Автор методической разработки:
Зуева Татьяна Алексеевна – учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 им. К.С. Заслонова г. Невеля
Невель
2019
Оглавление
Пояснительная записка
Квест - игра «Деньги»
Общие сведения
Структура и содержание
Заключение
Пояснительная записка
Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Особое внимание при этом уделяется формированию основ финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, так как в последующем именно им предстоит развивать и совершенствовать финансовую систему страны, стать основными клиентами финансовых институтов. На этапе школьного образования важно сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений, акцентировать внимание на сложности в выстраивании финансовых отношений человека с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Важно научить распознавать случаи финансового мошенничества (свершившихся и потенциальных) и дать рекомендации к противодействию им, защиты своих интересов на правовой основе. Формирование основ финансовой грамотности обучающихся является одной из основных целей Проекта.
В данном проекте представлена разработка квест-игры «Что такое деньги и для чего они нужны?» для обучающихся 4 классов. В ходе подготовки к игре и во время её проведения ученики 4 класса не только знакомятся с историей появления денег, но учатся на практике бережно относиться к деньгам.
Квест – игра «Что такое деньги и для чего они нужны?»
Общие сведения
Вид деятельности: внеурочная деятельность
Форма работы: групповая
Образовательная цель: создание условий для формирования экономического понятия «деньги», функции денег.
Деятельностная цель: создание условий для формирования у обучающихся новых способов действия.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать формированию понятий и представлений по теме «Деньги»
Выявить причины появления денег
Выяснить, каковы основные функции денег
Дать обучающимся практический навык обращения с деньгами через решение задач, близких к реальной жизни
Развивающие:
Продолжить работу по ориентации в пространстве
Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию умения прислушиваться к чужому мнению, работать в коллективе, договариваться с членами группы, приходить к общему решению.
Создать условия для воспитания бережного отношения к деньгам
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать личную ответственность за свои поступки;
Совершенствовать навыки сотрудничества со взрослыми и детьми в различных игровых экономических ситуациях;
Овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений
Предметные:
Понимать и правильно использовать экономические термины
Понимать и определять виды и функции денег
развитие навыков решения задач на покупки, прикидку и оценку, оперирования понятиями «цена», «количество товара», «стоимость».
Метапредметные:
Находить ответы на вопросы проблемного характера
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения
Понимать цель своих действий
Проявлять познавательную и творческую инициативу
Слушать собеседника и вести диалог
Работать в группе
2.2 Структура и ход занятия
Описание: Команда обучающихся перед началом игры получает для прохождения этапов 100 УЕ, которые нужны для того чтобы: выполнить необходимые платежи (купить билет на квест, купить подсказку на этапе, оплатить штраф за нарушение дисциплины и т.д). УЕ можно заработать на этапах, дав максимально правильные ответы за определенное время. Предусмотрен «Бонусный» этап, вход на который нужно оплатить, но, при правильном решении всех предложенных задач, можно заработать вдвое больше УЕ, чем заплатили. На выходе из игры команда получает ещё один шанс пополнить сои накопления. Команде вручается «Билет на выход», на обратной стороне которого необходимо записать все функции денег, с которыми познакомились в ходе квеста. Каждая верно записанная функция - + 2УЕ в копилку команды. В итоге подсчитывается, насколько успешной была команда (удалось увеличить накопления или наоборот).
Ход игры
Вступительная часть
Психогимнастика
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие, давайте поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Знакомство с правилами игры.
Ребята, мы получили очень странное письмо. Как ни смотрю на него, ничего не видно, абсолютно белый лист! А почтальон сказал, что нужно обязательно прочитать! И никаких действий не предпринимать без прочтения этого письма. Как же нам быть? Какие у вас предложения?
Ответы детей.
Ничего не получается… Ой, смотрите, ребята, почтальон нам передал ещё и цветные краски. Зачем, как вы думаете?
