Квест- игра «Поможем Буратино вернуть золотые монеты»
для старшего дошкольного возраста
с применением лого-робота Умная пчелка.
Возраст детей: 5-7 лет
Воспитатель: Луговец Людмила Анатольевна
Актуальность данной разработки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Технологическая карта игры
Методический блок
Цель | Обобщение у детей старшего дошкольного возраста основных экономических понятий посредством логического мышления через игровую деятельность, с помощью стем - технологии. |
Задачи | - Закреплять умения ориентироваться на плоскости и в пространстве по карте – схеме, определять направление маршрута; - Обобщить знания детей о том, что можно купить, а что нельзя; - Закреплять навыки составлять и решать арифметические задачи на сложение в пределах 10. - Совершенствовать элементарные графические умения, необходимые для овладения письмом: рисовать различные линии в ограниченном пространстве. - Развивать сообразительность и самостоятельность логически мыслить, умения выполнять задания в определенных условиях; - Воспитывать навыки командной работы. |
Форма занятия | Квест – игра. |
Время занятия | 30 – 40 мин. |
Оснащение, дидактический материал | Лого-робот Умная пчелка, карта- схема, видео-запись обращения к детям Буратино, геометрические фигуры с заданиями, проектор, экран, умные весы, карточки с цифрами, иллюстрация к задаче, планшеты, рисунок озеро с рыбками, монетки-шоколадки, музыкальное сопровождение. |
Предварительная работа | Изучение материала по программе; Изготовление атрибутов, раздаточного материала и т.п. Оформление помещений в соответствии с игрой. Подготовить - конфеты; - подготовить станции для выполнения заданий; - нарисовать карту схему с маршрутом; - нарисовать озеро с рыбками; - нарисовать ворота и очаг. |
Методы и приемы | Игровой, словесный, наглядный и практическая деятельность |
Методы создания мотивации. | Самостоятельная работа. Чередование приемов работы. Использование инновационных стем- технологий (квест – игра, умная пчёлка, умные весы, планшет, телевизор). |
Содержательный блок
Аннотация.
Игра состоит из 5 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по групповому помещению детского сада. В ходе развития сюжета дети выполняют различные задания, которые им предлагают герои сказки. Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованием ФГОС ДО.
Содержание деятельности.
Раздаётся телефонный звонок.
(разговор по телефону)
Воспитатель: Алло, здравствуйте, да, всё верно, это детский сад. Хорошо, огромное, вам, спасибо.
Воспитатель: Ребята, мне сообщили, что нам поступило какое-то видеосообщение. Давайте его посмотрим.
На экране появляется Буратино. Видеосообщение.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я опять потерял монеты, хотел их спрятать и забыл где. Но у меня есть карта с заданиями, которыми я не могу справиться, они мне не понятны. Мои друзья сказали мне, что в вашем детском саду самые активные , любознательные, умные дети и что вы любите выполнять необычные задания. Поэтому я прошу вас помочь мне найти монеты, но предупреждаю сразу, чтобы выполнить эти задания, вам потребуются знания по финансовой грамотности. А в помощь я отправил вам посылку с помощниками.
Воспитатель: Ребята, а вот и посылка. Давайте посмотрим, что здесь?
Посмотрите, здесь какая-то карта.
- Давайте рассмотрим её
- Что мы видим на ней?
- Герои какой сказки изображены здесь?
- Верно, «Золотой ключик или приключения Буратино».
- А что изображено стрелками?
- Правильно, маршрут.
- А для чего нам нужен маршрут?
- Верно, чтобы правильно двигаться в обозначенные пункты.
Чтобы найти верный путь Буратино нам прислал, что?
- Да, лого робота Умная пчела. Но сама по себе она двигаться не может, её нужно запрограммировать, т.е. составить алгоритм движения.
- Давайте вспомним, что такое алгоритм?
Правильно, ребята, алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата.
А сейчас Матвей напомни нам правила работы с Пчелой.
Теперь пора отправляться в путь.
Воспитатель:
- Итак, давайте посмотрим, где здесь начало?
- Правильно.
- Почему ты решил, что здесь начало пути?
- Какая геометрическая фигура здесь изображена?
- Верно, это квадрат. А почему вы решили, что это квадрат?
- Правильно, у квадрата 4 угла и 4 стороны, и все стороны равны.
Даша включи и поставь туда нашу пчёлку.
- Как вы думаете, кто подготовил нам первое задание.
- Верно, от Папа Карло.
- Но, чтобы двигаться дальше давайте посмотрим вокруг и найдём, где же находится в группе квадрат?
МУЗЫКА (Дети ищут квадрат)
Воспитатель: - Молодцы, вы нашли его. Ребята, а здесь задание.
1 сектор – Задание от Папы Карло.
(На слайде картинка с изображением Папы Карло.)
