Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 12»
Гаткинского сельского поселения
Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края
Краевой этап XVIВсероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь организаторам туристко-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками
Номинация: информационно-методические материалы.
Квест-игра
«МАНГБО НАЙНИ»
(Люди Амура)
| Работу выполнил: Новикова Лариса Александровна, учитель истории МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края |
Советско-Гаванский район
2019 год
Пояснительная записка.
Данная разработка составлена для работы со школьниками 3-4 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на воспитании у участников квеста уважительного отношения к разным народностям.
Изучение культуры родного края остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей интереса к культуре, традициям, искусству коренных народов Хабаровского края. Этот фактор делает школьное краеведение особо ценным в деле патриотического воспитания школьников, так как позволяет реализовывать данную задачу не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая ребят к культурному наследию «малой родины».
Познание культуры родного края через игру, творчество, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы.
Именно поэтому, при выборе формы мероприятия, было принято решение об организации квест – игры.
Новизна мероприятия: каждая команда должна знать навыки пешеходного туризма, уметь ориентироваться на месте по карте. Проявить эрудицию в теоретической части.
Педагогическая целесообразность: мероприятие воспитывает любовь к малой родине, укрепляет дружеские связи, формирует нравственные качества, уважительное отношение к другим народам.
Игровая форма краеведческого занятия содержит в себе большие возможности развития у детей способностей, содействующих активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Квест игра позволяет расширить кругозор детей, практические навыки, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, воспитывает у школьников бережное отношение к истории, культуре родного края, страны.
Среди практических навыков, которые формируются у детей, необходимо выделить следующие:
планирование этапов прохождения маршрута, выполнения заданий;
отслеживание продвижения в выполнении задания;
соблюдение правил игры;
поиск необходимых ресурсов;
распределение обязанностей.
Таким образом, участие школьников в квест – игре будет способствовать не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит создать условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников, целенаправленному использованию их энергии.
Данная форма работы даёт возможность охватить большое число школьников социальнопозитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной культуры.
Данный материал можно применять на занятиях по краеведению, во внеурочной деятельности в начальных классах.
Цель игры:
Продолжить знакомство детей с коренной народностью Хабаровского края «нанайцы», с их обычаями, культурой, искусством, обобщить полученные ранее знания.
Воспитывать уважительное отношение к разным народностям.
Задачи игры:
Повышение мотивации к познавательной деятельности;
Активизация интереса учащихся к культуре, традициям, искусству коренных народов Хабаровского края;
Формирования навыка поиска необходимой информации;
Развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы.
Место проведения игры: здание МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сп Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Целевая аудитория: игровое занятие в форме квест-игры рассчитано на учащихся 3-4 классов.
Маршрут игры:
1. Традиционные занятия;
2. Религиозные верования;
3. Национальный костюм;
4. Жили-были сказки.
Условия игры: участникам мероприятия будут выданы маршрутные листы и они, самостоятельно выполняя задания игры, отправятся в путешествие по станциям. На каждой станции ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, выполняют различные задания. За ответы участники команд получают баллы. Победителем становится команда, которая получила наибольшее количество баллов.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы (нанайские сказки);
- знакомство с нанайскими играми;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- экскурсия в краеведческий музей, центральную библиотеку;
- изготовление куклы Акоан в национальном нанайском костюме.
Оборудование: доска, иллюстрации по теме игры, фломастеры, белый картон, цветная бумага, ножницы, шаблон куклы и халата, спортивный инвентарь.
Критерии оценок:
Количество пройденных маршрутов;
Правильность выполнения заданий и полнота ответов.
Подведение итогов игры проводит жюри, в состав которого входят педагоги школы.
Квест-игра «МАНГБО НАЙНИ» (Люди Амура)
Предварительное задание: из слов отгадок составляется кроссворд, на пересечении строк находится ключевое слово, которое обозначит тему нашего мероприятия.
Задание: решите кроссворд. Угадайте ключевое слово, вписывая ответы в клетки кроссворда (приложение № 1).
1. Я играю от души
Ритм очень труден
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … (Бубен)
2. По зверю в поле чистом
Очень меткий выстрел,
Который охотник-герой,
Умудряется сделать порой!
Что это? (Охота)
3. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь)
4. Сначала рыбку половили,
Потом ушицу сотворили,
И вплоть до самого утра,
Мы просидели у костра.
Хлебая вкусную уху,
Болтали чушь и чепуху.
Мы уезжаем с речки, жалко.