Да, давайте попробуем закрасить письмо, может тогда станет понятно.
При закрашивание на листе проявляется письмо, написанное белым восковым мелком.
«Привет, несносные! ХА-ХА-ХА!!!
Мы, пираты, много лет собирали сокровища со всего света. А сейчас, нам сказали, что мы должны отдать их вам просто так! Даже не надейтесь!!! Не видать вам наших сокровищ, как собственных ушей! Мы все сокровища спрятали в разных местах и очень надежно! Но, если вы, маленькие несносные человечки, захотите их найти, то вам придется очень потрудиться! Только если выполните все задания, идя строго по определенному нами маршруту, тогда, возможно вам повезет! Может быть даже сможете получить наши сокровища, ха-ха-ха! Только не мешкайте, скорее в путь!!!»
Ребята, надо торопиться! Сейчас я вам выдаю маршрутный лист, который придумали для вас пираты. Надо следовать строго по маршруту. На карте есть бонус, которым можете воспользоваться, заплатив 5 уе, а можете и пройти мимо. Это ваше решение.
Маршрутный лист.
Станции | Вход | Куплено подсказок | Штраф | Прибыль |
Историческая | 1уе | | | |
Деньги и товар | 1уе | | | |
Вечеринка у друзей | 1уе | | | |
Валютная | 1уе | | | |
БОНУС Мультзадачи | 5уе | | | |
Итак, вперед!
Основная часть
1 этап «Историческая станция» Девиз: «Иди и поменяй»
На столе карточки, на которых изображены товары, с обратной стороны написано то, что необходимо получить в результате обмена. Один из группы эксперт. Остальные ремесленники и покупатели.
1 ученик имеет карточку: есть камень, нужно мясо;
2 ученик есть мясо, нужна шерсть;
ученик: есть шерсть, нужен камень.
Ученик: есть малина, нужна шерсть
У кого получилось поменяться? Так люди обменивались между собой. Предметы, которыми менялись, назывались ТОВАРОМ.
У кого не получился обмен? Легко ли было договориться об обмене? В такой системе есть неудобства. Тогда люди решили использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся и при этом остаются ценными, так появились деньги.
- Ребята, посмотрите на экран. Что это перед вами?
На экране картинка с изображением гривны, поделенной на рубли и топора.
- Как связаны эти предметы?
Экскурс в историю денег. (приложение 1.)
- К какому выводу мы можем придти на первом этапе? Для чего нужны деньги? Какова их первая функция?
А теперь, вам предстоит решить задачу, за правильное решение которой вы заработаете 3 уе.
Задача:
Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
2 щенка+1 попугай=4 котёнка
1 котёнок=50 рыбок
1 щенок=2 попугая
1 щенок=? рыбок
Решение:
2 щенка+1 попугай=200 рыбок
4 попугая+1 попугай=200 рыбок
1 попугай=40 рыбок
1 щенок =2 попугая= 80 рыбок
Вывод. Первая функция денег – ОБМЕН
2 этап «Деньги и товары»
Деньги – это одна из самых загадочных вещей на свете. Можно даже сказать – волшебная вещь. Почему – загадочная? Да потому что, с одной стороны, даже трехлетние дети знают, что существуют деньги – спросите их. А с другой стороны – не все, даже взрослые, понимают, что же это на самом деле такое – деньги. А почему волшебная? Да потому, что деньги могут превращаться в любой товар. Восемьдесят рублей, к примеру, могут превратиться в шоколадку, четыреста – в куклу, а 8 тысяч – в велосипед.
Помните сказку "Цветик – семицветик"? Деньги – как тот волшебный цветок. И чем больше у вас лепестков-денежек, тем больше волшебных превращений вы можете сделать.
