СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратный корень. Историческая справка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлена историческая справка по теме "Квадратный корень", рассмотрены некоторые инетерсные задачи

Просмотр содержимого документа
«Квадратный корень. Историческая справка»

Квадратный корень

Квадратный корень

Древний Вавилон Понятие квадратных корней числа возникло около IV тысяч лет назад в Вавилоне. Были составлены таблицы квадратов чисел и величины квадратных корней из числа. Но вычисления были приближенными Вавилонская табличка  (около 1800—1600 г. до н. э.)  с вычислением

Древний Вавилон

  • Понятие квадратных корней числа возникло около IV тысяч лет назад в Вавилоне.
  • Были составлены таблицы квадратов чисел и величины квадратных корней из числа. Но вычисления были приближенными

Вавилонская табличка

(около 1800—1600 г. до н. э.)

с вычислением

Древняя Греция  Герон Александрийский – древнегреческий ученый, подробно описавший методы извлечения квадратных корней (в I веке до н.э.)

Древняя Греция

Герон Александрийский – древнегреческий ученый, подробно описавший методы извлечения квадратных корней (в I веке до н.э.)

Пример 1 метода: Найти . 1360 не имеет рационального корня. Решение: 1. Возьмем корень с малой погрешностью , имеющее корень 37. 2. 1360 : 37 = 3. 37 +  =  : 2 = . Получено число с погрешностью. Повторив операции еще раз, погрешность можно уменьшить

Пример 1 метода:

Найти . 1360 не имеет рационального корня.

Решение:

1. Возьмем корень с малой погрешностью , имеющее корень 37.

2. 1360 : 37 =

3. 37 +  =

  • : 2 = .

Получено число с погрешностью.

Повторив операции еще раз, погрешность можно уменьшить

Пример 2 метода:  Исходное число представляется как  ,  где а 2  – ближайший точный квадрат, и считают по формуле:  Например,  

Пример 2 метода:

Исходное число представляется как  ,

где а 2  – ближайший точный квадрат, и считают по формуле: 

Например,  

Обозначение корня: Латинским словом Radix, затем сокращенно R (в эпоху Возрождения) Точкой перед выражением или числом. В скорописи точки заменились черточками, позднее символом (XV век) После введения знака V (К. Рудольфом) корень обозначали так:  V 2 или V 3 (С. Стевин)  (1626 год, А. Жирар) Некоторое время корень обозначали . Позднее горизонтальная черта с галочкой были соединены (1637 год, Р. Декарт) Запись корня, полностью совпавшая с сегодняшней, (1690 год, в книге Ролля)

Обозначение корня:

  • Латинским словом Radix, затем сокращенно R (в эпоху Возрождения)
  • Точкой перед выражением или числом. В скорописи точки заменились черточками, позднее символом (XV век)
  • После введения знака V (К. Рудольфом) корень обозначали так:

V 2 или V 3 (С. Стевин)

  • (1626 год, А. Жирар)
  • Некоторое время корень обозначали . Позднее горизонтальная черта с галочкой были соединены (1637 год, Р. Декарт)
  • Запись корня, полностью совпавшая с сегодняшней, (1690 год, в книге Ролля)
Древний Китай Трактат «Математика в девяти книгах» (X—II веках до н. э.). В 4 книге «Шао-гуан» (метод извлечения квадратных и кубических корней) излагаются правила извлечения квадратных и кубических корней. Правила сформулированы специально для счетной доски

Древний Китай

Трактат «Математика в девяти книгах» (X—II веках до н. э.).

В 4 книге «Шао-гуан» (метод извлечения квадратных и кубических корней) излагаются правила извлечения квадратных и кубических корней.

