательный интерес является одним из важных мотивов. Эмоциональная деятельность в старшем дошкольном возрасте занимает особое место, и автор выделяет эмоциональное отношение к миру как ключевое.

В своей статье М.С. Якимова также выделяет стадии развития познавательного интереса, такие как, интерес-переживание, интерес-направленность, интерес-потребность:

  1. Первая стадия – интерес-переживание, меняется при соответствующих условиях в мотивах деятельности.

  2. Интерес-направленность способствует тому, чтобы школьник смог самостоятельно осмыслить, оценить объект своего интереса.

  3. Третья стадия, интерес-потребность, указывает на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику.

Важнейшей областью интереса является познавательный интерес. Он включает в себя все функции интереса, как психического образования, избирательный характер, наличие интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Познавательный интерес - это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое.

. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса дошкольника к познанию. Именно поэтому педагогу необходимо переводить дошкольников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Познавательный интерес у детей выражается в желание узнать новое, свойства предметов и их явления, посеять их суть, найти между ними связь.

Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их «познавательный интерес». Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности.

В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение новыми знаниями и сведениями об окружающем мире, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;

  2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Условия развития познавательного интереса – это исследовательские и практические действия ребенка. Важное и первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями. Организовывать познавательные действия следует, опираясь на уже развитые у ребенка потребности, и в первую очередь на его потребность в общении со взрослыми.






1.3 Анализ парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническом творчестве SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. в целевом разделе парциальной модульной программы содержится: пояснительная записка: цели, задачи и структура Программы; принципы построения Программы; характеристика развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста; ожидаемые результаты освоения Программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (дошкольный и начальный уровни образования).

Целью парциальной модульной образовательной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования.

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

В программе STEM-образовании описываются преимущество относительно моей темы: развитие интереса к техническому творчеству. STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию.

В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Данная парциальная модульная программа «» определяет содержание и организацию образовательного процесса для воспитанников дошкольного возраста в студийно-кружковой, а младшего школьного — во внеурочной деятельности. Данное содержание также может дополнять обязательную часть основной общеобразовательной программы.Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования.

Процесс развития познания можно разделить на несколько уровней, привязанных к определённому возрасту ребёнка. Каждый предыдущий уровень закладывает основу для последующего. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — очень важный период, когда ребёнок делает качественный скачок в своём развитии. В возрасте 5–7 лет знания о предметах и их свойствах расширяются, восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным и анализирующим, ребёнок приобретает свой личный опыт и одновременно усваивает опыт общественный.

Содержательный раздел парциальной программы состоит из:

  • образовательных модулей: Дидактическая система Ф. Фрёбеля; Экспериментирование с живой и неживой природой; LEGO-конструирование; Математическое развитие; Робототехника; Мультстудия “Я творю мир”;

  • особенностей взаимодействия с семьями воспитанников;

  • особенностей организации педагогической диагностики.

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Кроме того, дидактическая система Ф. Фрёбеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования (science — наука, technology — техника, engineering — инженерия, mathematics — математика), поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

В образовательный модуль «LEGO-конструирование» разработана трёхчастная система творческого конструирования, которая состоит из трёх этапов. Первый этап: организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом.

Второй этап: решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщённых способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новыми материалами и в новых условиях.

Третий этап: организация конструирования по собственному замыслу детей.

В образовательном модуле «Математическое развитие»происходит знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно-пространственной среды.

Образовательный модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.

Важным критерием успешного развития детей является коммуникация образовательной организации с семьей. Программа «STEM-образование дошкольников и младших школьников» предполагает систему взаимодействия посредством вовлечения родных и близких ребёнка в процесс его систематизированного воспитания и обучения.

В программе описана педагогическая диагностика достижений ребёнка при освоении программы «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО» предполагает систему мониторинга формируемых качеств в процессе наблюдений педагога за деятельностью детей по освоению образовательных модулей с целью выявления: способов деятельности и их динамики; интересов, приоритетов и склонностей ребёнка; индивидуальных личностных и познавательных особенностей; коммуникативных способностей.

В организационный раздел программы входит: методическое обеспечение программы; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»; развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой»; развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «LEGO-конструирование»; развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Математическое развитие»; развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника»; структура организации деятельности детей в рамках программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».



ГЛАВА 2. Практическая работа по изучению опыта воспитателя «Модель реализации «STEM-образование». Была проведена реализация «дорожной карты» на 2023-2024 учебный год:
  • онлайн встречи с научными руководителями инновационных проектов;
  • круглый стол с руководителями инновационной площадки «STEM-практика»;
  • курсы повышения квалификации по направлениям работы инновационной площадки;
  • участие в Международном фестивале авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР».
Были выявлены главные задачи:
  1. Создать в образовательном учреждении технически оснащенную, современную образовательную среду, обеспечивающую повышение уровня творческого и технического развития обучающихся (STEM лаборатория).
  2. Продумать модель вовлечения детей в познавательную деятельность и научно-техническое творчество.
  3. Повысить компетентность педагогов в вопросе применения интерактивных технологий и современных технических средств обучения.
  4. Вовлечь родителей в совместное с детьми исследовательскую деятельность и техническое творчество.
Воспитатель прошел повышение квалификации «Реализация парциальной модульной программы «STEM-образование для детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО» и «Основы робототехники и LEGO-конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Предметная среда в детском саду и группе обширная, составляет в себе все 6 образовательных модулей с помощью которых у детей развивается познавательный интерес. Мной было просмотрена модель реализации «STEM-ТЕХНОЛОГИИ». Таблица

