СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа учителя Покатовой НН на тему"Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему: "Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы"

Цель:показать, как происходит стимулирование интереса к инновационным процессамчерез использование активных методов и форм обучения русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа учителя Покатовой НН на тему"Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы"»


Севастопольский городской гуманитарный университет

Институт последипломного образования











Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы


Работа

учителя русского языка и литературы

Покатовой Н.Н. выполненная в период

курсовой переподготовки










Севастополь

2012 г.














Введение




В современных социокультурных условиях модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельности школы вписываются инновационные процессы.

Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи – принятие ее коллективом – целеполагание – разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) – процесс реализации инноваций в школьной практике – педагогический мониторинг – качественные изменения «образа школы».

Понятие «инновация» имеет множество классических определений, которые включают:

  1. Процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств

  2. Акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное

  3. Введение чего-либо нового

  4. Новая идея, метод или устройство

  5. Успешное использование новых идей

  6. Изменение, которое создает новые аспекты в деятельности

  7. Целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия

  8. Творческая идея, которая была осуществлена

  9. Нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями


Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменения в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность) ,исходя из того, что целью нововведения является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости – бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).

С понятием «инновация» тесно связаны понятия новшество, изобретение, открытие, которые являются продуктами креативности. Однако если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение их на практике.

Выделяются три этапа инновационного процесса: создание нового, его освоение и оценка, внедрение;

  • инновационная деятельность в области педагогики характеризуется такими особенностями, как ценностный характер инноваций, существенная зависимость поведенческих процессов от социальной ситуации, размытость границ педагогического феномена как нововведения и др.

  • нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами; поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс;

  • экспериментальная работа является одним из путей освоения нововведений. Моделирование инновационного процесса возможно при условии взаимодействия науки и практики на основе продуманной программы опытно-экспериментальной работы и др.

Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, - все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельность в школе, может, состояться тогда, когда, он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.

Задачи в работе над проблемой :

- познакомиться с передовым, перспективным опытом;

- систематизировать и обобщить материал;

- выявить оптимальные методы для организации учебного процесса;

- подготовить рекомендации.


Теоретическая основа

- принцип природосообразности;

- подходы: личностный, творческий, деятельностный.

За основу мы взяли научную теорию А.В. Хуторского, идеи С.А. Сысоевой, М.В. Кларина, И.С. Якиманской.
Практическое значение:

Выявление возможности для использования на уроках словесности методики эвристического обучения.































I Раздел. Проблемы организации инновационного обучения в психолого-педагогической теории и практике.


1.1. Сущность и специфика инновационного обучения.

Рассмотрим проблему организации инновационного обучения в психолого-педагогической теории и практике.

Роль учителя личностной направленности заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.

Обучение здесь понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. В зависимости от философско-педагогических основ, целей и технологий инновационное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое.

Знакомясь с теорией французского педагога С.Френе, создателя антропософии Р.Штайнера, писателя и русского философа педагога Л.Н. Толстого, классиками развивающего обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, приходим к выводу, что они в той или иной степени строили свои теории на инновационную ориентацию.

В основе инновационной парадигмы обучения -- признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.

Инновационная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида.
Но инновационная ориентация не всегда отвечает потребностям и потенциям самой личности. Родительский заказ или потребность региона не соответствуют личностной ориентации и не являются гуманной и природосообразной.
Если человек, его природные, личностные и индивидуальные способности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказать на него влияние, то говорят о гуманистическом, инновационном обучении.

Признаки инновационного обучения.


1.Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.
Не следует путать личностную ориентацию с эгоцентризмом, потаканием прихотям ученика.
2.Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самооценки любого другого человека.
То
есть система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников.
Признавать право других быть другими — не единственное условие инновационного обучения.
3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ними на гуманных основаниях.
Коммуникативность — универсальная компетенция личности, а толерантность — одна из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции.
Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.
Образование любого человека предполагает его взаимодействие с общечеловеческими культурно-историческими достижениями.
4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями.
Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими
достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействия ученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими объектами обучения.
5. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению у индивидуально формируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями.

Таким образом, результативность инновационного обучения характеризуется прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторую очередь сопоставляемьим с общеобразовательными требованиями и стандартами.
Многие ученые формулировали законы обучения в отношении природных и личностньих особенностей ученика. Так немецкий педагог Э.Мейман сформулировал три закона:
1. Развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками.
2. Ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребёнка.
3. Душевное и физическое развитие ребёнка происходят неравномерно. На основании работ отечественных дидактов В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского,
В .И.Загвязинского, В .В .Краевского, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина,
В.И.Сластенина, А.В.Хуторского и др. выделены следующие законы обучения, в
которых в качестве объектов связи фиксируются личностные параметры ученика.

