СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратные уравнения : методы решения

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квадратные уравнения : методы решения»

ПЛАН УРОКА 1 . Теоретическая разминка. 2. Энциклопедия квадратных уравнений. 3. Думающий колпак. 4. Историческая справка. 5. Копилка ценных мыслей. 6. Домашнее задание.  1 . Теоретическая разминка. 2. Энциклопедия квадратных уравнений. 3. Думающий колпак. 4. Историческая справка. 5. Копилка ценных мыслей. 6. Домашнее задание.

ПЛАН УРОКА

1 . Теоретическая разминка.

2. Энциклопедия квадратных уравнений.

3. Думающий колпак.

4. Историческая справка.

5. Копилка ценных мыслей.

6. Домашнее задание.

  • 1 . Теоретическая разминка. 2. Энциклопедия квадратных уравнений. 3. Думающий колпак. 4. Историческая справка. 5. Копилка ценных мыслей. 6. Домашнее задание.
Вопросы  теоретической разминки: Сформулируйте  определение квадратного уравнения. 2. Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения (а ≠ 0). 3. Перечислите виды квадратных уравнений. 4. Какое квадратное уравнение называется неполным? Приведите пример. 5. Какое квадратное уравнение называется приведённым? Приведите пример. 6. Способы решения полного квадратного уравнения? подробнее подробнее

Вопросы

теоретической разминки:

  • Сформулируйте определение квадратного уравнения.

2. Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения (а ≠ 0).

3. Перечислите виды квадратных уравнений.

4. Какое квадратное уравнение называется неполным? Приведите пример.

5. Какое квадратное уравнение называется приведённым? Приведите пример.

6. Способы решения полного квадратного уравнения?

подробнее

подробнее

Специальные методы: 1.  Метод выделения квадрата двучлена. 2.  Метод «переброски» старшего коэффициента. 3.  На основании теорем.

Специальные методы:

1. Метод выделения квадрата двучлена.

2. Метод «переброски» старшего коэффициента.

3. На основании теорем.

Общие методы: Разложение на множители; Введение новой переменной; Графический метод .

Общие методы:

Разложение на множители;

Введение новой переменной;

Графический метод .

ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК   Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают, массируя, раковины ушей.     УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ  • Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно.  • Упражнение повторяют трижды или более раз.

ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают, массируя, раковины ушей.

УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно. • Упражнение повторяют трижды или более раз.

Кристиан Вольф  - знаменитый немецкий философ, родился в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию. Впервые ввёл термин «квадратное уравнение» немецкий философ Кристиан Вольф.    .  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84

Кристиан Вольф - знаменитый немецкий философ, родился в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию.

Впервые ввёл термин «квадратное уравнение» немецкий философ Кристиан Вольф.

.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84

Сильвестр Джеймс Джозеф – английский математик, который ввел термин «дискриминант». http://www.persons-info.com/index.php?pid=10965

Сильвестр Джеймс Джозеф – английский математик, который ввел термин «дискриминант».

http://www.persons-info.com/index.php?pid=10965

 В 13 – 16 веках даются отдельные методы решения различных  видов квадратных уравнений. Слияние этих методов произвел в 1544 году немецкий математик – Михаэль  Штифель. Это было настоящее событие в математике. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C

В 13 – 16 веках даются отдельные методы решения различных видов квадратных уравнений. Слияние этих методов произвел в 1544 году немецкий математик – Михаэль Штифель. Это было настоящее событие в математике.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C

Домашнее задание Решите уравнение 3х 2 + 5х + 2 = 0 :   используя формулу дискриминанта –  « 3 » ,  двумя способами –  « 4 » ,  тремя способами – « 5 » .  используя формулу дискриминанта –  « 3 » ,  двумя способами –  « 4 » ,  тремя способами – « 5 » .   Дополнительно. Решите уравнение (х 2 -х) 2 - 14(х 2 -х) + 24 = 0 методом введения новой переменной.