ДНИ НЕДЕЛИ

«STEM-ТЕХНОЛОГИИ»

Понедельник

1 неделя

2 неделя


Дидактическая система Ф. Фрёбеля

Математическое развитие /все группы/

Вторник

1,3 неделя


2,4 неделя


Робототехника со сложными конструкторами LEGO Education WeDo 2.0/старшие группы/ Робототехника (робот Bee-Bot) /все группы/

Среда

3 неделя


LEGO-конструирование /все группы/

Четверг

Мультстудия /старшие группы/

Пятница

2 неделя


Экспериментирование с живой и неживой природой /все группы/



Таблица

Расписание совместной с педагогом деятельности

Подготови-

тельная к школе группа

Понедельник

1 неделя Дид.система Ф. Фрёбеля 16.30-18.30

2 неделя Математическое развитие 16.30-18.30

Вторник

1,3 неделя Робототехника со сложным конструктором

2,4 неделя робототехника (робот Bee-Bot) 16.30-18.30

Среда

LEGO - конструирование 16.30-18.30

Четверг

Мультстудия 16.30-18.30

Пятница

Экспериментирование с живой и неживой природой 16.30-18.30



Проанализировала основную общеобразовательную программу МАДОУ «Детский сад № 122» «STEM – образование».

Непосредственно образовательная деятельность

  • «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»;

  • «Математическое развитие».

Включение дидактических игр, пособий в занятия.

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах.

  • Образовательные игровые и обучающие ситуации;

  • Игровое моделирование и экспериментирование;

  • Проблемно-игровые ситуации;

  • Дидактические и развивающие игры;

  • Исследовательская и проектная деятельности.

Самостоятельная детская деятельность.

  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Дидактические и развивающие игры;

  • Опыты и экспериментирование;

  • Исследовательская деятельность;

  • Конструирование;

  • Опыты и экспериментирование;

  • Проектная деятельность;

  • Художественно-творческая деятельность.

Образовательный модуль «LEGO-конструирование» за год было проведено 14 занятий по темам: «Животные», «Предметы мебели», «Транспорт», «Корабли», и другие. Из них 2 занятий по замыслу, 5 по образцу и 5 по схеме. На занятиях использовались динамические паузы, пальчиковые игры, дидактические игры и здоровьесберегающие технологии.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Участие в городских и региональных конкурсах: Проект «Какие секреты таит в себе мох?». Проект «Пыльная история». Проект «Робот-кашевар».

Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир’’». Созданы мультфильмы: «Колючий защитник», «Морская история», «Волшебный фонарик», «Электроша спешит на помощь», «Мудрая сова», «Волшебные слова», «Пыльный день», «Муравей и мотылёк».

Участие в городских, региональных конкурсах и международных фестивалях.

V Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир» (1 место, мультфильм «Электроша спешит на помощь») V Всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами» г. Москва (1 место в дошкольной возрастной группе, мультфильм «Мудрая сова») Муниципальный этап II фестиваля детского анимационного творчества «Снежные мультярики» в рамках проекта «Школа Росатома» (призёры, мультфильм «Морская история») Проект «Вишенка ТВ».

Образовательный модуль «Робототехника».

2 блок. Сложные конструкторы «LEGO WeDo 2.0» (Lego education) и «My robot time. Brain А»

1 блок. Программируемый робот «BEE-BOT»



Программируемый робот «BEE-BOT»

  • Составление и решение примеров;

  • Первые шаги малышей в робототехнику;

  • Программирование;

  • Математический квест летнего танца Bee-bot;

  • Дидактические игры.

«LEGO WeDo 2.0» (Lego education) и «My robot time. Brain А».

Создание робота: 1-ый этап - работа в программе LEGO Education WeDo 2.0. 2-ой этап - собирают конструкцию по образцу из программы 3-ий этап - СМАРТ ХАБ готовой модели подключают к ноутбуку по Bluetooth 4-ый этап - программирование робота в программе. С помощью блоков составляют алгоритм и запускают механизм.

Участие в городских и региональных конкурсах по робототехнике.

III областной чемпионат «BabySkills» - лучший программист компетенция «Робототехника».

XVI Региональный конкурс исследовательских работ, секция «Физика, математика и техника» номинация «За оригинальность» - проект «Робот-кашевар».

Городской конкурс по робототехнике - призёрами стали команды: «Изобретатели» и «Рободетки».

Совместная деятельность:

  • Дидактические игры с малышами с набором Ф.Фрёбеля;

  • Фестиваль «ЛЕГО-мастера»;

  • Рисование «Вагончики для паровоза»;

  • Образовательные ситуации;

  • Составление и решение примеров.