Эх, хороша была …. (Рыбалка)
5. Что за хвойный густой лес,
Труднопроходимый,
Вырос прямо до небес,
Весь необозримый? (Тайга)
6. Передача от поколения к поколению обычаев, праздников, это …..
(Традиция)
7. Добыча чего-либо, то, что можно взять у природы, это … (Промысел)
Ключевое слово – НАНАЙЦЫ.
Сегодня вам предстоит окунуться в загадочную, самобытную культуру коренной народности - нанайцев, ведущую своё начало с древнейших времён! Каждая команда должна придумать себе название, связанное с темой игры. Теперь отправляемся в путь по маршрутному листу. Желаю всем успехов.
Станция № 1 - «Традиционные занятия»
Рассказ ведущего о традиционных занятиях нанайцев: нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), коренной народ, проживающий по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Говорят на нанайском языке.
Основные традиционные занятия нанайцев — рыболовство и охота. Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр.Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Задание: для того, что бы стать хорошим охотником надо с детства воспитывать в себе смелость, ловкость, зоркость. Нанайские дети играли в различные игры, которые помогали воспитывать эти качества. Давайте сыграем в их народные игры.
Игра «Следы невиданных зверей». Определить правильно следы животных. За каждый правильный ответ +1 балл. В зачет идет общее количество баллов (приложение № 2).
Игра «Рыбаки Амура». Определить названия рыб Амура. За каждый правильный ответ +1 балл. В зачет идет общее количество баллов (приложение № 3).
Игра «Каюк». С закрытыми глазами, с помощью чуткого слуха, по повадкам, по походке (движениям), «охотник» должен определить животное. Детям одевают эмблемы с изображением животных и они показывают как передвигаются эти животные. «Охотник» определяет что это за животное. За каждый правильный ответ +1 балл. В зачет идет общее количество баллов.
Игра «Игра с кольцами». Игроки становятся у линии напротив кольев, держа в руке все кольца, и стараются по одному набросить их на колья. За каждый меткий бросок, попадание +1 балл. В зачет идет общее количество баллов.
Станция № 2 - «Религиозные верования»
Рассказ ведущего о религиозных верованиях нанайцев: Традиционная религия нанайцев - анимизм, шаманизм. Духи, в их представлениях, населяли все сферы неба, земли (тайгу, горы, реки, ручьи), подземные миры. Всеми природными ресурсами распоряжались духи-хозяева. Чтобы получить речные и таежные богатства, нанайцы молились в первую очередь главному божеству.
На местах промыслов молились, кормили духов хозяев каждого места, духа огня и других. Столетиями вырабатывалось у нанайцев бережное, уважительное отношение к природе, ко всему живому. Нанайцы не убивали тигра, а убив медведя, устраивали большой праздник, обращались со зверем как с «близким родственником», соблюдали множество запретов. Рыбаки молились водяным духам, перед началом каждого промыслового сезона. Пользовались амулетами, оберегами.
Имелись особые - шаманы. Шаманы, которыми могли быть и мужчины и женщины, боролись со злыми духами, применяя бубны, колотушки, другие предметы, особые костюмы, ритуальные стружки, пояса с различными металлическими подвесками.
Задание: рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен шаман и назовите предметы, которые он использует (приложение № 4).
За каждый правильный ответ +1 балл. В зачет идет общее количество баллов.
Станция № 3 - «Национальный костюм»
Рассказ ведущего о национальном нанайском костюме и его особенностях: Традиционная одежда нанайцев подразделялась на мужскую, женскую и детскую.
Традиционную одежду шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола. Ловкие женские руки научились делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации. Основной вид одежды приамурских народов — халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола. Халаты украшались орнаментом, каждый по-разному.
Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц. Он выделялся своеобразной формой и имел своё назначение. Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.
Цвет узора, и что данный цвет обозначает:
жёлтый – цвет солнца;
красный – цвет огня;

зелёный – цвет травы;
голубой – цвет воды, воздуха,
а также используются белый, чёрный и их оттенки.
Задание: изготовьте куклу Акоан в национальном нанайском костюме (приложение № 5).
Оборудование:
- картон белый (для изготовления куклы), цветная бумага (для изготовления халата), фломастеры,
- ножницы,
- шаблон куклы и халата.
Станция № 4 - «Жили-были сказки»
Нанайцы очень любят сказки и дорожат ими, передавая их друг другу из поколения в поколение, чтобы мудрость народа не исчезла. Каждый сказитель передает сказку по-своему, талантливо обогащая народный язык. В среде сказочников были и известные мудрецы. Их приглашали из стойбища к стойбищу и слушали их сказки все и дети и взрослые.