Домашнее задание

  • Решите уравнение 2 + 5х + 2 = 0 :

  • используя формулу дискриминанта « 3 » , двумя способами « 4 » , тремя способами – « 5 » .
  • используя формулу дискриминанта « 3 » ,
  • двумя способами « 4 » ,
  • тремя способами – « 5 » .

Дополнительно.

  • Решите уравнение 2 -х) 2 - 14(х 2 -х) + 24 = 0 методом введения новой переменной.
Энциклопедия  квадратного уравнения подробнее

Энциклопедия квадратного уравнения

подробнее

РЕШЕНИЕ НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ в=0 ах 2 +с=0 с=0 ах 2 +вх=0 в,с=0 ах 2 =0 подробнее подробнее подробнее

РЕШЕНИЕ

НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ

в=0

ах 2 +с=0

с=0

ах 2 +вх=0

в,с=0

ах 2 =0

подробнее

подробнее

подробнее

0 -два решения: х 1 = и х 2 = - Если 0 - нет решений. " width="640"

Алгоритм решения

в=0

ах 2 +с=0

1.Переносим с в правую часть уравнения.

ах 2 = - с.

2.Делим обе части уравнения на а≠0.

х 2 = .

3.Если –с/а 0 -два решения:

х 1 = и х 2 = -

Если 0 - нет решений.

Алгоритм решения с=0 ах 2 +вх=0  Выносим x за скобки:  х  (ах + в) = 0. 2. «Разбиваем» уравнение  на два: x =  0, ах + в = 0. 3. Два решения:  х = 0 и х = (а≠0).

Алгоритм решения

с=0

ах 2 +вх=0

  • Выносим x за скобки:

х (ах + в) = 0.

2. «Разбиваем» уравнение

на два:

x = 0, ах + в = 0.

3. Два решения:

х = 0 и х = (а≠0).

Алгоритм решения в,с=0 ах 2 =0 1. Делим обе части уравнения на  а≠0. х 2 = 0 2. Одно решение:  х = 0.  Подведём итог!

Алгоритм решения

в,с=0

ах 2 =0

1. Делим обе части уравнения на а≠0.

х 2 = 0

2. Одно решение: х = 0.

Подведём итог!

0, то " width="640"

Неполные квадратные уравнения:

Если корней нет.

Если 0, то

0 Корней нет " width="640"

D 0

D = 0

D 0

Корней нет

b = 2k ( чётное число)

b = 2k ( чётное число)

Теорема Виета x 1 и х 2  – корни уравнения x 1 и х 2  – корни уравнения

Теорема Виета

x 1 и х 2 – корни уравнения

x 1 и х 2 – корни уравнения

Метод выделения квадрата двучлена.     Суть метода: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.   Пример:  х 2 - 6х + 5 = 0.  подробнее

Метод выделения квадрата двучлена.

Суть метода: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.

Пример: х 2 - 6х + 5 = 0.

подробнее

Метод «переброски» старшего коэффициента. Корни квадратных уравнений и связаны соотношениями и подробнее Пример: 2х 2 - 9х – 5 = 0.

Метод «переброски» старшего коэффициента.

Корни квадратных уравнений

и

связаны соотношениями

и

подробнее

Пример:

2 - 9х – 5 = 0.

На основании теорем:  Если в квадратном уравнении a+b+c=0 , то один из корней равен 1, а  второй по теореме Виета равен  Если в квадратном уравнении a+c=b ,  то один из корней равен -1,  а второй по теореме Виета равен  подробнее Примеры: 200х 2 + 210х + 10 = 0.

На основании теорем:

Если в квадратном уравнении a+b+c=0 , то один из корней равен 1, а

второй по теореме Виета равен

Если в квадратном уравнении a+c=b , то один из корней равен -1,

а второй по теореме Виета равен

подробнее

Примеры:

200х 2 + 210х + 10 = 0.

Метод разложения на множители Цель: привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х) · В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х. Способы: Вынесение общего множителя за скобки; Использование формул сокращенного умножения; Способ группировки. подробнее Пример:  4х 2 + 5х + 1 = 0.