Помните мультфильм про удава, мартышку и попугая? Там где удава измеряли попугаями? Получилось 38 попугаев и одно попугайное крылышко. А чем бы вы измеряли попугая? Верно, метром. Метром измеряется длина и ширина. А деньгами? Что мы измеряем деньгами, когда говорим шоколадка стоит 80 рублей, диван 10000. Это цена, а что это такое? Цена – это договор, соглашение между продавцом и покупателем? Деньги, это то, что все охотно берут в уплату за свои товары.
Ребята, перед вами очередная задача. Необходимо быстро разгадать кроссворд, чтобы узнать следующую функцию денег.
| | | А | К | Ц | И | Я |
Б | А | Р | Т | Е | Р |
| | | Д | Е | Н | Ь | Г | И |
| | Т | О | В | А | Р |
Ценная бумага, выкупаемая обществом и дающая право на получение доходов. (акция).
Равноценный обмен одного товара на другой (бартер).
Всеобщий товарный эквивалент. (деньги)
Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи (товар)
- Какое слово получилось на красном фоне?
Вывод: вторая функция денег - цена
этап «Вечеринка для друзей»
Задача:
«Четвероклассница Катя решила устроить вечеринку для друзей и спросила разрешения у мамы. Мама ответила: «Хорошо, я согласна, но все расходы за счет твоих карманных денег. Перед тем, как приглашать друзей, ты должна посчитать, какую примерно сумму ты потратишь на угощение и только тогда можно будет запланировать дату вечеринки». Катя решила, что купит кока-колу и сделает фруктовый салат. Рецепт Катя нашла, узнала цены на продукты в магазине. Помогите Кате посчитать, какую примерно сумму ей придется потратить на продукты для салата и на покупку кока-колы, если у Кати пять подружек, рецепт салата на 3порции, кока-колу надо купить из расчета пол-литра на 1 человека. Сколько денег Кате придется потратить? Через сколько недель состоится вечеринка, если Кате на карманные расходы дают 300 рублей на неделю?»
Ингредиенты рецепта «Фруктовый салат со взбитыми сливками» на 3 порции:
Ингридиенты | Стоимость |
Яблоко - 1 шт. | 80 руб. |
Банан - 1 шт. | 50 руб. |
Мандарины - 2 шт. | 90 руб. |
Киви - 3 шт. | 160 руб. |
Груша - 1 шт. | 120 руб. |
Слива - 1 шт. | 100 руб. |
Сливки – 100-150 гр. | 205 руб. |
Кока-кола | Средняя цена на кока-колу 2 л – 110 рублей. |
Итого: | |
Ответ: Примерно 685 рублей; через три недели.
Вывод: третья функция денег – средство накопления.
4 этап Мульт – задачи (бонусный) На данном этапе при решении задач можно заработать УЕ, но вход на него имеет свою цену. Дети должны осознать доходность и риски этапа. За каждую решенную верно задачу можно получить по 3 уе.
На листочках в группах даны условия задач:
1. Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец муравей дал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Ответ: функция денег - средства обмена на товары).
2. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Также он поступил и после того, как построил Лисе новый курятник. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Ответ: средства накопления).
3. Помоги кроту из сказки Дюймовочка сосчитать, сколько зёрен съест его невеста за три зимних месяца, если известно, что в день она съедала половину зёрнышка. (Ответ:46 зёрнышек за 3 месяца)
5 станция «Валютная»
Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием.
Валюта | Название мультфильма |
Сольдо | Приключение Буратино |
Пиастры | Остров сокровищ |
Эре | Малыш и Карлсон |
Доллар | Утиные истории |
Сантик | Незнайка на луне |
Динары | Али-баба и 40 разбойников |
Вывод: четвертая функция денег – это эквивалент (валюта)
III Заключительная часть..
Подведение итогов.
А в заключении я бы хотела рассказать вам одну грузинскую сказку. («Заработанный рубль»)
Жили - были муж с женой. И был у них сын. Отец с матерью его очень любили, тяжело работали и все что зарабатывали на сына тратили. Но пришло время, когда отец заболел и не смог пойти на работу. Позвал он к себе сына и говорит:
- Теперь тебе, сынок, придётся самому работать, чтобы себя и нас кормить.