Воспитатель: - Ребята, Папа Карло хочет проверить, готовы ли вы помочь его сыну – Буратино и приготовил для нас задание ответить на вопросы по сказкам.
Презентация на слайде. Задание «По дороге сказки»
Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар.
(Муха-цокотуха, К.И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)
Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому.
(Старик, сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал»)
Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет есть его будущая жена?
Крот, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева.
(Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову.
(Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Из чего были сделаны орехи, которые грызла музыкальная белка, удивляя всех гостей? (Золото и изумруды, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
Воспитатель: - Молодцы, с первым заданием вы справились. Давайте пройдём к карте и посмотрим, какая у нас следующая геометрическая фигура.
(Дети проходят к карте)
- Треугольник
- Верно, треугольник. А почему вы решили, что это треугольник?
- Правильно, ребята, у треугольника 3 стороны и 3 угла.
- Давайте составим алгоритм.
(Используя карточки дети составляют алгоритм.)
- Ну что, алгоритм составлен, теперь запрограммируем нашу пчелку и отправим в путь.
- Вот мы пришли по нашему маршруту, к следующей фигуре.
- Как вы думаете, кто приготовил нам задание?
- Верно, это Лиса Алиса.
- Посмотрите, где нам найти треугольник?
Молодцы, нашли. Ребята, но здесь нет задания,
(Появляется Лиса Алиса и в руках держит задание)
Лиса Алиса: - Здравствуйте, ребята, ну что нашли треугольник, а задания там нет, оно у меня. Я хотела сама его выполнить, чтобы найти монеты, но, к сожалению, не могу справиться. Вы готовы выполнить задание? (Да)
Лиса Алиса: - Давайте, с вами поиграем. Игра называется «Что можно купить, а что нельзя»
Воспитатель: Ребята, но сначала давайте вспомним ВСЁ ли мы можем купить за деньги?
2 сектор – Задание Лисы Алисы.
Дидактическая игра «Что можно купить, а что нельзя».
Лиса Алиса: - Молодцы, сейчас я проверю, как вы знаете, что можно купить, а что нельзя.
Работа с карточками
- Правильно, ребята.
Лиса Алиса: - Молодцы, с заданием вы справились, ну а мне пора, до встречи.
Воспитатель: - Вот мы и добрались до следующей фигуру по нашему маршруту.
- Какая это фигура?
Воспитатель: - Верно, круг. А почему вы решили, что это круг?
- Да, у круга нет углов.
- Чтобы нам до него добраться, давайте составим алгоритм.
( с помощью карточек дети составляют алгоритм).
- Давайте наберём эти команды и укажем путь нашей пчёлке.
- Как вы думаете, кто приготовил нам задание?
- Верно, это Карабас Барабас.
- Посмотрите, где нам найти круг?
- Молодцы, нашли. Посмотрите, здесь какая-то коробка. Давайте посмотрим, что же нам приготовил Карабас Барабас.
- Ребята, здесь иллюстрация к задаче, давайте её решим. А в помощь Корабас Барабас нам прислал Умную сову.
(Задание с весами Умная сова)
3 сектор – Задание от Карабаса Барабаса.
Иллюстрация к задаче
Саша и Миша пришли в магазин игрушек. Саша купил 4 самолета, а Миша 3 самолета. Давайте вместе решим эту задачу.
Не можем решить, а почему?
Верно, задача не полная в ней отсутствует вопрос.
Давайте придумает вопрос.
Маша повтори задачу полностью.
- Назовите условие задачи?
- А какой вопрос задачи?
- А что мы должны сделать чтобы ответить на вопрос задачи? Решить
- Давайте попробуем решить нашу задачу.
- А Паша решит её используя умные весы.
- Какой ответ получился у Паши?
- Расскажи, как ты решал задачу
На одну сторону весов кладём цифры 4 и 3. Посчитал, и на другую чашу весов положил цифру, которая обозначает количество. Весы уровнялись, значит задача решена верно.
- Какой ответ задачи покажите мне.
- Ребята, верно мы с вами решили задачу? (Да)
- Ну что ж, тогда нам пора двигаться дальше.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами прошли уже половину пути, пора немного отдохнуть. Давайте встанем в круг и немного разомнемся.
Разминка «Монетки»
Воспитатель: - Немного отдохнули и отправляемся дальше в путь.
Давайте пройдём к карте и посмотрим, какая у нас следующая геометрическая фигура.
(Дети проходят к карте)
Воспитатель: - Верно, прямоугольник. А почему вы решили, что это прямоугольник? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны, но в отличии от квадрата 2 стороны длинные, а 2 короткие и они находятся друг напротив друга.
- Чтобы нам до него добраться, давайте составим алгоритм.
( с помощью карточек дети составляют алгоритм).
