СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников во внеклассной работе»

государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»









КУРСОВАЯ РАБОТА


Тема: Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников во внеклассной работе


44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

(углубленной подготовки)





Студентка 4 «А» группы: Руководитель: Грибенщикова Ю.В.

Каламбетова Мария Сергеевна преподаватель профессионального

цикла


Допущена к защите:

_________________

подпись руководителя




2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 8

1.1. Сущность и определение понятий «внеклассная работа», «этика», «доброжелательность», «этические чувства» 8

1.2. Методика работы классного руководителя по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе 13

II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 20

2.1. Опыт педагогов-практиков по данной проблеме исследования 20

2.2. Диагностический материал по выявлению уровня сформированности этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 36














ВВЕДЕНИЕ

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка быстрой адаптации к новым условиям существования. В современное время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря о духовности. Приходя в первый класс, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.Встает проблема: как в таких жестких условиях сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, что бы воспитывающая среда была как можно разнообразной, вариативной. Эта среда позволяет создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных областях: «здоровье», «общение», «семья», «труд», «познание», «культура». Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих областей.

Многие ученые-педагоги, такие как Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский и другие, в своих трудах рассматривают организацию внеклассной работы по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальное благополучие, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Внеклассная воспитательная деятельность позволяет младшим школьникам наилучшим образом познать себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретать жизненный опыт и формировать собственную систему ценностей, учась защищать себя и отстаивать человеческое достоинство, утверждаться и реализовываться в обществе, учиться чувствовать, переживать, радоваться жизни. 

Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. То, чем они занимаются, не должно приводить к чрезмерной утомляемости. Нельзя забывать о том, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Не следует чрезмерно упрощать какую-либо деятельность, потому что это снижает интерес, не содействует развитию способностей обучающихся. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных особенностей, так как при предъявлении недоступного резко снижается мотивационный настрой, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. С учетом возрастных особенностей детей учителю необходимо отбирать методы работы, искать возможности для их конкретного применения.

Объект исследования: внеклассная работа учителя в младших классах

Предмет исследования: этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников.

Цель исследования: теоретически изучить работу классного руководителя по организации внеклассной работы и развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Гипотеза исследования: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников будет проходить эффективнее, если учитель:

  • знает, сущность понятий «внеклассная работа», «доброжелательность», «этика», «нравственность» в рамках развитияэтических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности младших школьников;

  • владеетметодикойорганизации внеклассной работы по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • систематически организует внеклассную работу, с учетом диагностических материалов;

  • учитывает личностно-ориентированный подход во внеклассной работе.

Исходя из цели и гипотезы, нами определены задачи исследования:

  • Рассмотреть сущность и определение понятий«внеклассная работа», «доброжелательность»,«нравственность», «этика» нескольких авторов;

  • Описатьметодику работы классного руководителя по развитию эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе.

  • Изучить опыт педагогов-практиков по данной проблеме исследования;

  • Подобрать необходимый диагностический материал по выявлению уровня сформированностиэтических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Методыисследования:

Теоретические: анализ научно- педагогической и методической литературы, публикации по данной теме.

Практические: анализ опыта педагогов – практиков.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.






















ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 1.1. Сущность и определение понятий «внеклассная работа», «этика», «доброжелательность», «этические чувства»

Отечественная педагогическая наука рассматривает воспитательную деятельность с одной стороны, как систему действий педагога, направленную на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, а с другой – как особый вид педагогической деятельности, осуществляемый педагогом в системе педагогических отношений направленной на совершенствование людей и отношений между ними, создание благоприятных условий для развития личности, изучение микроклимата социальных общностей, в которые входитвоспитанник.[9, с 50]

Воспитательная работа включает в себя внеклассную работу. Этот термин рассматривают многие ученые, педагоги в своей работе.

В своих трудах В.С. Безруковаописывает внеклассную работу следующим образом-это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Внеклассная работа есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся.[2, с 140]

Л. М. Панчешникова считает, что внеклассная работа играет огромную роль для современной школы. В условиях постоянных изменений социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.[8, с112]

По мнениюЮ.К.Бабанского внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится внеклассная работа, как правило, учителями соответствующих предметов, работников шефствующих предприятий, родителям, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.[1, с291]

Итак, мы рассмотрели сущность понятий «внеклассная работа» авторов: В.С. Безруковой, Л.М. Панчешниковой и Ю.К. Бабанского. Можно сказать, что мнение авторов схоже. Они считают, что внеклассная работа один из видов организации воспитательного процесса. Внеклассная работа всегда проводится в коллективе ребят. Младшие школьники посещают различные культурные мероприятия, участвуют в конкурсах и олимпиадах, устраивают мероприятия на школьном и городском уровне. Каждый ребенок должен быть задействован в проведении внеклассной работы.