Правила сформулированы специально для счетной доски

Средневековая Индия Извлечение квадратного корня в Индии, основано на разложении квадрата двучлена, но при этом (как и при извлечении кубического корня) не применялся метод Горнера.  Квадратный корень обозначался слогом «му» - от слова «мула»

Средневековая Индия

  • Извлечение квадратного корня в Индии, основано на разложении квадрата двучлена, но при этом (как и при извлечении кубического корня) не применялся метод Горнера. 
  • Квадратный корень обозначался слогом «му» - от слова «мула»
Индийский математик Бхаскара (XII в.) отмечал, что положительное число имеет два квадратных корня – положительный и отрицательный , и нельзя извлечь квадратный корень из отрицательного числа С помощью правил:  и  производил преобразования квадратичных числовых иррациональностей и упрощал довольно сложные выражения

Индийский математик Бхаскара (XII в.) отмечал, что положительное число имеет два квадратных корня – положительный и отрицательный , и нельзя извлечь квадратный корень из отрицательного числа

С помощью правил:

и

производил преобразования квадратичных числовых иррациональностей и упрощал довольно сложные выражения

Пример 1:  .  = = = Пример 2: .

Пример 1:

.

= =

=

Пример 2: .

Бхаскара доказал следующие тождества: 1) 2) - аналогично первому случаю

Бхаскара доказал следующие тождества:

1)

2) - аналогично первому случаю

Задача Магавира:  «Определенное количество кабанов- учетверенный квадратный корень из числа кабанов в стаде – находится в лесу; часть – удвоенный квадратный корень из остатка, умноженный на 4, движется к холму, другая часть – 9, умноженное на квадратный корень из половины остатка, идет по берегу реки и еще 56 кабанов осталось. Сколько всего кабанов?» Решение: x - общее число кабанов: Пусть , тогда Приняв , получим . Получаем х = 200. Ответ: 200.

Задача Магавира: «Определенное количество кабанов- учетверенный квадратный корень из числа кабанов в стаде – находится в лесу; часть – удвоенный квадратный корень из остатка, умноженный на 4, движется к холму, другая часть – 9, умноженное на квадратный корень из половины остатка, идет по берегу реки и еще 56 кабанов осталось. Сколько всего кабанов?»

Решение: x - общее число кабанов:

Пусть , тогда

Приняв , получим .

Получаем х = 200.

Ответ: 200.

Средняя Азия Извлечение квадратного корня (например, при решении квадратных уравнений) встречается и в сочинении среднеазиатского математика аль-Хорезми

Средняя Азия

Извлечение квадратного корня (например, при решении квадратных уравнений) встречается и в сочинении среднеазиатского математика аль-Хорезми

Теорема Пифагора Индийцы две тысячи лет тому назад доказывали ее с помощью следующего чертежа. Площади заштрихованных фигур в обоих квадратах равны, но в одном случае площадь равна , а в другом –  . Значит,

Теорема Пифагора

Индийцы две тысячи лет тому назад доказывали ее с помощью следующего чертежа.

Площади заштрихованных фигур в обоих квадратах равны, но в одном случае площадь равна , а в другом –  . Значит,

 Из теоремы Пифагора следует, что расстояние между точками М (х1; у1) и N (x2; y2) координатной плоскости (рис. 2) выражается формулой MN=     y N  y 2   y 2 -y 1 у1  M х 2 - х 1   О х 1 х 2 x

Из теоремы Пифагора следует, что расстояние между точками М (х1; у1) и N (x2; y2) координатной плоскости (рис. 2) выражается формулой MN=  

y N

y 2

y 2 -y 1

у1

M х 2 - х 1

О х 1 х 2 x

Пример 1 .  Найдем расстояние от вершины дерева до конца его тени, если высота дерева равна 12 м, а длина тени – 16 м. Решение. По теореме Пифагора имеем:  Т.к. , то , т.е. расстояние Пример 2. Найдем расстояние между точками М (3;1) и N (8;-11)  координатной плоскости.  Решение: 12 (х 1 ;у 1 )  16 (х 2 ;у 2 ) равно 20.

Пример 1 .  Найдем расстояние от вершины дерева до конца его тени, если высота дерева равна 12 м, а длина тени – 16 м.

Решение. По теореме Пифагора имеем:

Т.к. , то , т.е. расстояние

Пример 2. Найдем расстояние между точками М (3;1) и N (8;-11)

координатной плоскости.

Решение:

12 (х 1 ;у 1 )

16 (х 2 ;у 2 )

равно 20.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!