Законы инновационного обучения.

1. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной
среды.
По своей природной и духовной сущности человек есть творец. Недаром в Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Бога-творца. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Возможность выбора учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, введение индивидуальных траекторий, темпа и форм обучения повышают творческую самореализацию ученика.
2.Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность,
направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. даже если учитель считает себя «узким предметником» и не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников. Результативность названной взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальных целей воспитания и развития, а также проработанностью измерителей по диагностике и оценке уровня их достижения.


3.Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной
деятельности учащихся. Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения. Эффективнее усваивается не то, что изучается, а то, как это делается.
Перечисленные законы имеют прямое отношение к личностной ориентации в
обучении, поскольку они определяют особенности конструирования дидактической
системы


Принципы продуктивного обучения.


1. Принцип природосообразности. 2. Принцип индивидуальности.
З. Принцип личностной психологии.
Классические принципы отечественной дидактики (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. В то же время данные принципы не позволяют полно описывать и регламентировать инновационно - образовательный процесс. Поэтому требуется принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно — ориентированном обучении.
Наряду с принципами крайне важным является выбор методов.

1.2.Методы продуктивного обучения.

Метод-категория историческая. За период с 17 и до начала 2 1 века появилось много методов и создан целый ряд классификаций следующих авторов:


- Ю.К. Бабанский

- Т.И.Ильина

- И.Я.Лернер

- М.Н.Скаткин





















Таблица 1.Классификация методов обучения.


№ п/п

Ф.И.О. авторов

Разновидности методов обучения

1

Т.И. Ильина

Методы сообщения новых знаний.
Методы для приобретения новых знаний, выработки умений и навыков.
Методы работы с техническими средствами. Методы самостоятельной работы учащихся. Методы проверки и контроля усвоения учебного материала.

2

Ю.К. Бабанский

Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Методы контроля и самоконтроля.

З

И.Я.Голанд

Словесные методы, наглядные и практические.

4

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.

Т.И. Ильина за основу берёт дедактические цели и средства обучения.
Ю.К. Бабанский за основу объединения метода взял способности деятельности учащихся при разных обучающих системах.
Традиционная система опирается на источники получения информации.
В 70-ые годы И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою систему, взяв за основу характер познавательной деятельности школьников.

А.В. Хуторской за основу взял систему формируемых личностных качеств ученика.

Таблица 2.Классификация методов эвристического обучения.


Когнитивньие

Креативные

Оргдеятельностные

импатии

- придумьивания

- ученического целеполагания

- смыслового видения

- «если бы...»

- ученического планирования

- символического видения

- образной картины

- создание образовательных программ_для учеников

- эвристических вопросов

- гиперболизации

- нормотворчества

- сравнения

- агглютинации

- самоорганизации обучения

- эвристического наблюдения

- «мозгового шторма»
.

- взаимообучения

- конструирования понятий
- прогнозирования

- синектики
- морфологического ящика

- рецензий
- контроля

- гипотез - инверсии

- инверсии

- рефлексии

- ошибок


- самооценки

- конструирования теорий




Проиллюстрируем содержание отдельных методов продуктивного обучения.
Когнитивные методы:
Метод вживания опирается на
импатию, означающую “чувствование” человека в состояние другого объекта. Основываясь на философской модели эвристического обучения, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Метод импатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, и познать его изнутри.
Метод смыслового видения: Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Можно предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как наитие, озарение, инсайт.
Метод образного видения -эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на горящую свечу, нарисовать в ней образ, описать, на что она похожа. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме.
Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта ( свет- символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ масленицы ) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Метод эвристических вопросов разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задают следующие семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: -когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версии с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит равнению, и попытайтесь все же сравнить несравнимое.


Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов — подготовительный этап в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, т.е. эвристический метод обучения. Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.
Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит
либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный, когда педагог применяет специальные методики обучения наблюдению. Цель данного метода — научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
Метод фактов. Осознанное владение учащимися физическими органами чувств требует последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего это относится к такому этапу познания, как поиск фактов, отличие их от нефактов. Оказывается, очень непросто ученикам отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что думают.
Необходимость естественного восприятия образовательных объектов с помощью физических органов чувств требует применения методов обучения, и даже пересмотра и изменения привычного содержания образования.
Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования — природный, культурный, научный, словесный, знаковый, или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки ответов, объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — вывод.
Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Как правило, младшим школьникам уже известны термины «число», «слово», «небо», «зима», «движение»; старшим — «алгоритм», «величина», «молекула» и др. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до строить их до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт — совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомится с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.












Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах
правила могут быть созданы, «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения былины алгоритм деятельности имеет следующий вид:
а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.


Метод гипотез. Учащимся предлагается сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версии. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.
Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...». Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.
Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещенного во влажную среду семени гороха. дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам задание: нарисовать росток таким, каким тот станет через три дня, через неделю и т.д. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.
Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами: 1) обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям (например, ф акты о строении объекта, факты о его функциях, факты о процессах, факты о взаимосвязях); 2) выясняются типы позиций наблюдателей, например хронологическая (последовательная фиксация и описание событий), математическая (исследуются количественные характеристики объекта, его формы и пропорции), образная (находятся выразительные словесные характеристики объекта, его символические черты); З) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам, например: влияет ли цвет носка на цвет пламени свечи; куда девается сгоревшая часть фитиля; почему нельзя взять пламя в руки?
дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобщений: факты - вопросы о них - гипотез ответов — построение теоретической модели - следствия модели — доказательства модели (гипотезы) - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами. Способы конструирования учениками теоретической модели устанавливаются педагогом в зависимости от изучаемой образовательной области или темы.





Креативные методы:
- это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод «Если бы...»- Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, по и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.
Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, земли или всего космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагал такое задание 2-З раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.
«Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Основная задача метода сбор как можно большего числа идеи в результате обсуждения, освобождение участников от инерции мышления и стереотипов. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе.








ПРАВИЛА «МОЗГОВОИ АТАКИ»


1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных. Есть ведущий и участники.
2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. Необходимо полное освобождение из плена
стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помогают вдохновению.
З. Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.
4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров.
5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается. даже если кому-то не нравиться что-то из предлагаемого, лучше сказать: «да, но можно еще и по-другому...» б. Свои мысли следует формулировать тщательно и коротко. Чем больше будет выдвинуто идей, тем лучше.
7. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека! Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:
1 .Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для поиска ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Формирование “нескольких рабочих групп по З - 5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать и отбирать наилучшие идеи.
2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера. Цель этого этапа - помочь учащимся освободиться от неловкости, стесненности, скованности.
З. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения. Генерирование идей начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается критиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбинировать их. К каждой группе прикрепляется эксперт, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 мин.
4.Оценка и отбор наилучших идеи группой экспертов.
5 .Сообщение о результатах «мозговой атаки».Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная защита.
В качестве содержания «мозговой атаки» на занятии используются проблемные вопросы и задачи, требующие нетрадиционного решения. Например: как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая ее? Каким образом, прилетев на незнакомую планету, при отсутствии компаса определить, обладает планета магнитным полем или нет? Не прибегал к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой. Подобные задачи и задания можно подобрать или продумать не только учителю, но и самим учащимся.
Метод синектики ( Дж. Гордон) базируется на методе «мозгового штурма», различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, ищутся по- вые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные символические, фантастические.
Метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц (Ф.Цепки). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.


Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бёсплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...».
Методы организации учения.
Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые мы объединили в группы.
Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимости; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.
Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период (урок, день, неделю) или на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный. Главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.
Методы создания образовательных программ учеников. Создание
индивидуальных образовательных программ требует от учеников владения комплексом
методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей
и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом
самоопределения в их многообразии; методом планирования; методом определения
условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.
для составления учениками индивидуальных образовательных программ применяются
алгоритмы следующего типа.
1 Зачем мне нужно заниматься предметом.
2. Чему я хочу научиться во II четверти.
3. Какие темы я буду изучать углубленно.
4. Какие главы, параграфы; задания, опыты и, лабораторные работы я предполагаю изучить или выполнить из различных учебных пособий (приводится их перечень).
5. Самые интересные для меня вопросы и проблемы, которые я:
а) нашел в учебниках; б) услышал от других; в) придумал сам.
б. Тема моей творческой работы по предмету.
7. Что я буду делать, как заниматься предметом.
8. Что мне необходимо для занятий (материалы, приборы, книги).
9. В чем будут состоять мои результаты занятий к концу II четверти.
10. Как я планирую проконтролировать и оценить результаты своих занятий.