За основу мы взяли понятие Безруковой, которая считает, «внеклассная работа» это коллективная деятельность учащихсяв свободное от занятий время. Эта деятельность также вовлекает участников педагогического процесса, родителей. Данный вид деятельности является познавательным, развивающим личностную культуру младших школьников, опираясь на личностные и возрастные особенности. Во внеклассной работе происходит сплочение коллектива, развивается умение договариваться, слушать других, в общении не создавать конфликтные ситуации.

Подробно рассмотрим понятие «доброжелательность».

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова считают, что доброжелательность -доброжелательное отношение к какому-либо человеку.[7, с 165]

В своих трудахВ.А. Мижериковрассматривает«доброжелательность» как отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражаются миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.[6, с91]

В.С. Безрукова рассматривает «доброжелательность», какдуховно-нравственное качество личности, выражающее благорасположение, симпатию одного человека к другому, пожелание ему добра, блага, успеха; это способность человека радоваться чужим успехам, чужому счастью, чужой радости; это отсутствие зависти, мстительности и безразличия к людям; это умение прощать чужие ошибки, терпение к человеческим недостаткам. [2, с 243]

Ознакомившись с понятием «доброжелательность» авторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, В.А. Мижерикова и В.С. Безруковой, мы выяснили, что каждый автор дает схожее определение данному термину.Мнения авторов сходятся в том, что «доброжелательность» это положительное отношение к людей друг к другу, совместное совершение благих дел. Также «доброжелательность» это одно из положительных качеств личности человека.

Для нашего исследования мы взяли за основу определение Мижерикова. Он считает, что доброжелательность положительное отношение людей друг к другу, совместное совершение благих дел. Это одно из положительных качеств человека и умение быть гуманным, миролюбивым.

Для нашей работы необходимо выявить определение понятия «нравственность».

В.И. Загвязинский и А.Ф. Хакирова дают такое определение понятию «нравственность». Нравственность- форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Это качественно более высокоепо сравнению с моралью отношения к миру, людям и самому себе. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок.[4, с 110]

К.М. Хоруженко и А.В. Курепина считают, что нравственность- у конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественное мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззрение, убеждение и чувства совести. [12, с 61]

По мнению В.А. Мижерикова «нравственность»- то же, что и мораль. 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.[6, с 228]

Рассмотрев понятие«нравственность» авторов: В.И. Загвязинского и А.Ф. Хакировой, К.М. Хоруженко иА.В.Курепиной, В.А. Мижерикова мы пришли к выводу, что нравственность является координатором индивидуальности, которая контролирует поведение человека, опираясь на его мировоззрение, совесть, на собственные убеждения.

Изучив несколько понятий о нравственности, мы будем опираться на понятие Загвязинского и Хакировой,которыесчитают, что нравственность это форма сознания, которая развивает, как и общество, так и человека отдельно, опираясь на общечеловеческие ценности. Нравственно развитый человек действует на основе своих мыслей и понимает, что несет ответственность за свои поступки.

Любой педагог заинтересован в том, чтобы развить у детей лучшие качества. Но для того чтобы развивать у детей высокие нравственные качества, педагог и сам должен быть духовно и нравственно развит, и владеть знаниями этики. Рассмотрим понятие об этике.

К.М. Хоруженко и А.В. Курепиной трактуют данное понятие в нескольких вариантах 1)этика- философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль; 2)система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом. [12, с 117]

По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой этика понимается как: 1)философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; 2)совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы. [7, с901]

Л.В. Мардахаев считает, что этика это систем норм нравственного поведения человека профессиональной группы. [5, с 349]

Подробно рассмотрев понятие «этика»авторов:К.М. Хоруженко и А.В. Курепиной, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Л.В. Мардахаева мы пришли к выводу, что эти понятия авторы трактую практически одинаково. Этика- это наука о морали, моральных принципах, а также определенные правила поведения, выдвинутые обществом или группой.

Для нашего исследования за основу мы взяли понятие «этика» Ожегова и Шведовой. По их мнению «этика»- это наука, занимающаяся изучением морали, её принципах развития. Также этикаэто определенные правила поведения в обществе, каком-либо коллективе.

Мы рассмотрели сущность понятий «внеклассная работа», «доброжелательность», «этика». Теперь можем изучить методику организации и проведения внеклассной работы в младших класса.



1.2. Методика работы классного руководителя по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе

Внеклассная воспитательная работа включает организацию различных видов деятельности и общения детей во внеурочное время, которые обеспечивают их воспитание и социализацию, а также взаимодействие и педагогическую поддержку родителей младших школьников.

