СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК школьной педагогики и психологии



Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах





ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах.










Выполнила:

Позднухова Дарья Юрьевна

Группа 3 «В»

Курс 2

Форма обучения очная

Научный руководитель:

Горшкова Нина Яковлевна, преподаватель













Абакан 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Сущность и содержание понятия «страх» 5

1.2 Виды детских страхов 9

1.3 Причины возникновения страхов у младших школьников 14

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25

2.1 Типы детско-родительских взаимоотношений 25

2.2. Связь типов детско-родительских взаимоотношений с возникновением страхов у младших школьников 30

2.3 Диагностические методики на выявление страхов у детей младшего школьного возраста 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Приложение. Рекомендации для родителей и учителей по преодолению страхов у младших школьников. 46
























ВВЕДЕНИЕ


Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. Существенно неблагоприятные отношения в семье, приводит к кризису и ошибкам воспитания, которые связанны с увеличением количества факторов страха.

В отечественной и зарубежной психологии известны исследования по проблеме страха таких ученых, как В. М. Блейхера, Л. С. Выготского, А. И. Захарова, Л.Г. Подоляк,  А.С. Спиваковской, А. Фрейд, З. Фрейда, Г. Эберлейна.

Следует отметить, что родительские отношения являются одним из факторов появления тревожности у детей. К теме детско-родительских отношений обращались такие авторы, как Т.В. Андреева, А.Я. Варга, П.Ф. Лесгафт, К. Монпард А.В. Петровский, В.В. Столин и другие.   Социально-экономические и политические условия жизни меняются, это и ведет к тому, что необходимы новые исследования. Поэтому очень важно чтобы родители создали благополучную эмоциональную атмосферу для подрастающего ребенка в семье.

Цель исследования: изучить влияние типов детско-родительских взаимоотношений на возникновение страхов у младших школьников.

Объектом исследования является возникновение страхов у младших школьников.

Предметом исследования является влияние типов детско-родительских взаимоотношений на возникновение страхов у младших школьников.



Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме возникновения страхов у младших школьников, раскрывая сущность и содержания понятия «страх».

  2. Рассмотреть виды детских страхов и причины их возникновения у младших школьников.

  3. Охарактеризовать типы детско-родительских взаимоотношений.

  4. Обосновать связь типов детско-родительских взаимоотношений с возникновением страхов у младших школьников.

  5. Подобрать диагностические методики на выявление страхов у младших школьников.

  6. Составить рекомендации для родителей и учителей по преодолению страхов у младших школьников.

Теоретико-методологическая основа: теоретические положения о детско-родительских взаимоотношениях  Р.Ф. Овчаровой, теоретические положения З. Фрейда о страхе, как о чувственной эмоции и эмоциональном состоянии.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы.

Теоретическая значимость: систематизирован материал в рамках курсовой работы по проблеме влияние типов детско-родительских взаимоотношений на возникновение страхов у младших школьников

Практическая значимость: предложенные рекомендации по преодоление страхов у детей младшего школьного возраста могут применять в своей работе учителя начальных классов, родители учащихся и студенты специальности Преподавание в начальных классах.

Структура: введение, 2 главы, заключение, библиографический список (31 источник), приложение (рекомендации для родителей и учителей по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



1.1 Сущность и содержание понятия «страх»


Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и содержит различные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [28, с.342].

А. Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.71].

Согласно З. Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [28, с.218].

В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [3, с.305].

Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное, отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [21, c.165].

Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается 8 определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [14, c.570].

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [20, c.102].

Страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.

У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [20, c. 245].

Известный физиолог И.П. Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [14, c. 564].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Термин «страх» может быть еще представлен как «тревога» [15, c, 67]. По мнению А.И Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей [10,c.43.]

Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43].

Страх - это эмоция, знакомая всем. Он оказывает гораздо большее влияние на нас, чем это кажется на первый взгляд. Это эмоция, оказывающая значительное влияние на перцептивно-когнитивные процессы, на поведение индивида. Интенсивный страх создает эффект "туннельного восприятия", то есть сильно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека.

Эмоция страха возникает, когда человек находиться в ситуации, которую воспринимает как опасную для его спокойствия и биологического или социального существования. Страх это сигнал, предупреждение о грозящей опасности, мнимой или реальной, в принципе все равно, так как наш организм действует одинаково.

Страх существует независимо от культуры, веры и уровня развития народа; единственное, что изменяется, - это объекты страха, как только мы думаем, что победили или преодолели страх, появляется другой вид страха, а также другие средства направленные на его преодоление.