«День STEM» в летний период.

  • Логические задания и игры, кейсы практических математических ситуаций;

  • Игры с мягкими блоками Элтик;

  • Упражнения с блоками;

  • Игровая ситуация «Познакомь пчёлку с домашними животными».

Взаимодействие с семьей.

Совместные игры в вечернее время
Мастер-классы
Семинары-практикумы
Выставки
Конкурсы
Консультации
Обучающие видеоролики, карточки с образцами построек

Семинар-практикум по созданию мультфильмов

Мастер-класс по робототехнике



Фестиваль «Робототехника в нашем саду». Совместные игры в вечернее время. Мастер-классы. Семинары-практикумы. Выставки. Конкурсы. Консультации. Обучающие видеоролики, карточки с образцами построек. Фоточеллендж «Играем в LEGO всей семьёй». Игровой сеанс «Возможности LEGO». Экспериментируем дома.







Модуль «Мультсутудия» 5-7 лет

Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» 2,5-7 лет

Модуль «Робототехника» 5-7 лет

Модуль «Лего-конструирование» 2,5-7 лет

Модуль «Математическое развитие» 2,5-7 лет

Модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» 2-7 лет



Заключение

Тема курсовой работы – «STEM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель – теоретическое обоснование возможностей STEM – технологии как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования было выявлено, что с помощью STEM-технологии дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, инициативность. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Проанализированы: особенности STEM технологии в дошкольном образовании; характеристика понятия познавательный интерес; анализ парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническом творчестве SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изучила опыт воспитателя «Модель реализации «STEM-образование».

Таким образом, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута.

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

  3. STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 2. STEAMS практики в дошкольном образовании: [Сборник]/ сост. Е.К. Зенов, О.В. Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 306 с.

  4. Брыксина, О. Ф. STEM-образование: дань моде или необходимость? // О. Ф. Брыксина, Е. Н. Тараканова. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2016 года). Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование. – Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2016. – 321 с.

  5. Волосовец, Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.

  6. Зейналова, В. Б. STEM-образование в ДОО / В. Б. Зейналова // Инфоурок [Электронный ресурс].

  7. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. - М. : Академия развития, 2011. - 771 c.

  8. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с.

  9. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.

  10. Анисимова, Т. И. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова. Текст: непосредственный // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322–332.

  11. Использование дидактического потенциала STEM- и STEAM-технологий в решении задач / В. Н. Аниськин, С. В. Аниськин, Е. В. Замара, О. А. Янкевич. Текст: непосредственный // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы Четырнадцатой международной научно-практической конференции, Самара, 09–10 октября 2019 г. Самара, 2019. С. 19–24.

  12. Дорофеева, А. С. Анализ развития STEAM-образования в России и за рубежом / А. С. Дорофеева. Текст: непосредственный // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (54). С. 236–242.

  13. Морозова, О. В. STEAM-технологии в дополнительном образовании детей / О. В. Морозова, Е. С. Духанина. Текст: непосредственный // Баландинские чтения. 2019. Т. 14, № 1. С. 553–556.

  14. Шатунова, О. В. STEM- и STEAM-образование: от технологии к искусству О. В. Шатунова. Текст: непосредственный // Актуальные направления современной науки, образования и технологий: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 23 апреля 2020 г. Чебоксары, 2020. С. 259–263.

  15. Алиева, Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т. Алиева, Г. Урадовских. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание – 2015. - №9. – С. 113.

  16. Волосовец, Т. В. STEAM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т. В. Волосовец, В.А. Маркова.- Текст: непосредственный – 2017. – С.115.

  17. Беляк Е. А. Детская универсальная STEM-лаборатория // Дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4–8 лет: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. 472 с.

  18. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

  19. Международная сеть детских центров гармоничного роста развития «Точка роста». STEAM образование.– Текст: электронный // Точка роста: [сайт]. – URL:https://www.tochka-rosta.ru/STEAM/ (дата обращения: 01.04.2024).

  20. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ STEAM В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИКамилова Г.А., Султонова М.И., Бобожонова М.А.Вестник науки и образования. 2023. № 5-2 (136). С. 41-44.

  21. STEAM-ТЕХНОЛОГИЯ - НОВАЯ СТУПЕНЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Матихина Р.В. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2023. № 8. С. 96-102.

  22. STEAM ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Числова Р.Ш., Нуриева А.Р. В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 26-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В.А. Федорова. Екатеринбург, 2021. С. 357-359.

  23. STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКретинина В.Р.В сборнике: STEAMS практики в образовании. Сборник лучших STEAMS практик в образовании. Москва, 2021. С. 188-192.

  24. STEAMS ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙЛитвинова С.Н.В сборнике: Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника. Сборник научных статей по итогам Третьей Московской Международной научно-практической конференции, посвященной Дню воспитателя и всех дошкольных работников. Москва, 2023. С. 180-184.

  25. STEAM ОБРАЗОВАНИЕ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ФГОС ДОКириллина М.П.Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 4. С. 30-33.