При организации внеклассной воспитательной деятельности в начальной школе классный руководитель должен учитывать:

  • индивидуальные особенности развития, окружение, интересы ученика, а также комплекс методов и форм индивидуальной работы применительно к учащимся начальной школы;

  • сложившуюся воспитывающую среду класса, которую определяет наличие благоприятной эмоциональной атмосферы, умение учащихся включаться в разнообразные виды внеклассной деятельности, сплоченность коллектива, развитие детского самоуправления;

  • взаимодействие младших школьников с окружающим социумом: педагогам и ученикам других классов, организациями дополнительного образования и т.п.;

  • взаимодействие младших школьников с семьёй.[9, с 55]

Традиционно к формам внеклассной работы под руководством классного руководителя относят:

  • индивидуальные: беседы, консультации;

  • групповые: кружки;

  • поисковые и научные исследования;

  • постановку спектаклей;

  • рукоделиеи все виды творческой художественной деятельности;

  • коллективные: классные часы, экскурсии и целевые прогулки, клубы, секции, викторины, социальные проекты;

  • организацию выставок работ учащихся, тематических вечеров;

  • массовые: олимпиады, конкурсы, соревнования как совместные мероприятия детей и родителей, организацию спортивных соревнований, праздников, участие детей в конкурсах разного уровня индивидуального или вместе с родителями.

Классному руководителю необходимо учитывать то, что младшие школьники, достаточно восприимчивы к новому социальному знанию, стремясь понять новую для них школьную жизнь. Поэтому важно включить ребенка в общность разносторонних увлечений людей, способных не только осваивать разные виды творчества , но и принимать участия в различных олимпиадах, конкурсах, тематических встречах, беседах и фестивалях, развивая таким образом в себе этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Во внеклассной работе можно выделить следующие элементы: общешкольные и классные традиционные праздники, предметные недели, культурно-просветительские мероприятия, спортивные мероприятия, коллективные творческие дела, которые также можно отнести к формированию мировоззрения учащихся, развития у них этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.[9, с. 48] 

Успешное проведение внеклассных мероприятий невозможно без инициативы и самодеятельности учеников. В выборе темы, в составлении плана подготовки и проведения вечера должны активно участвовать сами дети; необходимо распределить роли , кто будет отвечать за определенную работу. Ответственность за подготовку к мероприятию следует возлагать на актив класса, всемерно привлекать остальных обучающихся класса для оказания помощи. Каждый ребенок должен быть задействован в подготовке мероприятия. При анализе итогов мероприятия надо выяснить, какое впечатление оно произвело на обучающихся, какие отзывы и вопросы возникли после его проведения, оказало ли это мероприятие позитивное влияние на сплочение коллектива. [1,с 298] 

В процессе внеклассной совместной работы младшие школьники овладевают навыками и умениями участия в социально значимых мероприятиях (посадки цветов в детских дошкольных учреждениях, вручении подарков, участии в концертах для ветеранов и т.п.), развивают свои творческие и индивидуальные способности , учатся сотрудничать и взаимодействовать, помогать в трудную минуту, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, доброжелательность, вежливость, культурность, отзывчивость, гуманность.

Внеклассная воспитательная работа в младших классах является важнейшим средством формирования УУД в начальной школе. Совокупность различных видов внеклассной работе обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на младшего школьника:

  • способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ученика, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

  • обогащает социальный опыт младшего школьника, его знания о разнообразии человеческой деятельности и т.п.;

  • способствует формированию устойчивого интереса школьника к общественным ценностям в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, которые он еще пока не может организовать самостоятельно;

  • помогаетшкольникам не только проявить свои индивидуальные особенности, но учиться и жить в коллективе, обогащая опыт коллективного взаимодействия учеников в определенном аспекте, т.е. в сотрудничестве друг с другом, заботе о своих товарищах, умении ставить себя на место другого человека.Причем это происходит при участии детей в каждом виде внеклассной деятельности-творческой, познавательной, спортивной, рудовой, игровой, что в совокупности дает большой воспитательный эффект. [9, с 59]

Итак, рассмотрев методику организации и проведения внеклассной работы, мы пришли к выводу, что внеклассная работа является неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как она направлена на сплочение коллектива, постепенное приучение ребенка к самостоятельному решению какой-либо задачи, развитию личности ребенка. Она работа организуется классным руководителем и предполагает участие в этом процессе родителей и других участников педагогического процесса.

  • Учителю важно выбирать различные формы организации внеклассной воспитательной работы. Также важно понимать, какие качества педагог хочет развивать в младших школьниках, посредством каких методов.