В нашей жизни страхов огромное множество. По мнению психологов, у каждого человека есть свой «набор страхов», состоящий из нескольких составляющих, многие из которых родом из раннего детства. Многие люди стыдятся своих страхов и вместо того, чтобы научиться обращаться со страхом, они ищут средства для его ликвидации, такие как алкоголь, наркотики, медикаменты. Стремясь просто устранить, игнорировать, заглушить страх, человек неизбежно впадает в заблуждения и, пропагандируя подобные идеи, заводит в тупики тех, кто хочет научиться обращаться со своим страхом.

Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.

Распространяя представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности человека, Г.Селье сформулировал следующие положения:

- стресс - это не просто нервное напряжение;

- стресс не всегда результат повреждения;

- не следует пытаться избегать стресс (к тому же это невозможно).

Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была [31,c.192].

Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности - с другой.

Из психологических концепций стресса в отличие от биологических (трактовка стресса как особо напряженного состояния организма, по существу, стресс-реакция на неблагоприятные воздействия окружающей среды) несомненный интерес представляет понимание стресса Ч.Д.Спилбергом как процесса.

В этой интерпретации под стрессом понимается совокупность внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. В обзоре исследований феномена тревоги Филлипс, Мартин и Майерс отмечают, что важным пунктом теоретического сходства исследований тревоги является положение о том, что тревога вызывается той или иной формой стресса [27,c,96].

Тревога в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что ученые с особой осторожностью решаются на попытку ее объяснения.

Таким образом, можно сказать, что страх – это часть нашей жизни. Имеются различные трактовки термина «страх». Все эти трактовки объединяет то, что страх – это рефлекс. Страх можно рассматривать как тревогу. А некоторые исследователи считают, что страх – это естественный рефлекс любого человека.







1.2 Виды детских страхов


Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Российский психолог Ю. Щербатых имел свое представление о том, какие бывают страхи. Их он делит на три группы: социальные, природные, внутренние [30,c,57].

  1. Социальные – это волнения по поводу собственного благополучия и своих близких, перед общественным мнением, публичностью, изменениями в жизни и т.п.

  2. Природные, то есть связанные с природными явлениями.

  3. Внутренние, которые были «заложены» в детстве.

В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов:

-реальный;

- невротический;

-страх свободный [20, с. 352]:

Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [22,c.480].

Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов: Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [21, c.312].

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем. Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует [1, c. 457].

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова: [11, c. 247].

  1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

  2. По степени реальности – реальные и воображаемые.

  3. По степени интенсивности – острые и хронические. Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха [4, c. 123].

На патологический страх указывают его крайне - драматические выражения или затяжное, навязчивое, трудно-обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.

Страх условно делится на ситуативный и личностный [5, c. 230]. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [31, c.29].

Дневные страхи у детей бывают:

Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.

Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.

Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).

Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).

Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д

Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Младший школьный возраст. Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан прежде всего с новой социальной позицией школьника. Социальная активность личности проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием «совесть» как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным и в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу (68% — у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% — у девочек в 8 и 9 лет) [6,c.217].

В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя — веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости [5,c.106].

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что страх основан на инстинкте самосохранения, и если страх стабильный, устойчив то, впоследствии ребёнок может и не справиться со своими чувствами, а также не сможет их контролировать. Также мы выяснили, что по разным основаниям страхи бывают: реальный и воображаемый, острый и хронический. Более полной считаю классификацию страхов А. И. Захаровой.


1.3 Причины возникновения страхов у младших школьников


Страх - это психическое состояние, которое осуществляется на основе инстинкта самосохранения как реакция на реальную или воображаемую опасность. У страха много причин, как субъективных, так и объективных. Страх проявляется как у отдельных людей, так и в группах, больших массах. Степень и формы его проявления разнообразны, но это в первую очередь область индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, страх, аффективный страх - самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального расстройства, может иметь крайние формы выражения, затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное влияние на формирование характера, на отношения с окружающими и адаптацию к внешнему миру.

А.А. Феофанова выделяет следующие причины детских страхов:

1. Негативный опыт ребенка.

2. Запугивание детей домовыми, оборотнями, чертями, в результате чего у детей возникает бессмысленный страх.

3. Чрезмерная забота о ребенке, от которой его балуют, негативный опыт ребенка.

4. Неосознанный конфликт духовных устремлений

5. Окружающие ребенка взрослые, которые невольно заражают ребенка страхом, чрезмерно настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности

6. Место жительства - дети, живущие в отдельных квартирах, испытывают страхи чаще, чем дети из коммунальных квартир, так как в отдельных благоустроенных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом и поэтому у них чаще возникают страхи одиночества, темноты, страшных снов и т.д.

7. Общение со сверстниками, утрата навыков коллективной игры способствуют развитию тревожности.

8. Общение с родителями, которые бесконечно учат, строится в основном на абстрактном, абстрактном, а не на визуально конкретном уровне, в результате чего ребенок «учится» беспокоиться о том, что может произойти, а не активно и уверенно решать поставленную перед ним задачу.