Методы нормотворчества. Разработка учениками норм 1 индивидуальной и
коллективной деятельности - эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установления субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирования правил и законов.
Примеры заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: составить инструкции «Как произнести слово», «Как изучать слово», «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку» и др.
Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. В русле нашего исследования значимы методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.


Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт
товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм,
проанализировать их содержание, выделить главные моменты - необходимые условия
самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует
подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных
опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное
отношение к рецензиям.
для составления рецензии используются схемы следующего типа.
Схема рецензии устного выступления
- Что понравилось в выступлении, в чем рассказано наиболее удачно.
- Как построено выступление, общая структура и логика изложения.
- Полно ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.
- Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему.
- дополнения к выступлению. Замечания и пожелания выступающему.
- Общая оценка выступления.
Схема рецензии текста учебника, книги или статьи
- Чему посвящен изученный текст? Что заинтересовало в тексте и почему?
- Что является в нем самым главным? Каковы основные направления изложения?
- Какая новая информация или необычные позиции обнаружены в тексте?
- Понятно ли раскрыто содержание текста? Какие места в нем наиболее трудные?
- Какие вопросы возникли, при чтении? О чем бы хотелось узнать дополнительно?
- Каков вывод из прочитанного?
Схема рецензии видео- или кинофильма
- Чему посвящен фильм, что хотели показать его авторы?
- Какие явления, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?
- Какой материал является главным в фильме? Каким образом оно выделено?
- Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?
- Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно?
- Как связан фильм с изучаемой темой?
- Выводы по фильму.
Схема рецензии решенной задачи
- О каких объектах и процессах идет речь в задаче?
- Зачем ее необходимо решать?
- Какими методами решалась задача? Могут ли быть другие пути ее решения?
- Какие явления, понятия, законы, формулы были использованы при решении задачи?
- В практическое применение данной задачи? Каков вывод из решенной задачи? Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой
деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.




Методы контроля. Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т. е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно и культурно значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Методы рефлексии. Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1)текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2)итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности. Текущая рефлексия предполагает организацию мысленной деятельности учеников по типу челнока. После выполнения цикла предметной ( математической, исторической, языковой и др.деятельности происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т.е. возврат внимания детей к основным элементам осуществленной предметной деятельности ( направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам).

Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе ее продолжить. Результатом применения этого метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлектированного периода, а также большей степенью заданное учителем. В конце урока , дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы:

В чем я изменился за год?

Каков мой самый большой успех?

Почему и как я его достиг?

Какова моя самая большая трудность?

Как я ее преодолевал и буду преодолевать?

Каковы изменения в моих знаниях?

Что я понял о своем незнании?

Что я научился делать?


Методы самооценки: Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает оргдеятельностный образовательный цикл.Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем, количественные отражают полноту достижения учеником целей.






Выводы по I разделу


Изучив проблемы организации продуктивного обучения в психолого-
педагогической теории и практике, приходим к выводу, что в основе инновационных технологий обучения лежит признание уникальной сущности каждого ученика.
Основным признаком инновационных технологий обучения является признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика.
Принципами продуктивного обучения являются принцип личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории; продуктивного обучения, ситуитивности обучения, образовательной рефлексии..
Методами продуктивного обучения являются когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы (по классификации А.В. Хуторского).


Раздел II. Технология использования методов продуктивного обучения на уроках русского языка и литературы.


2.1.Выбор методов эвристического обучения.
Литература — один из тех учебных предметов, который помогает ученику разобраться в сложных взаимоотношениях людей, понять мотивы их поступков. Обсуждая на уроках прочитанное, школьники имеют возможность соотнести мысли и чувства героев со своими собственными, что способствует самопониманию и самоосознанию. Поэтому становится очевидным пересечение исследовательских интересов психологов и литературоведов: предметом изучения является духовный мир человека, его нравственная позиция, проблема индивидуального выбора, отношения в социальной среде, что в конечном итоге есть суть индивидуализации. Попытаемся обозначить некоторые элементы совместной работы педагога и психолога и привести примеры из имеющейся преподавательской практики.
Не секрет, что предметы гуманитарного цикла сегодня нередко находятся за пределами пристального внимания учеников. Спрос на рынке специальностей диктует необходимость глубокого изучения компьютерной техники, физики, математики, технической графики. Порой очень нелегко доказать современному подростку, что изучение предмета, который не принесет ему определенных дивидендов в будущем, столь же необходимо, сколь постижение милого его сердцу программирования. В этом случае сотрудничество с психологом облегчает задачу учителя.
Юношество воспринимает окружающий мир через себя и отношение к любимому герою пропускает через себя. Интерес молодого человека к самопознанию — вот стимул, который может побудить его к изучению того или иного литературного героя, особенностей его характера, мотивов его поведения.