  • Внеклассная работа наилучшим образом влияет на рост личности младшего школьника. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, гуманность, такие качества развиваются в процессе совместной и индивидуальной работы во внеклассной деятельности.

  • Мы определили, какими качествами обладают младшие школьники в процессе участия во внеклассной деятельности. Учителю также необходимо соблюдать то, чтобы все обучающиеся были включены в процесс совместной деятельности во внеклассной работе. У каждого ребенка должна быть определенная роль и деятельность, за исполнение которой он несет ответственность. Безусловно, команда членов классного коллектива нуждается в лидере. Им назначают актива класса, который координирует выполнение работы всей команды.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели сущность понятий, которые необходимо для нашего дальнейшего исследования. Мы пришли к выводу, что данное исследование необходимо начинать с определения понятий«внеклассная работа», «доброжелательность», «нравственность», «этика» следующих авторов: В.С. Безруковой, Л.М. Панчешниковой, Ю.К. Бабанского, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, В.А. Мижерикова, В.И. Загвязинского и А.Ф. Хакировой, К.М. Хоруженко и А.В. Курепиной, Л.В. Мардахаев. Наиболее точным мы считаем понятия о внеклассной работе автора В.С. Безруковой, которая считает, что внеклассная работа это вид совместной деятельности вне уроков, эффективное сплочение коллектива в свободное от занятий время, которое осуществляется совместно с классным руководителем. Внеклассная работа является одной из составляющих воспитательного процесса в школе, которая вовлекает в свою реализацию родителей и некоторых участников педагогического процесса. Внеклассная работа ориентирована на индивидуальный подход к учащимся.

Также для нашего исследования мы отобрали определение «доброжелательность» В.А. Мижерикова. По его мнению «доброжелательность» это отношение к человеку, с целью совершения добрых и полезных дел для других. Доброжелательность это человеческий долг. Он проявляется в миролюбии, в признании вдругом человек его моральных достоинств.

Ознакомившись с понятием «нравственность» мы пришли к выводу, что наиболее подходящим для нашей работы является определение, данное Загвязинским и Хакировой. Они считают, что нравственность-это форма сознания, ориентированная на человеческие ценности и направлена на нравственное развитие общества и человека.

Подробно изучив несколько определений об этике, нам удалось выяснить, что для нашей работы больше всего подходит определение, данное Ожеговым и Шведвой в толковом словаре. По их мнению «этика» понимается как наука, предметом изучения которой является мораль, её принципы, развитие, роль в обществе. Также они считают, что этика совокупность норм поведения, предъявляемых обществом.

Для того чтобы продолжить наше исследование необходимо рассмотреть опыт педагогов практиков по данной проблеме.




II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 2.1. Опыт педагогов-практиков по данной проблеме исследования

Первым мы рассмотрим опыт Варданян Алисы Алексеевны, учителя начальной школы МБОУ СОШ №31 г. Мытищи Московской области, которая в своей практике уделяет больше внимание развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе.

Она выделяет следующие формы внеклассной работы по развитию данных качеств:коллективные походы в библиотеку; предметные недели;утренники; электронный журнал «Школьная пора»; игровые программы,викторины; познавательные программы; конкурсы; соревнования; экскурсии.

Особое внимание в организации внеклассной Алиса Алексеевна уделяет экскурсиям. По мнению учителя «экскурсия»- форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

При организации внеклассной работы, педагог выдвинул несколько этапов предполагаемого результата:

  • создание сплоченного классного коллектива;

  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;

  • наличие положительной динамики роста этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, духовно-нравственных качеств личности ребенка;

  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;

  • посещение спортивных секций, кружков по интересам.

Также Алиса Алексеевна считает, что экскурсии позволяют более образно, ярко знакомить ребенка с тем, что нас окружает. На экскурсии ребенок имеет возможность закрепить знания, полученные на уроке, от схематичного восприятия перейти к образному, получить новые знания. Экскурсия учит сосредотачивать внимание, развивает познавательный интерес,а также развивает фантазию, подталкивает к открытиям.

Внеучебные экскурсии не связаны с каким-либо предметом, способствуют общему развитию ребенка, его эстетическому, этическому и эмоционально-нравственному развитию, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному наследию, доброжелательному отношению к людям, формирует потребность в полезном досуге.

Кроме того, посещение музея, пешеходная прогулка или автобусная экскурсия дает возможность для повторения правил дорожного движения и правил поведения в общественных местах, учит ориентироваться в городском пространстве. [1]

Таким образом, экскурсии способствуют социализации учащихся.