9. Неполная семья (нет отца). Отсутствие отца способствует появлению чувства незащищенности и неуверенности в себе у мальчиков, что сказывается на увеличении количества их страхов; в неполных семьях страхи чаще всего встречаются у детей с братом или сестрой, видимо, матери пытаются эмоционально «разделить» дети в равной степени, что влияет на эмоциональную сферу таких детей.

10. Полные семьи, которые живут вместе со своими родителями; только у мальчиков дошкольного возраста бабушка помогает уменьшить страхи, во всех остальных случаях - у девочек дошкольного возраста и школьников обоего пола - она увеличивает их количество.

11. Единственные дети, которые находятся в центре родительских забот, наиболее подвержены страху.

12. Возраст родителей: чем старше родители, тем они более тревожны, и их тревога и беспокойство передаются детям.

13. Неосознанное «заражение» страхом со стороны других. [30, с.53].

А.А. Феофанова подчеркивает, что целый ряд навязчивых детских страхов, возникающих в детском возрасте, остается у человека на всю жизнь, или только в зрелом возрасте преодолевается с большим трудом [30, с.54]. Помимо видов и причин выделяют уровни страхов: - обычный страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношение с окружающими. Обычный страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношение с окружающими. Патологический страх указывают его крайние драматические формы выражения, затяжное, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля, со стороны сознания.

Многие ученые (В.Штерн, Н.А.Менчинская, М.П.Феофанов, А.А.Фортунатов) выделяют различные объекты страхов у детей младшего школьного возраста. Более подробно объекты, вызывающие страхи у детей, проанализированы А.И. Захаровым [11,c,43].

В ходе опроса 2135 детей о предмете страха этим ученым были выведены следующие объекты страха:

  1. Боязнь умереть, того, что умрут родители;

  2. Боязнь каких-то людей, мамы, папы; того что их накажут;

  3. Боязнь увидеть сказочных персонажей;

  4. Боязнь заболеть, заразиться; опоздать в детский сад или школу;

  5. Страх перед тем, как заснуть, страшных снов; темноты нападения бандитов;

  6. Боязнь животных (волка, медведя, пауков, змей);

  7. Боязнь транспорта (машин, поездов, самолета);

  8. Боязнь стихийных бедствий; опасных ситуаций, когда очень глубоко, высоко; страх находиться в тесной комнате, маленьком помещении; боязнь воды, огня, пожара; страх оставаться одним в комнате, квартире;

  9. Боязнь войны; больших площадей; врачей, крови, уколов, боли; неожиданных резких звуков [30, с.12].

Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста. Издавна психологи и психиатры Т.М. Мишина, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка [24,c.95].

Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в семейной сфере, выделяются следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные родительские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями из-за распада семьи или длительного отсутствия одного из родители; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные особенности родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружающей средой, что в отечественной психологии рассматривается как один из механизмов формирования и развития личностных аномалий. Следует отметить, что боязливость и страх в школьном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном подходе со стороны взрослых. Тем не менее важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам страх может оказывать патогенное воздействие на развитие различных сфер личности. [25, с.90].

Истоки беспокойства следует искать в раннем детстве. Уже на втором году жизни она может возникнуть в результате неправильного воспитания. Ребенок боится потерять маму из виду и буквально держится за ее юбку. Он постоянно ждет какого-то страшного «события»: внимательно вглядывается в лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних, прячется за маму, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек, а также игрушек, которые мычат, пищат, шуршат [30, с.12].

Особый страх могут вызывать такие игрушки, которые прыгают, машут крыльями, с горящими глазами, масками, передающими характерные эмоциональные состояния, а также имеющие преувеличенные части лица. Как уже отмечалось, для детей второго года жизни характерна острая ориентировочная реакция на новизну.

Эмоционально негативные впечатления раннего детства могут вызвать тревогу и формирование такой нежелательной черты характера, как трусость. Взрослые не должны провоцировать страхи, которые приводят к беспокойству. Профилактика тревожности - это чуткое, внимательное отношение к ребенку, защита его нервной системы. Индивидуальная паника близка к страху. Он отличается от страха тем, что более неадекватен реальному размеру опасности. Главной особенностью панического поведения является стремление человека к самоспасению. На первый план выходят защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют вас физически удаляться от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь других на смерть, отнять у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью. Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать с окружающими. Человек, поддающийся панике, склонен к безрассудному подражанию, особенно в целях самосохранения.