Мы предприняли попытку обозначить те методы продуктивного обучения которые необходимо использовать на уроках словесности.

- Метод вживания, который опирается на эмпатию, означающую « вчувствование» человека в состояние другого объекта.
Например, Стендаль «Красное и черное».
Представьте себе, что вы Жюльен Сорель.
Попробуйте задать вопросы объекту (себе).
Попытайтесь понять, увидеть ответ. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может быть выражен в устной, письменной, звуковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме.
Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдения ученика, которому удается отождествить себя с объектами.
Напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время «вживания» в изучаемый объект, чтобы наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось. Найдите слова, которые вы будете мысленно произносить, чтобы ощутить себя Жюльеном в конкретной ситуации.
Метод будет освоен тем лучше, что больше удастся почувствовать внутреннее состояние героя.
- Метод символического видения.
Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности.
Л. Толстой «Война и мир»
Соня и Наташа, Андрей и Пьер. После выяснения характера отношений символа и его объекта
(свет-символ добра, спираль-символ бесконечности, голубь-символ мира) можно предложить ученикам наблюдать объект (Наташа, Соня, Андрей, Пьер) с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
- Метод сравнения применяется для сравнения версии разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формировали великие ученые, философы, богословы:
Л. Толстой «Война и мир»
Бородинское сражение
Работа в группах, с двухразовой сменой состава групп. З группы по 6-8 человек. Каждой группе предлагается один из трёх текстов.
1) Наполеон в приказе по Главной армии при вторжении в Россию: Россия обречена, её время прошло.
2) А. Пушкин об Отечественной войне 1812 г. «Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?»
З) А. С. Пушкин о Наполеоне: Он русскому народу высокий жребий указал. И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал.
Первое разделение по группам и принятие группами исходных условий работы. Выбор утверждения — эпиграфа, обозначение на «знамени», которое стоит на столе. («Война есть продолжение политики иными средствами», «Война всегда зло», «Не в силе Бог, а в правде» и т.д.) Обмен мнениями. Затем группы получают рабочие материалы: учебник истории, карты, выдержки из произведения Д.В.Давыдова, Н.М.Дуровой, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, фрагменты Послания Св. Синода «О нашествии иноплеменных», «высочайших манифестов Александра 1 о начале и окончании войны, исторических сочинений Е.В.Тарле.

Каждый ученик осмысливает тему в целом, осмысливает причины. Учащиеся ведут диалог. Овладевают умениями слушать и слышать иную, авторитетную точку зрения, обучаясь сложному искусству сравнивать истины.
- Метод эвристических вопросов. Для отыскивание сведений о каком-либо событии или объекте задают 7 ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? Ответы на вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения.
О Бальзак «Гобсек»
Кто такой Гобсек?
Что о нем говорят второстепенные герои?
Как изображен Гобсек?
Как понимаете финал повести?
Насколько актуальные в наши дни герои Бальзака?
Помогла ли повесть в поисках ответа на вопросы действительности, о чем заставила задуматься?
Возникают разные идеи и решения относительно исследуемого объекта.


Креативные методы.



- Метод придумывания — это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий.
Л. Толстой «Война и мир».
Как сложилась бы жизнь Наташи Ростовой, если бы её мужем стал Андрей
Болконский?
Как могла сложиться жизнь Андрея Болконского, если бы его жена не умерла? Метод образной картины, метод аналогий, метод ученического целеполагания, метод самоорганизации, метод взаимодействия — все эти методы предполагаем проверить на
практике. Особенности урока литературы, на основе использования данных методов.


Тема: Урок литературы Василь Быков “Сотников”


Задачи: Провести сравнительный анализ повести В.Быкова и некоторых произведений русской классической литературы, исходя из принципа аналогии событий, поступков, характеров.


Цель: обучение умению выбирать главное для сравнения в поступках героев и на этих фактах рассуждать о проблемах чести , совести.


Оборудование: карта периода Великой Отечественной войны, тексты повести В.Быкова”Сотников”, Толстой “ Война и мир”, иллюстрации к роману . Шолохов “ Судьба человека”.М.Булгаков “Мастер и Маргарита”, раздаточный материал.