Алиса Алексеевна считает, что во внеклассной работе ей удалось развить в своих учениках положительные качества и чувства. У ребят заметно развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения, проявляя свои личностные способности, они приобрели такие качества как общительность; терпимость; доброжелательность; милосердие;принципиальность; увлеченность; настойчивость; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; самостоятельность; активность; самообладание.

Рассмотрев опыт педагога-практика Варданян А.А. мы пришли к выводу, что оптимальный способ организации внеклассной работы это проведение экскурсии. В процессе экскурсии обучающиеся узнают много интересной и нужной информации, могут увидеть то, что невидели раньше. Экскурсия расширяет кругозор младших школьников, развивает этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость, эстетические чувства и т.д.

Вторым мы рассмотрим опыт Свинтозельской Светланы Валериевны, учителя начальной школы МБОУ СОШ № 2 г. Микунь, Усть-Вымского района, которая в своей практике уделяет больше внимание развитию нравственных качеств личности, воспитание любви к труду, доброжелательности.

Светлана Валериевна выделяет необходимые условия для реализации нравственного воспитания во внеклассной работе:

  • направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;

  • включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;

  • создание ситуации самостоятельного нравственного выбора.

Так же педагог считает: «Внеклассная работа является логическим продлением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Это этические беседы, творческие мастерские; экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления,

игры.Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры, развития этических и эмоционально-нравственных чувств. Экскурсии формируют и развивают самостоятельность, инициативность, определенные организаторские способности, умение работать вместе, проявлять заботу друг о друге и оказывать взаимопомощь».

В своей работе Светлана Валериевна использует такие виды экскурсий, как: экскурсии в природу, по городу. Учитель заранее выбирает место, в котором будет проведена экскурсия, определяет цели и задачи экскурсии. Затем ищет необходимую информацию об этом месте, например: какие растения находятся в этом месте, достопримечательности, памятные места и т.п. И уже по отобранному материалу составляет план экскурсии.[1]

По мнению Светланы Валериевны, неотъемлемой частью внеклассной работы являются этические беседы о морали, игровая деятельность, ролевые поручения, творческая деятельность (рисование, чтение книг).

Этические беседы включают основные вопросы, дающие возможность выработать у учеников нравственные представления. Тему для беседы педагог формулирует сам. Формулировка включает правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «НЕ имей сто рублей, а имей сто друзей», «Говорить легко - делать трудно», со слов С.В. Свинтозельской. Запланировать такие беседы заранее очень трудно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием определенных связей. Задача педагога- внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строится их микроклимат, и активно воздействовать на формирование гуманных связей. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре.Именно через игру и общение дети развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы.

Неотъемлемой частью по формированию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости является чтение книг во внеклассной работе. Светлана Валериевна реализует во внеклассной работе со своими учениками внеклассное чтение. [2]

По мнению Светланы Валериевны, сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что ученики в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. В этом и состоит педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы мы проводим викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. В процессе внеклассного чтения,где мы разбираем все образы и поступки героев, русские народные сказки, где всегда добро осиливает зло. Эта литература с целой палитрой человеческих чувств: матери и ребенка, взрослых и детей, истинности слова, товарищества, понимание человека самого себя. Правильное видение добра и зла означает, ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Знакомясь с такой литературой, дети с интеллектуальной недостаточностью получают необходимые элементы человеческого знания.  

Подробно рассмотрев опыт педагога Свинтозельской Светланы Валериевны по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, можно прийти к выводу, что учитель использует различные формы в организации внеклассной работы, такие как: экскурсии, этические беседы, творческая мастерская, внеклассное чтение. Каждая из этих форм, по мнению учителя, является звеном в целостном процессе внеклассной работы.

Третьим мы рассмотрим опыт Фидорцовой Елены Степановны, учителя начальной школы МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда, Ростовской области, которая в своей практике уделяет больше внимание развитию чувств доброжелательности, сплочению коллектива во внеклассной работе. Для этого мы посетили школу МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда, чтобы провести беседу с Еленой Степановной по данной теме.

В своей деятельности Елена Степановна делает большой упор на развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе. Для этого она организует внеклассную деятельность в различных формах.

«Посещение театра». После просмотра театральной постановки ребята очень любят делиться впечатлениями друг с другом, высказывать своё мнение по отношению к героям, их поступкам, а также ребятам интересно, что думают их одноклассники об увиденном. В процессе анализа младшими школьникамитеатрального представления, прослеживается нить эмоционально-нравственного развития и духовно-нравственного развития. Они задают такие вопросы : «Как бы ты поступил на месте главного героя?», «Считаешь ли ты, что он поступил хорошо?» и т.п.

