Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»
КВЕСТ – ИГРА
«Направление на ПРАВО»
АВТОР: Карачева Юлия Игоревна, социальный педагог НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» |
п. Сентябрьский, 2022 г.
Квест-игра «Направление на «ПРАВО».
Пояснительная записка.
Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно (для педагогического сообщества привычнее использовать понятие станционная игра). «Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. В педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам.
Подобные интерактивные технологии, в силу своей конструктивности, доступности и относительной несложности в применении, могут стать эффективным инструментом в профилактической работе по формированию ответственности и предупреждению различных правонарушений среди обучающихся.
Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет приобрести массу положительных эмоций и повысить мотивацию к развитию познавательной деятельности, а также способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия личностного потенциала.
В современных условиях использование квест-игр актуально в учебно-воспитательном процессе это связано и с тем, что современные подростки продуктивнее усваивают знания в процессе самостоятельного поиска, изучения и систематизации новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию индивидуальных способностей детей.
Цель игры: повысить уровень правовых знаний среди участников образовательного процесса.
Задачи:
информирование участников образовательного процесса об основных правовых аспектах современного общества;
создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся;
Ожидаемые результаты:
развитие правовых компетентностей;
понимание и принятие детьми ценности здоровья (здорового образа жизни), правовой культуры, законопослушного поведения, ответственного отношения к своему здоровью;
освоение навыков коллективного творческого дела, проектной деятельности.
Игра рассчитана на учащихся 8- 11 классов.
Для проведения данного мероприятия желательно пригласить специалистов органов и учреждений системы профилактики: представителей ОМВД, специалистов КДН и ЗП, НР КЦСОН, так как данные специалисты смогут дать комментарии и исчерпывающие ответы на задания, выполняемые детьми.
Итогом работы, свидетельствующим о достижении результатов, должно стать успешное прохождение всех этапов игры.
ОСНОВНОЙ ЭТАП (Легенда)
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.
В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому название нашего правового квеста «Направление на ПРАВО».
ИНСТРУКЦИЯ.
Ваша основная цель - справиться с предложенными испытаниями.
1. Вам предстоит пройти маршрут от одного пункта к другому, решая поставленные задачи.
2. Все пункты вашего поиска необходимо отмечать на маршрутном листе.
3. Начинать свое движение вы должны от точки – СТАРТ.
4. Получая задания на станциях, обязательно обсудите все варианты ответа, предложенные командой. Ошибка может стоить вам времени.
5. В случае правильного ответа, вы получите ключ (цифру).
6. Ваша задача собирать ключи (цифры) в строгом соответствии с прохождением стаций (Указывается стационарный номер телефона из 6 цифр, например приемной директора).
7. Передвигаясь по станциям от одного объекта к другому, не забывайте о правилах поведения: не нарушать маршрут; не создавать препятствий другим командам.
8. При нарушении правил, мы вправе остановить движение команды на 5 минут.
9. Закончив испытания на последней станции, вся команда возвращается в актовый зал.
10. Команда набирает по порядку полученные в ходе испытаний номер телефона и звонит на него, тем самым оповещая, что игра командой окончена.
11.Победителем считается команда, первая, набравшая собранный номер телефона и совершившая звонок.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!
1 СТАНЦИЯ "Где логика" (приложение №1).
2 СТАНЦИЯ "Золотая рыбка" (приложение 2).
Инструкция:
Мы находимся на пруду, а в нем проживает "Золотая рыбка" исполняющая желания.
Я попрошу одного игрока из каждой команды подойти ко мне и вытянуть карточку, на которой будут указаны определенные желания.
Внимание, вопрос!
С какого возраста, и при каких условиях эти желания выполнимы?
Хочу жениться.
Хочу иметь свою фирму.
Хочу заработать.
Хочу водить машину.
Хочу иметь сотовый телефон.
Участники объясняют, с какого возраста и при каких условиях эти желания выполнимы. После выступления каждого участника, зачитывается комментарий.
Право на свою фирму. «Согласно Гражданскому кодексу мы вправе завести собственный бизнес в 14 лет, правда, с согласия родителей. Если они против этого, а личную фирму открыть все же хочется, можно подавать и в суд. Правда, тяжкую ношу ответственности за банкротства и долги нести придется папам и мамам. То-то они обрадуются!».
Право на заработки. «Если в коммерцию ты ударяться пока не собираешься, а просто нужны деньги на карманные расходы, приступать к 11 работе уже можешь также с 14. Опять же с разрешения родителей и в свободное от учебы время. А если, например, захочешь выступать на сцене или сниматься в кино, то на твой возраст никто вообще не обратит внимания, хоть с пеленок начинай. Рабочий день для 14-15-летних не должен превышать 5 часов, с 16 до 18 лет не больше 7 часов. Не на всякую работу пустят. В ночных клубах и казино поработать даже дворником не получится. А на спиртоводочный завод или табачную фабрику до совершеннолетия вход запрещен. Зато в отпуск на целый месяц можно уйти, когда захочется».
Право на вторую половинку. «Женитесь и размножайтесь, сказало нам государство. Жириновский ратовал за то, чтобы в брак мы могли вступать аж с 11 лет, но закон разрешает нам делать это только с 16 и то при наличии очень уважительных причин. Восторженный вопль «Мы так любим друг друга и хотим пожениться!» - веским аргументом для брака не считается. Зато спрашивать разрешения у папы и мамы с 18лет уже не обязательно».
