СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с применением материалом платформы "Открытая школа"

Просмотр содержимого документа
«Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Технологическая карта урока

Тема урока

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учебник

Литература 10 класс В.А.Чалмаев, С.А.Зинин , 2012 год 1-2 части;

Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4., 1996.


Автор урока

Севрикеева Любовь Анатольевна

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Выявить отношение автора к Наполеону и Кутузову, разобраться, в чём изображение их в «Войне и мире» отличается от традиционного.

Задачи урока

Показать связь художественного произведения с исторической эпохой. Развивать имеющиеся представления об исторических событиях и исторических лицах. Совершенствовать умения понимать авторскую позицию.

Проводить сопоставительный анализ.

Планируемые результаты

Личностные: Способствовать воспитанию патриотизма и гуманизма

Метапредметные: Формировать аналитическое мышление при сравнительной характеристике исторических личностей; развивать умение работать в группах; развивать коммуникативные способности

Предметные: помочь обучающимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с исторической и нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения; методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю; научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное

обучение)

Традиционное обучение

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая

(лабораторная) работа, творческая и/или

исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Мультимедийный комплекс, презентация



Организационная структура урока:

Этапы урока

Длитель-

ность

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся


Учебные

материалы

(ссылки на

цифровые

ресурсы)

Организационный

этап

1 мин

Приветствие преподавателя.

Отметить отсутствующих.

Проверить внешнее состояние кабинета.

Проверить подготовленность к уроку.

Рапортует дежурный, фиксирует отсутствующих.

Обучающиеся приветствуют преподавателя.

Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.


Постановка цели и

задач урока

2 мин

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока

Отвечают на вопросы

Слайд 2 «Цели урока»

Мотивация учебной

деятельности

учащихся

5 мин

А что такое личность с точки зрения обществознания?

Составляют кластер «Личность»

Слайд 3 Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.


Актуализация знаний

5 мин

Изучаем части и главы романа «Война и мир, которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года. Кутузов и Наполеон – это исторические личности. Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?

Отвечают на вопрос, рассуждаю и опираясь на прочитанное произведение.


Первичное усвоение

новых знаний

5 мин

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…»,— писал Л. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя.

Слушают учителя, смотрят на экран

Сайт «Открытая школа»

Система персонажей в романе


https://2035school.ru/htmllesson/wp_5#


Первичная проверка

понимания

4 мин

Л. Н. Толстой взял на себя ответственность художественного изображения Кутузова и Наполеона. Что будем выяснять?

Если у нас два героя, какой метод будем использовать?

Вспомните, при изучении каких произведений вы его уже применяли?

Выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю.


Метод сопоставительного анализа

Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, Татьяна и Ольга Ильинская.



Первичное

закрепление

15-17 мин

Самостоятельная работа в группах. Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона. Текст романа, т. 3, часть 2, главы 35, 38,39:

Таблица заполняется в группах, проверяется в устном опросе, как защита проекта.


Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий.

Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?

Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

Кутузов

Наполеон

Портрет

Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения

Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

Защита Отечества

Слава, власть.

Тактика ведения боя

Поддерживает дух войска.

Властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора

«Народный полководец», «спаситель отечества».

Человек, у которого «помрачены ум и совесть»

Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Обучающиеся отвечают на вопросы в ходе беседы.


Сайт «Открытая школа»


Кутузов и Наполеон

https://2035school.ru/htmllesson/wp_2#




Рефлексия

(подведение итогов

занятия)

3-5 мин

Составьте синквейн

КУТУЗОВ НАПОЛЕОН


Составляют синквейн.

Кутузов

Добрый, простой

Верит, побеждает, думает

Фельдмаршал настоящий русский патриот.

Россия.


Наполеон

Холодный, высокомерный

Воюет, нападает, не страдает

Император проиграл свою главную битву.

Крах.

Сайт «Открытая школа»


https://2035school.ru/htmllesson/kutuzov_i_napoleon#

Информация о

домашнем задании,

инструктаж

2-3 мин

Написать сочинения – миниатюры: «Действительно ли Кутузов свой, родной человек для народа?» или «Можно ли считать Наполеона (как и Кутузова) своим, родным человеком для народа?»

Осознанно фиксируют информацию.

Слайд 8 «Темы сочинений»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!