«Проведение новогоднего утренника для дошкольников». 3 и 4 классы Елены Степановны готовят сценарий новогоднего праздника для дошкольников, которые ходят на подготовку к ней. Младшие школьники с большим удовольствием принимают на себя роль и образ героев, запланированных в сценарии, разучивают стихи, песни и танцы. В процессе подготовки ребята работают очень сплоченно, взаимодействуют друг с другом, обсуждают, что можно сделать лучше. Если возникают разногласия, то ребята без труда находят компромиссы.

«День именинника». Каждый месяц учитель организовывает это мероприятие. Ребята поздравляют своих одноклассников, у которых день рождения был в этом месяце. Дети заранее готовят небольшую праздничную программу поздравлений: читают стихи, поют песни, дарят небольшие подарки и т.д. Такая форма организации внеклассной работы помогает развить у детей этические чувства доброжелательности и отзывчивости.

Подробно рассмотрев опыт педагога Фидорцовой Елены Степановны по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе, можно сказать, что учитель уделяет большое внимание коллективно-творческому делу, совместным поездкам. В процессе организации внеклассной работы, дети раскрываются с другой стороны: они проявляют свои творческие способности, узнают о своих скрытых талантах, развивают своё воображение и трудолюбие.

Рассмотрев опыт педагогов-практиков Варданян А.А., Свинтозельской С.В. и Фидорцовой Е.С., мы пришли к выводу, что каждый из них во внеклассной работе развивает у младших школьников этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Каждый учитель использует в во внеклассной работы различные формы организации, например: экскурсия, поход, познавательная игра, этическая беседа, творческая мастерская, игры и т.д. Такие формы проведения внеклассной работы мотивируют ребенка на совершение благих дел, быть доброжелательным к людям, быть ответственным за свои поступки.

За основу мы возьмем опыт педагога-практика Фидорцовой Елены Степановны. Её методика организации внеклассной работы очень интересная, эффективная, так как Елена Степановна использует различные формы организации внеклассной воспитательной работы. Также опыт Елены Степановны возможно реализовать в собственной педагогической деятельности.

2.2. Диагностический материал по выявлению уровня сформированности этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Для того чтобы организовать собственную педагогическую деятельность по развитиюэтических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, нам необходимо опираться на результаты диагностики. Рассмотрим подробнее подходящий диагностический материал.

Диагностика «Этики поведения». Авторы: Джозеф Сакс-Леви.

Цель даннойдиагностики: изучение осознания младшими школьниками нравственных норм, доброжелательного отношения к людям, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.

Она предназначена для детей 2-3 классов.

Суть диагностики заключается в том, что обучающимся учитель читает предложение, которое дети должны закончить так, как они посчитают нужным.

После проведения диагностики учитель должен проверить, что написали дети и интерпретировать результаты и увидеть, у кого из детей низкие или высокие нравственные нормы. После подведения итогов учитель планирует воспитательную работу с отдельными учениками по формированию положительных нравственных норм.[2](Приложение 1)

Рассмотрим следующую диагностику «Отношение к жизненным ценностям».Автор диагностики: Т.А. Фалькович.

Цель диагностики:выявление у обучающихся уровня сформированности жизненных ценностей, эмоционально-нравственных чувств. Данная диагностика предназначена для детей 1-4 классов.

Суть диагностикизаключается в том, что у детей есть волшебная палочка и список желаний, предложенный учителем. Из этого списка можно выбрать только 5 желаний, которые может исполнить волшебная палочка.

После проведения диагностикиучитель интерпретирует результаты, из которых можно определить, насколько правильно сформированы жизненные ценности у младших школьников. Если у ребят нет жизненных ценностей или они находятся на минимальном уровне, то учителю необходимо помочь ребятам определиться со своими жизненными ценностями или направить на выбор правильных, положительных ценностей.[2](Приложение 2)

Следующей диагностикой, которую мы выбрали для нашего исследования, является «Диагностика нравственной мотивации».Автор:лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Цель диагностики: выявление уровня нравственной мотивации, доброжелательного отношения к людям. Диагностика предназначена для детей 7-8 лет.

Суть диагностики:учитель зачитывает обучающимся вопросы, на который нужно выбрать вариант ответа. Выбор ответа основывается на личном мнении школьника, т.е. конкретно правильного ответа нет.

После проведения диагностикиучитель интерпретирует результаты. Если ребенок выбрал большинство отрицательных ответов, то учитель организует внеклассную воспитательную работу так, чтобы она была направлена на формирование чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости и качеств, такие как вежливости, гуманность.[2](Приложение 3)

Для нашего исследования мы рассмотрели диагностику «Сюжетные картинки». Автор: Р.Р. Калинина.