Существуют разные способы преодоления страха и индивидуальной паники: активизировать внешнее поведение, переключить внимание на привычные действия, отвлечь от объекта, вызывающего тяжелое состояние, вселить уверенность, обострить чувство долга и т.д. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению любой части людей, твердому руководству, четким инструкциям, призванным мобилизовать привычное поведение и сосредоточить внимание на целесообразной деятельности тех, кто в этих условиях сам может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим пример самоконтроля, активизирующий у людей совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример лидера может стать главным средством контроля за поведением людей, поддающихся страху или панике. В научно-методической литературе освещаются социокультурные и психологические предпосылки развития страха[28, с.12]. С развитием психики человека и усложнением форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкий спектр морально-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних стадиях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, боится незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.

У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи тоже реальны. Баба Яга - это живое существо, которое живет где-то поблизости, и дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если они не будут слушаться своих родителей. Объективная природа представлений развивается лишь постепенно, когда они учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно и логически. Психологическая структура страхов также усложняется вместе с приходом способности планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности сопереживать, чувства стыда, вины, гордости и чувства собственного достоинства [17, с.6].

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, влияющими на жизнь и благополучие окружающих, сначала родителей и воспитателей ребенка, а затем людей, находящихся вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах представляет собой путь от страха к тревоге, о которой уже можно говорить в старшем дошкольном возрасте и которая, как социально опосредованная форма страха, приобретает особое значение в школьном возрасте. У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. [17]

В отдельных квартирах дети лишены прямого контакта друг с другом. У них чаще возникают страхи одиночества, темноты, страшных снов, монстров и т.д. В первую очередь это касается только детей, по отношению к которым взрослые проявляют больше заботы и опеки. Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию тревожности у детей. Большинство из них уже не могут играть в прятки, «казакиразбойники», лапти и т.д. со страстью. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно объединяет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом преодоления страхов, поскольку в ней в аллегорической форме воспроизводятся многие жизненные коллизии, вызывающие страх. [17]

В результате, чтобы устранить страхи, нам приходится использовать те же игры в специально созданных условиях, в которые современные дети могли бы играть, но не играют. Они не играют не только потому, что живут в большом городе, построенном для взрослых, но и потому, что у них слишком строгие родители, которые считают игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители боятся игр, потому что боятся за своих детей, потому что, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться... Общение с детьми от постоянно напуганных родителей строится в основном на абстрактном, а не на визуально конкретном, образном уровне. В результате ребенок учится необоснованно беспокоиться о том, что может произойти, вместо того, чтобы активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности. [18]

Страх, тревогу у детей могут вызывать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки из-за вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Так, мальчики и девочки чаще боятся, если считают главным в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая мать в семье часто бывает беспокойной и раздражительной в своих отношениях с детьми, вызывая у них тревожные реакции. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет мальчикам общение с ним и увеличивает возможность передачи тревоги от матери. [18]

Если 5-7-летние мальчики в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делает большинство их сверстников, а матери, то у них возникает больше страхов. Тревога у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает также из-за желания некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно управлять на двух фронтах. Они рано отправляют своих детей в дошкольные учреждения, на попечение бабушек и дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные потребности. [18]

Амбициозные, чрезмерно принципиальные, с болезненно обостренным чувством долга, бескомпромиссные матери чрезмерно требовательны и формально поступают с детьми, которые всегда не подходят им по полу, темпераменту или характеру. [18]

У гиперсоциализированных матерей забота проявляется в основном в тревоге по поводу возможных и, следовательно, непредсказуемых несчастий с ребенком. Их типичная строгость вызвана навязчивым желанием предопределить свой образ жизни в соответствии с заранее составленным планом, который играет роль своеобразного ритуального предписания.

А эмоционально чувствительные и впечатлительные дошкольники формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, потому что именно в этом возрасте они, как никогда, нуждаются в любви и поддержке взрослых. К концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально "закаляются" до такой степени, что перестают реагировать на чрезмерно требовательное отношение матери, отгородившись от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружены в свой собственный мир переживаний, и иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие закатывают истерики по поводу недостатка внимания матери или, беспокоясь о ее отношении к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными в себе. [18]

Растущая эмоциональная чувствительность детей из поколения в поколение и потребность в теплом и заботливом отношении, таким образом, вступают в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от заботы о ребенке и формализовать процесс его воспитания. Наиболее чувствительными к конфликтным отношениям родителей являются дети школьного возраста. Если они видят, что родители часто ссорятся, то количество их страхов выше, чем когда в семье хорошие отношения. Девочки воспринимают семейные отношения более эмоционально уязвимыми, чем мальчики. В конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться самими собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет по отношению к дочери. Обращает на себя внимание обнаружение у дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными, стихиями, болезнями, инфекциями и смертью, а также страхов перед кошмарами и родителями. Все эти страхи являются своего рода эмоциональными реакциями на конфликтную ситуацию в семье. [15]

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны друг с другом, то есть они в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи девочек в большей степени связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи "цепляются друг за друга" и образуют единую психологическую структуру тревоги. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, можно предположить, что страхи в этом возрасте наиболее закреплены и мотивированы. На количество страхов влияет состав семьи. У девочек и мальчиков младшего школьного возраста количество страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. [15]

А именно, в возрасте 5-7 лет дети больше всего стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть похожими во всем на самого авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки - на свою мать, которая придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность по отношению к нему и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери приводят к несамостоятельности, инфантилизму и страхам, то у девочек усиление страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной поддержки матерью [13, с.29].

