В начальной школе к современному уроку предъявляется множество требований. Одно из главных- включение ученика в активную познавательную деятельность. Каждый ребенок очень любит игру, только формы игр со временем меняются. В настоящее время огромную популярность набирают квесты – игры необычного формата. Благодаря им каждый ребенок может проявить активность – как умственную, так и физическую.
Квесты – технологии нового поколения, технологии универсальные. В них можно совместить все предметы из начальной школы, включая даже ОБЖ. Это формат может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Квест – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели, научиться планировать свою деятельность, работать в команде, считаться с чужим мнением, решать нестандартные задачи. Главное –результат: знания детей и интерес к учебе.
Сегодня на уроках – квестах ставятся следующие задачи:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательная — воспитание умения работать в команде,
воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.
Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру.
Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов (головоломок, вопросов, ключей).
Этапы урока:
Подготовительный- формулировка темы создание всего контента мероприятия
Основной (очный) – формирование команд, выполнение заданий, прохождение маршрута
Итоговый – подведение итогов, презентация результатов квеста,
Рефлексия.
После выполнения заданий нужно обязательно подсчитать, сколько баллов набрала каждая группа (дети выполняют подсчет и выставляют оценку). Оценка может ставиться общая на всю группу или на каждого участника. Тогда это должно быть прописано в маршрутном листе.
Как я отмечала ранее, КВЕСТ – технология универсальная. Её можно использовать на различных предметах.
Интересно ее применять на уроках литературного чтения. Есть прием «сундучок времени». В него мы помещаем неизвестные слова, старинные предметы из произведения, зашифрованные с помощью ребусов и анаграмм имена главных героев. И на основе этого придумываем задания: найти значение слов или самим составить словарь неизвестных слов, подобрать пословицы с ними, составить кроссворд и др.
Большой интерес вызывают уроки с использованием «машины времени». Можно, например, отправиться в Древнюю Русь и там, выполнив задания, познакомиться с новой былиной или посетить Лукоморье, где кот ученый будет не только рассказывать сказки, но проверять знания учеников о творчестве А.С. Пушкина.
Во внеурочной деятельности КВЕСТЫ в начальной школе используются при организации предметных недель, проведении классных часов, экскурсий.
Таким образом, урок-квест отвечает требованиям к структуре урока.
Урок - квест содержит этапы, благоприятные для формирования УУД.
В течение урока формируются следующие УУД:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности;
осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
уметь распределять своё время;
умение осуществлять самоконтроль;
уметь выделять необходимую информацию.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию;
делать обобщения, выводы;
Коммуникативные:
умение работать в группе;
уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
уметь формулировать вопросы;
уметь отвечать на вопросы других;
уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.
Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. Преимуществом использования квеста является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению.
Квест- игра «По следам доктора Айболита»
Продолжительность – 80 минут
Участники – учащиеся 2-4 классов
Этапы | Действия | Оборудование |
1 этап. Приветствие. | Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! -Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один из материков нашей замечательной планеты Земля. А чтобы не заблудиться в пути нам нужна с вами…….карта. Злой Бармалей украл карту и спрятал ее в пирамиде Хеопса, а чтобы открыть дверь, получить карту и узнать что же за континент нас ждет,необходимо отгадать загадки – подсказки. - Готовы? Слушаем внимательно. 1 загадка: Раз-два- три-четыре, где-то уже, где-то шире; Где-то пять и где-то шесть, а местами и не счесть – Черно-белые полоски, как тельняшка у матроса. Что же то за зверь такой обмотался полосой? Но для вас ведь нет секрета, потому что это … (зебрА) 2 загадка: Есть копытный великан. Шея как подъемный кран, С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый. (жираФ) 3 загадка: Он толстокож и неуклюж, Ему река — не глубже луж. Всю жизнь несёт свой мощный рог — За что ж наказан... (носоРог) 4 загадка: Этот хищник неприятен Поедает всяку падаль Мерзкий взгляд,из пасти пена Ведь не зря зовут...........? ( гИена) 5 загадка: Живёт он в реках и болотах, Зубов так много,что не счесть И у него одна забота- Поймать кого-нибудь и съесть. (кроКодил) 6 загадка: Дом высокий у неё. Развесёлое житьё. Хвост - как пятая рука, Волосатая слегка. Ну, а может быть нога, Чтоб спасаться от врага? Кто проказницу узнает? Кто загадку отгадает? (обезьянА) -Молодцы!Действительно все эти животные обитают на черном континенте – Африке. Ну что ж, карту мы получили, отправляемся в путь! | Пирамида из картона,6 скрученных листов с загадками. |
2 этап – река Нил | - Ребята, и первая наша остановка- это река Нил. - Кто знает, где протекает эта река? (Ответы детей) Река Нил является одной из крупнейших водных артерий на нашей планете. Длина реки составляет более 6700 км, долгое время её считали самой длинной в мире. Затем было установлено, что расстояние между истоком и устьем Амазонки больше. Можно смело утверждать, что река практически полностью обеспечивает существование населения Африки. Нил отличается своим необычным «поведением». В жаркое время года он не засыхает, а выходит из берегов, изменяя оттенок и окрашивая близлежащие земли в красный цвет. А живут в этой реке крокодилы. Давайте заселим в Нил этих опасных хищных животных. | Цветная карта, шаблоны крокодилов из зеленой бумаги, ножницы, клей-карандаш. |
3 этап – Баобабы и розовый слон | Где баобабы вышли на склон, Жил на поляне розовый слон. Много весёлых было в нём сил, Скучную обувь он не носил. И решил как-то розовый слон обуть обувь скучную, неудобную. Прошел 5 метров и сломал свою большую тяжелую слоновью ногу. Давайте поможем розовому слону снова ходить и не болеть. Попробуем вместе с вами оказать первую помощь при переломе, вывихе и растяжении. (Детям показывается наглядно, как из подручных материалов можно наложить шину, повязку и т.д) | Пазл « Тело человека», интерактивные игры « Путешествие по организму человека»,бинты, шины, подручный материал: ветки деревьев,шнурок,линейка,карандаш. |
4 этап – пустыня Сахара | Песчаная серая даль, Барханы и несколько пальм, В Сахаре горячий песок, Колючка здесь лучший цветок. - Предлагаю вам возродить жизнь в пустыне Сахаре и посадить семена, когда они прорастут, то превратятся в прекрасные цветы. И Сахара задышит жизнью…. Не забудем полить землю. | Два лотка с землей для посадки семян, семена двулетних цветов ( анютины глазки), перчатки, совок, вода в лейке. |
5 этап- вулкан Килиманджаро | Сегодня покорил, друзья, вершину. Килиманджаро пик. Он - подо мной! Себе не веря, рот, трясясь, разинул. Смотрел, едва дыша, на мир Земной... Килиманджаро – самая высокая вершина Африки, высочайший стратовулкан Африки, находящийся на северо-востоке Танзании. - А вы хотели бы посмотреть, как вулкан извергает лаву на поверхность Земли? (ответы детей). Будьте очень осторожны, не подходите близко. | Муляж вулкана из гипса, опыт в коробке « Вулканчик», спички. ( Данный опыт проводит только взрослый очень аккуратно) |
6 этап – завершение путешествия | - Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие по Африке. - Вам понравилось? (ответы детей) А сейчас я дам каждому из вас по монетке и на волшебной карте давайте найдем материк Африку и наполним ее яркими красками. | Карта мира с покрытием «скретч»,монеты любого номинала. |