В нанайском фольклоре сказки делятся на мужские и женские. Женские сказки детям рассказывали матери, старшие сестры и бабушки. Мужские сказки – это героические эпосы, которые рассказывают только мужчины. Их героями являются богатыри и красавицы, которые могут превращаться в животных, а помощь им оказывают боги, духи-помощники и силы природы.
Задание: назови сказку по иллюстрации. За каждый правильный ответ +1 балл. В зачет идет общее количество баллов (приложение № 6).
Заключительный этап: подведение итогов и награждение победителей.
Дорогие ребята! Вот и закончилось наша игра. Пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю оценить вам сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали сегодня что-то для себя интересное. Топните, если ничего нового не узнали. Перед вами три смайлика. Выберите себе один из смайликов и прикрепите их на доску.
Маршрутный лист команды _________________________________
Станция | Задание | Баллы за ответ |
Предварительное задание | Разгадать кроссворд | |
Традиционные занятия | Определить животное по его следу | |
Определить названия рыб Амура | |
Определить животное закрытыми глазами | |
Меткое попадание кольцом | |
Религиозные верования | Назвать предметы, которые использует шаман | |
Национальный костюм | Изготовить куклу Акоан в национальном нанайском костюме | |
Жили-были сказки | Назвать сказку по иллюстрации | |
| Всего баллов: | |
Приложения: раздаточный материал участникам игры
Приложение № 1
Предварительное задание: реши кроссворд. Угадайте ключевое слово, вписывая ответы в клетки кроссворда.
1. Я играю от души
Ритм очень труден
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа …
2. По зверю в поле чистом
Очень меткий выстрел,
Который охотник-герой,
Умудряется сделать порой!
Что это?
3. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь.
4. Сначала рыбку половили,
Потом ушицу сотворили,
И вплоть до самого утра,
Мы просидели у костра.
Хлебая вкусную уху,
Болтали чушь и чепуху.
Мы уезжаем с речки, жалко.
Эх, хороша была ….
5. Что за хвойный густой лес,
Труднопроходимый,
Вырос прямо до небес,
Весь необозримый?
6. Передача от поколения к поколению обычаев, праздников, это …..
7. Добыча чего-либо, то, что можно взять у природы, это …
Задания к станции № 1 «Традиционные занятия»
Приложение № 2
Игра «Следы невиданных зверей»
Задание: определить животное по его следу
1. | 2.  |
3. | 4. |
5. | 6. |
7. | 8. |
9. | 10. |
Приложение № 3
Игра «Рыбаки Амура»
Задание: определить названия рыб Амура.
Задание к станции № 2 «Религиозные верования»
Приложение № 4
Задание: рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен шаман и назовите предметы, которые он использует.

Задание к станции № 3 «Национальный костюм»
Приложение № 5
Задание: изготовьте куклу Акоан в национальном нанайском костюме.
Шаблон куклы

Шаблон халата

Задание к станции № 4 «Жили-были сказки»
Приложение № 5
Задание: назови сказку по иллюстрации.
Ответы на задания:
Задание: определить животное по его следу.
Ответ:
Белка | Медведь |
Изюбр | Леопард |
Заяц | Тигр |
Рысь | Соболь |
Кабарга | Кабан |
Задание: определить названия рыб Амура.
Ответ:
Калуга
Осётр
Таймень
Кета
Щука
Задание: рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен шаман и назовите предметы, которые он использует.
Ответ: бубен, колотушка, амулеты, обереги, подвески на поясе и тд.
Задание: назови сказку по иллюстрации.
Ответ:
«Медведь и бурундук»
«Айога»
«Лиса и медведь»
«Самый сильный»
«Мэргэн и его друзья»
Источники:
http://faunazoo.ru/zhivotnye-xabarovskoj-oblasti
http://kcdod.khb.ru/files/documents/sbornik_amurskiy_zavitok__2016.pdf
http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=176
http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=93
https://fishki.net/1299385-ryby-reki-amur.html
https://nsportal.ru/user/664283/page/hudozhestvennye-remyosla-narodov-priamurya-ornamenty-narodov-priamurya-nanaytsev
https://taberko.livejournal.com/248527.html
https://www.myplanet-ua.com/zhivotnyj-mir-xabarovskogo-kraya/
Нагишкин Д. Амурские сказки.- СПб: Речь, 2016 г