Ход урока:

I. Слово учителя. Объявление темы урока, цели.

II. Знакомство с главными исследователями:

  1. Историки-исследователи

  2. Литературоведы

  3. Лингвисты

  4. Работа в группах – ответственные. Словарь: (на доске) фашизм, диверсия, жандармы, облава, гаубица, прокуратор, иудеи, Га-Ноцри, библия, легионер, хитон, Ершалаим.


На доске:

  1. Год написания повести, почему Быков обратился к теме войны?

  2. Главные герои.

  3. Как формировался партизанский отряд? Его действия.

Историческое исследование: белорусские партизанские отряды


Мнение немецкого историка

(сообщение на немецком языке)

Мнение русского историка



Всему классу

  1. С какой целью Рыбак и Сотников покинули партизанский отряд? Состав партизанского отряда? Время года, когда происходит действие? В каком состоянии был Сотников?

  2. Почему в ближайшем хуторе они не нашли продовольствие?

  3. Что недавно сблизило Рыбака и Сотникова?




Работа в группах

Сотников

  1. Кем на войне был Сотников?

  2. А до войны?

  3. Где и когда Сотников выходил из окружения? Сколько суток пробирался?

  4. Как готовили их к войне? А что получилось на самом деле?

  5. Отступление. Что самое страшное случилось при этом?


Рыбак

  1. Когда впервые Рыбаку стало немного страшно? За кого?

  2. Какое у Рыбака было образование?

  3. Кем служил Рыбак в армии? (во время войны)

  4. Разговор со старостой в деревне Лясины:

а) выяснение личности;

б) отношение к Библии;

в) почему у Рыбака постоянно нарастала ненависть к этому старосте?

г) что сразу прикинул Рыбак?


Литературоведы


«Они погибали, а вся их огневая мощь оставалась почти неиспользованной…»

Судьба, азарт удачи «удача кончалась» Почему?

Толстой «Война и мир». Батарея капитана Тушина. Гл. 20, часть 2, том1

«про батарею Тушина было забыто…»

«Азарт боя, удача, судьба, но удача кончалась…» Почему?



Работа в группах

Сотников и Рыбак ушли из Лясины

1.Как Сотников прикрывал Рыбака? Почему замешкался? Какого было его состояние?

2.Раненый Сотников лежит на снегу. Чего он больше всего боится? Андрей Соколов попадает в плен, его чувства под деревней Староселье?

3.Почему мысль о братской могиле стала мечтой, роскошью? 4.Почему гибель откладывалась? 5.Раненый, больной, страдающий физически и морально, к какой мысли он приходит?

1.Почему Рыбак решил что Сотников убит

2.Он бросил Сотникова? Как он рассуждал? Что он сказал бы в отряде? Почему вернулся? 3.Когда впервые у Рыбака появилось смешанное чувство к Сотникову?


Литературоведы


Андрей Болконский Аустерлиц. К какой мысли он приходит, раненый, истекающий кровью? Толстой “ Война и мир”

Сотников бежал из плена; Андрей Соколов бежал из плена}Сравни их состояние души,

удались ли побеги?


Работа в группах

1.Как Сотников и Рыбак сошлись в отряде? Как ушли из под обстрела тогда, а теперь?

2.В чем Сотников теперь уже не сомневался? Почему?

1.Какое чувство к слабым имел Рыбак? 2. Как он относился к наукам?

3.Какие черты характера он не любил?

4. Как он чувствовал себя в партизанском отряде?

5.Арест. Какое чувство к Сотникову он испытывал? Почему? О чем сожалел? 6.Рыбак хотел жить, он не терял надежду. Почему совесть его была чиста? Мог ли он спасти раненого? Почему он решил, что они “пропали”?



Допрос


1.Как вел себя Сотников на допросе? 2.Диолог со следователем: а) разговор со следователем о законах великой Германии; б) Какие вопросы Сотникову задавал следователь?

3.Как рассуждал Сотников насчет фашизма?

4. Зачем лишать жизни еще кого-то?

7.“Мастер и Маргарита” ( допрос Понтий Пилат и Иешуа) отношение к правде, истине, чести, совести, морали.

Рыбак. Ощущение перед допросом. Допрос. О чем шла речь? Когда у Рыбака появилась возможность жить?

8.Почему Рыбак подумал: “Если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся?” Почему это открытие было бесчеловечно?

9.Зачем Рыбак шел на эту игру?

10.Какие чувства им начинают управлять?

“А, может, сунуть в эту машину рогатину, а потом убежать к своим ?”.”сотников своим упрямством может разрушить все планы”



Что представлял собой следователь Портнов? А его подчиненный Стас?