Собрался сын в дорогу, а матери жалко его стало, дала она свои деньги сыну и сказала:
— Уйди куда-нибудь до вечера, а вечером придешь, отдашь этот рубль отцу и скажешь, что ты сам его заработал.
Так и поступил сын. Пришел вечером, принес этот рубль и говорит отцу:
— Совсем извелся из-за этого рубля, с трудом его заработал. Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
— Это не ты заработал! — сказал он сыну.
Засмеялся сын и ушел. Что делать матери? Дала она ему еще один рубль и сказала:
— Пойди, хоть целый день, а к вечеру пробеги — чтоб вспотеть, войди к отцу и скажи: — Потом заработал я этот рубль.
Так и поступил сын. Прибежал он вечером усталый, вспотевший, вбежал к отцу и говорит: — Видишь, отец, весь я в поту, трудно достался мне этот рубль. Взял отец рубль, понюхал и бросил и его в камин.
— Не обманешь меня, сынок, — говорит, — не ты заработал эти деньги. Ни во что не счел сын все это, опять засмеялся и ушел.
Поняла мать, что плохо дело, и сказала сыну: — Видишь, сынок, придется тебе самому поработать. Пойди поработай, хоть по три пятака в день заработаешь, и то в неделю рубль наберешь, принеси его отцу, поверит.
Послушался сын. Пошел и вправду, целую неделю работал. Кому что сделал, кому что перенес, набрал так один рубль и принес отцу.Понюхал и эти деньги старик и бросил их в камин. — Нет, сынок, и это не ты заработал,— говорит.
Не выдержал сын, бросился к камину, голыми руками выгреб из огня свои деньги и закричал отцу: —Отец я целую неделю трудился я и гнул спину из-за этих денег, а ты их в огне жжешь.
Сказал тогда отец: — Теперь-то верю я, что ты сам этот рубль заработал, сердце у тебя за него заболело. Видишь, сынок, как трудно самому заработать деньги. Будешь работать — будешь и иметь.
О ком говорилось в сказке?
Почему отец не смог зарабатывать деньги?
Как отец догадался, что сын не заработал первые два дня деньги?
Почему заработанные деньги ценнее подаренных?
Итак, наше приключение подошло к завершению. Мы прошли все пиратские станции, нашли много очень полезных сокровищ, которые нам обязательно пригодятся. Осталось купить билет на выход из игры и подвести итог нашего путешествия.
Ребята, на обратной стороне билета нужно написать, с какими функциями денег вы сегодня познакомились. Каждая функция - +1уе в вашу казну.
- Идет подсчет заработанных денег.
- Предложение: на заработанные деньги можно «купить»:
- одну большую шоколадку для капитана;
- три шоколадки поменьше для самых активных;
- каждому по шоколадной медальке.
Рефлексия.
На доске висит плакат, на котором записано:
«Было интересно…»,
«Было трудно…»,
«Было легко…»,
«Я научился…»,
«Меня удивило…»,
«Мне захотелось…».
Каждому участнику игры раздаются наборы смайликов, на которых предлагается закончить одно из предложений и приклеить смайлик напротив этого предложения.
Заключение
В результате проведения мероприятия происходит повышение финансовой культуры обучающегося. Мероприятия по финансовой грамотности обучающихся младших классов помогают:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
– объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности – дело важное и нужное, ведь важно начинать прививать самые азы финансовой грамотности именно среди подростков, молодежи. Чтобы несколько лет спустя, вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.
Литература
Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс) – Режим доступа: https: //fmc.hse.ru/
Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет – источники
http://www.iloveeconomics.ru
https://fmc.hse.ru/data/2017/02/06/1167362762/Программа_6_часов.pdf
https://yandex.ru/search/?text=фестиваль%20педагогических%20идей%20открытый%20урок&lr=25&clid=2261452&win=274