Право на водительские права. «Правила дорожного движения ты можешь знать назубок хоть в ясельной группе детского сада, но к экзамену на получение водительских прав тебя допустят только в 17 лет, а само удостоверение до совершеннолетия тебе не видать. С мотоциклами и мотороллерами проще: при наличии прав спокойно ездить на них ты можешь уже с 16».
Бесправие на мобильник. По правилам многих компаний сотовой связи, ты можешь подключить мобильник на свое имя только с 16 лет, и то с письменного согласия родителей. Если тебе еще нет 16, придется вести в офис родителей и оформлять телефон на их имя.
3 СТАНЦИЯ "Свет мой зеркальце скажи" (приложение 3).
На этом этапе участникам выдаётся фраза/текст (Гимн РФ), написанный в зеркальном отражении. Прочитать его можно в зеркале (оно есть в классе) или в любой зеркальной поверхности (например, телефон). Участникам, необходимо определить, какой текст зашифрован, кто автор, какое значение имеет для страны.
4 СТАНЦИЯ «Виды юридической ответственности» (приложение 4).
Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)
Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)
Избил одноклассника (Уголовная)
Совершил кражу мобильного телефона (Уголовная)
Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
Переходил дорогу в неположенном месте (Административная)
Разбил мячом окно (Гражданская)
Нецензурно выражался в общественном месте (Административная)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
Подростки писали на стенах нецензурные слова (Административная)
5 СТАНЦИЯ «Определить проступок, правонарушение или преступление».
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ребята, что общего между проступком, правонарушением, преступлением?
Да, все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?
Конечно, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
Ситуация 1. Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе.
Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?
Да, Дима ничего противозаконного не совершил. Но он нарушил Устав школы, т.к. не посещал уроков в школе. А нарушение какого-либо пункта Устава школы считается проступком. Предусмотрено ли какое-либо наказание за проступок?
Да, ученик может получить выговор, директор может вызвать родителей в школу.
Ситуация 2.Старшеклассники поджидали детей за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.
Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?
Да, действия ребят противозаконны. Они совершили вымогательство преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Показать издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации» и «Кодекс об административной ответственности»).
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Ситуация 3. Старшеклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили пива. В аллее около Дома Культуры ребята распили пиво.
Как можно расценить их поведение?
Да, то не преступление, а административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению и преступлению. Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение. Приведите свой пример.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Ребята, а кто же несет ответственность за ваши действия, если вам нет 16-ти лет?
Конечно, родители.
Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Правильно: предупреждение, штраф, постановка на учет в полицию.
А могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Нет. В тюрьму сажают за преступления. Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Во сколько лет наступает уголовная ответственность?
Правильно, с 14-ти лет. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) суд может лишить подростка свободы и направить его в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников или приговорить к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений.
6 СТАНЦИЯ «Верно – неверно»
Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?
Ситуация 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.
Я считаю, что это проступок.
Дети поднимают карточки.
Объясните, почему это проступок.
Правильно, названные мальчики не нарушили закон, т.е. не совершили ни правонарушение, ни преступление. Следовательно, их действия можно расценить как проступок.
Есть ли у девочек выбор?
Да они должны уйти или попробовать поговорить с ребятами о том, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.
А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?
Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.
А должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И, если должны, то кому?
Да, родителям, старшим братьям, полицейскому.
Ситуация 2. Девочки возвращались домой после дискотеки. К ним подошла группа подростков и окружила их. Один из парней вырвал из рук Ирины сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили, что если они кому-нибудь расскажут о случившемся, то их найдут и разберутся с ними.
Я считаю, что это правонарушение.
Дети поднимают карточки.
Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?
Правильно, это преступление.
А какое именно?
Это грабеж – открытое хищение чужого имущества.
А должны ли девочки рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?
Правильно, девочки должны незамедлительно сообщить обо всем родителям и в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день – два.
Ситуация 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из сумки. Однажды она увидела, как несколько девочек роются у нее в сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу!», — сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», — ответили ей девочки.
Я считаю, что это проступок. Вы согласны? Дети поднимают карточки. Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Так, что же это по-вашему мнению?
Правильно, это преступление.
А какое именно?
Кража – тайное хищение чужого имущества.
Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?
Конечно, рассказать нужно учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.
Ситуация 4. Группа ребят вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассник Алексей предупредил, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята его жестоко избили.
По-моему это преступление. Согласны?
Дети поднимают карточки.
А какое преступление совершила группа ребят?
Они избили Алексея. Это – нанесение побоев.
А когда они забирали деньги у малышей – был грабеж.
Итак, мы с вами попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление.
Рефлексия:
Участники садятся в круг для подведения итогов и обсуждения вопросов:
Ребята, что сегодня вам показалось особенно интересным?
Какие чувства испытывали?
Узнали что-то новое? Что именно?
Зачем людям нужны права? И зачем их нужно защищать?
Почему нужно соблюдать не только свои, но и чужие права?
Ведущий: завершить наше мероприятие хотелось бы словами Станислава Леца: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает от множества проблем».
Благодарим за участие команды и поздравляем победителей!!!