Цель диагностики: изучение эмоционального отношения младшего школьника к нравственным нормам. Суть диагностики заключается в том, что ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

После проведения диагностики учитель интерпретирует результаты. В зависимости от того, как ребенок реагирует на поступки других людей учитель может сделать выводы о том, насколько сформированы у младшего школьника эмоциональное отношение к нравственным нормам. Из результатов диагностики учитель планирует дальнейшую воспитательную работу по развитию этого качества. [3, с 35](Приложение 4)

Мы проанализировали 4 диагностики «Этика поведения» Джозефа Сакса-Леви; «Отношение к жизненным ценностям» Т.А. Фальковича; «Диагностика нравственной мотивации» лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО; «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой. Мы пришли к выводу, что они подходят к нашему исследованию. Потому что они направлены на выявление уровня этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости и позволят нам, в собственной педагогическойдеятельности, выявить уровень сформированности данных качеств у младших школьников.

Итак, во второй главе мы рассмотрели опыт педагогов практиков по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе. Мы еще раз убедились, что данная проблема актуальна, и учителя активно работают над решением этой проблемы. Чтобы младшие школьники были воспитанными, культурными, доброжелательными людьми, учителя Варданян А.А., Свинтозельская С.В. и Фидорцова Е.С. со своими детьми регулярно проводят воспитательную работу, при помощи различных форм организации внеклассной работы, например: посещение театров, музеев; экскурсии по городу, памятным местам, в природу; организация культурно-массовых мероприятий и праздников. В процессе внеклассной работы у детей будут сформированы положительные личностные качества, базовые моральные ценности.

Далее для нашего исследования нами были проанализированы 4 диагностики. Диагностика «Этика поведения» автора: Джозефа Сакса-Леви; Диагностика «Отношения к жизненным ценностям» автора: Т.А. Фальковича; «Диагностика нравственной мотивации» лаборатории нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО; Диагностика «Сюжетные картинки» автора: Р.Р. Калининой. Мы пришли к выводу, что данные диагностики соответствуют проблеме нашего исследования. Эти диагностики мы будем использовать в собственной педагогической деятельности, так как они позволят выявить уровень сформированности данных качеств у младших школьников.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед исследованием была поставлена цель: изучить работу классного руководителя по организации внеклассной работы и развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Была определена гипотеза исследования: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников будет проходить эффективнее, если учитель:

  • знает, сущность понятий «внеклассная работа», «доброжелательность», «этика», «нравственность» в рамках развитияэтических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности младших школьников;

  • изучить методику организации внеклассной работы по развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • систематически организует внеклассную работу, с учетом диагностических материалов;

  • учитывает личностно-ориентированный подход во внеклассной работе.

Исходя из цели и гипотезы, нами определены задачи исследования:

Для реализации цели был определен ряд задач:

  • Рассмотреть сущность и определение понятий«внеклассная работа», «доброжелательность»,«нравственность», «этика» нескольких авторов;

  • Описать методику работы классного руководителя по развитию эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе.

  • Изучить опыт педагогов-практиков по данной проблеме исследования;

  • Подобрать необходимый диагностический материал по выявлению уровня сформированности этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Объект исследования: внеклассная работа учителя в младших классах

Предмет исследования:этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников.

Для решения первой задачи нами были рассмотрены основные понятия исследования : «внеклассная работа» авторов: В.С. Безруковой, Л.М. Панчешниковой, Ю. К. Бабанского. За основу мы взяли определение Безруковой, которая считает, «внеклассная работа» это коллективная деятельность учащихсяв свободное от занятий время. Эта деятельность также вовлекает участников педагогического процесса, родителей. Данный вид деятельности является познавательным, развивающим личностную культуру младших школьников, опираясь на личностные и возрастные особенности. Во внеклассной работе происходит сплочение коллектива, развивается умение договариваться, слушать других, в общении не создавать конфликтные ситуации.

Нами были рассмотрены понятия «доброжелательность» авторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, В.А. Мижерикова, В.С. Безруковой. За основу мы взяли понятие Мижерикова. Он считает, что доброжелательность положительное отношение людей друг к другу, совместное совершение благих дел. Это одно из положительных качеств человека и умение быть гуманным, миролюбивым.

Также мы рассмотрели понятие «нравственность» авторов: В.И. Загвязинского и А.Ф. Хакировой, К.М. Хоруженко и А.В. Курепиной, В.А. Мижерикова. За основу для нашего исследования мы выбрали понятие, данное Загвязинским и Хакировой, которые считают, что нравственность это форма сознания, которая развивает, как и общество, так и человека отдельно, опираясь на общечеловеческие ценности. Нравственно развитый человек действует на основе своих мыслей и понимает, что несет ответственность за свои поступки.

