Квест-игра "Имею права, но обязан»"
Цель: приобщение подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи игры:
формирование правовой культуры;
формирование навыков безопасного поведения в обществе;
закрепление правовых знаний у подростков.
Участники: обучающиеся 6-8 классов.
Сценарий
Ведущий: С момента рождения и на протяжении всей жизни каждый человек получает множество прав, о которых ему следует знать и уметь правильно пользоваться. Однако наряду с этими правами существуют также определенные обязанности и ответственность, которые не следует игнорировать. Их соблюдение крайне важно, поскольку несоблюдение может привести к нежелательным последствиям, вплоть до уголовной ответственности.
Сегодня мы будем вспоминать и углублять свои знания о правах и обязанностях, а возможно, кто-то откроет для себя что-то новое. Мы также постараемся оценить, насколько хорошо вы ориентируетесь в законах, которые регулируют нашу жизнь.
Я попрошу вас разделиться на две команды, выбрать название команды и ваших командиров.
Наша квест-игра состоит из нескольких туров, за прохождение, которых вам будут выдаваться жетоны. Команда, набравшая большее количество жетонов, будет считаться победителем.
1 тур. Разминка.
Ведущий: В этом раунде участвуют все команды. Я буду задавать вопросы на общие знания в области права. Задача участников — как можно быстрее поднять сигнальную карточку с правильным ответом. Если команда ошибается, право отвечать переходит к следующей команде.
За верный ответ команда получает 1 жетон.
1.С какого возраста индивид считается совершеннолетним и может самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия? (С 18 лет).
2.Кто является богиней правосудия? (Фемида. Её атрибуты: весы, меч, мантия и повязка на глазах).
3.1. Оцените следующее правонарушение:
-Мальчик разбил витрину в магазине, потому что хотел сделать тёте Зине подарок — утюг. Однако тётя была недовольна. В итоге мальчика ждет поездка в милицию.
(Комментарий: Грабёж, т.е. открытое хищение имущества, карается исправительными работами от 1 до 2 лет или лишением свободы до 4 лет).
-С какого момента ребенок имеет право на имя, жизнь и гражданство? (С момента рождения).
3.2. Оцените следующее правонарушение:
-Маленький мальчик сообщил о бомбе в школе, за что его быстро нашли. Наказание — штраф 200 тысяч рублей.
(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о взрыве карается штрафом до 200 тысяч рублей или тюремным сроком до 3 лет).
-Что такое преступление? (Это общественно опасное действие, за которое предусмотрено уголовное наказание).
3.3. Оцените следующее правонарушение:
-Женечке подарили фотоаппарат, и он очень обрадовался. Однако за шантаж соседей он получил пару лет.
(Комментарий: Вымогательство карается ограничением свободы до 3 лет или лишением свободы до 4 лет с штрафом до 80 тысяч рублей).
-С какого возраста ребенок несет уголовную ответственность? (С 16 лет).
-Какое образование согласно Конституции РФ вы можете получить бесплатно? (9 классов).
-Как называют лицо, грубо нарушающее закон? (Преступник).
2 тур. Знатоки права.
Ведущий: Некоторые дети не осознают разницу между правами и обязанностями. Можно ли рассматривать права независимо от обязанностей? Эти два понятия находятся в тесной взаимосвязи. Нарушение права ведет к нарушению порядка, а это, в свою очередь, приводит к невыполнению обязанностей. В рамках данного этапа мы предлагаем вам письменно различить «Права и обязанности». Задание будет предоставлено в виде распечатанного материала. Вы сможете заработать один балл за каждый верный ответ.
«Права или обязанности» - распределите в две колонки права и обязанности школьников (в таблицу заносятся цифры, соответствующие действиям)
Бесплатное образование
Активность в приобретении знаний
Уважать мнение всех учащихся и учителей
Удобное рабочее место
Посещать школу в предназначенное для этого время
Защита личной собственности
Посещение школьных мероприятий
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
Вести себя корректно на переменах и на уроках
Деловое сотрудничество с учителем
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
3 тур. "Угадай-ка!"
Ведущий: Друзья, все вы знакомы со сказками, давайте вместе попробуем ответить на вопросы викторины и выяснить, в каких из них были нарушены права литературных персонажей. Каждая команда по очереди будет получать вопросы, на которые у нее будет всего десять секунд на размышление. За правильный ответ команда получит 1 жетон, если ответ окажется неправильным, право ответа переходит к следующей команде.
1.Ему гарантировались свобода передвижения, свобода мысли и защита чести, однако лиса нарушила его право на личную жизнь и существование. (Колобок).
2. Сначала он был чьей-то собственностью, а затем стал сыном другого человека. Грабители неоднократно посягали на его права, пытаясь лишить его жизни и свободы, а вот образование он не стал осваивать. (Буратино).
3. Девушка родилась в знатной семье, но ее сёстры принуждали ее служить им, тем самым нарушая её права. Воспользовавшись правом на семью, она обрела счастье. (Золушка).
4.Один персонаж всех проявлений жестокости к своему супругу, унижая его достоинство, осталась ни с чем. (Старуха).
5.История о простой женщине, которая создаёт чудесные вещи из металла, и неожиданно появляется незнакомка и разрушает её труд. (Курочка Ряба).
6.Женщина, обладая властью, отравляет свою родственницу, но её оживляет любимый. Назовите его имя? (Елисей).
7.Герой русских сказок постоянно нарушает права других, угрожая им и вмешиваясь в их личную жизнь. (Кощей Бессмертный).
Итог: Игра подошла к концу, и теперь мне важно напомнить о ключевых нормативных актах, которые защищают и регулируют права детей:
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Основы законодательства Российской Федерации о защите здоровья граждан
Федеральный закон об образовании
Закон о базовых гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Эти нормативные акты служат основой правового поля, обеспечивающего защиту и поддержку прав детей в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует право на образование, здоровье, а также равенство перед законом, что закладывает фундамент для защиты детских прав. Семейный кодекс определяет права и обязанности родителей, а также регулирует вопросы опеки и попечительства, что особенно важно для детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы законодательства о защите здоровья граждан подчеркивают значение медицинской помощи и профилактики заболеваний, что критически важно для обеспечения физического и психического благополучия детей. Федеральный закон об образовании устанавливает права ребенка на доступ к качественному образованию, что является ключевым аспектом их будущего.
Приложение 1
Тур 2. Знатоки права
«Права или обязанности» - распределите в две колонки права и обязанности школьников (в таблицу заносятся цифры, соответствующие действиям)
Бесплатное образование
Активность в приобретении знаний
Уважать мнение всех учащихся и учителей
Удобное рабочее место
Посещать школу в предназначенное для этого время
Защита личной собственности
Посещение школьных мероприятий
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
Вести себя корректно на переменах и на уроках
Деловое сотрудничество с учителем
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
Беречь школьное имущество
КВЕСТ-ИГРА «ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН»
1 тур. Разминка |
2 тур. Знатоки права |
3 тур. Угадай-ка |