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху как эпицентру родительских забот и тревог. Единственный ребенок, как правило, находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их тревогу. Родители, часто охваченные тревогой не успеть ничего сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать образование, опасаясь, что их ребенок не будет соответствовать чрезмерно высоким, по их мнению, социальным стандартам.

Согласно всему вышесказанному можно подвести итог, детские страхи – это очень серьёзная проблема, как для самих детей, так и для их родителей. Страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. Страх темноты, сказочных отрицательных героев ярко выражен. С момента поступления в школу дети значительно меньше бояться темноты и животных, сказочных персонажей. Также у ребенка появляется боязнь получить плохую отметку, сравнение его другими детьми, сильная опека родителей, а самое главное стеснение своего собственного ребенка.

























ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



2.1 Типы детско-родительских взаимоотношений


Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.

Взаимодействие ребенка с родителем - это первый опыт взаимодействия с внешним миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в направлении «ребенок-родители» и «родители-ребенок», определяемая совместной деятельностью и общением между членами семьи [2,c.27].

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.

Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Гибкость родительской позиции, можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи [7,c.187].

Гибкая родительская позиция, должна быть не только изменчивой, она должна быть предвосхищающей, прогностичной. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

В любой период жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детства большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с пеленок одаривают одним из самых прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эти отношения имеют большое значение для ребенка, так как влияют на формирование характера, жизненных позиций, его поведения, отношения к людям, в целом, на формирование его личности [19,c.199].

Психологи выявляют типичные нарушения правил семейного воспитания:

1. Снисходительная чрезмерная опека. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности. Родителям свойственно стремление «поглотить» ребенка, защитить его от всех трудностей, потакая всем его капризам. При таком воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера:

- болезненная обидчивость;

-подозрительность;

- упрямство;

- агрессивность. Это делает его сварливым среди сверстников, то есть социальная адаптация затруднена [25,c.877].

При таком стиле воспитания неадекватность может проявляться наряду с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, а подарки дарят за мелочи и достижения. Ребенка наказывают очень редко, система требований очень мягкая.

В результате у ребенка развивается высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением вне семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

2. Доминирующая чрезмерная защита. Ребенок также находится в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие:

- самозащиты;

- скрупулезное соблюдение определенных правил;

- чрезмерная уступчивость.

Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не проявляют инициативы, они не гибки в общении, они действуют, основываясь на представлении о том, что должно быть. Дети с низкой самооценкой недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно обвиняют ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям своих родителей.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.

3. Эмоциональное неприятие ребенка - воспитание по типу «Золушки», чрезмерная реакция со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит к невротическим расстройствам. При таком варианте возможен «уход от реальности». Это наблюдается в тех случаях, когда демонстративность сочетается у детей с тревожностью. У этих детей есть сильная потребность во внимании к себе, но они не могут осознать это из-за своей тревожности. Они малозаметны, боятся вызвать неодобрение своим поведением, стремятся выполнять требования взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к увеличению еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и без того недостаточные контакты. Когда взрослые поощряют активность детей, обращают внимание на результаты их учебной деятельности и ищут пути творческой самореализации, достигается относительно легкая коррекция их развития [25,c.877.]

4. Авторитарный стиль присущ тем семьям, где родители часто применяют физические наказания. Отец, который считает, что физическое насилие - единственный эффективный воспитательный метод, больше склонен к этому стилю. В таких случаях дети обладают высоким уровнем агрессивности, склонны обижать маленьких, беззащитных и слабых, а также имеют серьезные нарушения межличностных отношений.

5. Увещевательный стиль, в отличие от авторитарного, проявляется в беспомощности родителей, которые предпочитают увещевать, объяснять, бесконечно убеждать своих детей, не применяя никаких наказаний. Это приводит к задержке социализации ребенка, который не способен проявлять самостоятельность, демонстрируя инфантильность.

6. Демонстративный стиль, когда родители, чаще всего мать, жалуются всем на своего ребенка, без стеснения рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, заявляя вслух, что сын растет «бандитом» и так далее. Это приводит к потере ребенком скромности, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль над его поведением, появляется злость по отношению к взрослым, родителям.

7. Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают большого значения проступкам своих детей, не видят в них ничего страшного. Такие родители очень агрессивны по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей, считая, что «все дети такие». Детей из таких семей трудно перевоспитать, они жестоки, лживы и страдают дефектами нравственного сознания в подростковом возрасте.