Также необходимо для нашего исследования понятие «этика». Мы рассмотрели понятия авторов: К.М. Хоруженко и А.В. Курепиной, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Л.В. Мардахаева. Для нашего исследования за основу мы взяли понятие «этика» Ожегова и Шведовой. По их мнению «этика»- это наука, занимающаяся изучением морали, её принципах развития. Также этикаэто определенные правила поведения в обществе, каком-либо коллективе.

С целью решения второй задачи, нами была проанализирована литература по методике организации внеклассной работы в младших классах. Изучив найденную литературу мы пришли к выводу, что внеклассная работа является неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как она направлена на сплочение коллектива, постепенное приучение ребенка к самостоятельному решению какой-либо задачи, развитию личности ребенка.

Учителю важно выбирать различные формы организации внеклассной воспитательной работы, чтобы каждый ученик был задействован в процессе внеклассного мероприятия. Также важно понимать, какие качества педагог хочет развивать в младших школьниках, посредством каких методов.

С целью решения третьей задачи мы рассмотрели опыт педагогов-практиков Варданян А.А., Свинтозельской С.В., ФидорцовойЕ.С.развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости во внеклассной работе.

Наиболее подходящий опыт для нашей работы Фидорцовой Елены Степановны, которая в своей работе уделяет особое внимание развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, посредством сплочения классного коллектива через различные формы организации внеклассной работы.

Далее мы рассмотрели диагностический материал на выявление уровня сформированности этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников. Для проверки этих качеств у младших школьников мы выбрали следующие диагностики: «Этика поведения» Джозефа М. Сакса и С. Леви, «Отношение к жизненным ценностям» Т.А. Фальковича, «Диагностика нравственной мотивации» авторы: лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Данные диагностики мы будет проводить на преддипломной практике.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.Гипотезачастично доказана. Работу по данному исследованию с целью полного доказательства гипотезы, планируем продолжить на следующем этапе, в процессе организации собственной опытно-педагогической деятельности на преддипломной практике.



















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бабанский, Ю.К., Сластёнин, В.А., Сорокин, Н.А., Педагогика/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин-М:., Просвещение, 1988.-479с.

  2. Безрукова, В.С.«Основы духовной культуры» энциклопедический словарь/ В.С. Безрукова.- г. Екатеринбург, 2000- 937 с. Текст: непосредственный

  3. Дерманова, И.Б. Методика «Сюжетные картинки». Диагностика эмоционально-нравственного развития/И.Б. Дерманова–Санкт-Петербург, 2002.-171с.

  4. Загвязинский, В.И., Хакирова, А.Ф. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф.Хакирова. –М. : Издательский центр Академия, 2008 – 352 с. Текст: непосредственный

  5. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике/Л.В. Мардахаев.- М.: Издательский центр Академия, 2002.-357 с.

  6. Мижериков, В.А., под ред. П.И. Пидкасистого, П.И. Словарь-справочник по педагогике/В.А. Мижериков, под.ред П.И. Пидкасистого.-Творческий цент Сфера, 2004.- 473 с.

  7. Ожегов, С.И., ШведоваН.Ю.Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

  8. Панчешникова, Л.М. Методическое пособие для вузов/Л.М. Панчешникова – М.: Просвещение, 1976.-187с Текст: непосредственный.

  9. Сергеева, В.П., Алисов, Е.А., Сергеева, И.С. Классное руководство/ В. П. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева. –М. : Издательский центр «Академия», 2014 – 320 с. Текст: непосредственный

  10. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –М. : Издательский центр Академия, 2008 – 576 с.Текст: непосредственный

  11. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов-н/Дону: Феникс, 1997 – 640 с. Текст: непосредственный

  12. Хоруженко, К.М., Курепина, А.В. Краткий педагогический словарь-справочник/К.М. Хоруженко, А.В. Курепина- г.Таганрог: изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.-200с.

Электронные ресурсы

1.Социальная сеть работников образования. Режим доступа: www.nsportal.ru -(Дата обращения:10.12.2019) - Текст:электронный.

2.Мультиурок. Бесплатный конструктор сайтов для учителя. Режим доступа: www.multiurok.ru- (Дата обращения: 18.12.2019) – Текст: электронный


































Приложение



Приложение 1

Диагностика «Этики поведения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

1) отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

2) Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

3) Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: само утверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

4) Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

5) Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.




Приложение 2

Диагностика «Отношение к жизненным ценностям»

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять».

Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

    1. - низкий уровень.

Приложение 3

«Диагностика нравственной мотивации»

Инструкция: «Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень.

Приложение 4

Диагностика «Сюжетные картинки»

(Автор: Р.Р. Калинина.)

Инструкция к проведению: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.