5.чего больше всего боялся Сотников?

6.Почему гибель в бою ему казалась роскошью?


11.Однажды Рыбак ( в детстве) стоял перед обрывом, спас сестру и соседку Любу. И теперь он опять стоял перед обрывом. Как поступить?

И вот наступил конец…

Определи свой выбор.



7.”Он ничего не боялся”... “ Он жертвовал собой ради спасения других…: Почему Сотников взял всю вину на себя?

8. Как вел себя во время казни?

12. Что выбрал Рыбак?

13. Полицай о нем:”Способный…”, “Из этого строя дороги к побегу уже не было…”

14.Разве он избрал себе такую судьбу? Почему он во всем обвинил Сотникова?

15.Почему сегодня осуществление мечты жить оборачивалось для него катастрофой?


Вывод по уроку: Какие проблемы в связи с некоторыми художественными произведениями мы сегодня рассмотрели? Вывод: Выяснив, суть инновационных технологий, мы предлагаем указанные методы: Это только предположение. Реально это или нет? На следующий год попробуем и посмотрим, подтвердятся наши предположения или нет. Будут ли изменения? Несомненно, участие в этой работе психолога. Предполагаем, что указанные методы помогут активизировать работу учащихся, на практике посмотреть результаты, увидеть приращение.




Приложение

Метод проектов

Проектная деятельность на уроке

1.Находясь в постоянном поиске новых средств, форм и методов в обучении, современный учитель, прежде всего, обращается к педагогическим образовательным технологиям. Практически образовательные технологии реализуются через систему слагаемых:

1.Педагогические требования;

2.организация воспитывающей среды;

3.технология организации индивидуально-групповой работы;

4.создание ситуации успеха и группового климата;

5.информационное воздействие;

6.разрешение конфликта, противоречия;

7.свобода выбора;

8.технология общения;




2.Метод проектов- рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем образования

Цель проектной работы:

- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях

- развитие коммуникативных, исследовательских умений, умений сотрудничества

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения

- развитие критического мышления



3.В.Кильпатрик, сотрудник Дж.Дьюи, так определил три главных принципа новой педагогики: 1.”Внутренний” учебный материал( вытекающий из природы и интересов учащихся)

2.Целесообразная деятельность;

3. Обучение как непрерывное перестройка жизни и подъём её на высшие ступени.

Дж. Дьюи; «Всё, что я познаю, я знаю, зачем это мне необходимо, где и как я могу эти знания применить».

4.Трансформация этого метода на отечественной почве породила комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. Бригадно-лабораторная система также была видоизменённым сочетанием нескольких «американских» методов.

5. Михаил Михайлович Бахтин – литературовед, филосов: -личностное знание – это логически сформулированные мысли, каждый выстраивает свои собственные знания сам;

- комбинирование устного и письменного;

- обучение в диалоге;

- диалог пробуждает мысли, рождает «внутреннюю речь».


6. В основе метода проектов лежат идеи известных педагогов, учёных, философов.Грундтвиг (Николай Фредерик Северин) – датский просветитель, историк, писатель:

- обучение в школе основывается на «живых словах»;

- поиск границы мыслить индивидуально и в группе;

- знания человек должен переживать, чувствовать;

- школа должна быть основана на фантазии.

7.Запуск проекта – ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ

8.Как развивается работа над проектом? (Алгоритм проектной мастерской состоит из этапов, т. е. фаз).

Запуск проекта – фазы 1-4 (1-2 урока).

Фаза 1. Представление темы проекта: - выявление знаний детей;

- формирование понятий;

- поиск идей, проблем;

- главный метод – «Мозговой штурм».

9.Фаза 2. Избрание проблемы: что хотим узнать ( задаем вопросы); точность и актуальность вопросов; самостоятельное формулирование проблемы, выбор главной; определение целей исследования.


10.Работаем в группах Фаза 3

Формулировка подтем проблем

- определение подтем и проблем в группах;

- определение круга вопросов в подтемах;

- консультирование групп


11.Работаем в группах

Фаза 4. Планирование работы:

- обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации; - принятия решения, в какой форме будет представлен проект


12.Фаза 5.Осуществление проекта

Самостоятельная работа участников проекта по группам:

- сбор и отбор информации;

- исследование проблемы;

- выбор вариантов решения проблемы;

- оформление работы;

- консультирование.