8. Непоследовательный стиль - когда родителям, особенно матери, не хватает самообладания и выдержки для того, чтобы последовательно проводить воспитательные мероприятия в семье. В отношениях с детьми наблюдаются резкие эмоциональные перепады - от наказаний и ругани до трогательных и ласковых проявлений. Это приводит к тому, что родители теряют свое влияние на детей, дети становятся непредсказуемыми, неуправляемыми, начинают пренебрегать мнением старших. Необходимо терпеливо и твердо следовать линии поведения воспитателя.

9. Отстраненный и безразличный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощены обустройством своей личной жизни. Она не находит времени и сил для своих детей, равнодушна к самим детям и к их поступкам. Дети предоставлены сами себе, они чувствуют себя лишними, в будущем будут стремиться меньше бывать дома, тяжело воспринимают отстраненное отношение матери [25,c.877.]

Таким образом, в данном параграфе рассмотрели типы детско-родительских взаимоотношений. Пришли к выводу, что взаимодействие ребенка с родителем - это первый опыт взаимодействия с внешним миром. Психологи выявляют 9 видов типичных нарушений правил семейного воспитания. Детско-родительские отношения представляют собой систему межличностных установок.



2.2 Связь типов детско-родительских взаимоотношений с возникновением страхов у младших школьников


Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка [8,c.214].

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.

В настоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие в основе формирования данного явления. Согласно работам представителей динамического подхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого свойства личности, лежат в детстве индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, является дошкольный возраст. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие) [9,c.92].

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника [23,c.179].

Интересное определение тревожности дает К. Хорни, она говорила, что тревожность - это не столько приобретенное в раннем детстве «неизлечимая болезнь», сколько прототип переживания, которое сохраняется, влияя на дальнейшее развитие, или возникает вновь в связи с распространенностью в окружающем мире отношений людей, способствующих возникновению тревоги.

Существуют такие разновидности тревожности, как [12,c.464]:

  • устойчивая тревожность в какой-либо сфере ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;

  • общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.

Как уже упоминалось выше одной из причин устойчивой тревожности детей, являются именно детско-родительские отношения.

Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения [18,c.75]:

-«принятие и любовь»;

- «явное отвержение»;

- «излишняя требовательность»;

- «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей.

Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно говорить, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка [16,c.106].

Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать - ребенок».

В ходе воспитания ребенка родители допускают следующие ошибки, которые непосредственно приводят к различным эмоциональным состояниям, в том числе и тревожности.

1 .Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Ребенок просто не может выполнить родительские требования, т.к. такое поведение не присуще его характеру.

2. Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла «не вовремя», либо ребенок родился «не того» пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка.

4. Негибкость выражается застреванием на проблемах, трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с «негибким» отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

5. Не последовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца

6. Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка. Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика.

7. Доминантность - требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями.

8. Гиперсоциальность. Воспитание слишком «правильное». В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся «испортить» ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением.

Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы «соответствовать» ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций, детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого.

9. Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью [15, с. 107].

К. Хорни говорила, что отношение родителей к ребенку могут быть: доминирующими, гиперопекающими, запугивающими, тревожными, чрезмерно требовательными, чрезмерно снисходительными, колеблющимися, по-разному относиться к разным детям, некритичными, безразличными и т. п. Никогда не существует какого-либо одного фактора, есть совокупность этих факторов, которые препятствующих развитию ребенка. В результате у ребенка развивается не чувство "мы", а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой я использую понятие «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе.

Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.



2.3 Диагностические методики на выявление страхов у детей младшего школьного возраста



Диагностика детских страхов – это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников.

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу [29,c.296].

Хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:

- рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;

- если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;

- если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что  у ребенка не все в порядке;

- жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;

- увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод. Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители. Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюденияАнглийский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций. Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту. Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки».

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки. Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» - это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

Предлагается провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.

На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка [29,c.196]:

- беспокойство, нервозность в течение всего дня;

- лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;

- проблемы со сном или с засыпанием;

- проблемы с концентрацией и сосредоточением;

- капризность и плаксивость.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Сказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

Вопрос: что стало с бельчонком?

Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:

- он тоже забрался на дерево;

- он испугался, но быстро забрался к маме;

- он испугался, но быстро забрался к папе;

- бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.

Ответы, которые должны насторожить:

- бельчонок ударился об землю и умер;

- бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);

- о бельчонке все забыли;

- бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);

- бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.

Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.

Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.

Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:

А ты боишься спать один в комнате?

А страшные сны тебе снятся?

Ты боишься ездить на лифте?

Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Для диагностики наличия страхов, с ребенком можно провести опрос по следующей схеме: В начале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься», далее задаются ниже перечисленные вопросы:

        1. Когда остаешься один?