- Давайте наберём эти команды и укажем путь нашей пчёлке.
Воспитатель: - Вот мы и добрались до следующей фигуры по нашему маршруту.
- Как вы думаете, кто приготовил нам задание?
- Верно, это черепаха, а как звали черепаху в нашей сказке? (Тартилла)
- Посмотрите, где нам найти прямоугольник?
- Молодцы, нашли. Давайте посмотрим, что же она нам приготовила.
Воспитатель: - Ой, ребята, смотрите, озеро. Черепаха Тартилла, предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко».
- Посмотрите, как много рыбок плавает в озере, а рыбки с заданиями. Давайте каждый из вас поймает рыбку и мы выполним задания.
. (Дети ловят рыбку и отвечают на вопросы)
4 сектор – Задание от черепахи Тортиллы.
1. И врачу, и акробат, выдают за труд … (Зарплату).
2.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
3. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся:
И крупа, и самовар, называются … (Товар)
4. Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек. (Деньги)
5. У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка, Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду. (Копилка)
6. Кто товары продает — Молоко, сметану, мед? (Продавец)
7. Кто товары покупает, Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
8. Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? (В магазине)
(Ребята выполняют задания).
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием вы справились. Продолжаем нашу игру. Давайте пройдём к карте и посмотрим, что нас ждёт дальше.
(Дети проходят к карте)
Воспитатель: - Двери, верно.
- Чтобы нам до них добраться, давайте составим алгоритм.
( с помощью карточек дети составляют алгоритм).
- Давайте наберём эти команды и укажем путь нашей пчёлке.
- Ребята, мы выполнили все задания и дошли до заветной двери. Давайте найдём в группе такую дверь.
- Ребята, вспомните, а где в сказке была спрятана дверь?
Верно, за очагом, где у нас очаг? Давайте посмотрим есть ли за нашим очагом дверь?
Есть но она закрыта, а нас нет от неё ключика! Нам предстоит последнее испытание. Давайте нарисуем ключик и откроем дверь.
(Графический диктант)
(После того, как дети нарисовали ключ, открывают дверь и находят золотые монеты)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот мы и помогли Буратино найти его монеты!
Здесь и записка: «Кто найдет монеты, может оставить их себе!»
Ребята, мы с вами не жадные, поэтому возьмём себе по монетке, а остальные отправим Буратино. И посоветуем ему, чтобы деньги не терялись, где их надо хранить.
Правильно, в банке, там они не только сохраняются, но и приумножаются.
-Ребята, понравилось ли вам наша игра?
- Задание каких героев вам понравились?
Давайте возьмём наши планшеты и изобразим наше настроение. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, то всегда добьемся победы.
- А теперь пойдем отправим монетки Буратино.
- Ребята, здесь Карабас Барабас предлагает нам решить задачу, а к этой задаче есть иллюстрация.
Послушайте внимательно задачу.
Саша и Миша пришли в магазин игрушек. Саша купил 4 самолета, а Миша 3 самолета. Давайте вместе решим эту задачу.
Не можем решить, а почему?
Верно, задача не полная в ней отсутствует вопрос.
Давайте придумает вопрос.
Маша повтори задачу полностью.
- Назовите условие задачи?
- А какой вопрос задачи?
- А что мы должны сделать чтобы ответить на вопрос задачи? Решить
- Давайте попробуем решить нашу задачу.
В помощь Карабас Барабас нам прислал весы Умная сова и карточки
Паша решит её используя умные весы, а вы запишите решение с помощью карточек
- Какой ответ получился у Паши?
- Расскажи, как ты решал задачу
- А теперь покажите карточку с ответом ответ задачи покажите мне.
- Ребята, верно мы с вами решили задачу? (Да)
- Ну что ж, тогда нам пора двигаться дальше.
В: -Ребята, Папа Карло хочет проверить,
готовы ли вы помочь его сыну –
Буратино и приготовил для нас
задание ответить на вопросы по сказкам.
- Ой, ребята, смотрите, озеро.
Черепаха Тартилла, предлагает нам поиграть
в игру «Доскажи словечко».
- Посмотрите, как много рыбок плавает в озере,
а рыбки с заданиями. Давайте каждый из вас поймает рыбку
и дополнит предложение.
1. И врачу, и акробат, выдают за труд … (Зарплату).
2.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
3. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся:
И крупа, и самовар, называются … (Товар)
4. Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек. (Деньги)
5. У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка, Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду. (Копилка)
6. Кто товары продает — Молоко, сметану, мед? (Продавец)
7. Кто товары покупает, Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
8. Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? (В магазине)
- Ребята, здесь Карабас Барабас предлагает
нам решить задачу, а к этой задаче есть иллюстрация.
Послушайте внимательно задачу.
«Кто найдет монеты,
может оставить их себе!»