13.Результаты проекта – фазы 6-7

(1-2 урока) Фаза 6. Представление проекта ( защита): - демонстрация результатов исследовательской деятельности - предложения по разрешению проблем - презентация результата, готового к внедрению - появление новых вопросов - прогнозирование новых проблем


14. Фаза 7. Оценка проекта:
оценивание
планирования, процесса, деятельности,
отношений, конечного результата;
самооценка;
определение уровня знаний предмета;
выявление успехов и неудач.

15. Проблемы использования метода проектов в школе
1.
Выбор темы проекта (наличие проблемности), определение общей цели (что хотим решить).
2. Исследование проблемы в полном объёме.
З. Организация самостоятельной деятельности учащихся.
4. Проработка огромного количества информации, отбор и оформление конечных результатов.
5. Структурирование содержательной части проекта.
6. Применение исследовательских методов (определение задач
исследования, гипотез, отбор методов исследований).

16. В чём же заключается КАЧЕСТ-
ВЕННЫЙ результат?
Это совокупность
результатов:
качественное изменение свойств обучения и воспитания;
улучшение условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых целей;
удовлетворение образовательной потребности личности;
усиление деятельностного компонента;
полученные знания, умения, навыки;
развитие и социализация личности;
обеспечение дифференциации и индивидуализации;
становление гражданской позиции;
формирование критического мышления и др.

17. Мнение коллеги-учителя
Учитель начальных классов высшей
категории Е. В. Лебедянцева (Москва):
1) метод проектов открывает 2) является методом, идущим от детских
возможности формирования потребностей и интересов, возрастных и
собственного жизненного опыта индивидуальных особенностей;
ребёнка по взаимодействию с 3) метод проектов — один из немногих методов,
окружающим миром; выводящих педагогический процесс из стен
метод проектов является педагогической детского учреждения в окружающий мир,
технологией, актуализирующей субъект- природную и социальную среду.
ную позицию ребёнка в педагогическом
процессе;


Заключение


Проблема, обозначенная в работе, является актуальной для обучения и воспитания учащихся.
Она важна для подрастающего поколения, так как определяет его будущее. Сегодня создается новая система, ориентированная на вторжение в мировой образовательный процесс. Стержень её — воспитание соответствующей личности, способной независимо строить свою судьбу, отношения с миром.
Современная жизнь ставит личность в условия, когда нужно решать те или задачи в короткий срок и с высоким качеством. Предъявляются большие требования к выпускнику школы.
Он должен уметь моделировать, прогнозировать, систематизировать, структурировать. Высок и самообразовательньий компонент: выпускник должен формулировать задачи, обрабатывать и понимать информацию, уметь составить план жизнедеятельности. Он должен совместно работать в социуме, организовать деятельность группы, коллектива, владеть навыками лидерства.
И этому мы должны научить учащихся с учетом психолого-педагогическим особенностей, которые являются основой для формирования личностных качеств школьника:

    • Когнитивных;

    • Креативных;

    • Оргдеятельностных;

    • Коммуникативных.

Проведенное исследование позволяет предположить возможность использования в дальнейшей работе методов эвристического обучения, в том числе: метод рефлексии, метод инверсии, метод агглютинации,метод синектики.

Список использованной литературы

1. Кларин МВ. Модели учебной дискуссии /1 Школьные технологии. — 2ОО4.-№6 —
С.58-78.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
3. Кухар Роман. Мы должны воспитать человек 1/ Директор школы. — 2006.- №33. —
С.19.
4. Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения.- М., 1981.
5. Мандзюк Лариса. Инновационньте проекты /Директор школы. -2ООб.-№48.- С. 14.
. Матковский Иосиф. Эффективность инноваций в образовании /1 Директор школы
2ООб.- 1{227-28.- С 33.- С. 37-39.

6.Тщук В.А. Урок в современной школе М., 1998.
7. Поташкин М.М., М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок.- М., 2006.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное
пособие. — М., 1998.
9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. — М.,
2005. 10. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СП6., 2001. 11.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике М., 1998 г.































Содержание:


Введение


Раздел I. Проблема организации инновационного обучения в психолого-педагогической теории и практике.

    1. Сущность и специфика инновационного обучения

    2. Методы продуктивного обучения


Выводы по I разделу


Раздел II Технология использования методов эвристического обучения на уроках русского языка и литературы.

2.1 Выбор методов эвристического обучения.

2.2. Особенности уроков литературы с использованием отдельных методов продуктивного обучения

Выводы по II разделу

Заключение

Список литературы

Приложения :

1.Метод проектов. Проектная деятельность на уроке.

2. Русский язык. Тема: “Правописание наречий” 7 класс