Метод разложения на множители

Цель:

привести квадратное уравнение общего вида к виду

А(х) · В(х)=0,

где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.

Способы:

  • Вынесение общего множителя за скобки;
  • Использование формул сокращенного умножения;
  • Способ группировки.

подробнее

Пример:

2 + 5х + 1 = 0.

Введение новой переменной. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной. подробнее Пример:  (2х+3) 2 = 3(2х+3) – 2.

Введение новой переменной.

Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.

подробнее

Пример:

(2х+3) 2 = 3(2х+3) 2.

Графический метод Для решения уравнения f(x)  =  g(x) необходимо построить графики функций y = f(x),  y = g(x)   и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения. подробнее Пример: х 2 =х+2.

Графический метод

Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций

y = f(x), y = g(x)

и найти точки их пересечения;

абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения.

подробнее

Пример:

х 2 =х+2.

Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.

Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.

Метод выделения квадрата двучлена.   Решим уравнение х 2 - 6х + 5 = 0.  х 2 - 6х + 5 = 0. (х -3) 2  – 4 = 0. (х -3) 2 = 4. х – 3 = 2 ; х – 3 = -2. х = 5, х =1. Ответ: 5; 1.  (a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2 ,   (a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2 .

Метод выделения квадрата двучлена.

Решим уравнение х 2 - 6х + 5 = 0.

х 2 - 6х + 5 = 0.

(х -3) 2 – 4 = 0.

(х -3) 2 = 4.

х – 3 = 2 ; х – 3 = -2.

х = 5, х =1.

Ответ: 5; 1.

(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2 ,

(a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2 .

0, по теореме, обратной теореме Виета, получаем корни: -1; 10, далее возвращаемся к корням исходного уравнения: - 0,5; 5. Ответ : 5; -0,5. ax 2 + bx + c = 0 и y 2 + by + ac = 0 связаны соотношениями: " width="640"

Метод “переброски” старшего коэффициента

Решите уравнение 2 - 9х 5 = 0.

у 2 - 9у - 10 = 0.

D0, по теореме, обратной теореме Виета, получаем корни: -1; 10,

далее возвращаемся к корням исходного уравнения: - 0,5; 5.

Ответ : 5; -0,5.

ax 2 + bx + c = 0 и y 2 + by + ac = 0

связаны соотношениями:

Теорема 1.  Если в квадратном уравнении   a + b + c = 0 , то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен . Решите уравнение 137х 2 + 20х – 157 = 0. 137 х 2 + 20 х  – 157 = 0. a = 137, b = 20, c = -157. a + b+ c = 137 + 20 – 157 =0. x 1 = 1, х 2 = -157/137. Ответ: 1; -157/137 .

Теорема 1. Если в квадратном уравнении a + b + c = 0 , то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен

.

Решите уравнение 137х 2 + 20х 157 = 0.

137 х 2 + 20 х – 157 = 0.

a = 137, b = 20, c = -157.

a + b+ c = 137 + 20 – 157 =0.

x 1 = 1, х 2 = -157/137.

Ответ: 1; -157/137 .

Теорема 2.  Если в квадратном уравнении  a + c = b , то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен  Решите уравнение 200х 2 + 210х + 10 = 0. 200х 2 + 210х + 10 = 0. a = 200, b = 210, c = 10. a + c = 200 + 10 = 210 = b. х 1 = -1, х 2 = - Ответ: -1; -0,05

Теорема 2. Если в квадратном уравнении a + c = b , то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен

Решите уравнение 200х 2 + 210х + 10 = 0.

200х 2 + 210х + 10 = 0.

a = 200, b = 210, c = 10.

a + c = 200 + 10 = 210 = b.