        2. Заболеть?

        3. Умереть?

        4. Каких-то других детей?

        5. Кого-то из воспитателей (учителей)?

        6. Того, что они тебя накажут?

        7. Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

        8. Страшных снов?

        9. Темноты?

        10. Волка, медведя, пауков, змей?

        11. Машин, поездов, самолетов?

        12. Бури, грозы, урагана, наводнения?

        13. Когда очень высоко?

        14. В маленькой тесной комнате, туалете?

        15. Воды?

        16. Огня, пожара?

        17. Войны?

        18. Врачей (кроме зубных)?

        19. Крови?

        20. Уколов?

        21. Боли?

        22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

На основе полученных ответов на вопросы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу.

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
«медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни) - №2, №18, №19, №20, №21, № 22;

-страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война) - №11, №12, №15, №16, №17;

-страхи смерти (своей) - №3;

-страхи животных и сказочных персонажей - №7, №10;

-страхи кошмарных снов и темноты -№8, №9;

-социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества) - №1, №4, №5, №6,

-«пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств) - №13, №14, №27.

Можно подсчитать общий показатель наличия страхов у ребёнка, сложив положительные ответы по всем вопросам и рассчитав проценты: 

100-75% - высокий уровень;

40-74% - средний уровень;

0-39% - низкий уровень.

Можно определить наличие страхов по одному из показателей: если ребёнок даёт положительный ответ по какой-то группе, необходимо посмотреть, каков процент наличия страхов в данной группе, если он превышает 50%, стоит задуматься. Кроме того, для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом и ещё можно провести тест на наличие тревожности [26,c.107].

Таким образом в данном параграфе, мы рассмотрели различные эффективные методики. Самая эффективная методика-методика расшифровки рисунков, ее особенность в том, чтобы через рисунки своего ребенка прослеживать страхи и тревоги детей. Каждый рисунок может наталкивать родителей на разговор со своим ребенком. Поэтому самое главное- разговаривать со своим ребенком и выяснить причину его тревоги.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме влияния типов детско-родительских взаимоотношений на возникновение страхов у младших школьников. Мы пришли к следующим выводам:

1. В основу исследования положено понятие страха как эмоционального состояния, возникающего в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций.

2. Рассматривая виды детских страхов, мы пришли к выводу, что все детские страхи можно разделить на три группы: социальные, природные, внутренние. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. У страха много причин, как субъективных, так и объективных. Страх проявляется как у отдельных людей, так и в группах, больших массах. Степень и формы его проявления разнообразны, но это в первую очередь область индивидуальной психологии. Многие страхи являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте.

3. Детско-родительские взаимоотношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в направлении «ребенок-родители» и «родители-ребенок», определяемая совместной деятельностью и общением между членами семьи. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания: снисходительная чрезмерная опека, доминирующая чрезмерная защита, эмоциональное неприятие ребенка, авторитарный стиль, увещевательный стиль, демонстративный стиль, попустительски-снисходительный стиль, непоследовательный стиль, отстраненный и безразличный стиль. Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.4. Обосновывая связь типов детско-родительских взаимоотношений с возникновением страхов у младших школьников, важно отметить, что в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать - ребенок».

5. Для диагностики наличия страхов у младших школьников можно использовать следующие диагностические методики: методика расшифровки пмсунков, методика специальных сказок и историй, опрос. Самая эффективная методика-методика расшифровки рисунков, ее особенность в том, чтобы через рисунки своего ребенка прослеживать страхи и тревоги детей. Каждый рисунок может наталкивать родителей на разговор со своим ребенком.

6. В результате нашей работы, мы составили рекомендации для родителей и учителей начальных классов по преодолению страхов у младших школьников.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / [Текст]: Н.Н. Авдеева / Психологическая наука и образование. М.: – 2018. – № 4. – С. 31-37.

2. Алиева, М.П. Проблема влияния семейного воспитания на формирование психологического здоровья у младшего школьника в психологическом процессе / [Текст]: М.П. Алиева // Научный поиск. М.: – 2016. – № 1. – С. 22–27.

3. Большой толковый психологический словарь. / [Текст]: Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

4. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. [Текст]: А.Я. Варга. – СПб. : Питер, 2001. – 278 с.

5. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью. [Текст]: Н.Г. Вологодина. – М. : Феникс, 2006. – 106 с.

6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / [Текст]: А.Л. Венгер. – М.: Владос, 2016. – 217 с.

7. Гонкова-Ямпольская, Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста[Текст]: Р.В. Гонкова-Ямпольская, Т.Л.Черток. – М.: Просвещение, 2000. – 187 с.

8. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений / [Текст]: И. В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан. – М. : Академия, 1999. – 214 с.

9. Долгова, В.И. Исследование тревожности младших школьников / [Текст]: В.И. Долгова // Дефектология. М.: – 2016. – № 4. – С. 92–9

10. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». [Текст]: А.И. Захаров. М.: – СПБ: 2000. – 448 с.

11. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. [Текст]: А.И. Захаров. – М. : Педагогика, - 2002. – 112 с.

12. Изард, К.Э. Психология эмоций. /[Текст]: К.Э. Изард. Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

13. Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. [Текст]: Ю. Климанова. М.: –1999. – № 9. – С. 22 – 24.

14. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. [Текст]: Л.А.Карненко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

15. Крутецкий, В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст]: В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.

16. Корытова, Г.С. Диагностика и коррекция проявлений школьной дезадаптации, вызванных нарушением внутрисемейных отношений: Учебно- методическоепособие для практических психологов. [Текст]: Г.С. Корытова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского Госуниверситета, 2000. – 101с.

17.Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. [Текст]: Н.В. Куницына. – Ленинград, 1999. – 420с.

18. Лацепов, А.В. Психологические особенности проявления тревожности у младших школьников в зависимости от стилей семейного воспитания / [Текст]: А.В. Лацепов, Е.В. Николаев // Психологическая наука и образование. – 2017. – №4. – С. 70 – 75.

19. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. [Текст]: И.М Марковская. – СПб: Речь, 2000. – 199с.

20. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. [Текст]: Р.С.Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 576 с.

21. Овчарова, Р.В. Практическая психология [Текст]: Р.В. Овчарова. – М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. – 337 с.

22. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; [Текст]: Л.В.Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

23. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. [Текст]: В.П. Зинченко. – М., 2006. – 479 с.

24. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания /[Текст]: А.В. Петровский. – М.: Знание, 2016. – 95 с.

25. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психологтя. [Текст]: А.А. Реан. – СПб:Питер Ком, 1999.-877с.

26. Рудомазина, В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / [Текст]: В. М. Рудомазина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 104-107.

27. Саенко, Е.А. Тревожность в младшем школьном возрасте / [Текст]: Е.А. Саенко // Воспитание школьников. – 2016. – № 2. – С. 91-96.

28. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, [Текст]: А.Фромм. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.

29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис. [Текст]: И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис – М., 2001, – 296 с.

30. Щербатых, Ю.В. Психология страха. [Текст]: Ю.В.Щербатых. – М.:Эксмо-пресс, 2002 . – 54с.

31. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова / [Текст]: Г. Эберлейн. – М.: Знание, 2000. – 192 с.












Приложение

Рекомендации для родителей по преодолению страхов у младших школьников

  1. Никогда не стыдите ребенка за его страхи и не относитесь к ним с иронией.

  2. Старайтесь избегать чтения страшных историй или просмотра страшных фильмов с ребенком, особенно на ночь.

  3. Применяйте метод постепенного освобождения от страха. Так, если ребенок боится темноты, то можно сначала зажигать в его комнате на ночь верхний свет. Потом включать только ночник, затем оставлять приоткрытой дверь, и так далее.

  4. Еще одним средством борьбы с детскими страхами может быть разыгрывание по ролям пугающих ситуаций. Предложите малышу создать небольшое представление, в котором он будет играть роль своего страха, а вы – самого ребенка. Потом можно поменяться ролями. Важно, чтобы мини-спектакль завершался победой над страхом и его изгнанием. Иногда ребенку полезно просто детально представить, «прожить» то событие, которого он боится.

  5. Чаще используйте телесный контакт, а так же упражнения на релаксацию.

  6. Создайте условия для положительного настроя ребенка

  7. Обсуждайте с ребенком его страхи, ребенок должен быть уверен, что он в безопасности

  8. Оказывайте поддержку и проявляйте искреннюю заботу о ребенке, чаще давайте понять ребенку, что его действия правильные. В младшем школьном возрасте ребенок очень нуждается в одобрении взрослого.

  9. Не игнорируйте страхи вашего ребенка, дайте понять ребенку, что вы действительно его понимаете.

  10. Если вы не справляетесь со страхами ребенка, обратитесь к психологу.



Рекомендации для учителей по преодолению страхов у младших школьников

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

  2. Не стыдите и не ругайте ребенка в присутствии другие ребят.

  3. Чаще хвалите ребенка даже за незначительный успех.

  4. Не оставляйте страх ребенка без внимания, даже если он незначительный.

  5. Разговаривайте с ребенком о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, сесть рядом с ребенком.

  6. Сочините вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

  7. Попробуйте использовать методику « рисования страха». После того как ребенок нарисует свой страх, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить ему, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.

  8. Организуйте общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Ребенок будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

  9. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

  10. Обратитесь к психологу и проработайте вместе с ним страх ребенка.