х 1 = -1, х 2 = -

Ответ: -1; -0,05

Метод разложения на множители. Решите уравнение 4х 2 + 5х + 1 = 0. 4х 2 + 5х + 1 = 0. 4х 2 + 4х + х + 1 = 0. 4х(х+1) + (х+1) = 0. 4х(х + 1) = 0. Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю. 4х = 0 и х + 1 = 0. х = 0, х = -1. Ответ: 0; -1.

Метод разложения на множители.

Решите уравнение 2 + 5х + 1 = 0.

4х 2 + 5х + 1 = 0.

4х 2 + 4х + х + 1 = 0.

4х(х+1) + (х+1) = 0.

4х(х + 1) = 0.

Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю.

4х = 0 и х + 1 = 0.

х = 0, х = -1.

Ответ: 0; -1.

0. По теореме, обратной теореме Виета: t 1 = 1, t 2 = 2. Произведем обратную замену и вернемся к переменной х, получим следующие корни: -1; -0,5. Ответ: -1; -0,5. " width="640"

Метод введения новой переменной.

Решите уравнение (2х+3) 2 = 3(2х+3) 2.

(2х+3) 2 = 3(2х+3) – 2.

Пусть: t = 2х + 3.

Произведем замену переменной: t 2 = 3 t - 2.

t 2 -3 t + 2 = 0. D 0.

По теореме, обратной теореме Виета: t 1 = 1, t 2 = 2.

Произведем обратную замену и вернемся к переменной х, получим следующие корни:

-1; -0,5.

Ответ: -1; -0,5.

1. в,с=0 4. b - нечётное ах 2 =0 ах 2 + bx +с=0  № уравнения 1 100x 2 + 53x – 153 = 0   2 № метода 20 x 2 - 6x = 0 3 299x 2  + 300x + 1 = 0   4 3x 2 - 5x + 4 = 0  5 7x 2 + 8x + 2 = 0 6 35x 2 – 8 = 0  7 8 4x 2 – 4x + 3 = 0 (x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0 9 4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0 10 12x 2 = 0 2. с=0 ах 2 +вх=0 5. b - чётное ах 2 + bx +с=0  3. в=0 ах 2 +с=0 6. Теорема Виета. 7. Метод выделения квадрата двучлена. 8. Метод «переброски» старшего коэффициента. 9. Т1 или Т2. 10. Метод разложения на множители. 11. Метод введения новой переменной.

1. в,с=0

4. b - нечётное

ах 2 =0

ах 2 + bx +с=0

уравнения

1

100x 2 + 53x – 153 = 0

2

метода

20 x 2 - 6x = 0

3

299x 2 + 300x + 1 = 0

4

3x 2 - 5x + 4 = 0

5

7x 2 + 8x + 2 = 0

6

35x 2 – 8 = 0

7

8

4x 2 – 4x + 3 = 0

(x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0

9

4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0

10

12x 2 = 0

2. с=0

ах 2 +вх=0

5. b - чётное

ах 2 + bx +с=0

3. в=0

ах 2 +с=0

6. Теорема Виета.

7. Метод выделения квадрата двучлена.

8. Метод «переброски» старшего коэффициента.

9. Т1 или Т2.

10. Метод разложения на множители.

11. Метод введения новой переменной.

№ метода шифр 1 ! 2 те 3 но 4 тик 5 6 нем ке 7 до 8 го 9 ма 10 11 по эт 12 ру 13 -

метода

шифр

1

!

2

те

3

но

4

тик

5

6

нем

ке

7

до

8

го

9

ма

10

11

по

эт

12

ру

13

-

№ уравнения № уравнения Слог Слог 1 1 2 2 ма 3 3 те 4 4 ма тик 5 5 нем 6 6 7 но 7 го 8 8 по 9 9 10 эт 10 ! http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/158739/%D0%92%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81 Математик немного поэт. Т. Вейерштрасс

уравнения

уравнения

Слог

Слог

1

1

2

2

ма

3

3

те

4

4

ма

тик

5

5

нем

6

6

7

но

7

го

8

8

по

9

9

10

эт

10

!

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/158739/%D0%92%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81

Математик немного поэт. Т. Вейерштрасс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!